Приобретение дров для ВПЛ: в какую очередь?
Прежде всего в период действия военного положения следует выяснить, в какую именно очередь возможно осуществить запланированные расходы. Для этого стоит обратиться к нормам Порядка № 590*.
Первоочередными неизменно остаются расходы на национальную безопасность и оборону. Зато подавляющее большинство расходов осуществляются во вторую очередь. Исчерпывающий перечень таких расходов приведен в п. 19 Порядка № 590. Причем эти расходы возможно проводить за средства как общего, так и специального фонда.
Исходя из п. 19 Порядка № 590, во вторую очередь возможно приобрести древесину топливную для бесплатной выдачи населению территорий, прилегающих к зоне проведения военных (боевых) действий, а также расходы на компенсацию расходов, связанных с доставкой древесины топливной населению.
Поэтому если речь идет о дровах для населения указанных территорий, то такие расходы, действительно, возможно провести во вторую очередь.
Другие же расходы на приобретение дров для населения, в т. ч. для ВПЛ, можно осуществить только в третью очередь. В частности, это касается и населения, проживающего на территории, не прилегающей к зоне боевых действий.
Также напомним: расходы на оплату любых товаров, работ и услуг можно проводить как за средства общего, так и за средства специального фонда при реализации проектов, выполнении программ помощи, которые поддерживаются ЕС, правительствами иностранных государств, иностранными финансовыми и донорскими учреждениями и международными финорганизациями, в т. ч. на условиях софинансирования.
Какой КПКВК применить?
Правильный КПКРК выбираем в соответствии с приказом № 793*.
По мнению специалистов Минфина, высказанному в письме от 17.11.2022 № 05120-02/2280, планирование и осуществление расходов местных бюджетов на приобретение топливной древесины для бесплатной выдачи населению территорий, прилегающих к зоне проведения военных (боевых) действий, необходимо осуществлять по КПКРК 3242 "Прочие мероприятия в сфере социальной защиты и социального обеспечения".
В то же время даже если дрова закупаются для населения других территорий, считаем целесообразным применять именно КПКРК 3242. И, кстати, расходы необходимо проводить именно так, как это предусмотрено местной программой.
Напомним: возможность утверждения местных целевых программ закреплена в п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280*. Так, к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.
* Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.97 № 280/97-ВР.
При этом возможность финансирования таких программ за счет средств местных бюджетов предусмотрена ч. 1 ст. 91 БКУ.
Поэтому если в местной программе предусмотрена именно закупка дров и предоставление населению непосредственно топливной древесины, а не средств, то именно так и нужно осуществлять расходы.
Какой КЭКР применить?
В вопросах избрания КЭКР следует исходить из экономической сути платежа и руководствоваться нормами Инструкции № 333*.
Подробно о применении КЭКР при приобретении дров для населения читайте в материале "Пеллеты для населения: по какому КЭКР приобретать?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 41.
Напомним лишь, что мнения специалистов Госказначейской службы и Минфина по этому поводу разделились. Первые убеждены в целесообразности применения КЭКР 2275, а вторые - КЭКР 2730.
Мы, со своей стороны, исходя из сути указанной операции, склоняемся к мнению минфиновцев.
ВАЖНО!
В случае приобретения топливной древесины для дальнейшей передачи населению целесообразно применять именно КЭКР 2730 "Прочие выплаты населению"
Дело в том, что орган местного самоуправления, отдел труда или другой орган, закупающий дрова в соответствии с местной программой, не будут использовать топливную древесину самостоятельно для производства тепловой энергии или другого вида энергии в своей деятельности. Они безвозмездно передадут дрова для использования населению.
Отказ Казначейства в проведении платежей: какие основания?
Поскольку работники Казначейства отказываются проводить указанные расходы, вспомним основания для такого отказа. Для этого обратимся к нормам п. 10.8 Порядка № 938*.
Так, платежная инструкция не принимается к исполнению в случае:
а) неправильного заполнения реквизитов и/или несоблюдения требований к оформлению платежной инструкции;
б) отсутствия в учете органов Казначейства соответствующих бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств;
в) несоответствия платежа зарегистрированным бюджетным обязательствам и бюджетным финансовым обязательствам;
г) несоответствия указанного КЭКР и классификации кредитования бюджета экономической характеристике платежа;
ґ) ограничения осуществления расходов и предоставления кредитов, что устанавливается нормативно-правовыми актами;
д) наложение ареста на средства, находящиеся на соответствующем счете распорядителя бюджетных средств;
е) остановка операций с бюджетными средствами на соответствующем счете распорядителя бюджетных средств;
є) отмены процедуры закупки / упрощенной закупки; вступления в законную силу решения суда о признании результатов процедуры закупки / упрощенной закупки недействительными и/или договора о закупке ничтожным; обжалования в соответствии со ст. 18 Закона № 922* на период приостановления процедуры закупки; наличия соответствующего решения органа обжалования в соответствии со ст. 18 Закона № 922;
ж) отсутствия или недостаточности остатков средств на соответствующих счетах бюджетных учреждений и организаций;
з) превышения показателей, утвержденных в сметах, планах ассигнований общего фонда местных бюджетов (за исключением предоставления кредитов из местных бюджетов), планах специального фонда местных бюджетов (за исключением собственных поступлений бюджетных учреждений и соответствующих расходов), планах предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планах использования бюджетных средств;
и) непредставление документов, подтверждающих получение товаров, работ / услуг по договорам, согласно условиям которых было осуществлено авансирование;
і) отсутствия утвержденного по согласованию с местным финансовым органом в установленном порядке паспорта бюджетной программы, кроме бюджетных программ, по которым не составляются паспорта бюджетных программ.
* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
Как видим, действительно, одной из причин отказа от принятия платежной инструкции к оплате является несоответствие указанного в такой инструкции КЭКР экономической характеристике платежа. Однако в ситуации читателя КЭКР был выбран правильно.
Выводы
- При приобретении топливной древесины для населения территорий, прилегающих к зоне проведения военных (боевых) действий, расходы могут быть осуществлены во вторую очередь. Остальные расходы для приобретения древесины для населения (в т. ч. и для ВПЛ) возможно провести только в третью очередь.
- Расходы на закупку дров для населения следует осуществлять по КПКРК 3242 "Прочие мероприятия в сфере социальной защиты и социального обеспечения".
- Если дрова закупаются специально для передачи населению, то следует применять КЭКР 2730 "Прочие выплаты населению".
