Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О порядке обложения НДС отдельных видов услуг

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Июнь, 2008/№ 26
Печать
Письмо от 07.04.2008 г. № 127/2/16-1510

МЕСТО ПОСТАВКИ УСЛУГ —

ГНАУ меняет позицию

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 07.04.2008 г. № 127/2/16-1510

Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 02.06.2008 г. № 04-27/572

«О порядке обложения НДС отдельных видов услуг»

 

ГНАУ в комментируемом

письме снова подняла вопросы:

1) об определение места поставки услуг;

2) о перечне услуг, для определения места поставки которых используют нормы

п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС*.

* Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

1. Место поставки услуг.

Как вы, наверное, знаете, споры в отношении терминов «место предоставления услуг» и «место поставки услуг» продолжаются с 2005 года, когда в Закон об НДС были внесены глобальные изменения, касающиеся обложения НДС операций по поставке услуг.

Так, в

п.п. 3.1.1 Закона об НДС, который определяет объект обложения НДС, фигурирует понятие «место предоставления услуг», а вот п. 6.5 Закона об НДС описывает уже порядок определения «места поставки услуг». Мы всегда доказывали, что эти понятия идентичны. А вот налоговики на этот счет высказывали различные мнения (как правило, в зависимости от того, что выгоднее было доказывать): из одних писем можно было сделать вывод об идентичности этих понятий (например, письма ГНАУ от 20.04.2005 г. № 3328/6/15-2315; от 23.05.2005 г. № 10031/7/15-2217), в других же предлагались оригинальные варианты сочетания этих норм (например, письма от 23.05.2005 г. № 10031/7/15-2217; от 30.05.2007 г. № 5175/6/16-1515).

Из комментируемых

писем ГНАУ и Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики можно сделать вывод, что эти ведомства согласились с тем, что понятия «место поставки услуг» и «место предоставления услуг» идентичны и при решении вопроса о том, есть ли объект обложения при поставке тех или иных услуг, необходимо ориентироваться на место их поставки, порядок определения которого регулирует п. 6.5 Закона об НДС (см. «Как облагать поставку услуг, перечисленных в п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС»). Будем надеяться, что в дальнейшем ГНАУ не отступит от такой позиции.

 

Как облагать поставку услуг, перечисленных в п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС

Извлечение из комментируемого письма ГНАУ

«ГНАУ, проанализировав многочисленные запросы плательщиков налогов и налоговых органов по применению отдельных норм

п.п. 6.5 ст. 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) в части обложения НДС отдельных видов услуг, информирует, что в настоящее время существует необходимость в предоставлении обобщающего разъяснения по указанному вопросу и направлении его для использования в работе региональным налоговым органам и плательщикам налогов.

С целью подготовки такого разъяснения

ГНАУ просит поддержать позицию ГНАУ по указанному вопросу либо выразить свои замечания или предложения.

Согласно

п.п. 3.1.1 ст. 3 Закона об НДС объектом обложения НДС являются операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины.

Пунктом

6.5 ст. 6 Закона об НДС установлены правила определения места поставки услуг.

В соответствии с общим правилом

для определения места поставки услуг, установленного п. 6.5 ст. 6 Закона об НДС, местом поставки считается место, где лицо, предоставляющее услугу, зарегистрировано в качестве плательщика этого налога.

Исключения из этого правила составляют операции по предоставлению услуг особого вида, для определения места поставки которых установлены отдельные правила

.

<...>

Учитывая указанное, при предоставлении поставщиком (резидентом — плательщиком налога на добавленную стоимость) получателю (нерезиденту — физическому либо юридическому лицу) услуг, указанных в

п.п. «д» п. 6.5 ст. 6 Закона об НДС, местом поставки таких услуг определяется место вне пределов таможенной территории Украины, за исключением случаев предоставления указанных услуг нерезидентам, имеющим постоянное представительство, зарегистрированное в Украине.

При предоставлении таких услуг нерезидентам, имеющим на таможенной территории Украины постоянное представительство, местом поставки определяется таможенная территория Украины».

Извлечение из комментируемого письма Комитета ВРУ

«Комитет разделяет позицию по предоставлению обобщающих разъяснений о налогообложении услуг, перечень которых установлен

п.п. «д» п. 6.5 ст. 6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон).

1.

Пунктом 6.5 ст. 6 Закона установлены правила определения места поставки услуг. В соответствии с этой нормой местом поставки услуг является место, где лицо, предоставляющее услугу, зарегистрировано плательщиком этого налога.

Исключением из этого правила является предоставление услуг, перечень которых приведен в

п.п. «д» п. 6.5 Закона.

В соответствии с этой нормой, если покупатели, которым предоставляются приведенные в этом подпункте услуги, проживают за пределами таможенной территории Украины, местом поставки услуг является место регистрации покупателя или его постоянного представительства, а при отсутствии такого места регистрации — место постоянного адреса или постоянного проживания».

 

2. Перечень услуг.

Следующий вопрос, который пытается решить ГНАУ, — конкретный перечень услуг, названных в п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС. Напомним, что к таким услугам, в частности, относят:

1)

рекламные услуги и другие услуги по продвижению товаров (услуг) на рынке (промоутерство);

2)

услуги консультанта, инженеров, адвокатов, бухгалтеров, аудиторов, актуариев и другие аналогичные услуги;

3)

услуги по обработке данных и предоставлению информации, в том числе с использованием компьютерной сети.

Как вы понимаете, этими услугами довольно часто пользуются налогоплательщики (чего только стоит упоминание о консультационных и маркетинговых услугах). Налоговые инспекторы, в свою очередь, пристально изучают в ходе проверки все документы, подтверждающие расходы налогоплательщика по таким услугам.

Так вот, ГНАУ в комментируемом

письме указывает, что при применении п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС следует учитывать, что:

1)

к рекламным услугам относятся услуги, определенные под кодом 74.40.13 «Услуги в сфере рекламы другие» в Государственном классификаторе продукции и услуг, утвержденном приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822 (далее — Классификатор);

2)

к услугам по обработке данных — услуги, определенные под кодом 72.30.2 «Услуги по обработке данных вычислительными средствами» в Классификаторе;

3) что касается услуг консультантов, инженеров, адвокатов, бухгалтеров, аудиторов, то применение к ним

п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС возможно только при конкретизации Законом вида и перечня услуг.

Надо сказать, что с предложенным ГНАУ перечнем услуг можно поспорить*, что подтверждает и комментируемое

письмо Комитета ВРУ.

* Мы об этом писали в статьях «Рекламные услуги: экспорт, импорт и НДС»// «БН», 2007, № 50, с. 31; «Услуги через Интернет — получаем, предоставляем, облагаем НДС» // «БН», 2007, № 37, с. 15.

Так, по мнению Комитета ВРУ полный перечень рекламных услуг указан в

Классификаторе под обобщающим кодом 74.40 «Услуги в сфере рекламы», а не под кодом 74.40.13. Аналогичные замечания относятся и к услугам с использованием компьютерных систем: комитет считает, что при определении перечня таких услуг нужно ориентироваться на код 72.30 «Услуги по обработке данных» Классификатора.

Также Комитет ВРУ не согласился с предложением ГНАУ применять

п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС к услугам консультантов, инженеров, адвокатов, бухгалтеров, аудиторов только при конкретизации Законом вида и перечня услуг. Обоснование следующее: Закон об НДС является законом прямого действия, который не предусматривает перечня таких услуг. А потому отсутствие перечня не дает права не применять законодательные нормы прямого действия. В то же время Комитет ВРУ порекомендовал при определении соответствия тех или иных услуг к услугам, которые по признакам относятся к аудиторским, бухгалтерским, адвокатским, пользоваться специальными законами Украины «Об аудиторской деятельности», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «Об адвокатуре», которыми установлены виды и предметы деятельности их применения. Надеемся, что ГНАУ прислушается к логичным выводам Комитета ВРУ.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше