Темы статей
Выбрать темы

Новая налоговая накладная: изменения в форме и порядке заполнения

Редакция БК
Статья

Новая налоговая накладная: изменения в форме и порядке заполнения

 

Министерство финансов Украины приказом от 01.11.2011 г. № 1379 утвердило новую форму налоговой накладной и порядок ее заполнения. Об изменениях, которые произошли в порядке оформления налоговой накладной, мы и поговорим в предлагаемой статье.

Марина КАЗАНОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Утверждение новой формы налоговой накладной вызвано тем, что со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI (далее — Закон № 3609) появился еще один обязательный реквизит налоговой накладной«Код товару згідно з УКТ ЗЕД» (п.п. «і» п. 201.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НК)). Этот реквизит является обязательным для заполнения в случае поставки подакцизных товаров, а также товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины. В прежней форме налоговой накладной, утвержденной Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969 (далее — Порядок № 969), специального поля для заполнения этого реквизита не было. В связи с этим ГНАУ с оговоркой «временно, до внесения изменений в Порядок № 969» рекомендовала вписывать код УКТ ВЭД в графу 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» (письмо ГНАУ от 08.09.2011 г. № 24316/7/15-3117). Для приведения формы налоговой накладной в соответствие с требованиями действующего законодательства и была утверждена ее новая форма. Теперь она предусматривает отдельную графу для указания кода согласно УКТ ВЭД. Правда, почему форма налоговой накладной была утверждена Минфином, а не ГНСУ, как этого требует п. 201.2 НК, пока не совсем понятно.

 

С какой даты следует начинать выписку налоговых накладных по новой форме

В п. 4 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01.11.2011 г. № 1379 (далее — Порядок № 1379), предусмотрено, что он вступает в силу со дня своего официального опубликования. Официальное его опубликование пришлось на 16.12.2011 г. Именно с этой даты и надо начинать выписывать налоговые накладные по новой форме.

 

Что изменилось

Сама по себе форма налоговой накладной изменилась незначительно. Самое важное изменение — появление новой графы «Код товару згідно з УКТ ЗЕД» (гр. 4). Кроме того, есть несколько «корректировочных» правок:

— в поле «Порядковий номер» добавилась одна клеточка для вписывания в знаменателе порядкового номера налоговой накладной числового номера филиала;

— в поле «Вид цивільно-правового договору» реквизит «№» договора не предусматривает клеточек;

— слова «Дата відвантаження (виконання, постачання (оплати*) товарів/послуг» в гр. 2 табличной части налоговой накладной заменены на «Дата виникнення податкового зобов’язання (постачання (оплати2))», что теперь соответствует требованиям п. 201.4 НК;

— из названия графы 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» исключено слово «постачання»;

— в гр. 8 — 10 отметки ставки НДС «20» и «0» заменены на слова «основна ставка» и «нульова ставка» (очевидно, это связано с тем, что с 1 января 2014 года будет применяться ставка НДС 17 %).

* Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНСУ www.sta.gov.ua.

Подкорректировали и порядок заполнения налоговой накладной. Теперь в нем можно найти более четкие и однозначные ответы на те вопросы, которые возникали у плательщиков при выписке налоговой накладной, в частности, в отношении того, на каком языке она должна заполняться, по какому краю выравнивать реквизиты при заполнении клеточек, какую печать можно использовать и т. п. С одной стороны, такое детальное описание — это плюс, но с другой — у налоговиков появится больше оснований признать налоговую накладную недействительной. В остальном порядок заполнения налоговой накладной практически остался прежним.

 

Как и в каких случаях заполнять новую графу с кодом УКТ ВЭД

Итак, теперь налоговая накладная содержит еще одну графу 4 «Код товару згідно з УКТ ЗЕД» (для проставления кода по подакцизным и импортным товарам). Напомним, что начиная с 06.08.2011 г. (с момента вступления в силу Закона № 3609) код УКТ ВЭД должен обязательно указываться в налоговой накладной, составляемой на поставку:

— подакцизных товаров;

— товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины.

Для отечественных товаров, которые не относятся к подакцизным, код товара согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной не указывается (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 32, с. 24).

При этом, как предписывает п. 12.3 Порядка № 1379, код УКТ ВЭД должен указываться на всех этапах поставки подакцизных и ввезенных на таможенную территорию Украины товаров. То есть его должен указывать не только производитель подакцизных товаров или импортер, но и все плательщики НДС, которые в дальнейшем осуществляют перепродажу таких товаров. Аналогичные требования налоговики выдвигали и ранее в разъяснениях, приведенных в ЕБНЗ* (раздел 130.31). Теперь эти требования получили правовое подкрепление.

Перечень подакцизных товаров, а также их коды согласно УКТ ВЭД приведены в ст. 215 НК. На сегодняшний день к подакцизным товарам относятся:

— спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво;

— табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;

— нефтепродукты, сжиженный газ;

— автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы.

Код УКТ ВЭД по подакцизным товарам точно известен их производителю, поскольку в зависимости от него устанавливается соответствующая ставка акцизного налога. В дальнейшем, при последующей перепродаже таких товаров, каждый последующий поставщик просто повторяет указанный код в выписываемой им налоговой накладной.

Что касается товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, то при пересечении таможенной границы осуществляется таможенное декларирование товаров. Код УКТ ВЭД обязательно заявляется декларантом в грузо-таможенной декларации (ГТД). Именно этот код и должен указываться при выписке налоговой накладной в ее графе 4 «Код товару згідно з УКТ ЗЕД», причем на всех этапах поставки товаров до момента их продажи конечному потребителю.

При этом считаем, что проверять правильность указания кода покупателю не нужно. Хотя не лишним будет заручиться копией ГТД с указанным в графе 33 кодом УКТ ВЭД.

Важно отметить, что если товар после ввоза на таможенную территорию Украины был переработан, в результате чего изменился его код согласно УКТ ВЭД, он уже не считается ввезенным на таможенную территорию Украины, а относится к товарам украинского происхождения, поэтому указывать при реализации такого полученного в результате переработки товара код УКТ ВЭД в налоговой накладной не нужно.

Какое количество знаков кода УКТ ВЭД должно быть указано в налоговой накладной? Прямого ответа на этот вопрос Порядок № 1379 не содержит. По разъяснениям налоговиков (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 45, с. 13), в графе 4 «Код товару згідно з УКТ ЗЕД» необходимо указывать 10-значный код товара согласно УКТ ВЭД (указанный в ГТД), который вносится при этом сплошным порядком, без каких-либо разделительных знаков (пробелов, точек и т. п.). Если в ГТД указано другое количество знаков кода УКТ ВЭД, в налоговую накладную переносится аналогичный код без дописывания нулей или других знаков с выравниванием по правому краю поля.

В налоговой накладной не указан код УКТ ВЭД. Должен ли покупатель убедиться в том, что приобретенный им товар не является подакцизным или импортированным? Поскольку «Код товару згідно з УКТ ЗЕД» является обязательным реквизитом (т. е. его незаполнение может привести к признанию налоговой накладной недействительной), покупателю действительно стоит убедиться в том, что товар не является подакцизным или импортированным. С подакцизными товарами более или менее понятно. Их перечень можно найти в п. 215 НК. А как узнать, является приобретенный товар отечественным или импортированным? В ЕБНЗ налоговики дали следующее разъяснение по этому поводу:

«Вопрос. Каким образом покупатель может убедиться, что товар не был ввезен (импортирован) на таможенную территорию Украины, если поставщик в налоговой накладной не указал код товара согласно УКТ ВЭД?

Краткий ответ. На всех этапах реализации товара до конечного потребителя в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания, покупатель имеет возможность ознакомиться с наименованием и местонахождением производителя (исполнителя, продавца)».

Таким образом, черпать информацию о происхождении товара по разъяснениям налоговиков нужно из сопроводительной документации на товар (например, из техпаспорта на товар, инструкций, относительно пищевых продуктов — из маркировки на упаковке и т. п.).

Если из документов следует, что товар импортный, а в налоговой накладной не указан код УКТ ВЭД, тогда следует обратиться с просьбой к поставщику предоставить информацию о коде УКТ ВЭД. В случае получения отказа — действовать в порядке, предусмотренном абзацем десятым п. 201.10 НК, т. е. подать заявление с жалобой на такого поставщика.

Также отметим следующую ситуацию. Предположим, товар был приобретен до 06.08.2011 г., т. е. когда указание кода УКТ ВЭД в налоговой накладной не было обязательным. Как в таком случае определять код УКТ ВЭД при последующей реализации такого товара?

В консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 45, с. 13, налоговики дали следующее разъяснение по этому поводу:

«начиная с 06.08.2011 г. при реализации ранее приобретенных импортированных или подакцизных товаров плательщики налога — продавцы, не являющиеся непосредственными импортерами или производителями указанных товаров, в случае, когда налоговая накладная, на основании которой такие товары были приобретены, не содержит код согласно УКТ ВЭД по таким товарам, самостоятельно определяют код товара согласно УКТ ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации УКТ ВЭД, предусмотренными Законом о Таможенном тарифе, с учетом пояснений и методических рекомендаций Гостаможслужбы Украины и указывают его в налоговой накладной».

Регистрация в Едином реестре налоговых накладных. Важно также отметить, что с 1 января 2012 налоговые накладные на поставки подакцизных и импортных товаров независимо от указанной в них суммы НДС нужно обязательно регистрировать в Едином реестре налоговых накладных (п. 11 подразд. 2 разд. XX НК).

 

Порядок заполнения налоговой накладной

Язык заполнения налоговой накладной — только украинский. Пунктом 2 Порядка № 1379 теперь четко предусмотрено, что налоговая накладная должна заполняться на государственном (украинском) языке. Таким образом, требования налоговиков к языку, на котором подлежит заполнению налоговая накладная, выдвигаемые ими в последнее время, сегодня обрели законное основание. В случае заполнения налоговой накладной на русском языке такая налоговая накладная может быть признана недействительной. При этом отметим, что наряду с требованием заполнения налоговой накладной на украинском языке налоговики признавали возможность указания номенклатуры товаров на иностранном языке. Так, в одном из разъяснений ГНАУ, размещенных в ЕБНЗ, указано, что «в случае невозможности перевода с иностранного языка торговой марки или наименования товара на государственный язык и с целью сохранения идентификации такого товара, в налоговой накладной в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» допускается указывать название торговой марки и номенклатуры товара без перевода на государственный язык». Надеемся, что и сейчас налоговики не будут против указания номенклатуры товаров на иностранном языке.

Способ заполнения налоговой накладной. Прежний Порядок № 969 предусматривал возможность заполнять налоговую накладную полиграфическим методом, с помощью компьютера или другим методом. Формулировка «другие методы» позволяла считать безосновательными требования налоговиков о том, что налоговая накладная должна заполняться только каким-то одним способом (либо путем печатания, либо от руки). Теперь же Порядком № 1379 (п. 2) четко предусмотрено, что налоговая накладная может заполняться только одним способом:

либо от руки — печатается форма налоговой накладной (бланк), которая заполняется разборчивым почерком ручкой синего или черного цвета без подчисток и исправлений текста и цифровых данных,

либо в печатном виде — заполняется полностью в электронном виде, а потом распечатывается.

Таким образом, дописывать в напечатанную налоговую накладную данные от руки нельзя . Это приведет к ее недействительности.

Здесь также следует обратить внимание на то, что п. 2 Порядка № 1379 предусмотрено, что печатная налоговая накладная может быть как с клеточками, так и без них.

Реквизиты заглавной части налоговой накладной выравниваются по правому краю поля (п. 2 Порядка № 1379).

Порядковый номер налоговой накладной. Как и прежде, порядковый номер налоговой накладной присваивается в соответствии с порядковым номером записи в Реестре выданных и полученных налоговых накладных (п. 3 Порядка № 1379). При этом уточнено, что порядковый номер не должен содержать букв или других символов (исключение, как и раньше, составляют филиалы и спецрежимщики, у которых порядковый номер налоговой накладной будет содержать знак дроби).

Дата выписки. Порядок № 1379 более четко прописал, в каком формате должна проставляться дата выписки налоговой накладной. Заполняется она цифрами в следующей последовательности: день месяца (две цифры), месяц (две цифры), год (четыре цифры) (п. 3 Порядка № 1379). То есть никаких точек и других разделительных знаков там быть не должно.

Реквизит «Вид гражданско-правового договора». Как указано в абзаце втором п. 4 Порядка № 1379, вид гражданско-правового договора должен указываться согласно виду договорных обязательств, определенных ГКУ, т. е. согласно предметной классификации. Соответственно в поле налоговой накладной «Вид гражданско-правового договора» необходимо вписывать: «Договор купли-продажи», «Договор аренды», «Договор подряда» и т. д. Условно говоря, приводится название договора.

Поэтому таких записей, как «Счет-фактура», лучше избегать. Если стороны действовали на основании счета-фактуры, тогда этот реквизит лучше заполнить следующим образом:

Дата составления договора проставляется в том же формате, что и дата выписки налоговой накладной: день месяца (2 цифры), месяц (2 цифры), год (4 цифры).

Реквизит «Местонахождение (налоговый адрес)». Согласно п. 4 Порядка № 1379 местонахождение (налоговый адрес) продавца и местонахождение (налоговый адрес) покупателя должны указываться с учетом требований ст. 45 НК и ст. 29 и 93 ГКУ.

Налоговым адресом плательщика налогов — физического лица согласно ст. 45 НК признается его место проживания, по которому оно берется на учет как плательщик налогов в органе государственной налоговой службы. При этом ст. 29 ГКУ предусмотрено, что местожительством физического лица является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т. п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно.

Таким образом, физлица-предприниматели указывают в налоговой накладной свое место жительства, где они стоят на учете в ГНИ.

Налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (ст. 45 НК). Согласно ст. 93 ГКУ местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого производится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета. Это означает, что юридические лица в налоговой накладной должны указывать фактический адрес, который при этом должен совпадать с данными Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей. Этот же адрес должен быть указан и в Свидетельстве о регистрации плательщика НДС.

Печать. Пунктом 16 Порядка № 1379 прямо предусмотрена возможность проставления на налоговой накладной печати «Для налоговых накладных».

Филиалы. Порядком № 1379 детализированы нормы выписки налоговой накладной филиалом или другим структурным подразделением предприятия, которому делегировано право выписки налоговых накладных. Так, в абзаце третьем п. 1 Порядка № 1379 сказано, что при составлении налоговой накладной филиалом или другим структурным подразделением плательщика НДС вместе с названием головного предприятия в поле «Особа (платник податку)» должно указываться и наименование филиала (структурного подразделения). При этом отметим, что в последнее время мнение налоговиков было достаточно противоречиво в этом вопросе. Так, в п. 22 приложения к письму ГНАУ от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-1517 «Памятка об административных процедурах выписки, выдачи и получения налоговых накладных» указывалось, что вместе с названием головного предприятия может указываться название филиала. В ЕБНЗ налоговики говорили о том, что название филиала должно указываться в обязательном порядке. Теперь же в Порядке № 1379 содержится однозначная норма — наименование филиала должно быть.

img 1

А вот нужно ли указывать адрес филиала рядом с адресом головного предприятия — Порядок № 1379 умалчивает. Поэтому считаем, что местонахождение филиала в налоговую накладную можно вписывать по желанию (сначала указывается местонахождение головного предприятия, а затем — местонахождение филиала).

Печать, которой скрепляются налоговые накладные, выписываемые филиалами (структурными подразделениями), кроме реквизитов головного предприятия, может содержать и наименование филиала (другого структурного подразделения) (п. 16 Порядка № 1379).

Типы причин, по которым все экземпляры налоговых накладных остаются у выписавшего их лица. Порядком № 1379 предусмотрены новые типы причин, при которых оба экземпляра налоговой накладной остаются у продавца (напомним, что типы причин указываются в шапке налоговой накладной):

— «12» — Выписана на стоимость безвозмездно поставленных товаров/услуг, исчисленную исходя из уровня обычных цен.

При этом урегулирован и сам порядок выписки налоговой накладной в случае бесплатной поставки товаров (услуг). Так, п. 17 Порядка № 1379 определено, что при бесплатной поставке товаров (услуг) продавец выписывает две налоговые накладные:

одну — на фактическую цену поставки (0 грн.). Такая налоговая накладная передается покупателю (если он зарегистрирован плательщиком НДС);

вторую — на сумму превышения обычной цены над фактической ценой. Такая налоговая накладная покупателю не выдается, а все экземпляры остаются у продавца. При этом в верхней левой части такой налоговой накладной в поле «Залишається у продавця» проставляется пометка «Х» и указывается тип причины «12»;

— «13» — Использование производственных и непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности;

— «14» — Выписана покупателем (получателем) услуг от нерезидента.

Несколько подкорректирован и сам порядок выписки налоговой накладной в случае получения услуг от нерезидента. Прежде всего напомним, что при предоставлении нерезидентом услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, налоговая накладная выписывается зарегистрированным плательщиком налога — покупателем (получателем). Выписывается такая налоговая накладная в одном экземпляре и остается у получателя услуг (п. 208.2 НК).

По новым правилам, установленным Порядком № 1379, в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной в поле «Залишається у продавця» проставляется пометка «Х» и указывается тип причины «14». В поле « Індивідуальний податковий номер продавця » проставляется условный ИНН:

— «300000000000» — если услуги предназначены для использования в хозяйственной деятельности;

— «200000000000» — если такие услуги не используются в хоздеятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НК.

При этом в поле «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (продавця)» по-прежнему ставится ноль («0»).

 

В остальном порядок выписки налоговой накладной остался прежним. Успехов в работе!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше