06.07.2020

Допороговые и упрощенные закупки: вопросы-ответы

Как правильно разграничить допороговые и упрощенные закупки по новому Закону? Какая вообще разница между такими закупками? По каким правилам необходимо проводить допороговые закупки? Какие документы и когда обнародовать в электронной системе? Кто должен заниматься допороговыми и упрощенными закупками в учреждении? Эти и многие другие вопросы сейчас волнуют заказчиков. Ответы на них — в нашем материале.

Какую закупку провести: упрощенную или допороговую?

Именно с этого вопроса и начнем. Ведь еще до недавнего времени Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон) размежевывал лишь допороговые и сверхпороговые закупки.

И для этого заказчики ориентировались на такой стоимостный предел, как 200 тыс. грн — для товаров и услуг и 1,5 млн грн — для работ.

А уже с 19 апреля Закон дополнительно разграничил допороговые и упрощенные закупки. Даже больше того — установил особые правила для упрощенных закупок.

Как играть по новым правилам и избежать ошибок? Именно с этим мы и разберемся сегодня.

В первую очередь определим: когда и как бюджетные учреждения могут проводить допороговые закупки, а когда — упрощенные. Начнем с допороговых закупок.

Допороговая или упрощенная закупка?

Закупки от 1 копейки до 50 тыс. грн — это допороговые (касается не только товаров и услуг, но и работ).

Внимание!

Допороговая закупка — от 1 коп. до 50 тыс. грн.

Теперь о стоимостном пределе для упрощенных закупок.

В п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона определено, что упрощенная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и является меньше стоимости, установленной в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона.

Это значит, что упрощенная закупка имеет стоимостный предел от 50 тыс. грн. При этом максимальный предел составляет для товаров и услуг 200 тыс. грн, а для работ — 1,5 млн грн.

Внимание!

Упрощенная закупка товаров, услуг — от 50 до 200 тыс. грн; работ — от 50 тыс. грн до 1,5 млн грн.

Таким образом, когда известна стоимость товаров, работ или услуг, которые необходимо приобрести, уже можно определять, какую закупку стоит планировать: допороговую или упрощенную.

Какие закупки включать в годовой план?

В основном этот вопрос возникает у тех заказчиков, которые невнимательно читали ст. 4 Закона. Процитируем ее:

«Статья 4. Планирование закупок и другие предпосылки осуществления закупок

1. Планирование закупок осуществляется на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг. Запланированные закупки включаются в годовой план закупок.

Годовой план и изменения к нему бесплатно обнародуются заказчиком в электронной системе закупок в течение пяти рабочих дней со дня утверждения годового плана и изменений к нему.

Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом».

Итак, в настоящее время все запланированные закупки товаров, работ и услуг необходимо включать в годовой план.

Важно!

Закупки от 1 коп. и больше обнародуем в годовом плане.

Это значит, что все закупки, т. е. от 1 коп. и больше, учреждение должно обнародовать в своем годовом плане.

Именно поэтому о таком документе, как приложение к годовому плану, можно забыть — с 19 апреля такой документ не составляют.

Кстати, годовой план заказчик должен обнародовать в электронной системе Prozorro. Срок обнародования — 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана и изменений к нему.

Отметим, что, как и раньше, составление годового плана и внесение в него изменений является предпосылкой осуществления закупок и предшествует их проведению. То есть сначала заказчик должен занести закупку в годовой план, а потом уже выполнять следующие действия.

Кроме того, учреждение в зависимости от имеющейся потребности может постепенно вносить изменения в годовой план, добавляя соответствующую информацию о запланированных закупках товаров, работ и услуг.

Но в любом случае помните: Закон запрещает заказчику делить предмет закупки на части с целью избежания проведения упрощенных закупок.

Годовой план закупок — есть ли исключения?

Мы давно привыкли, что законодательство не только предусматривает определенные требования и правила, но и содержит исключения из таких правил. В Законе также есть перечень товаров, работ и услуг, на закупку которых не распространяются его требования.

Такие случаи приведены в ч. 5 ст. 3 Закона. Они достаточно специфические, поэтому не будем их сейчас перечислять, найдете их в Законе. Именно в этих случаях товары, работы и услуги не требуют планирования в годовом плане.

Поэтому если вы планируете приобрести товары, работы и услуги, на которые не распространяется действие Закона, то вам не нужно заносить о них никакой информации в электронную систему Prozorro (в частности, и в годовой план).

Также в годовом плане не нужно планировать приобретение товаров, работ и услуг, которые по своей сути не являются закупкой в понимании Закона. О чем здесь идет речь? Например, о возмещении арендодателю стоимости коммунальных услуг.

Как проводить допороговые закупки?

Для таких закупок в ч. 3 ст. 3 Закона предусмотрены 3 варианта. Приведем их на схеме:

Рассмотрим каждый вариант.

