Темы статей
Выбрать темы

Внешняя и внутренняя структура совета

Кравченко Татьяна, аналитик ООО «ФАКТОР-МЕДИА», адвокат
Для осуществления полномочий в сфере местного самоуправления на соответствующей территории ОМС создают исполнительные органы. Но, как показывает практика, из-за неправильного понимания организационной структуры совета и его исполнительных органов советы часто допускают ошибки. Чтобы их избежать — поговорим о структуре совета.

Система ОМС

Так, ч. 3 ст. 140 Конституции Украины закреплено, что местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через ОМС: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.

Статьей 2 Закона № 280 предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется территориальными громадами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 280 сельские, поселковые, городские советы являются ОМС, представляющими соответствующие территориальные громады и осуществляющими от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины, этим и другими законами. Областные и районные советы являются ОМС, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, этим и другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами. Представительские ОМС, сельские, поселковые, городские головы, исполнительные органы местного самоуправления действуют по принципу распределения полномочий в порядке и пределах, определенных этим и другими законами.

Итак, как видим, систему ОМС образуют:

• территориальная громада;

• сельский, поселковый, городской совет;

• сельский, поселковый, городской голова;

• исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;

• староста;

• районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов;

• органы самоорганизации населения.

Структура совета

Внешняя структура соответствующего совета, это, так сказать, его внутреннее устройство, это совокупность органов, из которых он состоит. Каждый из таких органов имеет еще свое внутреннее строение, так называемую внутреннюю структуру совета.

Перечень таких органов определяет Закон № 280.

Так, предусматривается, что сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах (в случае их создания) советами для осуществления исполнительных функций и полномочий местного самоуправления в пределах, определенных этим и другими законами, создаются исполнительные органы советов (ст. 1 Закона № 280).

Исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы.

Сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет в пределах утвержденных им структуры и штатов может создавать отделы, управления и другие исполнительные органы для осуществления полномочий, относящихся к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов (ст. 54 Закона № 280).

Из чего можем определить, что структуру совета составляют:

• исполнительный комитет;

• другие исполнительные органы (управления, отделы, департаменты);

• комиссии, образуемые советом;

• подразделения, образуемые в аппарате совета и исполнительном комитете.

Особое место среди исполнительных органов занимает исполнительный комитет.

Исполнительный комитет является исполнительным органом общей компетенции сельского, поселкового, городского совета, он возглавляет систему исполнительных органов, налаживает их взаимодействие.

Он образуется советом на срок его полномочий в составе соответственно сельского, поселкового, городского головы, который возглавляет исполнительный комитет, его заместителя (заместителей) по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, других лиц. В состав исполнительного комитета по должности также входит секретарь соответствующего совета.

Основной формой работы исполнительного комитета является его заседание, а формой правового акта — решение.

Исполнительный комитет является подотчетным и подконтрольным совету, который его образовал, а по вопросам осуществления им полномочий органов исполнительной власти — также подконтрольным соответствующим органам исполнительной власти (ст. 51, 52, 53 Закона № 280).

Исполнительные комитеты являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом.

Исполнительному комитету подчиняются отделы, управления и другие исполнительные органы совета (ст. 54 Закона № 280).

ВАЖНО!

С учетом приведенного можно сделать вывод, что исполнительные комитеты являются органами, наделенными собственными полномочиями, являются структурно обособленными и имеют собственный аппарат, на который возлагаются функции по организации работы исполнительного комитета.

Кроме того, для осуществления полномочий, относящихся к ведению исполнительных органов этих советов, сельским, поселковым, городским, районным в городе советом образуются отделы, управления и другие исполнительные органы местного совета.

Отделы, управления создаются для управления определенными отраслями хозяйства, подчиненными коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями. Отделы и управления подотчетны и подконтрольны совету, подчинены исполнительному комитету и сельскому, поселковому, городскому голове. Их руководители назначаются и увольняются председателем совета единолично, а в случаях, предусмотренных законом, — по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.

Их основные функции, порядок деятельности определяются положениями об этих органах, утверждаемыми советом.

Сотрудники отделов, управлений действуют на основании должностных инструкций, утверждаемых их руководителями.

Отделы, управления могут создавать «подотделы» и секторы.

Итак, как видим, и исполнительный комитет, и отделы, управления являются исполнительными органами совета, но имеют разный правовой статус.

Так, исполнительный комитет является исполнительным органом общей компетенции сельского, поселкового, городского совета, осуществляющим административно-правовое регулирование подчиненных ему органов отраслевой и функциональной компетенции.

Отделы, управления и другие исполнительные органы совета являются его исполнительными органами отраслевой и функциональной компетенции, осуществляющими полномочия в соответствующей отрасли (решение Конституционного Суда Украины от 09.02.2000 г. № 1рп/2000, дело о местном самоуправлении № 15/2000).

Следовательно, исходя из анализа приведенных норм законодательства, создание некоторыми советами именно в составе исполнительного комитета, а не как отдельного исполнительного органа совета, например, отдела земельных ресурсов, который по характеру деятельности призван осуществлять полномочия в сфере регулирования земельных отношений во исполнение полномочий местного совета, будет не совсем правильным.

Кроме того, местными советами и исполнительными комитетами для организационного, правового, финансового и т. п. обеспечения деятельности самих советов, их органов в составе аппарата совета, исполнительного комитета создаются соответствующие подразделения, структура, штаты которых утверждаются советом по предложению председателя.

ВНИМАНИЕ!

Аппарат исполнительного комитета не тождественен аппарату местного совета, потому что имеет собственную структуру и создается для обеспечения деятельности именно исполнительного комитета, и поэтому исполнительный комитет ни в коем случае не может быть составной частью аппарата соответствующего совета.

Подразделения аппарата совета, исполнительного комитета также имеют название «отделы, службы и т. п.», что на практике вызывает неодинаковое понимание понятий «исполнительный орган» и «отдел, сектор, служба аппарата» исполнительного комитета или совета и, как следствие, ошибочное указание наименований исполнительных органов совета и подразделений аппарата совета, исполнительного комитета в положениях этих органов, должностных инструкциях должностных лиц этих отделов и управлений.

Например, если создается отдел аппарата совета или исполнительного комитета, то он будет называться как «отдел бухгалтерского учета и отчетности аппарата городского совета», «юридическая служба аппарата исполнительного комитета городского совета»; зато, если создается собственно исполнительный орган местного совета, именоваться последний будет как «департамент образования городского совета», наименование «подотдела» исполнительного органа совета (главного отдела) будет «управление образования Главного управления по гуманитарным и социальным вопросам городского совета».

Давайте рассмотрим то, что мы отметили выше, на примере исполнительного органа по регистрации/снятию с регистрации места проживания/пребывания.

Так, в соответствии с п. 3 Правил № 207 регистрация/снятие с регистрации места проживания/пребывания осуществляется исполнительным органом сельского, поселкового или городского совета, сельским головой (в случае если в соответствии с законом исполнительный орган сельского совета не образован) на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на которую распространяются полномочия соответствующего сельского, поселкового или городского совета.

Итак, исходя из требований Правил № 207, функции по регистрации/снятию с регистрации места проживания/пребывания возлагаются на исполнительный орган соответствующего совета (отдел, управление и т. п.).

Однако, как показывает практика, в некоторых советах допускают ошибки при создании исполнительных органов и определении их наименований.

Так, одним из местных советов был создан «отдел по вопросам регистрации места проживания аппарата исполнительного комитета городского совета».

При этом в положении об этом органе четко указано, что орган регистрации осуществляет полномочия, связанные с регистрацией, снятием с регистрации места проживания лиц на территории соответствующего городского совета, с формированием и ведением реестра территориальной громады; отдел является исполнительным органом соответствующего совета; цель деятельности отдела — обеспечение выполнения органами местного самоуправления задач и функций в сфере регистрации места проживания лиц, т. е. все полномочия именно исполнительного органа соответствующего совета.

Из чего делаем вывод, что учитывая возложенные на созданный отдел полномочия по регистрации места проживания, последний имеет статус исполнительного органа, как и предусмотрено законом, но в положении об органе отдел ошибочно назван как аппаратный отдел исполнительного комитета, а не как отдел по регистрации места проживания городского совета.

В другом случае городским советом был создан «отдел регистрации места проживания исполнительного комитета городского совета». В положении об отделе указано, что отдел регистрации места проживания является структурным подразделением исполнительного комитета городского совета и создается для обеспечения реализации государственной политики в сфере регистрации физических лиц по месту проживания с помощью средств Единого государственного демографического реестра с учетом организационного и технического обеспечения его реализации.

Отдел обеспечивает регистрацию/снятие с регистрации места проживания или места пребывания лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции.

Отдел является подотчетным и подконтрольным исполнительному комитету городского совета и непосредственно подчиняется управляющему делами исполнительного комитета.

Опять же, создан отдел регистрации места проживания, который имеет статус исполнительного органа городского совета, но наименование содержит ссылку не на городской совет, который его, собственно, и создал, а на исполнительный комитет, который может создавать лишь подразделения аппарата для выполнения деятельности по обеспечению работы исполнительного комитета.

ВАЖНО!

ОМС должны иметь четкое понимание статуса, направленности деятельности и функций исполнительных органов, чтобы избежать ошибок при их создании, и хорошо ориентироваться в наименованиях исполнительных органов в зависимости от их организационной структуры.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон № 280Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97ВР.

Правила № 207Правила регистрации места проживания, утвержденные постановлением КМУ от 02.03.2016 г. № 207.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше