01.11.2021

КЭКР и КПКРК: ответы на интересные вопросы

Вопросы применения КЭКР и КПКРК постоянно поступают в нашу редакцию и обсуждаются в сообществе бухгалтеров. В этом материале ответим на самые популярные и интересные из них.

Применение КЭКР

Подписка на бумажные и электронные издания

По какому КЭКР проводить расходы на подписку электронных и бумажных периодических изданий?

Как всегда, в вопросах выбора КЭКР следует исходить из экономической сути платежа и руководствоваться Инструкцией № 333. Так, если речь о подписке на периодические издания (в т. ч. электронные), применяем КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п.п. 3 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

А оплату услуг доступа к информационным ресурсам следует осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (абз. 8 п.п. 1 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). В любом случае применение конкретного КЭКР напрямую зависит от формулировки предмета договора. Если в договоре прописано, что учреждение получает только возможность просматривать размещенную на определенном ресурсе информацию, то применяйте КЭКР 2240. Если же согласно договору вы с определенной периодичностью будете получать издания в бумажном и/или электронном виде, то используйте КЭКР 2210.

Другое дело — приобретение периодики для пополнения библиотечных фондов. В этом случае используйте КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования».

Повышение квалификации педработников

По какому КЭКР следует проводить расходы на повышение квалификации педработников по программе «Новая украинская школа»: 2250 или 2282?

Напомним: вопросы предоставления субвенции из госбюджета местным бюджетам по программе «Новая украинская школа» урегулированы Порядком № 2371. Так, субвенция может направляться, в частности, на повышение квалификации (п.п. 2 п. 4 Порядка № 237):

1 Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на обеспечение качественного, современного и доступного общего среднего образования «Новая украинская школа», утвержденные постановлением КМУ от 04.04.2018 № 237.

• учителей начальной школы по направлениям: осуществление формирующего оценивания учащихся, внедрение деятельностных, в частности игровых, методов обучения, организация инклюзивного обучения, использование цифровых технологий и технологий дистанционного обучения;

• учителей ЗОСО, которые будут обеспечивать реализацию нового Государственного стандарта базового среднего образования, по направлениям: профессиональная деятельность учителя, организация инклюзивного обучения, использование цифровых технологий и технологий дистанционного обучения;

• учителей, преподающих один или несколько учебных предметов (интегрированных курсов) на румынском или венгерском языках, по направлению: формирование предметных (отраслевых) компетентностей на государственном языке;

• ассистентов учителей.

Кроме того, предусмотрены расходы субвенции на повышение квалификации учителей, обеспечивающих получение образования учащимися 5 — 11 (12) классов ЗОСО, в соответствии с новыми методиками согласно Концепции «Новая украинская школа» по направлениям, определенным п. 15 Порядка № 8002. Это прописано в п.п. 4 п. 4 Порядка № 237.

2 Порядок повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 21.08.2019 № 800.

Теперь непосредственно о применении КЭКР.

Оплата согласно законодательству последипломной подготовки (переподготовки) кадров, повышения квалификации кадров по договорам проводится по КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» (п.п. 9 п.п. 2.2.8.2 Инструкции № 333). Но заметьте, что расходы на повышение квалификации по этому коду осуществляются при условии, что:

• заведения, проводящие повышение квалификации, имеют необходимую лицензию и/или

• результатом прохождения повышения квалификации является получение удостоверения (сертификата) установленного образца.

Иначе необходимо применять КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Это следует из п.п. 18 п. 2.2.4 Инструкции № 333. И несколько слов о КЭКР 2250 «Расходы на командировку». Его стоит применять только для расходов, связанных с командировками, таких как: оплата суточных, стоимости проживания, проезда и т. п.

Применение КПКРК

Учетная документация на памятники культуры

По какому КФК следует проводить расходы на изготовление учетной документации на памятники культурного наследия?

Учетную документацию на памятники культуры изготовляют в соответствии с Порядком № 1583. Ее составляют на объекты культурного наследия и она содержит данные о:

3 Порядок учета объектов культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры от 11.03.2013 № 158.

• ценностях;

• характерных свойствах, представляющих историко-культурную ценность;

• этапах развития;

• пространственных, функциональных характеристиках;

• состоянии сохранности;

• проведенных исследованиях объекта культурного наследия.

Состав учетной документации определен в п. 3 разд. ІІІ Порядка № 158. Так, учетная документация состоит из:

• учетной карточки (приложение 1 к Порядку № 158);

• исторической справки;

• материалов фотофиксации современного состояния объекта;

• акта состояния сохранности (приложение 2 к Порядку №158).

Теперь о кодах расходов на проведение расходов на изготовление учетной документации на объект культурного наследия. Напомним: на сегодня применяем не функциональную, а программную классификацию расходов.

Поэтому речь идет не о КФК, а о КПКРК. Конкретные виды КПКРК определены приказом № 7934.

4 Приказ Минфина «Об утверждении составляющих Программной классификации расходов и кредитования местного бюджета» от 20.09.2017 № 793.

Расходы на изготовление учетной документации на памятники культурного наследия следует проводить по КПКРК 7340 «Проектирование, реставрация и охрана памятников архитектуры».

Также отметим: памятники культурного и исторического наследия относятся к объектам благоустройства. Это предусмотрено п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 28075.

5 Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 № 2807-IV.

Поэтому расходы на содержание таких объектов можно проводить по КПКРК 6030 «Организация благоустройства населенных пунктов».

Экспертная оценка земельных участков

По какому КФК проводить оплату экспертной оценки земельных участков и закупку программного модуля для аудита земли? Нужна ли бюджетная программа?

Сначала о необходимости утверждения бюджетной программы.

В решении о местном бюджете бюджетные назначения устанавливаются главному распорядителю в разрезе ответственных исполнителей по всем бюджетным программам. Это четко определено в п. 2.4 разд. ІІ Инструкции № 8366. То есть при формировании и утверждении бюджета в программно-целевом формате должны быть сформированы бюджетные программы, охватывающие все без исключения расходы. Поэтому вы обязательно должны утвердить бюджетную программу.

6 Инструкция о статусе и особенностях участия в бюджетном процессе ответственных исполнителей бюджетных программ местных бюджетов, утвержденная приказом Минфина от 26.08.2014 № 836.

Другой вопрос: нужно ли составлять паспорт бюджетной программы? Паспорта бюджетных программ составляют все главные распорядители бюджетных средств по каждой бюджетной программе, кроме бюджетных программ, определенных в п. 1.2 разд. І Правил № 8367.

7 Правила составления паспортов бюджетных программ местных бюджетов и отчетов об их выполнении, утвержденные приказом Минфина от 26.08.2014 № 836.

Однако среди этих исключений нет бюджетных программ, связанных с расходами «на землю». Поэтому составлять паспорт бюджетной программы по таким расходам нужно.

И еще раз отмечаем: при программно-целевом методе бюджетирования применяем не функциональную, а программную классификацию расходов.

В частности, расходы на проведение экспертной оценки земельных участков следует планировать и осуществлять по КПКРК 7650 «Проведение экспертной денежной оценки земельного участка или права на него».

Другое дело — расходы на закупку программного модуля для аудита земель. Если этот модуль будет использовать в своей деятельности соответствующий ОМС, целесообразно применять КПКРК 0150 «Организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности областного совета, районного совета, районного в городе совета (в случае его создания), городского, поселкового, сельского советов».

Экспертная оценка выморочного наследства и бесхозяйного имущества

По какому КФК провести экспертную оценку выморочного наследства или бесхозяйного имущества?

Для организации работы по выявлению, учету и получению в коммунальную собственность имущества выморочного наследства и бесхозяйного имущества ОМС своим решением создают постоянно действующие комиссии.

Наследство, признанное судом выморочным, переходит в собственность ТГ по месту открытия наследства, а бесхозяйное недвижимое имущество — по его местонахождению (ч. 3 ст. 1277 ГКУ). После вступления в законную силу решения суда о признании имущества бесхозяйным (выморочным наследством) и его передачи в коммунальную собственность ТГ вышеуказанная комиссия готовит на рассмотрение очередной сессии местного совета проект решения о принятии такого имущества в коммунальную собственность.

Оплата услуг по экспертной оценке имущества и дальнейшей государственной регистрации права коммунальной собственности, проведение технической инвентаризации и изготовление техпаспорта на объект недвижимого имущества осуществляются за счет средств местного бюджета.

В этом случае целесообразно применять КПКРК 0180 «Иная деятельность в сфере государственного управления». Ведь по сути такие расходы осуществляет комиссия, действующая при самом совете или исполкоме.