Ежемесячная персонификация: из «1С 7.7» — в «Бест-Звіт»
5 февраля компания «1С» наконец выпустила новые формы отчетности для конфигурации «Бухгалтерский учет для Украины» на базе платформы 7.7. В пакете содержатся в том числе и новые формы ежемесячной персонифицированной отчетности в Пенсионный фонд. Сегодня я расскажу о том, как их сформировать и при необходимости экспортировать в программу «Бест-Звіт Плюс» для подписания ЭЦП и отправки в Пенсионный фонд. Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP) |
Итак, что нужно сделать, чтобы научить «1С: Бухгалтерию 7.7» составлять новую пенсионную отчетность? Прежде всего получить у своего 1С-франчайзи или обслуживающего вас специалиста по «1С» архивный файл с новыми формами отчетности. После его распаковки на диске вашего компьютера вы получите папку, содержащую 5 файлов, один из которых самый главный — rp10q1.exe.
Теперь нужно запустить собственно «1С: Бухгалтерию», открыть регламентированные отчеты («Отчеты → Регламентированные отчеты») и загрузить отчетность за I квартал 2010 года. Напоминаю, что для этого нужно нажать кнопку «Загрузить» и в открывшемся окне выбрать файл с новым выпуском отчетности (rp10q1.exe), как это показано на рис. 1.
После того как процедура загрузки будет завершена, в списке «
Группа отчетов» появится пункт «Отчетность за 1 квартал 2010 года № 1». Выбираем его и ниже в списке отчетов находим раздел «Органы Пенсионного фонда». Первым пунктом в нем значится «Отчет в Пенсионный фонд (месячная персонификация)» — он-то нам и нужен (рис. 2).Открываем его двойным щелчком мыши (альтернативный вариант — выделить его одним щелчком и нажать кнопку «
Открыть»). Вы увидите перед собой титульный лист нового пенсионного отчета (рис. 3).Совет
Если отчет молча не открывается, закройте окно регламентированных отчетов и снова войдите в него через «Отчеты → Регламентированные отчеты». Попробуйте открыть отчет — после перезагрузки регламентированных отчетов он должен заработать.В первом выпуске отчетности за I квартал 2010 года для «1С: Бухгалтерии 7.7» имеется необходимый и достаточный для всех хозрасчетных предприятий и организаций набор таблиц приложения 4 к Порядку формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденному постановлением ПФУ от 05.11.2009 г. № 26-1, а именно:
— таблица 1 «Начисление взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование»;
— таблица 5 «Трудовые отношения застрахованных лиц»;
— таблица 6 «Сведения о начислении заработка (дохода) застрахованным лицам»;
— таблица 7 «Суммы, начисленные за дни временной нетрудоспособности, ежегодные и дополнительные отпуска, и суммы, начисленные в предыдущих периодах»;
— таблица 8 «Наличие оснований для учета стажа отдельным категориям лиц в соответствии с законодательством».
Для быстрого перехода между таблицами отчета предназначена кнопка «
Перейти >» в верхнем ряду кнопок на панели управления отчета — она находится непосредственно над его формой в том же окне (рис. 3).Будем исходить из того, что карточка вашей фирмы в справочнике «
Фирмы» заполнена, все данные о сотрудниках внесены в справочник «Сотрудники» и зарплата за январь начислена. В таком случае можно приступать к заполнению отчета.Прежде всего убедитесь, что на панели управления отчета правильно указаны ваша фирма и отчетный период (в данном случае — «
Січень 2010 р.»). Кроме того, обратите внимание на флажок «Формат вывода: … с копейками». Нам сейчас сложно прогнозировать, как именно будет настроено программное обеспечение в самом Пенсионном фонде, но профильные специалисты Издательского дома «Фактор» убеждены, что показатели отчета должны отражаться с копейками. В таком случае данный флажок должен быть включен.Ну что ж, теперь можно смело нажать кнопку «
Заполнить», и после выполнения процедуры обработки данных (ее продолжительность зависит от численности работников и мощности компьютера) отчет будет заполнен показателями.Рекомендую не полагаться на милость разработчиков (ведь это только первый выпуск отчетности, и процедуры обработки данных могут быть еще не отточены до безукоризненности) и самостоятельно проверить показатели отчета.