Проводим закупку через электронную систему Prozorro.

Это уже знакомая многим процедура, правила проведения которой определены в приказе ГП «Прозорро». Имеем в виду Инструкцию о порядке использования электронной системы для осуществления закупок, стоимость которых является меньше стоимости, установленной в абзацах 2 и 3 части 1 статьи 2 ЗУ «О публичных закупках», утвержденную приказом ГП «Прозорро» от 19.03.2019 г. № 10 (с учетом изменений и дополнений).

Используем электронный каталог «Prozorro-market».

Конечно, у этого электронного каталога есть свои «+» и «-», но «+» больше. К тому же Минэкономразвития активно работает над этим закупочным инструментом. И уже совсем скоро закупочное сообщество ожидают приятные изменения в этом вопросе.

Закупку осуществляем без электронной системы. То есть для этого заказчик заключает прямой договор с поставщиком.

Какой вариант выбрать заказчику? Безусловно, в этой ситуации — выбор за вами. Более того, Закон никак не ограничивает вас в этом. Но те заказчики, которые выбрали 3 вариант, т. е. решили не осуществлять закупку через электронную систему Prozorro, а лишь — заключить договор, должны обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок (далее — отчет).

Кстати, в таком случае заказчик на общих основаниях включает такую допороговую закупку в годовой план. Также по этому вопросу советуем ознакомиться с разъяснениями Минэкономразвития, приведенными в письме «Об упрощенных закупках» от 05.05.2020 г. № 3304-04/28729-06 (далее — письмо // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 19).

В каких случаях обязательно обнародовать отчет?

В Законе четкого ответа на этот вопрос заказчики не найдут. Определенные разъяснения по этому вопросу стоит искать в письме. Поэтому далее давайте обобщим, в каких случаях заказчик должен обнародовать отчет.

Итак, запомните: обнародуют отчет в следующих случаях:

1) заказчик приобрел товар (товары), работы или услуги без использования системы Prozorro (в том числе без использования электронных каталогов) на сумму, не превышающую 50 тыс. грн. При этом такое приобретение подтверждается договором или любым другим документом (например, расходная или товарно-транспортная накладная, кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.). Стоит также отметить, что для такого случая Закон не определяет нижний предел суммы такого приобретения. Это значит, что заказчик обнародует отчет в случае осуществления закупки на сумму от 1 коп. до 50 тыс. грн;

2) заказчик приобрел товар (товары), работы или услуги без применения упрощенной закупки. Это касается ситуаций, когда стоимость приобретения превышает 50 тыс. грн, но меньше 200 тыс. грн — для товаров и услуг и 1,5 млн грн — для работ. Далее мы еще расскажем об этом подробнее;

3) заказчик приобрел товар с использованием электронных каталогов. В таком случае заказчик не принимает участия в формировании отчета, поскольку эту функцию электронная система выполняет автоматически;

4) заказчик приобрел гемопоэтические стволовые клетки, работы и услуги, связанные с их приобретением. В таком случае приобретение осуществляют без использования системы, независимо от стоимости такой закупки, но по результатам такой закупки заказчик должен обнародовать отчет. Срок обнародования отчета — 3 рабочих дня со дня заключения договора о закупке (ч. 1 ст. 10 Закона).

Вместе с тем существуют случаи, когда заказчик не обнародует отчет. Перечислим их:

1) заказчик заключил договор о закупке с применением упрощенной закупки (ст. 14 Закона);

2) заказчик приобрел предмет закупки, приведенный в перечне предметов закупки, на которые не распространяется действие Закона, а именно приведенные в ч. 5 ст. 3. В частности, исключения касаются закупки гемопоэтических стволовых клеток и/или работ и услуг, связанных с их приобретением.

Внимание!

Отчет обнародуют в течение трех рабочих дней со дня заключения договора о закупке.

Как обнародовать отчет о заключенном договоре?

Действительно, с одной стороны, Закон содержит требование об обнародовании отчета. Вместе с этим в нем нет ни одного указания о правилах обнародования такого отчета. Но здесь не надо волноваться. Выполнить требования Закона об обнародовании отчета не сложно. В первую очередь всю информацию о закупке и заключенном договоре заказчик должен обнародовать на своей электронной площадке.

Конечно, начинать выполнять требования Закона заказчик должен еще на этапе планирования закупки. А поэтому сначала заказчику придется занести необходимую информацию о предмете закупки в годовой план.

При обнародовании годового плана на электронной площадке вы выбираете такую опцию, как «Закупка без использования электронной системы закупок». После этого заполняете в соответствующих полях информацию о выбранном поставщике и заключенном с ним договоре.

И заключительный этап — это собственно создание отчета. Отметим, что сейчас электронные площадки уже обновили функционал для создания такого отчета. Поэтому технических проблем не должно возникать.

К тому же на многих площадках есть объяснение и пошаговый алгоритм о том, как обнародовать отчет. Поэтому, пожалуйста, пользуйтесь подсказками на своих площадках. Ну и конечно, если возникают вопросы, не стесняйтесь, а обращайтесь в службу техподдержки своей площадки.

Вот и все. Как видите — ничего сложного. Главное — помните: для обнародования такого отчета у вас есть 3 рабочих дня, которые вы отсчитываете со дня заключения договора. И это не ваше желание, а требование Закона.

Обнародовать ли договор о закупке, заключенный без электронной системы?

Что делать с договором о закупке, который был заключен без электронной системы? Обязательно ли заказчику его обнародовать?

Ответ такой: этот договор учреждению-заказчику не обязательно обнародовать.

Конечно, если вы, как заказчик, имеете такое желание, то, пожалуйста, загружайте этот документ в электронную систему. А если желания нет — не загружайте. Это исключительное право заказчика.

Но знайте главное — если вы приняли решение не обнародовать договор в электронной системе, то штраф за это вам не грозит.

Теперь переходим к следующим горячим вопросам. И касаются они упрощенных закупок.

Упрощенная закупка: право или обязанность?

Итак, как только у заказчика возникла потребность приобрести тот или иной товар, услуги или работы и стоимость такого предмета закупки превышает 50 тыс. грн, то, как ни крути, а придется выполнять требования Закона.

Причем для таких закупок Закон не предлагает заказчикам выбирать какой-то вариант. Здесь деваться некуда — необходимо выполнять требования ст. 14 Закона, поскольку именно она касается упрощенных закупок.

Вообще, не стоит пугаться упрощенных закупок. Ведь они по своей процедуре очень похожи на допороговые закупки, которые многие из вас раньше проводили через электронную систему Prozorro. А поэтому не сомневайтесь: вы с упрощенными закупками справитесь на отлично.

Наверное, больше всего вопросов возникнет у заказчиков, которые раньше не работали в электронной системе Prozorro. Поэтому таким заказчикам советуем внимательно почитать разъяснения Минэкономразвития об особенностях проведения упрощенной закупки, приведенные в письме.

Когда можно обойтись без упрощенных закупок?

Далее еще об одном интересном нововведении Закона.

Мы уже упоминали о том, что законодатели сначала устанавливают правила, а потом предусматривают исключения из них. Есть такие исключения и для упрощенных закупок.

Имеем в виду случаи, когда Закон позволяет заказчикам не применять упрощенную закупку, хотя стоимость предмета закупки товаров, работ или услуг превышает 50 тыс. грн.

Так, случаи, когда заказчики не применяют упрощенные закупки, приведены в ч. 7 ст. 3 Закона, а не в ст. 14. Вот они:

№ п/п

В каких случаях заказчики не применяют упрощенную закупку

Объяснения

1

Если была дважды отменена упрощенная закупка из-за отсутствия участников

При этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, требования к участнику не должны отличаться от тех, которые были определены заказчиком в объявлении об упрощенной закупке

2

Если работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования

Необходимо наличие одного из таких случаев:

• предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения;

• заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;

• отсутствие конкуренции по техническим причинам;

• существует необходимость защиты прав интеллектуальной собственности;

• заключение договора о закупке с поставщиком «последней надежды» на поставку электрической энергии или природного газа

3

Если существует неотложная необходимость в осуществлении закупки

Такая потребность связана с:

• возникновением объективных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения упрощенной закупки;

• обжалованием принятых решений, действий или бездеятельности заказчика после оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20 % от ожидаемой стоимости обжалуемого тендера;

• расторжением договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20 % от суммы, определенной в договоре о закупке, который расторгнут по вине такого участника

4

Если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара у того же поставщика, если в случае изменения поставщика заказчик был бы вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что привело бы к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием

Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость такой поставки не превышает 50 % цены договора о закупке

5

Если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость закупки дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника. Возможность и условия таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, который заключен по результатам проведения упрощенной процедуры

Закупка дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 % цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения упрощенной процедуры

6

Если осуществляется закупка услуг по адвокатской деятельности

7

Если закупка товаров осуществляется с использованием электронного каталога

8

Если закупка товаров и услуг осуществляется у предприятий общественных организаций лиц с инвалидностью

При применении этих исключений учтите следующее:

• заказчики на общих основаниях включают указанные закупки в годовой план, который обнародуют согласно требованиям ст. 4 Закона в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана и изменений к нему;

• заказчики заключают договор без использования электронной системы Prozorro, т. е. заключают прямой договор с поставщиками;

• вместе с тем заказчики обязательно обнародуют отчет о договоре, заключенном без использования электронной системы закупок, — в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора о закупке.

Поэтому при применении вышеупомянутых исключений будьте внимательны, чтобы не пропустить другие требования, предусмотренные в Законе, за которые предусмотрены соответствующие штрафы.

А теперь время поговорить о самом интересном. Как организовать закупочную деятельность в учреждении? Для начала выясним, кто должен заниматься упрощенными закупками.

Кто проводит упрощенные закупки?

По этому вопросу есть четкое требование Закона: ответственным за организацию и проведение процедуры упрощенной закупки является уполномоченное лицо.

Следовательно, упрощенными закупками в учреждении должно заниматься исключительно уполномоченное лицо, а не тендерный комитет.

Кто может быть уполномоченным лицом? Такое лицо — это служебное (должностное) или другое лицо, являющееся вашим работником.

В Законе предусмотрены три варианта назначения уполномоченного лица. Подробно каждый вариант такого назначения рассмотрен в материале «Уполномоченное лицо: как оплатить труд» (см. статью «Уполномоченное лицо: как оплатить труд» этого номера журнала).

Обращаем внимание: уполномоченные лица должны находиться с заказчиком именно в трудовых отношениях. А потому нельзя, например, заключить договор о предоставлении услуг для проведения упрощенных закупок со сторонним лицом, которое не является вашим работником.

Таким образом, для полноценной деятельности такого лица вам необходимо иметь приказ о назначении уполномоченного лица, которое будет ответственным за организацию и проведение упрощенных закупок.

Каким требованиям должно соответствовать такое лицо? Интересно, что Закон требует, чтобы такое лицо имело высшее образование. Вместе с этим он не привязывается к наличию исключительно юридического или экономического образования для такого лица. Это значит, что уполномоченное лицо может иметь и другое высшее образование, а не только юридическое или экономическое.

Когда назначать уполномоченное лицо?

В первую очередь ответ на этот вопрос зависит от того, есть ли в учреждении уже сейчас потребность в проведении упрощенной закупки. Если вы точно знаете, что в этом месяце у вас такой необходимости нет, то можете не назначать.

Но не советуем такое важное дело откладывать на потом. Ведь среди обязанностей, которые Закон возлагает именно на уполномоченное лицо, есть такие, как обнародование годового плана об упрощенных закупках.

Поэтому для того, чтобы такое лицо могло полноценно работать в электронной системе, оно должно заранее получить квалифицированную электронную подпись.

Уполномоченное лицо и тендерный комитет: как распределить обязанности?

Наверняка, те учреждения, которые до сих пор не спешат назначать уполномоченное лицо, пытаются найти другой вариант решения этого вопроса. Какой? Хотят упрощенные закупки «повесить» на тендерный комитет.

Но не советуем так поступать и идти на прямое нарушение требований Закона. Не пытайтесь упрощенные закупки перебросить на действующий в вашем учреждении тендерный комитет.

Конечно, в учреждении закупками может, как и раньше, заниматься и тендерный комитет, но только не упрощенными. Поскольку тендерный комитет занимается именно конкурентными процедурами.

К тому же напомним, что такие комитеты будут работать только до 1 января 2022 года. Потом всеми закупками (как упрощенными, так и сверхпороговыми) будут заниматься только уполномоченные лица.

Следовательно, для того, чтобы уже сейчас обязанности и полномочия тендерного комитета и уполномоченного лица не пересекались, следует четко размежевать все вопросы между ними. Также нужно решить, кто и какие закупки будет планировать и обнародовать в электронной системе. В таком случае каждый из них будет ответственным за организацию и проведение конкретных закупок.

Как лучше это сделать?

Для этого советуем утвердить такие документы, как Положение об уполномоченном лице и отдельно — Положение о тендерном комитете.

Многие спрашивают: где взять Примерное положение об уполномоченном лице? Сейчас пока как ориентир можно использовать Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице, утвержденное приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557. Но поскольку этот документ был разработан во исполнение требований Закона, который действовал до 19.04.2020 г., текст Примерного положения придется самостоятельно привести в соответствие с требованиями нового Закона. Как только Минэкономразвития утвердит Примерное положение об уполномоченном лице, вы сможете свой документ пересмотреть и утвердить новое положение.

Как уполномоченному лицу оформлять решение?

Все свои решения уполномоченное лицо должно оформлять протоколом. Относительно правил его составления Закон не содержит особых требований, поэтому этот момент вы решаете самостоятельно. Для целей выполнения предписаний Закона важно, чтобы протокол имел такие реквизиты, как дата принятия решения и подпись уполномоченного лица.

Поскольку закупочная тема почти каждый день бросает заказчику новые вызовы, у вас могут возникать дополнительные вопросы как об упрощенных, так и о допороговых закупках.

Возможно, вы не нашли ответы на все вопросы в этом материале. Но знайте, что вы можете направить в редакцию нашего журнала (bb@id.factor.ua) свой вопрос, а мы, со своей стороны, поможем вам с ним разобраться.