Темы статей
Выбрать темы

Кадровый учет: прием на работу

Редакция БК
Статья

Кадровый учет: прием на работу

 

Продолжая знакомить читателей с ведением кадрового учета в конфигурации «Зарплата и Управление Персоналом 8 для Украины», сегодня разберемся с премудростями оформления приема на работу.

Ирина АФАНАСЕНКО

, консультант «Б & К»

 

Начало начал

Начинать оформление трудовых отношений следует с составления штатного расписания. Как известно, составление штатного расписания является обязательным для всех предприятий. На основании данного документа принимают решения о приеме на работу, переводе сотрудников на другой участок работы, а также принимают решения по другим кадровым вопросам.

Штатное расписание — это документ, в котором представлена организационная структура предприятия. Если быть более точными, то в штатном расписании содержится следующая информация: перечень должностей с указанием количества штатных единиц для каждой должности, размеры должностных окладов, виды надбавок и их размеры.

В конфигурации «Зарплата и Управление Персоналом 8 для Украины» состав штатного расписания формируется документом «

Изменение штатного расписания организации» (меню «Кадровый учет организации») (рис. 1). В шапке документа указывают дату составления штатного расписания и организацию.

img 1

В табличной части документа на закладке «Штатные единицы» для каждой должности проставляют количество ставок, размер и вид тарифной ставки, указывают график работы. Тарифные ставки могут быть месячными, дневными и часовыми. Их размер можно представить как диапазон тарифных ставок: минимальную и максимальную ставку либо указать единую тарифную ставку. График работы используется для исчисления месячного фонда заработной платы.

На закладке «Надбавки» для каждой должности указывают вид надбавки и ее размер. Количество надбавок может быть произвольным. После проведения документа можно вывести на печать сформированное штатное расписание. По данным штатного расписания оценивают плановый размер фонда оплаты труда для организации.

В программе существует возможность настраивать и формировать произвольные отчеты «Штатная расстановка организации» и «Штатное расписание организации» (меню «Кадровый учет организации»). Данные отчеты позволяют анализировать качественный и количественный состав работников, отслеживать вакантные ставки по подразделению и должности на определенную дату.

Если необходимо, чтобы программа проверяла свободные штатные единицы при регистрации кадровых изменений сотрудников и размер основных начислений при изменении условий оплаты, в настройках параметров учета (меню «Предприятие → Настройка параметров учета») ставят флажок «Проверка штатного расписания».

 

Шаг 1. Справочник «Физические лица»

Оформление на работу нового сотрудника начинается с заполнения справочников «

Физические лица» и «Сотрудники организаций» (раздел «Кадровый учет», меню «Кадровый учет организации»). Справочник «Физические лица» содержит в себе личные данные не только работников предприятия, а также других физических лиц, имеющих какое-либо отношение к предприятию. В справочнике «Сотрудники организаций» хранится информация о служебной деятельности только работников предприятия. Одному физическому лицу могут соответствовать несколько элементов справочника «Сотрудники организаций».

При приеме на работу необходимо в справочнике «

Физические лица» создать элемент с данными оформляемого лица либо найти его, если эти данные уже вносились ранее. Затем нужно создать новый элемент справочника «Сотрудники организаций». Это можно сделать как вручную, так и с помощью инструмента «Помощник приема на работу». Для включения данного сервиса в настройках пользователя (меню «Сервис — Настройки пользователя») в разделе «Другие настройки» следует поставить флажок «Использовать помощник приема на работу». Помощник приема на работу удобен только в случае приема на работу нового сотрудника, для которого отсутствует запись в справочнике «Физические лица». Он позволяет создать запись по работнику одновременно в справочнике «Физические лица» и «Сотрудники организаций», указать вид занятости, выбрать вид договора и заполнить его основными параметрами, а в завершение оформить документ «Прием на работу в организацию». В настоящей статье мы будем ориентироваться на последовательный ввод информации в справочники без применения сервисной функции помощника.

Для оформления на работу сотрудника в справочнике «

Физические лица» достаточно указать имя, фамилию, отчество работника, а всю остальную информацию можно внести позже.

