Темы статей
Выбрать темы

Социальная транспортная услуга: как определить стоимость?

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На балансе нашего территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее - терцентр) есть специализированный автомобиль. Как рассчитать стоимость социальной транспортной услуги?

Возможно ли предоставлять социальные транспортные услуги?

Бюджетные учреждения могут предоставлять только те виды платных услуг, которые разрешены к предоставлению законодательством.

ВНИМАНИЕ!

В случае предоставления платных услуг, не предусмотренных законодательством, всю сумму полученных за них средств придется отдать в бюджет

Это в свое время отметили специалисты Госказначейской службы в письме от 14.10.2011 № 16-04/918-2970.

Что касается учреждений социальной защиты, то при определении видов разрешенных к предоставлению платных услуг следует руководствоваться Перечнем № 1417*.

* Перечень социальных услуг, условия и порядок их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2009 № 1417.

В соответствии с п. 1 Перечня № 1417 терцентр, в частности, может предоставлять транспортные услуги.

Таким образом, волноваться не следует, терцентр вполне может предоставлять такую платную услугу, как социальная транспортная услуга.

Кому бесплатные, а кому платные услуги?

Определенным категориям граждан терцентры предоставляют услуги бесплатно, а определенным - за плату. Рассмотрим их.

В соответствии с п. 6 Перечня № 1417 терцентр обеспечивает бесплатное предоставление социальных услуг:

- гражданам преклонного возраста, лицам с инвалидностью, больным (из числа лиц трудоспособного возраста на период до установления им группы инвалидности, но не более четырех месяцев), которые не способны к самообслуживанию и не имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь, или родные являются гражданами преклонного возраста либо признаны лицами с инвалидностью в установленном порядке;

- гражданам, которые находятся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей и зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, стихийным бедствием, катастрофой (и имеют на своем содержании несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, лиц пожилого возраста, лиц с инвалидностью), если среднемесячный совокупный доход их семей ниже прожиточного минимума для семьи.

Платные же социальные услуги терцентр может предоставлять(п. 7 Перечня № 1417):

- гражданам преклонного возраста, лицам с инвалидностью, больным, которые не способны к самообслуживанию и имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь;

- гражданам, которые находятся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей и зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, стихийным бедствием, катастрофой (и имеют на своем содержании несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, лиц пожилого возраста, лиц с инвалидностью), если среднемесячный совокупный доход их семей выше прожиточного минимума для семьи.

Как рассчитать стоимость социальной услуги?

Конечно, было бы удобно, если бы тарифы на социальные услуги, предоставляемые терцентрами, были определены и установлены централизованно на государственном уровне. Однако на сегодня общегосударственных тарифов не существует, поэтому каждый терцентр определяет цены на платные социальные услуги самостоятельно.

Исходя из п. 7 Перечня № 1417, тарифы на платные социальные услуги устанавливаются терцентром в соответствии с постановлением № 268* и утверждаются его директором.

* Постановление КМУ "Об утверждении Порядка регулирования тарифов на платные социальные услуги" от 09.04.2005 № 268.

Но имейте в виду: постановление № 268 сейчас утратило силу и ему на смену пришло постановление № 428*.

* Постановление КМУ "Об утверждении Порядка регулирования тарифов на социальные услуги" от 01.06.2020 № 428.

К тому же еще в конце 2015 года были разработаны Методрекомендации № 1186*, которые могут пригодиться при определении стоимости платной социальной услуги.

* Методические рекомендации расчета стоимости социальных услуг, утвержденные приказом Минсоцполитики от 07.12.2015 № 1186.

Пункт 5 Методрекомендаций № 1186 предлагает стоимость социальной услуги рассчитывать в соответствии с экономически обоснованными плановыми расходами, определенными на основании государственных и отраслевых нормативов расходов ресурсов, калькуляции стоимости социальных услуг за счет бюджетных средств, с учетом цен на материальные ресурсы и услуги за предыдущий период на основе расчетных финансовых показателей.

Кстати, такой же подход к расчету стоимости платных услуг применяется и в других бюджетных отраслях.

Стоимость каждой социальной услуги целесообразно рассчитывать отдельно на основе типовой структуры расходов для определения стоимости социальной услуги в расчете на один человеко-час (в зависимости от условий предоставления социальной услуги), которая содержит статьи прямых и административных расходов.

Рассмотрим, какие именно статьи относятся к прямым, а какие к административным расходам.

К прямым расходам должны относиться(п. 7 Методрекомендаций № 1186):

- заработная плата и ЕСВ основного и вспомогательного персонала;

- приобретение товаров, работ и услуг, непосредственно связанных с предоставлением социальной услуги основным и вспомогательным персоналом (в т. ч. предметы, материалы, оборудование и инвентарь; медикаменты, перевязочные материалы; продукты питания; сопутствующие работы и услуги; другие расходы на приобретение товаров, работ и услуг);

- другие прямые расходы, необходимые для предоставления услуги (на транспортировку, ремонт и обслуживание специального оборудования и других специальных средств, амортизацию специального оборудования и других специальных средств и т. п.).

К административным рас ходам рекомендовано относить расходы(п. 8 Методрекомендаций № 1186):

- на заработную плату и ЕСВ административного, управленческого, хозяйственного и обслуживающего персонала;

- на возмещение ПФУ сумм фактических расходов на выплату и доставку пенсий, разницы между суммой пенсии, назначенной по Закону № 848*, и суммой пенсии, исчисленной в соответствии с другими законодательными актами, на которую имеет право лицо, которые согласно законодательству финансируются за счет средств предприятий, учреждений, организаций;

- на приобретение товаров, работ и услуг (в т. ч. предметы, материалы, оборудование и инвентарь; работы и услуги; прочие расходы);

- другие административные расходы (аренда и обслуживание помещений, зданий и сооружений; коммунальные услуги и энергоносители; связь; транспортные расходы на административные нужды; командировки работников; ремонт и обслуживание оборудования административного назначения; амортизация основных средств нематериальных активов и других необоротных материальных активов административного назначения и т. п.).

* Закон Украины "О научной и научно-технической деятельности" от 26.11.2015 № 848-VIII.

При определении стоимости социальной услуги каждый терцентр должен учесть свои собственные особенности и расходы.

ВАЖНО!

Админрасходы включаются в тариф на социальную услугу в размере не более 15 % расходов на оплату труда, определенных по нормам обслуживания для предоставления этой услуги работником (работниками)

Это предусмотрено п. 3 Порядка № 428.

Подробнее о предоставлении платных услуг бюджетными учреждениями читайте в материале "Предоставление платных услуг бюджетными учреждениями" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 36.

Выводы

  • Бюджетные учреждения могут предоставлять только те виды платных услуг, которые разрешены к предоставлению законодательством.
  • Терцентр имеет право предоставлять социальную транспортную услугу за плату.
  • Определенным категориям граждан терцентры предоставляют услуги бесплатно, а определенным - за плату. Такие категории граждан определены пп. 6 и 7 Перечня № 1417.
  • Стоимость социальной услуги следует рассчитывать в соответствии с экономически обоснованными плановыми расходами, связанными с ее предоставлением.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше