Консультируют специалисты редакции
Как правильно ответить на запрос о наличии расхождений при сверке показателей приложения 5 к декларации по НДС с данными контрагентов
Налоговый инспектор по телефону объяснил, что при сверке показателей приложения 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к декларации по НДС за май 2008 года были выявлены расхождения с данными наших контрагентов, и попросил принести на проверку в помещение налоговой инспекции оригиналы таких документов:
— налоговые накладные, по которым были сформированы налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС за май 2008 года;
— реестр полученных и выданных налоговых накладных;
— хозяйственные договоры с контрагентами, по которым выявлены расхождения;
— платежные поручения, банковские выписки, приходные и расходные ордера, чеки РРО и другие документы, подтверждающие оплату денежными средствами;
— товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Правомерны ли требования налогового инспектора о предоставлении оригиналов указанных выше документов?
(г. Харьков)
Начнем с того, что
работники налоговых органов наделены полномочием получать у налогоплательщиков (должностных лиц плательщиков налогов) объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок и касающимся реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных Законом № 509* и другими законами Украины (п. 3 ст. 11 Закона № 509).* Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.
Но в данной ситуации было предъявлено требование не только предоставить объяснение, но и принести в помещение налоговой инспекции оригиналы первичных документов. Что делать в такой ситуации?
Во-первых
, следует попросить у работников налоговой инспекции, чтобы те изложили свои вопросы и требования в письменном виде. И только после получения от них письменного запроса вы предоставите им полный ответ опять же в письменной форме.Во-вторых
, следует знать, что вынос оригиналов документов за пределы вашего офиса ни одним законодательным или нормативным актом не предусмотрен**. Кроме этого, документальная невыездная (камеральная) проверка (скорее всего в рамках этой проверки и были выявлены расхождения) проводится только на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей). Контролирующий орган исключительно на основании данных, указанных в налоговой декларации, без проведения каких-либо других видов проверок выявляет арифметические или методологические ошибки, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства.** Исключение составляет лишь случай изъятия оригиналов в ходе проведения ареста активов налогоплательщиков на основании решения суда.
Таким образом,
требования (да еще и по телефону) вашего налогового инспектора подготовить и принести в налоговую инспекцию все необходимые документы для проведения камеральной проверки являются неправомерными.Но давайте представим, что налоговый инспектор после вашей просьбы изложил свои требования в виде письменного запроса. В этом случае необходимо ответить на такой запрос. Причем ответ следует предоставить также в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Если налогоплательщик в течение этого срока не предоставит объяснения и их документальные подтверждения, то у налоговиков есть все основания для проведения внеплановой выездной проверки (п. 3 ст. 111 Закона № 509).Только и в этом случае прилагать к ответу на письменный запрос оригиналы документов не надо.
Можно приложить исключительно копии документов . Хотя, строго говоря, копии документов предоставляются в налоговую инспекцию только в ходе проведения проверки (плановой и внеплановой) и если такие документы свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей) — п. 9 ст. 11 Закона № 509.Как поступить в такой ситуации (предоставлять копии документов сразу по запросу или дожидаться внеплановой проверки) — решать, конечно же, вам. Но в любом случае независимо от того, какое вы решение примете, ответ с объяснениями рекомендуем предоставить в установленный законом срок (в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса).
Ответ может быть таким:
Начальнику ГНИ Ивановского р-на г. Харькова Иванову И. И. директора ООО «Старт» Сидорова Н. Н. Исх. № 121/7 от 23.06.2008 г.
На Ваш запрос от 17.06.2008 г. № 11 (полученный нами 20.06.2008 г.) сообщаем, что предприятие ООО «Привал» (ИНН — 252365859648) действительно является нашим поставщиком. 8 марта 2008 года с ООО «Привал» был заключен договор № 23/П на поставку рекламных услуг. 10 марта 2008 года по платежному поручению № 253 была осуществлена предоплата на сумму 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.). Налоговая накладная № 35 была получена в мае 2008 года. Налоговый кредит в размере 4000 грн. отражен в общей сумме налогового кредита в стр. 10.1 декларации по НДС за май и, соответственно, в приложении 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов».(ВАРИАНТ 1) При необходимости указанные выше документы будут предоставлены по юридическому адресу предприятия: ул. Примеровская, 12.(ВАРИАНТ 2) Приложение:— копия договора № 23/П; — копия выписки из банка за 10.03.2008 г.; — копия Реестра полученных и выданных налоговых накладных за май 2008 года; — копия налоговой накладной № 35 от 10.03.2008 г. Директор _______________ Н. Н. Сидоров
|
Наталья ГОЛОСКУБОВА