Прежде всего проверьте правильность заполнения всех титульных реквизитов формы: от отчетного периода и регистрационных данных страхователя до показателей среднестатистической численности штатных работников и количества застрахованных лиц.
Затем стоит проверить данные таблиц с персонифицированными данными, ведь сделать это совсем несложно.
Таблица 5 должна содержать данные обо всех принятых или уволенных в отчетном месяце работниках (включая дату увольнения и приема на работу). Если здесь вы обнаружите какие
-либо неточности (например, не будет указан уволенный в отчетном месяце работник), проверьте карточки соответствующих работников в справочнике « Сотрудники».В таблице 6 должны быть указаны все работники, которым в отчетном месяце начислялась зарплата, а также соответствующие начисленные суммы (полные и в пределах максимальной величины, на которую начисляются взносы), а также собственно суммы удержаний взносов по ставкам 1 — 5 %.
Если в отчетном месяце были начисления пособия по временной нетрудоспособности, то такие данные отражаются в таблице 7. Проверьте сам факт наличия таких работников в таблице и правильность отражения соответствующих сумм по ним (обратите внимание, что суммы оплаты первых 5 дней за счет предприятия и пособие за счет средств Фонда отражаются отдельными строками).
И наконец следует проверить показатели таблицы 1. Поскольку она идентична прежнему приложению 23, то проблем с пониманием, какая цифра откуда взялась, возникнуть не должно. Кроме того, при необходимости можно воспользоваться кнопкой «
Раскрыть (F5)», которая выведет расшифровку показателей таблицы 1 по счетам бухгалтерского учета.Если где-либо в отчете вы обнаружите ошибки, неправильно перенесенные или вовсе незаполненные сведения, исправить это можно вручную, выделив соответствующую ячейку и внеся правильные сведения (показатели).
Убедившись в правильности всех сведений и показателей отчета, на всякий случай сохраните его, нажав кнопку «
Действия >» и выбрав из ниспадающего меню команду «Сохранить». Это особенно важно сделать, если вы вручную правили какие-либо показатели отчета. Ведь при повторном автоматическом заполнении отчета все исправления будут потеряны, а имея сохраненный отчет, его попросту можно будет восстановить.Готовый отчет вы, вероятно, захотите распечатать — для этого, как несложно догадаться, предназначена кнопка «
Печать». Но ее нажатие не приведет к немедленному выводу отчета на печать, а лишь выполнит подготовку «макета отчета», в процессе чего в нижней части окна могут появиться какие-либо сообщения, не являющиеся критическими (например, о том, что не заполнена таблица 8). И уже готовый макет можно распечатать командой «Файл → Печать» в главном меню программы или кнопкой с изображением принтера на общей панели инструментов.Важно!
Печать отчета всегда следует начинать с нажатия кнопки «Печать» на панели управления формы отчета. И лишь после подготовки макета отчет можно распечатать командой «Файл → Печать» в главном меню программы или кнопкой с изображением принтера на общей панели инструментов.Распечатав отчет, вспомните о том, что если на предприятии работают более 10 застрахованных лиц, то новый пенсионный отчет с ежемесячными персонифицированными сведениями необходимо подавать по крайней мере вместе с его электронной копией. Поэтому давайте выясним, как это сделать.
Ответ на вопрос буквально сам бросается в глаза — это большая кнопка «Сохранить в файлы *.xml» над шапкой титульной страницы отчета (см. рис. 3).
Но прежде чем дважды нажать ее, укажите на панели управления отчетов параметр «Каталог выгрузки». Он определяет, в какую именно папку на диске вашего компьютера будут выгружены xml файлы с отчетами. Для систематизированного хранения пенсионных отчетов во внешних файлах рекомендуем создать отдельные папки по отчетным месяцам. А создав папку и указав ее в упомянутом выше поле (для этого можно воспользоваться кнопкой […] и попросту выбрать созданную папку), смело щелкайте дважды на кнопке «Сохранить в файлы *.xml».
О ходе выгрузки отчета и его успешном завершении «1С: Бухгалтерия» проинформирует вас в окне сообщений (рис. 4).
Вместо этого победного сообщения может выскочить и иное — «Выгрузка не выполнена». В этом случае программа должна сообщить вам о причинах такого недоразумения. Наиболее вероятная причина (о чем будет сообщено в отдельном информационном окне) — существуют незаполненные показатели, которые являются обязательными для выгрузки отчета в формате-xml. Одновременно с таким сообщением в отдельной табличке появится перечень тех незаполненных показателей, которые и стали причиной этого недоразумения (рис. 5).
Закройте информационное сообщение нажатием кнопки «
ОК», вернитесь в форму отчета и заполните незаполненные показатели. Если вы не знаете, что означает тот или иной показатель в таблице, просто сделайте на нем двойной щелчок мышью, и вы попадете на нем в отчете. Так вы убедитесь, что показатель «ID_OUT» — это исходящий номер отчета у страхователя, а «КодПФ» — код органа Пенсионного фонда, в который подается отчет. Оба они находятся в шапке титульного листа отчета.Заполнив недостающие показатели, еще раз попробуйте воспользоваться кнопкой «
Сохранить в файлы *.xml». На сей раз должно все получиться, и победную реляцию с дальнейшими инструкциями вы прочитаете в окне сообщений, изображенном на рис. 4.Следуйте этим инструкциям:
1) убедитесь, что на вашем компьютере установлена программа-архиватор, позволяющая создавать zip файлы (WinZIP, WinRAR или их бесплатный аналог 7zip);
2) запустите Проводник Windows или любою аналогичную ему по назначению программу;
3) откройте папку, в которую выгружены xml файлы отчета;
4) выделите все xml файлы, которые есть в папке;
5) заархивируйте их в формат *.zip (это можно сделать, щелкнув правой кнопкой мышью на выделенных файлах и в контекстном меню выбрав команду создания архива);
6) и наконец, в полученном файле уберите расширение — удалите символы «.zip», так чтобы в качестве расширения осталось «.pfz». Это и есть понятный Пенсионному фонду формат файлов.
Важно!
По умолчанию Windows скрывает от пользователя расширения зарегистрированных типов файлов, к числу которых относится и *.zip. Необходимо отключить эту опцию через меню Проводника: «Сервис» → «Свойства папки…» → закладка «Вид» → окно «Дополнительные параметры». После этого у вас получится убрать расширение *.zip.Полученный файл с расширением «.pfz» запишите на флешку или дискету и вместе с бумажными отчетами отправляйтесь в свое отделение Пенсионного фонда.
На этом статью можно было бы и завершить, если бы не… «Бест-Звіт Плюс». Действительно, многие пользователи этой программы формируют отчеты в «1С», выгружают их в xml файлы, втягивают в «Бест-Звіт Плюс», с помощью которого уже подписывают ЭЦП и отправляют адресатам по электронной почте.
Поэтому давайте вместе разберемся, как это сделать с новым пенсионным отчетом, формы которого появились в «Бест-Звіт Плюс» начиная с версии 8.82.002 от 19 января.
Запускаем «Бест-Звіт Плюс» и в главном меню программы выбираем «Документ → Імпорт → Звіт в форматі XML…». В открывшемся окне «Імпорт файлів XML» открываем папку, в которую выгрузили файлы из «1С: Бухгалтерии», и выбираем тот самый файл с расширением *.pfz, который с такими стараниями создали перед этим. Нажимаем кнопку «Открыть», и начинается процедура загрузки, об успешном завершении которой программа сообщит в информационном окошке: «Документ успішно прийнято до періоду Січень 2010».
Вот и замечательно. Напоминаю, что доступ к модулю ежемесячной персонификации осуществляется через меню «Звітність → Щомісячна персоніфікація». Откройте его и убедитесь, что импортированный отчет находится там, где ему и положено быть (рис. 6).
Уверен, что пользователям программы «Бест-Звіт Плюс» нет необходимости дальше объяснять, что делать с отчетом. Подписать его и отправить в Пенсионный фонд для них не составит труда.
Я же на этом завершаю статью и желаю сдать пенсионный отчет по новой форме, как говорится, без сучка и задоринки. А если возникнут вопросы, задавайте их на интернет-форуме «Б
& К», расположенном по адресу www.bk.factor.ua/forum/.