Справочник «

Физические лица» позволяет хранить в себе такие общие данные, как дата и место рождения, удостоверение личности, код по ГРФО, персональную информацию о гражданстве, воинском учете, семейном положении, образовании и родственниках, учебе и знании языков, а также произвольную информацию о физическом лице. Вся информация из данного справочника может быть проанализирована с помощью различных отчетов. Часть персональных данных физического лица используется не только для внутреннего учета и заполнения личной карточки работника, но и для дальнейшего корректного расчета заработной платы и других расчетов с работниками.

 

Трудовой стаж

Кнопка «

Труд» в командной панели элемента справочника (рис. 2) позволяет ввести сведения о предыдущем месте работы физического лица, данные об инвалидности, установить признак «Пенсионер» с указанием реквизитов пенсионного удостоверения, а также внести сведения о его стаже до начала работы в данной организации.

img 2

Для внесения информации о стаже сотрудника в форме окна «Трудовая деятельность» (кнопка «Труд») нажимаем на гиперссылку «Заполнить начальные сведения о стаже». В открывшейся специализированной форме регистра сведений «Начальные сведения о стаже сотрудников организации» выбираем организацию, в которой будет работать сотрудник, вид стажа, дату приема в данную организацию. Для автоматического расчета размера стажа по внесенной ранее информации о датах начала и окончания работы на предыдущих местах работы физического лица ставим флажок «Заполнять по данным о трудовой деятельности», для ручного ввода данных этот флажок снимаем (рис. 3).

img 3

 

Дети и льгота по НДФЛ

На закладке «

Персональные данные» в разделе «Семья» указывают информацию о составе семьи работника. Эти данные в основном используются для определения размера льготы по налогу на доходы. В случае если работник претендует на повышенную льготу по НДФЛ, например как родитель с двумя и более детьми или как родитель ребенка-инвалида, в справочнике «Физические лица» создают отдельный элемент справочника для каждого ребенка. Для ребенка в справочнике обязательно указывают его фамилию и имя, дату его рождения и, при необходимости, признак инвалидности. Затем в карточке родителя в разделе «Семья» на закладке «Персональные данные» добавляют необходимую информацию о детях с флажком «На иждивении» (рис. 4).

img 4

В дальнейшем заявление на применение льготы по НДФЛ оформляется на основании документа «Прием на работу в организацию» либо в разделе «Налоги» (меню «Расчет зарплаты организации → Налоги → Заявление на применение льготы НДФЛ»).

В конфигурации ведется история изменения фамилии, имени и отчества физического лица, паспортных данных, изменения гражданства, инвалидности, выхода на пенсию. Все эти сведения записываются на определенную дату. Просмотреть список всех изменений можно в регистре сведений, который открывается непосредственно из карточки физического лица. Для этого необходимо нажать на кнопку выбора в правой части поля, историю значения которого необходимо просмотреть, и в открывшемся окне регистра сведений нажать на кнопку «История». Для просмотра изменения фамилии, имени и отчества следует воспользоваться кнопкой «Подробнее» справа от поля «ФИО».

 

Воинский учет

В программе полностью автоматизирован воинский учет с формированием необходимой отчетности в соответствии с действующими нормативными документами. Данные о воинском учете можно внести непосредственно из элемента справочника «

Физические лица» (закладка «Персональные данные») либо в разделе «Воинский учет» (интерфейс «Полный», меню «Кадровый учет организации ® Воинский учет»).

Для организации воинского учета используются справочники «

Военкоматы» и «Воинские звания». Справочник «Военкоматы» содержит перечень военкоматов, в которых состоят на учете сотрудники предприятия, и формируется пользователем самостоятельно. Справочник «Воинские звания» уже заполнен предопределенным перечнем элементов, который можно также корректировать и пополнять в процессе работы. Оба справочника используются при вводе данных воинского учета. При этом данные воинского учета вводятся на определенную дату, поскольку такая информация со временем может изменяться.

В программе существует возможность формировать различные отчеты для предоставления их в военкоматы:

— отчет по численности граждан, пребывающих в запасе, по форме № 6-Б;

— донесение о количестве граждан, пребывающих в запасе;

— список первоначальной постановки на воинский учет;

— список граждан, подлежащих постановке на воинский учет;

— список юношей;

— извещения в военкоматы;

— принятые и уволенные военнообязанные работники;

— принятые и уволенные работники, подлежащие призыву.

 

Шаг 2. Запись в справочник сотрудников

Следующим шагом после заполнения карточки физического лица будет создание элемента справочника «

Сотрудники организаций». При вводе данных по сотруднику необходимо указать соответствующее физическое лицо, организацию, в которой он будет работать, вид договора и вид занятости (рис. 5).

img 5

Следует обратить внимание на ряд соглашений, используемых в программе:

— одно и то же физическое лицо не может быть принято в организацию одновременно по основному месту работы и по внешнему совместительству;

— работник не может работать одновременно в двух и более организациях по основному месту работы;

— в одной и той же организации работник может быть оформлен одновременно по основному месту работы и как внутренний совместитель. Для этого в настройках параметров учета (меню «Предприятие → Настройка параметров учета») должен стоять флажок «Поддержка внутреннего совместительства».

На закладке «Трудовой договор» карточки сотрудника заполняют основные поля договора:

— дату договора;

— дату начала работы, если договор заключается на неопределенный срок, и период работы при оформлении срочного трудового договора;

— продолжительность испытательного срока;

— подразделение;

— должность;

— график работы;

— количество ставок;

— вид основного начисления и его размер.

Тут же по гиперссылке «Персональные надбавки» можно указать виды и размеры надбавок (рис. 6).

img 6

В дальнейшем данные трудового договора будут автоматически перенесены в документ приема на работу.

После записи элемента справочника «Сотрудники организаций» работнику будет присвоен табельный номер, а в форме справочника появятся дополнительные закладки для отражения кадровых данных о служебной деятельности работника, сведений о начислениях и удержаниях и способе их отражения в учете. Табельный номер сотрудника можно изменить. В карточке сотрудника на командной панели следует нажать на кнопку «Действия» и выбрать пункт «Редактировать код», после чего можно поставить соответствующий табельный номер, добавляя слева нули для сохранения длины кода, установленного программой. Так можно поступить в случае, когда на момент ввода остатков в программу работникам уже были присвоены табельные номера.

 

Отчеты для отдела кадров

Из элемента справочника «

Сотрудники организаций» есть возможность распечатать личную карточку работника типовой формы № П-2 и трудовой договор. Печатные формы данных документов доступны для редактирования.

Получить доступ одновременно к персональным данным работника и служебной информации по нему можно с помощью инструмента «

Управление данными работника» (кнопка «Перейти» в командной панели справочников «Физические лица», «Сотрудники организации» либо кнопка «Управление данными работника» на панели «Управление персоналом» под главным меню программы).

 

Шаг 3. Прием на работу

После того как в справочник «

Сотрудники организаций» введены все необходимые сведения, приступают к регистрации документа «Прием на работу в организацию». Данный документ можно оформить непосредственно из формы справочника «Сотрудники организации» либо через пункт меню «Кадровый учет организации ® Кадровый учет ® Прием на работу» (рис. 7). В документе обязательно указывают:

на закладке «

Работники:

— список принимаемых на работу сотрудников и их табельные номера;

— подразделения и должности организации, куда принимаются сотрудники;

— количество занимаемых ставок — данная информация имеет отношение только к кадровому учету и не влияет на размер оплаты труда при расчете заработной платы;

— дату приема на работу — может не совпадать с датой документа, но именно она фиксируется в соответствующих регистрах сведений;

— графики работы;

на закладке «

Начисления»:

— постоянные виды начислений и их размер для каждого сотрудника;

— вид и размер персональной надбавки (в случае необходимости).

img 7

На закладке «

Взносы» проверяют предложенный по умолчанию список взносов и при необходимости корректируют его.

Кроме перечисленной обязательной информации, в документе можно также указать период работы в случае, если сотрудник принимается на определенный срок, а также поставить флажок «

Напомнить» в строке этого сотрудника, чтобы в конце указанного срока программа напомнила о необходимости увольнения работника. К необязательным сведениям относится также информация об испытательном сроке и условиях приема на работу.

Для сотрудников, принимаемых на неполную ставку, в документе приема на работу указывают размер оплаты труда, соответствующий такой ставке. Например, принимают работника на 0,5 ставки. Согласно штатному расписанию для данной должности оклад в размере 2000,00 грн. соответствует одной ставке. В этом случае в документе приема на работу следует указать размер начисления, равный 1000,00 грн.

Документ позволяет вывести на печать типовую форму приказа о приеме на работу № П-1

 

Прочие важные моменты

Для отражения начисленной заработной платы и других начислений работникам на счетах бухгалтерского учета на основании документа «

Прием на работу в организацию» оформляют документы «Ввод сведений об учете основного заработка работников организаций» и «Ввод сведений об учете плановых начислений работников организаций». Документ «Ввод сведений об учете основного заработка работников организаций» предназначен для регистрации отражения основной заработной платы сотрудников, а документ «Ввод сведений об учете плановых начислений работников организаций» фиксирует отражение дополнительных плановых начислений в бухгалтерском учете.

Документом «

Изменение параметров расчета индексации» устанавливают базовый месяц для расчета индексации заработной платы работников (в режиме ввода «на основании» документа «Прием на работу в организацию»). Таким же образом можно внести сведения о банковских карточках сотрудников и оформить заявление на применение льготы по налогу на доходы.

 

Виды договоров

Помимо трудовых договоров, в конфигурации существует возможность заключать с физическими лицами договоры на выполнение работ, предоставление услуг, авторские договоры. Для этого в новом элементе справочника «

Сотрудники организации» указывают соответствующее физическое лицо, на закладке «Общие» выбирают вид договора: «Договор подряда» либо «Авторский договор», организацию, с которой заключается договор. После записи элемента справочника в нем необходимо указать основное назначение сотрудника (поле «Осн. назначение): выбирают из справочника «Сотрудники организаций» этого же работника.

Далее следует заполнить сам договор. Найти его можно в разделе «

Работники» (меню «Расчет зарплаты организации Работники Договоры на выполнение работ»). В документе указывают организацию, с которой будет заключен договор, соответствующего работника, выбранного из справочника «Сотрудники организаций» с видом договора «Договор подряда» либо «Авторский договор», условия договора. К условиям договора относятся:

— период, на который заключается договор;

— сумма договора;

— порядок оплаты. Указанная сумма договора может выплачиваться ежемесячно в течение срока действия договора, однократно по истечении срока договора либо по сдельному наряду;

— вид расчета, которым будут регистрировать начисленные по договору суммы.

Если доходы по такому договору подлежат обложению взносами в фонды социального страхования, ставят флажок «

Назначить удержание взносов в фонды». Состав взносов определен для каждого вида расчета индивидуально и настраивается в разделе «Основные начисления организации» плана видов расчета (меню «Операции План видов расчета»). Тут же можно создать свой вид расчета в случае отсутствия подходящих в представленном перечне предопределенных элементов.

На закладке «

Отражение в учете» документа «Договор на выполнение работ» выбирают способ отражения указанного начисления в бухгалтерском учете.

Пример договора на выполнение работ представлен на рис. 8.

img 8

После проведения документа можно распечатать примерную форму договора на выполнение работ для оформления договора в письменной форме.

Просмотреть список лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, а также отобрать и сгруппировать их по различным критериям на определенную дату можно с помощью отчета «

Списки договорников организаций» («Расчет зарплаты организации Работники Списки договорников»).

Физические лица, с которыми заключаются такие договоры, не являются работниками организации, поэтому для них не требуется оформление документа «

Прием на работу в организацию». В дальнейшем суммы по договору рассчитываются и начисляются документом «Начисление зарплаты работникам организаций».

 

Мы рассмотрели последовательность действий в конфигурации «Зарплата и Управление Персоналом 8 для Украины» при приеме нового сотрудника. В дальнейших номерах нашего издания читайте о том, как оформить в программе перевод сотрудника на другую должность и отразить увеличение оклада.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше