О преимуществах электронной карточки при подаче налоговой отчетности в органы ГНС
Взятый курс на формирование налоговой службы как сервисной службы, которая будет работать с плательщиком налогов как с партнером (прежде всего для удовлетворения его потребностей), нашел свое воплощение во внедрении электронных Карточки и Кабинета плательщиков налогов. Подробнее о нововведениях читайте ниже.
ГНИ в Деснянском районе г. Киева
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Об АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТОЧКА»
Составляющими указанной автоматизированной интерактивной системы являются:
— центр сертификации ключей;
— техника связи (телекоммуникационная платформа);
— инфраструктура обслуживания плательщиков налогов и центров обслуживания;
— электронная карточка плательщика налогов.
НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТОЧКИ
Электронная карточка должна обеспечить:
— повышение уровня и эффективности услуг, которые будут предоставляться органами ГНС плательщикам налогов с применением автоматизированной системы «Электронная карточка»;
— персональную идентификацию плательщика налогов для получения электронных услуг и переход на безбумажную технологию работы с ГНС;
— доступ к Электронному кабинету плательщика налогов в ГНС, в частности, для подачи налоговой отчетности, обновления учета данных плательщика, переписки с органами ГНС, взаимодействия в интерактивном режиме;
— для шифрования персональной информации при взаимодействии с автоматизированной интерактивной системой ГНС и использования электронно-цифровой подписи, которая даст возможность предоставить документам и запросам юридический статус;
— как средство перехода от учета налогов к учету операций плательщика налогов с объектами налогообложения (при регистрации имущества, транспортных средств, открытии счетов, заключении гражданско-правовых соглашений и т. п.). Таким образом, карточка обеспечит учет не только платежей, но и операций, осуществляемых плательщиками налогов с объектами налогообложения.
КОМУ БУДЕТ ВЫДАВАТЬСЯ КАРТОЧКА?
Карточка будет выдаваться органами ГНС плательщику налогов — физическому лицу и уполномоченному представителю плательщика налогов — юридического лица для современного уровня взаимодействия с органами ГНС, другими учреждениями и организациями, связанными с процессами налогообложения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ ВведЕНИИ КАРТОЧКИ
Основными преимуществами являются:
— уменьшение затраченного времени плательщика налогов на подачу налоговой отчетности;
— уменьшение непосредственного общения плательщиков налогов с работниками ГНС (как следствие — искоренение проявлений коррупции в органах ГНС);
— уменьшение количества спорных вопросов за счет ведения в памяти карточки журналов операций взаимодействия плательщика налогов с ГНС;
— повышение дисциплины и своевременности подачи отчетности плательщиками налогов за счет своевременного их информирования средствами автоматизированной системы «Электронная карточка» об изменениях в нормативно-правовых актах и Законах Украины;
— сокращение расходов на предоставление услуг плательщикам налогов со стороны ГНС;
— предоставление возможности плательщику налогов с помощью персонального компьютера/смартфона (дома, на работе, в дороге) в режиме он-лайн с использованием электронно-цифровой подписи проводить операции с собственным Электронным кабинетом плательщика налогов (получать консультации, подавать регистрационные данные, налоговую отчетность, получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом по личному счету).
Таким образом, электронная карточка будет позволять круглосуточно и оперативно получать информационную и клиентскую поддержку со стороны ГНС на всей территории Украины. Она является уникальной комбинацией компактности и портативности. Ею будет удобно уплачивать налоги. К тому же, карточка позволит оперативно и безопасно осуществлять уплату налогов, поскольку будет иметь многоступенчатую защиту от считывания, подделки и вероятности уголовных афер.
ДЛЯ ЧЕГО И КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАРТОЧКОЙ НА ПРАКТИКЕ
Карточка плательщика налогов, которая будет использоваться в качестве персонального идентификационного средства, будет предоставлять доступ к Электронному кабинету плательщика налогов и в режиме реального времени будет обеспечивать:
— ведение информации о деятельности плательщика налогов и автоматизированное формирование налоговой отчетности;
— импорт/экспорт форм налоговой отчетности из/в информационных систем бухгалтерского учета, а также будет обеспечивать:
— просмотр и получение выписки с лицевого счета и переписку с органами ГНС, регистрацию отдельных видов налогов.
Это позволит сблизить налоговый и бухгалтерский учет как одно из стратегических заданий, определенных Программой экономических реформ на 2010 —2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».
При этом плательщики налогов для работы с карточками могут использовать:
— персональные компьютеры или ноутбуки, которые должны быть дополнены считывателем карточек и ПИН-клавиатурой, смартфонами;
— пользоваться услугами центров обслуживания плательщиков налогов, которые должны быть оборудованы АРМами на основе персональных компьютеров, дополненных считывателем с карточек, ПИН-клавиатурой и клиентским программным обеспечением;
— пользоваться терминалами самообслуживания со встроенными считывателем карточек и ПИН-клавиатурой для реализации доступа к Электронному кабинету плательщика налогов, получения информационных услуг.
Распечатать же полученные документы и информацию плательщики смогут на принтерах общего пользования.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТОЧКА»
До конца 2011 года принимается решение и разрабатывается план мероприятий по реализации автоматизированной системы. До завершения первой фазы Проекта модернизации налоговой службы (срок до 29 июня 2012 года) запланировано создать нормативную базу, разработать проектную документацию, создать и внедрить автоматизированную систему «Электронная карточка», а во время внедрения выпустить первые полмиллиона карточек. До конца 2013 года планируется выдать пластиковые электронные карточки наиболее активным плательщикам налогов (представителям юридических лиц, а также физическим лицам — предпринимателям). В течение следующих трех лет планируется осуществить поэтапный переход на безбумажную технологию взаимодействия ГНС Украины со всеми плательщиками налогов путем выпуска электронных карточек и создания инфраструктуры их приема.