Темы статей
Выбрать темы

О применении статьи 17 Закона «О публичных закупках»

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
Письмо от 03.06.2020 г. № 3304-04/34835-06

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок относительно применения законодательства в сфере закупок сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (в редакции Закона от 19.09.2019 г. № 114-ІХ) определяет правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства, территориальных громад и объединенных территориальных громад.

Частью первой статьи 17 Закона установлен перечень оснований, при наличии которых заказчик, в частности, принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника.

Вместе с тем частью второй статьи 17 Закона предусмотрено основание, в соответствии с которым у заказчика есть право отказать участнику в участии в процедуре закупки и отклонить тендерное предложение участника.

В то же время в соответствии с частью третьей статьи 17 Закона участник процедуры закупки в электронной системе закупок во время подачи тендерного предложения подтверждает отсутствие оснований, предусмотренных пунктами 5, 6, 12 и 13 части первой и частью второй этой статьи. Способ документального подтверждения согласно законодательству относительно отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 5, 6, 12 и 13 части первой и частью второй этой статьи, определяется заказчиком для предоставления таких документов только победителем процедуры закупки через электронную систему закупок.

Следовательно, статьей 17 Закона предусмотрены основания для отказа в участии в процедуре закупки и отклонения тендерных предложений недобросовестных участников, которые являются банкротами, совершили коррупционные правонарушения, осуждены за преступления, совершенные из корыстных побуждений, и тому подобное.

При этом заказчик не требует документального подтверждения информации, которая обнародована в форме открытых данных и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным, или публичной информации, являющейся доступной в электронной системе закупок.

Об основании, предусмотренном пунктами 1, 7 части первой статьи 17 Закона

Заказчик не требует от участников и победителя процедуры закупки отсутствия оснований, определенных пунктами 1 и 7 части первой статьи 17 Закона.

Вместе с этим наличие/отсутствие указанных оснований для отклонения проверяется непосредственно заказчиком во время проведения процедур закупок.

Об основании, предусмотренном пунктами 5, 6, 12, 13 части первой и частью второй статьи 17 Закона

Заказчик устанавливает требование в тендерной документации относительно необходимости подтверждения участниками процедуры закупки в составе тендерного предложения отсутствия оснований, установленных пунктами 5, 6, 12 и 13 части первой и частью второй статьи 17 Закона, при этом подтверждение таких оснований может быть предусмотрено в произвольной форме.

В то же время для победителя процедуры закупки заказчик устанавливает требование в тендерной документации о предоставлении документального подтверждения согласно законодательству относительно отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 5, 6, 12 и 13 части первой и частью второй статьи 17 Закона, путем обнародования таких документов в электронной системе закупок в срок, который не превышает десяти дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке.

Об основаниях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11 части первой статьи 17 Закона

Подтверждение об отсутствии оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11 части первой статьи 17 Закона, не требуется от участников процедуры закупки и проверяется заказчиком самостоятельно во время проведения процедур закупок.

Вместе с этим согласно части пятой статьи 17 Закона заказчик не требует от победителя процедуры закупки документального подтверждения публичной информации, которая обнародована в форме открытых данных согласно закону Украины «О доступе к публичной информации» и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным, или публичной информации, являющейся доступной в электронной системе закупок.

Так, постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении положения о наборах данных, которые подлежат обнародованию в форме открытых данных» от 21.10.2015 г. № 835 утвержден Перечень наборов данных, которые подлежат обнародованию в форме открытых данных.

Итак, поскольку Законом запрещено требовать публичную информацию, которая обнародована в форме открытых данных согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации» и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным, или публичной информации, являющейся доступной в электронной системе закупок, документальное подтверждение относительно отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11 части первой статьи 17 Закона, не требуется от победителя процедуры закупки и проверяется заказчиком самостоятельно во время проведения процедур закупок.

Об информации о субподрядчиках/соисполнителях

В случае привлечения участником возможности других субъектов хозяйствования как субподрядчиков/соисполнителей в объеме не менее чем 20 процентов от стоимости договора о закупке в случае закупки работ или услуг, для подтверждения его соответствия квалификационным критериям заказчик проверяет таких субъектов хозяйствования на отсутствие оснований, определенных в части первой статьи 17 Закона.

