13.04.2020

Новый «антивирусный» Закон № 540: что изменилось?

2 апреля 2020 года вступил в силу Закон № 540. Он внес изменения в некоторые законодательные акты Украины, в частности КЗоТ. Для работодателя эти изменения являются важным этапом в процессе урегулирования трудовых отношений с работниками на период карантина. Что именно изменил новый «антивирусный» закон, расскажем в нашей статье.

Одним из ключевых изменений является то, что законотворцы изложили в новой редакции ст. 60 КЗоТ. Теперь она имеет название — «Гибкий режим рабочего времени».

Однако ее содержание не совсем соответствует названию.

Все дело в том, что в новой редакции ст. 60 КЗоТ приведены правила и особенности введения гибкого режима рабочего времени, который обычно устанавливается непосредственно на рабочем месте, и дистанционной работы, которая выходит за рамки гибкого режима.

Кроме того, Законом № 540 изменена редакция ст. 113 КЗоТ, которая устанавливает порядок оплаты простоя. Отныне в ее содержании прописан порядок оплаты времени простоя в период карантина, установленный решением Кабмина. Проанализируем все изменения по порядку.

Гибкий режим рабочего времени

Это не новая форма организации труда, хотя раньше она прямо и не упоминалась в КЗоТ. Правовым основанием для ее введения была ст. 13 КЗоТ. А регулировалась она Методическими рекомендациями № 359. Что же изменилось в этой части в связи с внесением изменений в ст. 60 КЗоТ? А практически ничего.

Как и раньше, гибкий режим рабочего времени — это форма организации труда, которой допускается установление режима труда с саморегулированием времени начала, окончания рабочего дня. При этом должна быть соблюдена дневная, недельная или установленная на определенный период занятости (две недели, месяц и т. д.) норма продолжительности рабочего времени. Организация работы на условиях гибкого режима рабочего времени предусматривает три составляющих рабочего времени, на которые может быть разделен рабочий день (смена):

1) фиксированное время — время, когда работник обязательно должен присутствовать на рабочем месте и выполнять свои должностные обязанности;

2) сменное время — время, в течение которого работник по своему усмотрению может начинать/заканчивать рабочий день (смену) в пределах установленной нормы продолжительности рабочего времени;

3) время перерыва для отдыха и питания.

ВАЖНО!

Применение гибкого режима рабочего времени не влечет за собой изменений в нормировании, оплате труда и не влияет на объем трудовых прав работников.

Оплата труда (выплата надбавок, доплат и премий) во время гибкого режима труда осуществляется в общем порядке, определенном трудовым договором.

Если норма рабочего времени выполнена не полностью, то МЗП рассчитывается пропорционально отработанному времени. Это правило распространяется на все формы организации труда, ведь за выполнение работы работники получают заработную плату за отработанное время.

Кроме того, во время гибкого режима рабочего времени следует выполнять требование об уплате ЕСВ с МЗП. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ сумма ЕСВ по ставке 22 % для основного работника (без инвалидности), начисленная на зарплату, не должна быть меньше МЗП х 22 % (в 2020 году — 1039,06 грн).

Дистанционная работа

Теперь ее определение можно найти в ст. 60 КЗоТ.

Дистанционная (надомная) работа — это форма организации труда, при которой работник выполняет свою работу по месту его проживания или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, но вне помещения работодателя.

ВНИМАНИЕ!

По общему правилу трудовой договор о дистанционной работе заключается в письменной форме.

Соответствующими положениями была дополнена ч. 1 ст. 24 КЗоТ. В свою очередь, на время угрозы распространения эпидемии, пандемии и (или) на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера трудовой договор о дистанционной работе может заключаться в устной форме, путем издания соответствующего приказа. Такая льгота предусмотрена ч. 2 ст. 60 КЗоТ.

То есть если работодатель на основании соответствующих заявлений работников позволил им в период карантина работать дома и зафиксировал это в приказе (распоряжении), с которым ознакомил работников под подпись, то он сделал все правильно. Заключать письменные договоры о дистанционной (надомной) работе на «карантинный» период не нужно. Законодательство этого не требует.

По общему правилу работники, которые работают дома, распределяют рабочее время по своему усмотрению, на них не распространяются правила внутреннего трудового распорядка. Однако общая продолжительность рабочего времени не может превышать норм, предусмотренных ст. 50 и 51 КЗоТ. При необходимости в трудовом договоре (а если он не заключался — в приказе) можно прописать нормы, которые обязывают дистанционного работника придерживаться режима работы, установленного в учреждении.

Организовать дистанционную работу возможно с помощью специальных программ и сервисов. Так, например, работники могут работать через удаленный рабочий стол.

С компьютера или ноутбука подключаться к общему серверу и получать доступ к документам в общей системе.

Работники, которые выполняют работу дистанционно, могут общаться, проводить совещания с помощью мессенджеров, почты, скайпа.

Хорошо, если у работника есть соответствующее оборудование. Меньше проблем для работодателя. Если нужного оборудования у работника нет, то его может предоставить работодатель. Как правильно оформить передачу оборудования работнику, читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 12, с. 7.

Простой во время карантина

Общие правила

Оплата за время простоя осуществляется в соответствии со ст. 113 КЗоТ. Однако в указанной норме до определенного времени не был установлен порядок оплаты периода простоя во время карантина.

А потому с момента начала карантина у большинства работодателей возникал вопрос об оплате «карантинного» простоя (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 12, с. 11).

Решил его Закон № 540. Им, среди прочего, были внесены изменения в ч. 1 ст. 113 КЗоТ.

Отныне новая редакция этой нормы устанавливает, что время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного КМУ, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

К сожалению, не принимая во внимание все попытки и разъяснения специалистов Министерств, в частности МОН и Минмолодежьспорта, относительно оплаты времени простоя на период карантина в размере среднего заработка, законодатели приняли другое решение.

А потому время простоя на время карантина, установленного Кабмином, оплачивается из расчета не ниже 2/3 оклада (тарифной ставки). Однако формулировка «не ниже» оставляет место для маневров работодателю.

Соответственно оплата за время простоя может быть предусмотрена в больших, нежели установленных ч. 1 ст. 113 КЗоТ, размерах.

Такие условия обычно прописывают в отраслевых нормативных документах, на основании которых разрабатывается коллективный договор. Так, например, для работников заведений образования в п.п. 8.3.3 Отраслевого соглашения предусмотрено, что оплата простоя осуществляется в размере средней заработной платы, но не меньше тарифной ставки (должностного оклада).

А значит, работодателям, которые приостановили свою деятельность из-за карантина, при выплате заработной платы работникам следует руководствоваться положениями Закона № 540, а также учитывать положения коллективных договоров, если таковые заключались между сторонами.

О том, как рассчитать средний заработок в случае, если оплату времени простоя производят по «средней», мы рассказывали в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 12, с. 12. А теперь рассмотрим на примерах, как рассчитать оплату простоя исходя из 2/3 должностного оклада (тарифной ставки).

Расчет «не ниже 2/3»

Расчет оплаты за период простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) нужно проводить исходя из должностного оклада, указанного в штатном расписании.

При этом если работник имеет право на повышение должностного оклада, то в расчет берут оклад с учетом повышений. Включать в расчет надбавки и доплаты, которые предусмотрены работнику, не нужно.

ВАЖНО!

Если работник имеет право на повышение оклада, то в расчет берут оклад с учетом повышения, а вот премии, доплаты, надбавки не учитывают.

Если работнику установлено неполное рабочее время, то оплату за время простоя нужно рассчитывать исходя из должностного оклада (тарифной ставки) с учетом занятости.

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Оклад. В учреждении введен простой в связи с карантином с 12 марта по 24 апреля 2020 года. Оплата простоя согласно приказу руководителя осуществляется в размере 2/3 должностного оклада. Должностной оклад работника в соответствии со штатным расписанием составляет 4772,00 грн. В учреждении 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Сначала определим должностной оклад пропорционально рабочим дням месяца, не отработанным из-за простоя. В марте 2020 года он составляет:

4772,00 грн : 21 раб. дн. х 14 раб. дн. = 3181,33 грн,

где 21 раб. дн. — количество рабочих дней в марте 2020 года по графику работы учреждения;

14 раб. дн. — количество неотработанных рабочих дней с 12.03.2020 г. по 31.03.2020 г.

В апреле 2020 года:

4772,00 грн : 21 раб. дн. х 17 раб. дн. = 3863,05 грн,

где 21 раб. дн. — количество рабочих дней в апреле 2020 года по графику работы учреждения;

17 раб. дн. — количество неотработанных рабочих дней с 01.04.2020 г. по 24.04.2020 г.

Далее рассчитаем размер выплат за период простоя.

За март 2020 года работнику полагается:

3181,33 грн х 2/3 = 2120,89 грн.

За апрель:

3863,05 грн х 2/3 = 2575,37 грн.

Пример 2. Оклад + повышение. В учреждении введен простой в связи с карантином с 12 марта по 24 апреля 2020 года. Оплата простоя согласно приказу руководителя осуществляется в размере 2/3 должностного оклада. Должностной оклад работника составляет 4772,00 грн. Учреждение расположено в населенном пункте, который имеет статус горного. Его работникам положено повышение должностного оклада в размере 25 %. В учреждении 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Должностной оклад с учетом повышения на 25 % составляет:

4772,00 грн + 4772 х 25 % = 5965,00 грн.

Определим должностной оклад пропорционально рабочим дням месяца, не отработанным из-за простоя.

В марте 2020 года он составляет:

5965,00 грн : 21 раб. дн. х 14 раб. дн. = 3976,67 грн.

В апреле 2020 года:

5965,00 грн : 21 раб. дн. х 17 раб. дн. = 4828,81 грн.

Далее рассчитаем размер выплат за период простоя.

За март 2020 года работнику полагается:

3976,67 грн х 2/3 = 2651,11 грн.

За апрель:

4828,81 грн х 2/3 = 3219,21 грн.

Пример 3. Неполное рабочее время. В учреждении введен простой в связи с карантином с 12 марта по 24 апреля 2020 года. Период простоя согласно приказу руководителя учреждения оплачивают в размере 2/3 должностного оклада. Работник занимает 0,25 штатной единицы. Его оклад — 5087 грн. В учреждении 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Оклад с учетом занятости составляет:

5087,00 грн х 0,25 = 1271,75 грн.

Оплата времени простоя в марте 2020 года равна:

(1271,75 грн : 21 раб. дн.) х 14 раб. дн. х 2/3 = 565,22 грн.

Оплата времени простоя в апреле 2020 года составляет:

(1271,75 грн : 21 раб. дн.) х 17 раб. дн. х 2/3 = 686,34 грн.

Доплата до МЗП & простой

В связи с простоем сумма начисленной работнику заработной платы за месяц может оказаться ниже «минималки». Нужно ли ему начислять доплату до МЗП?

В соответствии со ст. 31 Закона об оплате труда размер заработной платы за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП. Если же норма труда выполнена, а сумма зарплаты ниже, то работодателю нужно рассчитать и начислить работнику доплату до «минималки».

В свою очередь, согласно п.п. 2.2.12 Инструкции № 5 оплата простоев не по вине работника является выплатой за неотработанное время. А сам простой приводит к невыполнению работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда.

А значит, для обеспечения минимального размера заработной платы (выполнения требования ст. 31 Закона об оплате труда) зарплату, начисленную работнику за фактически выполненную норму труда, следует сравнить с МЗП, рассчитанной пропорционально выполненной норме труда. При сравнительных расчетах оплату простоя не учитываем, потому что это выплата за неотработанное время.

«Простойные» выплаты & ЕСВ с МЗП

Оплата простоя не по вине работника входит в фонд дополнительной зарплаты (п.п. 2.2.12 Инструкции № 5). Поэтому начисляем ЕСВ, НДФЛ и ВС в общем порядке по правилам, определенным для зарплаты.

Если в простойном месяце база начисления ЕСВ по ставке 22 %, определенная по основному работнику (без инвалидности), окажется ниже минзарплаты, обязательно на разницу между этими двумя величинами начислите ЕСВ. То есть наличие простоя не исключает необходимости платить ЕСВ в размере не ниже минимального страхового взноса.

Рассмотрим пример с учетом вышеуказанного.

Пример 4. Простой и ЕСВ с МЗП. Оклад работника — 2102,00 грн. За март 2020 года работнику начислена основная зарплата в сумме 700,67 грн за 7 фактически отработанных дней и оплата времени простоя (14 раб. дн.) исходя из 2/3 оклада — 934,22 грн. Доплат, надбавок, премий нет. Количество рабочих дней в марте согласно графику работы учреждения — 21.

В сравнительных расчетах участвует только зарплата за фактически отработанное время

(700,67 грн).

Оплату простоя в расчет не берем.

«МЗП-уровень» составляет:

4723,00 грн : 21 раб. дн. х 7 раб. дн. = 1574,33 грн.

Заработная плата, рассчитанная исходя из уровня МЗП за фактически отработанные дни марта (1574,33 грн), выше зарплаты работника за фактически отработанное время (700,67 грн). Следовательно, работнику начисляем доплату до МЗП в сумме:

1574,33 - 700,67 = 873,66 (грн).

База начисления ЕСВ за март 2020 года равна:

700,67 + 873,66 + 934,22 = 2508,55 (грн).

Ее величина (2508,55 грн) ниже «минималки» (4723,00 грн), поэтому определяем разницу между этими двумя величинами (2214,45 грн) и доначисляем на нее ЕСВ.

Общая сумма ЕСВ будет составлять:

(2508,55 грн х 22 %) + (2214,45 грн х 22 %) = 1039,06 грн.

Доплата за борьбу с коронавирусом

Напомним, что с 17.03.2020 г. вступил в силу Закон № 530. В соответствии с п.п. 2 п. 5 разд. II «Заключительные положения» этого Закона Кабмин был обязан разработать порядок установления медицинским и другим работникам, занятым на работах по ликвидации коронавируса, доплаты в размере до 200 % зарплаты.

Как следствие Кабмин утвердил постановление № 246. Этим постановлением предусматривается, что на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения, распространения и ликвидацию коронавируса, устанавливается доплата в размере до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени.

Такая надбавка выплачивается:

1) в заведениях здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь больным коронавирусом, медицинским и другим работникам, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь больным коронавирусом;

2) медицинским и другим работникам специализированных бригад реагирования на случаи коронавируса центров экстренной медицинской помощи;

3) в государственных учреждениях здравоохранения, которые оказывают стационарную медицинскую помощь больным коронавирусом, медицинским и другим работникам, которые оказывают медицинскую помощь больным коронавирусом.

Заметим, что конкретный перечень должностей работников, которым устанавливается доплата за борьбу с коронавирусом, утверждается руководителем соответствующего заведения здравоохранения. Такая доплата устанавливается на период, определенный в постановлении № 211 (с изменениями). В настоящее время такой период установлен с 12.03.2020 г. до 24.04.2020 г. Но по решению Кабмина он может быть продлен.

Это значит, что работники, которым предусмотрена доплата, должны ее получить уже за март 2020 года. Об этом, в частности, говорит МОЗ на своем официальном сайте (moz.gov.ua). Кстати, перечень должностей медицинских и других работников, которым осуществляется доплата за март 2020 года, утвержден МОЗ в приказе № 768 (ср. ).

В свою очередь, п. 34 нового «антивирусного» Закона № 540 установлена дополнительная доплата за борьбу с коронавирусом в размере до 300 % заработной платы. Соответствующие изменения внесены в п. 5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 533.

Отдельная ли это доплата? Устанавливается ли она вместо той, которая предусмотрена в Законе № 530 (до 200 %)? Пока что непонятно. Порядок ее выплаты должно утвердить Правительство. Возможно, будет изменен текст постановления № 246. Поэтому ждем соответствующую нормативку.

Доплата работникам учреждений соцзащиты

Законом № 540 для работников сферы соцзащиты населения, которые непосредственно предоставляют соцуслуги по месту жительства/пребывания получателя этих услуг (дома), установлена доплата в размере до 100 % зарплаты на период борьбы с коронавирусом. Порядок установления такой доплаты пока что не урегулирован. Ожидаем его утверждения от Кабмина.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о ЕСВЗакон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 530Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX.

Закон № 533Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX.

Закон № 540Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-2019)» от 30.03.2020 г. № 540-IX.

Постановление № 211постановление КМУ «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 11.03.2020 г. № 211.

Постановление № 246 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 23.03.2020 г. № 246.

Методические рекомендации № 359Методические рекомендации по установлению гибкого режима рабочего времени, утвержденные приказом Минтруда и социальной политики от 04.10.2006 г. № 359.

Приказ № 768приказ МОЗ «Об утверждении Перечня должностей медицинских и прочих работников, непосредственно занятых в ликвидации эпидемии и осуществлении мер по предупреждению распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 и лечением пациентов со случаями острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, которым осуществляется доплата в размере трех окладов (тарифных ставок) за март 2020 года» от 02.04.2020 г. № 768.

Инструкция № 5Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 17.01.2004 г. № 5.

Отраслевое соглашение — Отраслевое соглашение между Министерством образования и науки Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2016 — 2020 годы.

Коронавирус — острая респираторная болезнь COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2.

МЗП — минимальная заработная плата.

ЕСВ — единый социальный взнос.