О некоторых вопросах по оплате труда

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2020/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 21.05.2020 г. № 3511-06/32092-09

Минэкономики рассмотрело обращение <…> о некоторых вопросах по оплате труда <…> и в пределах компетенции сообщает.

1. Статьей 24 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) предусмотрено, что за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, в частности общественно полезные работы.

Согласно статье 311 КУоАП общественно полезные работы заключаются в выполнении лицом, которое совершило административное правонарушение, оплачиваемых работ, вид которых определяет соответствующий орган местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3251 КУоАП выполнение взыскания в виде общественно полезных работ осуществляется путем привлечения нарушителей к общественно полезному труду, вид которого определяется соответствующим органом местного самоуправления.

За выполнение общественно полезных работ нарушителю начисляется плата за выполненную им работу. Оплата труда осуществляется почасово за фактически отработанное время в размере не меньшем, чем установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Статьей З253 КУоАП предусмотрено, что на собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа по месту выполнения нарушителем общественно полезных работ возлагается, в частности, ведение учета и информирование органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере выполнения уголовных наказаний, о количестве отработанных нарушителем часов и начислении платы нарушителю за выполнение общественно полезных работ и перечислении ее на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы для дальнейшего погашения задолженности по уплате алиментов.

Вместе с тем, пунктом 13.13 Порядка выполнения административных взысканий в виде общественных работ, исправительных работ и общественно полезных работ, утвержденного приказом Минюста от 19.03.2013 № 474/5 и зарегистрированного в Минюсте 21.03.2013 под № 457/22989 (далее — Порядок № 474/5), в частности, установлено, что, если имеются основания, которые делают невозможным выполнение постановления суда, уполномоченный орган по вопросам пробации вносит в суд, который вынес постановление, представление относительно решения вопросов, связанных с выполнением постановления.

Кроме того, согласно пункту 13.17 Порядка № 474/5 в отбытый срок общественно полезных работ засчитывается только то время, в течение которого нарушитель выполнял общественно полезную работу на определенных объектах, что подтверждено уведомлением собственника предприятия.

Обращаем внимание на то, что, несмотря на ряд признаков, присущих трудовым отношениям, действующим законодательством не предусмотрена обязательность заключения трудового договора между нарушителем и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом. Однако законодательство не содержит также и запрета заключать в данном случае трудовые договоры.

Вместе с тем, с заключением трудового договора его стороны приобретают права и обязанности, определенные Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ).

Так, в связи с остановкой выполнения работы на основании трудового договора, вызванной отсутствием организационных или технических условий, необходимых для ее выполнения, неотвратимой силой или другими обстоятельствами, на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с требованиями КЗоТ следует вводить простой.

Согласно части первой статьи 113 КЗоТ время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже от двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

При случае информируем, что законодательством не предусмотрены нормы относительно обязанности собственника или уполномоченного им органа вводить на предприятии, в учреждении, организации простой при остановке выполнения работы на основании гражданско-правового договора, вызванной отсутствием организационных или технических условий, необходимых для ее выполнения, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.

2. Согласно части четвертой статьи 31 Закона Украины «О занятости населения» (далее — Закон) с лицами, участвующими в общественных работах, заключаются на срок, который суммарно в течение года не может превышать 180 календарных дней, срочные трудовые договоры для трудоустройства на созданные временные рабочие места. В соответствии с частью пятой статьи 31 Закона и пунктом 4 Порядка организации общественных и других работ временного характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.03.2013 № 175, на лиц, которые участвуют в общественных работах, распространяются государственные социальные гарантии, предусмотренные, в частности, законодательством о труде и занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании.

Таким образом, считаем, что лица, которые в соответствии со статьей 31 Закона участвуют в общественных работах, однако их не выполняют в связи с введением простоя, имеют право на оплату времени простоя на условиях, определенных статьей 113 КЗоТ.

3. Пунктом 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 № 100 (далее — Порядок № 100), установлено, что во всех случаях исчисления средней заработной платы, кроме оплаты времени отпусков и компенсации за неиспользованные отпуска, начисления проводятся исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.

Если в течение последних двух месяцев работник не работал, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.

В соответствии с пунктом 4 Порядка в случае, если в течение этого периода работник не отработал ни одного рабочего дня, расчет проводится исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного оклада.

Начисление выплат, которые исчисляются из средней заработной платы за последние два месяца работы, осуществляются путем умножения среднедневного заработка (рассчитанного с учетом пункта 8 Порядка) на число рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку.

Одновременно сообщаем, что письма министерств не являются нормативно-правовыми актами и имеют информационно-рекомендательный характер.

Заместитель Министра Ю. Свириденко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд