** Текст приказа см. по ссылке: mof.gov.ua/uk/legal_acts_drafts_2024-712.
В чем суть изменений?
Главная цель запланированных изменений - согласование норм НП(С)БУ 122 с предписаниями Международного стандарта бухучета для госсектора 31 "Нематериальные активы" с учетом особенностей национального законодательства.
В частности, среди планов Минфина следующие:
- добавить определение "амортизация";
- расширить перечень расходов, которые отражают в учете как расходы, связанные с приобретением (созданием) нематериального актива (далее - НА);
- пересмотреть методологические принципы оценки и первоначального признания НА, полученных по операциям обмена;
- пересмотреть учетный подход к определению срока полезного использования (эксплуатации) и ликвидационной стоимости НА.
Рассмотрим подробнее указанные изменения.
Учет НА: каких изменений ждать?
1. Новая терминология. В НП(С)БУ 122 появится новый термин "амортизация". По аналогии с НП(С)БУ 121* под амортизацией понимают систематическое распределение амортизируемой стоимости НА в течение срока его полезного использования.
2. Критерии признания НА дополнены. Как и раньше, НА будут признавать активом, если:
- его можно идентифицировать (может быть выделен или отделен от других активов);
- и существует вероятность получения субъектом госсектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием;
- и/или если он имеет потенциал полезности и его стоимость может быть достоверно определена.
Кроме того, Минфин считает нужным относить к этой категории актив, возникающий в результате соглашений, имеющих обязательную силу независимо от того, могут ли они быть переданы или отделены от субъекта государственного сектора или от других прав и обязательств.
3. Оценка НА, полученных в обмен на другие активы, по-новому. Первоначальную стоимость НА, полученных в обмен на другие активы, учреждения будут определять на основании их справедливой стоимости на дату оприходования, а не остаточной стоимости полученного актива, как было раньше. Если же справедливую стоимость полученного или переданного объекта НА определить невозможно, тогда первоначальной стоимостью полученного объекта будет первоначальная (переоцененная) стоимость переданного актива с учетом суммы износа.
4. Перечень расходов, не являющихся НА, расширен. Перечень расходов, которые не признаются НА, а подлежат отражению в составе расходов соответствующего периода, расширен. В частности, в список таких расходов, приведенный в п. 12 разд. II НП(С)БУ 122, добавлены расходы на внутренне генерируемые бренды, заголовки, названия изданий, перечни пользователей услуг и другие подобные по своей сути объекты.
5. Уточнен подход к переоценке ранее переоцененных НА. Минфин уточнил порядок переоценки ранее переоцененных НА, для которых больше невозможно определить справедливую стоимость из-за отсутствия для него активного рынка. Этот актив следует отражать по переоцененной первоначальной стоимости на дату последней переоценки с использованием данных активного рынка. Причем такую стоимость необходимо будет уменьшить на суммы любой накопленной амортизации и любых накопленных потерь от обесценения.
6. Пересмотр срока эксплуатации, ликвидационной стоимости и метода начисления амортизации. Минфин планирует ряд нововведений по пересмотру срока полезного использования, ликвидационной стоимости и метода начисления амортизации НА. Одно из основных нововведений - учреждения должны будут пересматривать эти показатели на конец каждого отчетного года. Главное условие - ожидаемые изменения срока полезного использования актива в следующем периоде или изменения условий получения будущих экономических выгод от использования соответствующего НА.
При этом особое внимание Минфин уделил установлению срока полезного использования и дальнейшим действиям в отношении НА с неопределенным сроком их полезного использования. Так, эти активы также придется на конец каждого отчетного периода оценивать на наличие признаков неопределенности срока их полезного использования. Более того, информацию о причинах, подтверждающих оценку срока полезной эксплуатации НА как неопределенного, учреждения должны будут раскрывать в примечаниях к финотчетности.
И помните: информацию о любых изменениях срока полезного использования, ликвидационной стоимости и метода начисления амортизации НА следует отражать как изменения учетных оценок с учетом требований НП(С)БУ 125*.
7. Уточнен порядок начисления амортизации. Как и раньше, при начислении амортизации учреждения отражают увеличение суммы износа ОС и расходов. Но с введением изменений в НП(С)БУ 122 появится исключение из этого правила. Это касается случаев, когда сумму начисленной амортизации включают в себестоимость другого актива и балансовую стоимость такого актива.
ВНИМАНИЕ!
Все вышеуказанные изменения заработают с 01.01.2025.
Поэтому у нас еще достаточно времени, чтобы подготовиться к применению этих новаций.