Так, заказчик в тендерной документации устанавливает требование о предоставлении подтверждения оснований, предусмотренных пунктами 5, 6, 12 и 13 части первой статьи 17 Закона, за исключением пунктов 1 и 7 части первой статьи 17 Закона, для каждого субъекта хозяйствования, которые привлекаются как субподрядчики/соисполнители.

Кроме того, заказчик в тендерной документации может установить требование относительно субподрядчиков/соисполнителей о предоставлении подтверждения об отсутствии оснований, предусмотренных частью первой статьи 17 Закона, в произвольной форме.

Требование относительно оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11 части первой статьи 17 Закона, не требуется от субподрядчиков/соисполнителей и проверяется заказчиком самостоятельно во время проведения процедур закупок.

Об информации об объединениях участников

Частью второй статьи 22 Закона установлено, что для объединения участников заказчиком в тендерной документации указываются условия относительно предоставления информации и способа подтверждения соответствия таких участников, в частности основаниям, установленным статьей 17 данного Закона.

Исходя из содержания пункта 37 части первой статьи 1 Закона к объединению участников относятся: отдельное юридическое лицо, созданное путем объединения юридических лиц — резидентов; отдельное юридическое лицо, созданное путем объединения юридических лиц (резидентов и нерезидентов); объединение юридических лиц — нерезидентов с созданием или без создания отдельного юридического лица.

В соответствии со статьей 118 Хозяйственного кодекса Украины объединением предприятий является хозяйственная организация, образованная в составе двух или больше предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач. В объединение предприятий могут входить предприятия, образованные согласно законодательству других государств, а предприятия Украины могут входить в объединения предприятий, образованные на территории других государств. Объединение предприятий является юридическим лицом.

Вместе с тем в соответствии со статьей 5 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» иностранные субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины.

В соответствии с частью шестой статьи 55 ХК Украины субъекты хозяйствования, указанные в пункте первом части второй этой статьи, имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

Согласно пункту 1 части второй статьи 55 ХК Украины хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с этим Кодексом, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке.

Вместе с тем в соответствии с частью третьей статьи 117 ХК Украины деятельность филиалов, представительств и других обособленных подразделений предприятий, образованных по законодательству других государств, осуществляется на территории Украины в соответствии с законодательством Украины.

Следовательно, заказчик в тендерной документации устанавливает условия для объединения участников-резидентов, которые являются юридическими лицами относительно предоставления информации и способа подтверждения соответствия основаниям, установленным статьей 17 Закона аналогично, как для других участников процедуры закупки.

В то же время в случае участия объединения участников-нерезидентов заказчик в тендерной документации может установить условия относительно предоставления информации и способа подтверждения соответствия основаниям, установленным статьей 17 Закона, с учетом законодательства страны регистрации такого участника.

Об основаниях для отказа в участии в переговорной процедуре закупки в соответствии со статьей 17 Закона

Переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в случае наличия оснований, определенных в части второй статьи 40 Закона. Во время проведения переговоров заказчик требует от участника (участников) предоставить подтверждение об отсутствии оснований для отказа ему (им) в участии в процедуре закупки в соответствии с частью первой статьи 17 данного Закона, за исключением отдельных случаев, предусмотренных пунктами 2, 4, 5 части второй статьи 40 Закона.

Вместе с этим, проведение переговоров между заказчиком и участником (участниками) осуществляется до принятия решения о намерении заключить договор о закупке. При этом сообщение о намерении заключить договор о закупке обязательно бесплатно обнародуется в электронной системе закупок в течение одного дня после принятия решения.

Таким образом, поскольку проведение переговоров осуществляется до обнародования в электронной системе сообщения о намерении заключить договор о закупке, заказчик самостоятельно организует процесс проведения переговоров и может предусмотреть в приглашении принять участие в переговорной процедуре закупки предоставление участниками процедуры закупки информации в соответствии с частью первой статьи 17 Закона вне электронной системы закупок.

Об отклонении тендерного предложения

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 31 Закона заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае, если у участника процедуры закупки, в частности, имеются основания, установленные частью первой статьи 17 этого Закона.

При этом согласно пункту 3 части первой статьи 31 Закона заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае, если победитель процедуры закупки не предоставил способом, определенным в тендерной документации, документы, которые подтверждают отсутствие оснований, установленных статьей 17 данного Закона.

Следовательно, если победителем процедуры закупки документы, указанные в статье 17 Закона, не предоставлены через электронную систему/не предоставлены в срок, определенный Законом/не отвечают требованиям, определенным в тендерной документации, заказчик отклоняет такое предложение победителя в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 31 Закона.

Для однозначного понимания применения заказчиками статьи 17 Закона предлагаем ознакомиться в приложении с перечнем документов, необходимых для выполнения требований статьи 17 Закона.

Одновременно отмечаем, что письма Министерства не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор департамента сферы публичных закупок Министерства развития, экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Л. Лахтионова

Приложение

Об основаниях для отказа в участии в процедуре закупки

Основание для отклонения

Участники процедуры закупки

Победитель процедуры закупки

Часть первая статьи 17 Закона

1. Заказчик имеет неопровержимые доказательства того, что участник предлагает, дает или соглашается дать прямо либо опосредованно любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение относительно найма на работу, ценная вещь, услуга и т. п.) с целью повлиять на принятие решения относительно определения победителя процедуры закупки или применения заказчиком определенной процедуры закупки

проверяется непосредственно заказчиком во время проведения процедур закупок, документы от участников не требуются

проверяется непосредственно заказчиком во время проведения процедур закупок, документы от победителя не требуются

2. Сведения о юридическом лице, которое является участником процедуры закупки, внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения

проверяется непосредственно заказчиком в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, документы от участников не требуются

проверяется непосредственно заказчиком в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, документы от победителя не требуются

3. Служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, уполномоченное участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физическое лицо, которое является участником, было привлечено по закону к ответственности за совершение коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией

проверяется непосредственно заказчиком в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, документы от участников не требуются

проверяется непосредственно заказчиком в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, документы от победителя не требуются

4. Субъект хозяйствования (участник) в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 4 части второй статьи 6, пунктом 1 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, которые касаются искажения результатов тендеров

проверяется непосредственно заказчиком в Сводных сведениях о решениях органов Комитета о признании совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде искажения результатов торгов (тендеров) и наложения штрафа, документы от участников не требуются

проверяется непосредственно заказчиком в Сводных сведениях о решениях органов Комитета о признании совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде искажения результатов торгов (тендеров) и наложения штрафа, документы от победителя не требуются

5. Физическое лицо, которое является участником процедуры закупки, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связанное со взяточничеством и отмыванием средств), судимость по которому не снята или не погашена в установленном законом порядке

предоставляется участниками в произвольной форме

справка, выданная Министерством внутренних дел Украины, для предоставления физическим лицам сведений о привлечении к уголовной ответственности, отсутствии (наличии) судимости или ограничений, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Украины

6. Служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, которое подписало тендерное предложение (или уполномочено на подписание договора в случае переговорной процедуры закупки), было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связанное со взяточничеством, мошенничеством и отмыванием средств), судимость по которому не снята или не погашена в установленном законом порядке

7. Тендерное предложение подано участником конкурентной процедуры закупки или в переговорной процедуре участвует участник, который является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с уполномоченным лицом (лицами), и/или с руководителем заказчика

проверяется непосредственно заказчиком во время проведения процедур закупок, в частности информацию о перечне учредителей (участников) юридического лица; фамилия, имя, отчество лиц, которые выбираются (назначаются) в органы управления юридического лица, можно посмотреть в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований

проверяется непосредственно заказчиком во время проведения процедур закупок, документы от победителя не требуются

8. Участник процедуры закупки признан в установленном законом порядке банкротом и относительно него открыта ликвидационная процедура

проверяется непосредственно заказчиком в Едином реестре предприятий, по которым возбуждено производство по делу о банкротстве, документы от участников не требуются

проверяется непосредственно заказчиком в Едином реестре предприятий, по которым возбуждено производство по делу о банкротстве, документы от победителя не требуются

9. В Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований отсутствует информация, предусмотренная пунктом 9 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (кроме нерезидентов)

проверяется непосредственно заказчиком в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, документы от участников не требуются

проверяется непосредственно заказчиком в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, документы от победителя не требуются

10. Юридическое лицо, которое является участником процедуры закупки (кроме нерезидентов), не имеет антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) или работ равна либо превышает 20 миллионов гривен (в т. ч. по лоту)

предоставляется участниками копия антикоррупционной программы или копия приказа о назначении Уполномоченного по реализации антикоррупционной программы

документы от победителя не требуются

11. Участник процедуры закупки является лицом, к которому применена санкция в виде запрета на осуществление у него публичных закупок товаров, работ и услуг согласно Закону Украины «О санкциях»

проверяется непосредственно заказчиком, документы от участников не требуются (решение СНБО от 28.04.2017 г. (с изменениями) «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мероприятий (санкций)», утвержденное Указом Президента Украины от 15.05.2017 г. № 133/2017 и решение СНБО от 14.05.2020 г. «О применении, отмене и внесении изменений в персональные специальные экономические и другие ограничительные мероприятия (cанкции)», утвержденное Указом Президента Украины от 14.05.2020 г. № 184/2020). Более подробную информацию можно посмотреть в обобщенных ответах Уполномоченного органа по ссылке: www.me.gov.ua/InfoRez/DocumentsList?lang=uk-UA&id=f2e30594-ba6c-420f-9c24-2a852415a884&tag=InforezKnowledgeDb

проверяется непосредственно заказчиком во время проведения процедур закупок, документы от победителя не требуются

12. Служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, которое уполномочено участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физическое лицо, которое является участником, было привлечено по закону к ответственности за совершение правонарушения, связанного с использованием детского труда или любыми формами торговли людьми

предоставляется участниками в произвольной форме

справка, выданная Министерством внутренних дел Украины, для предоставления физическим лицам сведений о привлечении к уголовной ответственности, отсутствии (наличии) судимости или ограничений, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Украины

13. Участник процедуры закупки имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме случая, если такой участник осуществил мероприятия по рассрочке и отсрочке указанной задолженности в порядке и на условиях, определенных законодательством страны регистрации такого участника

Мероприятия по рассрочке и отсрочке указанной задолженности в порядке и на условиях, определенных законодательством страны регистрации такого участника

предоставляется участниками в произвольной форме

справка, выданная Государственной налоговой службой Украины об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины от 03.09.2018 г. № 733

Автоматически формируется в электронной системе закупок в результате интеграции электронной системы закупок с информационными системами Государственной фискальной службы Украины

Принятие соответствующего решения органа доходов и сборов и заключение договора о рассрочке (отсрочке) в соответствии с приказом Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 574

Часть вторая статьи 17 Закона

Участник процедуры закупки не выполнил свои обязательства по ранее заключенному договору о закупке с этим же заказчиком, что привело к его досрочному расторжению, и были применены санкции в виде штрафов и/или возмещения убытков — в течение трех лет с даты досрочного расторжения такого договора.

Участник процедуры закупки, находящийся в обстоятельствах, указанных в части второй статьи 17 Закона, может предоставить подтверждение принятия мер для доказывания своей надежности, несмотря на наличие соответствующего основания для отказа в участии в процедуре закупки. Для этого участник (субъект хозяйствования) должен доказать, что он уплатил или обязался уплатить соответствующие обязательства и возмещение нанесенных убытков

предоставляется участниками в произвольной форме

Документальное подтверждение для победителя определяется заказчиком в тендерной документации самостоятельно

Подробно по ссылке: www.me.gov.ua/InfoRez/Details?id=11ed44 bf -c3c6-428b-878d-b545f34729e3&lang=uk-UA

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше