15.11.2021
Сразу отметим: в этой ситуации заказчику не стоит рассчитывать на заключение допсоглашения к договору, заключенному по результатам упрощенной закупки. Объясним причины.
Главная причина заключается в том, что договор, заключенный по результатам упрощенной процедуры закупки, является договором о закупке в понимании Закона № 922. А это значит, что на такой договор в полной мере распространяются требования ст. 41 этого Закона.
То есть внести изменения в договор, заключенный по результатам упрощенной закупки, стороны могут только в случае изменения его существенных условий. Перечень причин, когда Закон № 922 позволяет изменять существенные условия договора и заключать допсоглашение, приведен в ч. 5 ст. 41 этого документа.
Но ни одно из оснований для внесения изменений в договор закупки не касается ситуации нашего читателя.
Таким образом, у заказчика нет шансов закупить дополнительные работы или услуги по текущему ремонту путем заключения допсоглашения к ранее заключенному договору об упрощенной закупке.
Но не все так плохо, как кажется. Дело в том, что в случае возникновения дополнительной потребности в работах или услугах, которую заказчик не мог предусмотреть, необходимо руководствоваться общими нормами Закона № 922.
В частности, при выборе процедуры закупки необходимо ориентироваться на ожидаемую стоимость имеющейся потребности в закупке указанного предмета закупки.
Так, этот Закон применяется к заказчикам, осуществляющим упрощенные закупки, т. е. приобретающим товары, работы и услуги стоимостью свыше 50 тыс. грн, но менее 200 тыс. грн для товаров и услуг и менее1,5 млн грн — для работ.
ВАЖНО!
Дополнительные работы или услуги → новый предмет закупки
Все сомнения по этому вопросу Минэкономики развеяло еще в прошлом году. Об основных аргументах можно узнать из его письма «О планировании закупок» от 03.09.2020 № 3304-04/54160-06.
Но не советуем в этой ситуации заказчику спешить начинать упрощенную закупку дополнительных работ или услуг по текущему ремонту. Поскольку Закон № 922 содержит исключения для применения упрощенных закупок.
Перечень таких случаев приведен в ч. 7 ст. 3 этого Закона. Рассмотрим один из таких случаев, который как раз касается нашей ситуации.
Для того чтобы закупить дополнительные работы или услуги без проведения упрощенной закупки, заказчику стоит помнить и соблюдать следующие требования (п. 5 ч. 7 ст. 3 Закона № 922):
1) иметь подтверждение того, что необходимость закупки дополнительных аналогичных работ (услуг) возникла после заключения договора о закупке;
2) подтвердить, что такие допработы (услуги) являются аналогичными. То есть это условие касается работ (услуг), являющихся тождественными видам работ и услуг, предусмотренным в основном договоре о закупке;
3) осуществлять закупку дополнительных аналогичных работ или услуг только у того же участника, с которым был заключен первоначальный договор;
4) провести закупку дополнительных аналогичных работ или услуг в течение трех лет после заключения договора о закупке;
5) общая стоимость дополнительных работ или услуг не превышает 50 % от цены основного договора о закупке;
6) основной договор о закупке должен быть заключен по результатам проведения тендера (упрощенной закупки).
Поэтому сначала взвесьте все «за» и «против» и проверьте, все ли вышеуказанные требования выполняются в вашем случае.
Если все ОК, тогда согласовывайте перечень и стоимость таких работ (услуг) со своим контрагентом и заключайте прямой договор.
ВНИМАНИЕ!
Закон № 922 позволяет закупить допработы или услуги без упрощенной закупки при условии выполнения определенных требований
При закупке дополнительных работ или услуг по текущему ремонту не забудьте:
• во-первых, иметь обоснованное и документальное подтверждение того, что такую дополнительную потребность в работах или услугах заказчик не мог предусмотреть изначально (т. е. на момент заключения основного договора). Это требование связано с тем, что заказчики не имеют права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов (упрощенных закупок);
• во-вторых, добавить такую новую закупку в годовой план закупок. Изменения в такой план необходимо обнародовать через электронную систему Prozorro в течение пяти рабочих дней со дня утверждения изменений в годовой план. Такие требования предусмотрены ч. 1 ст. 4 Закона № 922;
• в-третьих, такая закупка является новым предметом договора и новым предметом закупок. Поэтому определение такого предмета закупки необходимо осуществлять с учетом требований Порядка № 7081;
1 Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 15.04.2020 № 708.
• обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования электронной системы закупок. На необходимости обнародования такого отчета акцентировал внимание Минэкономики в письме «Об упрощенных закупках» от 05.05.2020 № 3304-04/28729-06 (ср. ). Срок обнародования такого отчета — три рабочих дня со дня заключения прямого договора.
При этом обратите внимание: обнародовать сам договор заказчик не обязан. Закон № 922 такого требования в отношении прямых договоров не содержит.