Операции по бесплатной передаче имущества между бюджетными учреждениями, подчиненными разным органам управления имуществом (разным главным распорядителям), всегда вызывают немало вопросов у бухгалтеров. Да и не удивительно. Ведь действующее законодательство по вопросам бухучета по этому поводу до сих пор не содержит четких норм и правил.
Фактически единственным ориентиром при решении подобных вопросов сейчас является письмо Минфина*. Именно в этом письме специалисты Министерства финансов в свое время объясняли, как следует отражать в бухгалтерском учете операции по бесплатной передаче-получению активов между разными органами управления объектами государственной (коммунальной) собственности.
* Письмо Минфина "Об отражении в бухгалтерском учете операций по бесплатной передаче, получению активов" от 05.01.2018 № 35200-02-2/609.
Напомним порядок отражения таких операций в бухучете с учетом выводов, приведенных в вышеупомянутом письме.
Так, операции по передаче МНМА между бюджетными учреждениями, которые подчинены разным органам управления имуществом и/или которые содержатся за счет разных бюджетов, не являются внутриведомственной передачей имущества.
Это значит, что при передаче таких активов учреждение должно списать их с баланса в общем порядке, предусмотренном п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121*.
Итак, отражение в бухучете операций по бесплатной передаче МНМА между разными органами управления имуществом предусматривает выполнение следующих трех шагов.
1. Начисляем амортизацию. По общему правилу при выбытии (списании) необоротных активов учреждение должно начислить амортизацию в месяце их выбытия.
Причем в случае списания МНМА в месяце их выбытия необходимо начислить остаток амортизации в размере 50 % первоначальной стоимости таких активов.
Начисление амортизации на МНМА показываем в учете следующим образом: Дт 8014, 8114 - Кт 1412.
2. Списываем первоначальную стоимость и сумму амортизации. Традиционно при списании (выбытии) необоротных активов учреждение должно списать первоначальную стоимость такого объекта и сумму начисленной амортизации.
Однако в случае списания МНМА такую операцию показываем в бухучете одной записью: Дт 1412 - Кт 1113.
3. Уменьшаем внесенный капитал + корректируем финрезультат. При списании необоротных активов, которые были приобретены за счет общего или специального фондов или бесплатно получены по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, необходимо первоначальную стоимость таких активов отнести к накопленным финансовым результатам. Тем самым мы уменьшаем сумму внесенного капитала на сумму первоначальной стоимости выбывших активов: Дт 5111 - Кт 5512. Эта корреспонденция предусмотрена п. 1.32 Типовой корреспонденции*.
И несколько слов о документальном оформлении такой операции.
В зависимости от того, кому учреждение передает МНМА, применяют разные формы документов:
- в случае передачи активов из коммунальной собственности в коммунальную, между учреждениями, подчиненными разным органам местного самоуправления, - Акт приема-передачи ОС по типовой форме, утвержденной приказом № 818*;
- в случае передачи активов из коммунальной собственности в государственную и наоборот - Акт приема-передачи по форме, приведенной в приложении к Порядку № 1482*.
В любом случае в таком Акте обязательно приводим названия объектов МНМА, их номенклатурные номера, первоначальную стоимость и сумму начисленной амортизации (на момент списания). Также указываем характеристики объектов и другие сведения.
На основании Акта приемки-передачи бухгалтер должен сделать соответствующую запись в Инвентарную карточку учета объекта ОС.
Также не забудьте передать вместе с МНМА первичные документы и учетные регистры (оригиналы или их копии) и другие документы, в которых указана стоимость приобретения (создания) таких объектов. Это предусмотрено п. 5 разд. III Методрекомендаций по бухучету ОС*. Кроме того, следует передать техническую документацию и Инвентарную карточку учета объекта ОС.
Пример. На основании решения местного совета с баланса школы бесплатно передана на баланс профессионального лицея областного совета бытовая техника, которая учитывалась на субсчете 1113.
Передача была оформлена Актом приемки-передачи ОС типовой формы. Согласно данным бухучета первоначальная стоимость переданных объектов и сумма начисленного износа - 35 тыс. грн.
№ з/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн | № м/о | |
дебет | кредит | ||||
1 | Начислена амортизация в месяце списания бытовой техники (остальные 50 %) | 8014 | 1412 | 17500 | 17 |
2 | Списана первоначальная стоимость бытовой техники и начисленный износ | 1412 | 1113 | 35000 | 9 |
3 | Отнесена к накопленным финрезультатам первоначальная стоимость техники при передаче | 5111 | 5512 | 35000 | 17 |
4 | Закрытие счета расходов | 5511 | 8014 | 17500 | 17 |
Выводы
- Передача МНМА между разными органами управления имуществом не является внутриведомственной передачей имущества.
- В случае передачи МНМА учреждение должно списать такие объекты со своего баланса. При этом следует списать их первоначальную стоимость и сумму начисленного износа.