Сначала вспомним общие принципы осуществления предварительной оплаты бюджетными учреждениями. Прежде всего они прописаны в ч. 1 ст. 49 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Так, распорядитель бюджетных средств принимает решение об оплате товаров, работ и услуг после их фактического получения.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 49 БКУ Казначейство осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств при наличии:
1) соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения бюджета;
2) утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы;
3) соответствующих бюджетных ассигнований у распорядителей бюджетных средств.
Впрочем, из вышеупомянутого правила есть исключения, предусмотренные законодательством. В частности, распорядители и получатели бюджетных средств могут платить за товары, работы и услуги после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами КМУ, принятыми на основании и во исполнение БКУ и других законов Украины. Таким нормативно-правовым актом на сегодняшний день является постановление № 1070*.
Сроки проведения предварительной оплаты в основном зависят от того, к какой именно категории расходов относится закупка товаров, работ или услуг - текущих или капитальных.
В частности, распорядители (получатели) бюджетных средств в соответствии с п. 1 постановления № 1070 в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать предварительную оплату в приведенные в таблице сроки.
Перечень товаров, работ и услуг и сроки предварительной оплаты
Перечень товаров, работ и услуг | Срок предварительной оплаты |
Товары, работы и услуги по текущим расходам | не более трех месяцев |
Товары, работы и услуги по капитальным рас ходам и государственным контрактам (договорам) | не более 12 месяцев |
Периодические издания | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств; | не более 24 месяцев |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения национальной безопасности и обороны государства | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях |
Такие правила не касаются только зарубежных дипломатических учреждений, для которых условия осуществления предварительной оплаты определяются отдельно МИД Украины.
Размер и срок предварительной оплаты в пределах вышеупомянутых сроков, количество платежей по предварительной оплате в пределах срока, а также положение об осуществлении в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты тех товаров, работ и услуг, которые согласно договорам о закупке предусмотрено поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода, определяют главные распорядители бюджетных средств.
Об этом четко указано в п. 1 постановления № 1070.
Исходя из разъяснений, предоставленных Минфином в письме от 10.03.2020 № 04320-07-2/7631, становится понятным, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно решает, в каком именно документе он определит:
- конкретный перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых можно осуществлять предварительную оплату, учитывая особенности выполнения бюджетных программ;
- размер предварительной оплаты (от 1 до 100 %);
- срок предварительной оплаты;
- количество платежей по предварительной оплате;
- обязательность поставки товара, выполнения работ и предоставления услуг в том бюджетном периоде, в котором осуществлена предварительная оплата, или в следующем.
Обычно таким документом является Положение о предварительной оплате.
Также главный распорядитель бюджетных средств определяет количество платежей по предварительной оплате в пределах срока. При этом потребность должна быть обоснована, в частности, реальным состоянием поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг, помесячным распределением бюджетных ассигнований, сезонностью работ, циклом производства.
И именно главные распорядители бюджетных средств отвечают за принятое решение, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств в соответствии с требованиями БКУ.
Вывод
- Вы, как главный распорядитель бюджетных средств, вполне можете принять решение о проведении предварительной оплаты в размере 70 % на приобретение строительных материалов. Предоставлять разрешение на осуществление предварительной оплаты по каждому объекту не нужно, оно может быть общим. При этом все условия проведения предоплаты целесообразно прописать в отдельном Положении.