Темы статей
Выбрать темы

Чрезвычайные ситуации: отражаем последствия в учете

Редакция БН
Статья

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ:

отражаем последствия в учете

 

Этим летом большая часть областей Украины пострадала от чрезвычайных ситуаций. Достаточно вспомнить наводнение в Винницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой областях. Все эти области названы зонами чрезвычайной экологической ситуации. Также совсем недавно катастрофа техногенного характера коснулась и Лозовского района Харьковской области. Да и лесные пожары летом бушевали в южной и восточной части страны.

В результате произошедших чрезвычайных событий пострадали не только физические лица, но и субъекты хозяйствования. О том, как оценить нанесенный ущерб предприятию и отразить последствия чрезвычайных ситуаций в бухгалтерском и налоговом учете, пойдет речь в сегодняшней статье.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 1809

— Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» от 08.06.2000 г. № 1809-III.

Порядок классификации чрезвычайных ситуаций

— Порядок классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера по их уровням, утвержденный постановлением КМУ от 24.03.2004 г. № 368.

Положение о списании убытка от порчи —

Положение о порядке списания с баланса невозмещенного убытка от недостач, порчи товарно-материальных ценностей, других безнадежных долгов в организациях и предприятиях потребительской кооперации Украины, утвержденное постановлением правления Укоопсоюза от 03.04.2003 г.

Классификатор чрезвычайных ситуаций

— Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций ДК 019-2001, утвержденный приказом Госстандарта от 19.11.2001 г. № 552.

Инструкция № 69

— Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.

 

Что следует понимать под чрезвычайной ситуацией

Чрезвычайная ситуация

— ситуация, которую характеризует нарушенность нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте либо территории, вызванная аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другими факторами, которые привели (могут привести) к гибели людей, животных и растений, значительным материальным убыткам и (или) нанесли (могут нанести) вред окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации можно разделить на следующие виды: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера

(см. «Классификация чрезвычайных ситуаций»).

 

Классификация чрезвычайных ситуаций

Извлечение из Классификатора чрезвычайных ситуаций

«В соответствии с причинами происхождения событий, которые могут обусловить возникновение ЧС на территории Украины, различают

:

ЧС

[чрезвычайная ситуация. — Примеч. ред.] техногенного характера — транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных и вредныхимических и радиоактивных веществ, внезапное разрушение сооружений; аварии в электроэнергетических системах, системах жизнеобеспечения, системах связи и телекоммуникаций, на очистных сооружениях, в системах нефтегазового промышленного комплекса, гидродинамические аварии и проч.;

ЧС природного характера

— опасные геологические, метеорологические, гидрологические явления, деградация почв или недр, пожары в природных экологических системах, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость и массовое отравление людей, инфекционные заболевания домашних животных, а именно сельскохозяйственных, массовая гибель диких животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями и проч.;

ЧС социально-политического характера

, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: вооруженные нападения, захваты и силовое удерживание важных объектов или реальная угроза осуществления таких акций; вооруженные нападения, захваты и силовое удерживание атомных электростанций или других объектов атомной энергетики либо реальная угроза осуществления таких акций; <...> и пр.

ЧС военного характера

, связанные с последствиями применения обычного оружия либо оружия массового поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения, определяемые отдельными нормативными документами и поэтому в этом Классификаторе не детализированные, а указанные на высшем уровне детализации в группировке с кодом 40000 «ЧС военного характера».

 

Критерии классификации чрезвычайных ситуаций утверждены Кабмином и приведены

в Порядке классификации чрезвычайных событий. В зависимости от объемов убытков, причиненных чрезвычайной ситуацией, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ее последствий, определяются такие уровни чрезвычайных ситуаций:

— государственный;

— региональный;

— местный;

— объектовый.

Окончательное решение об уровне чрезвычайной ситуации принимает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится решение вопросов защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

 

Оценка размера ущерба и документальное оформление

Техногенная авария, пожар или стихийное бедствие является одной из причин проведения инвентаризации. Такая инвентаризация проводится на следующий день после окончания явлений (

п.п. «е» п. 3 Инструкции № 69). Для проведения инвентаризации директор своим приказом утверждает состав комиссии. Созданная комиссия должна определить перечень имущества, пострадавшего от стихийного бедствия, и определить размер нанесенного ущерба. Поэтому функции специальной комиссии можно возложить и на постоянно действующую инвентаризационную комиссию (конечно, при ее наличии).

В ходе проведения инвентаризации комиссия должна:

— определить размер ущерба

исходя из данных первичных документов, в которых указана стоимость поврежденного или утраченного имущества*. Если же первичные документы были уничтожены, то их следует восстановить. Шаги по восстановлению утраченных документов мы рассматривали в статье «Потеряли первичный документ: что делать и как отстоять свои расходы?» // «БН», 2007, № 50, с. 27.

* Если имущество было застраховано, то следует обратиться за оценкой размера ущерба в страховую компанию. Страховая компания согласно условиям договора компенсирует предприятию понесенные убытки.

— составить акт контрольной проверки инвентаризации

(приложение 1 к Инструкции № 69);

— составить акт о порче и списании

. Этот акт можно составить в произвольной форме, а можно воспользоваться уже действующими формами (например, актом о порче, бое, ломе ТМЦ по форме № 026, приложение к Положению о списании убытка от порчи). Для списания объекта основных средств подойдет форма № ОЗ-4 (для автомобилей) или № ОЗ-3 (для прочих объектов)**. При этом в акте должно быть указано, что объект списывается в связи с невозможностью его дальнейшей эксплуатации и подлежит ликвидации в результате произошедшего чрезвычайного события. При этом, как вы понимаете, конкретного виновного лица здесь не будет. К акту о порче и списании следует приложить справку Торгово-промышленной палаты (ТПП), в которой будет зафиксирован факт произошедшего чрезвычайного события. О наличии этой справки следует указать в пункте 6 формы № ОЗ-3. Если же отдельные территории Украины были признаны пострадавшими в результате действия обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия решением Президента Украины или Кабмином, то справка ТПП не нужна. Например, Винницкая, Ивано-Франковская, Закарпатская, Львовская, Тернопольская и Черновицкая области признаны зонами чрезвычайной экологической ситуации Указом Президента Украины от 28.07.2008 г. № 682/2008. Субъектам хозяйствования, пострадавшим в результате наводнения в этих областях Украины, справка ТПП не нужна.

** На составлении именно этих актов ГНАУ настаивает в своих письмах от 06.05.2001 г. № 2235/6/16-1215-26 и от 23.07.2003 г. № 6455/6/15-1116.

Кстати, указанные выше подтверждающие документы (справка ТПП или соответствующее решение) пригодятся налогоплательщикам, которые хотят отстоять свои льготы по налогообложению. Например, не начислять налоговые обязательства по НДС при ликвидации основных фондов в связи с их разрушением или повреждением в результате обстоятельств непреодолимой силы*. Об обязательном наличии документов, подтверждающих действие обстоятельств непреодолимой силы, главный налоговый орган упоминал в своем

письме от 02.11.2001 г. № 14806/7/16-1217-7.

* Подробнее об этом см. в разделе «Разрушение или повреждение основных фондов» данной статьи.

Подытожим

: В случае произошедшей чрезвычайной ситуации субъект хозяйствования должен провести инвентаризацию. Результат инвентаризации — акт контрольной проверки инвентаризации. При этом документальное оформление ликвидируемого объекта в результате произошедших чрезвычайных событий практически ничем не отличается от оформления ликвидации основных средств по усмотрению налогоплательщика без их наличия**. Единственная разница состоит в том, что к такому акту должны быть приложены документы, подтверждающие факт произошедших чрезвычайных событий (справка ТПП или решение Президента Украины или Кабмина).

** См. статью «Ликвидируем основные фонды правильно» // «БН», 2006, № 24, с. 16.

Если предприятие является субъектом внешнеэкономической деятельности

, то сложившаяся чрезвычайная ситуация может быть основанием для приостановления течения 180-дневного срока расчетов по экспортно-импортным операциям. Например, из-за наводнения невозможно осуществить ввоз товара, который был ранее оплачен, а 180-дневный срок уже приближается. Что делать в этом случае? Не паниковать.

Течение указанного срока приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. О том, что следует понимать под форс-мажорными обстоятельствами, ГНАУ разъяснила в своем

письме от 10.08.2004 г. № 15183/7/23-5317. В частности, под форс-мажорными обстоятельствами налоговики понимают исключительные погодные условия и стихийные бедствия (ураган, буря, наводнение и т. п.), а также непредвиденные ситуации, которые происходят независимо от воли и желания заказчика или исполнителя (война, блокада, авария и т. п.). Это наш случай.

При этом подтверждением форс-мажорных обстоятельств будет наличие справки ТПП или другой уполномоченной организации (органа), одной из сторон договора или третьей стороны, если это предусмотрено договором. Такое требование приведено в

ст. 6 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР. Примечательно, что это должен быть именно оригинал документа уполномоченного органа страны — на фирменном бланке с соответствующими реквизитами (дата, исходящий номер, название документа) с подписью и печатью, а также с датой наступления и окончания действия непреодолимой силы.

 

Порча или уничтожение ТМЦ

Налог на прибыль

. Если в результате чрезвычайных событий произошли порча или уничтожение товарно-материальных ценностей (ТМЦ), то здесь сработает механизм корректировки валовых расходов. В этом случае затраты на приобретение таких ТМЦ необходимо убрать из состава валовых расходов путем отражения этой суммы в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» к декларации по налогу на прибыль (если, конечно, стоимость таких запасов ранее была включена в состав валовых расходов и участвовала в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль). Связано это с тем, что такие запасы не будут использованы в хозяйственной деятельности, а значит, права отразить их в составе валовых расходов на общих основаниях нет.

Если предприятие застраховало ТМЦ

, то здесь сработает п.п. 5.4.6 Закона о налоге на прибыль. Застрахованные убытки, понесенные таким налогоплательщиком, относятся в состав его валовых расходов в налоговом периоде их понесения, а суммы страхового возмещения таких убытков включаются в состав валовых доходов в налоговом периоде их получения. Подробнее о налоговом учете читайте в статье «Страхование имущества: учет страхового возмещения» // «БН», 2008, № 27, с.19.

Расходы на утилизацию или уничтожение испорченных ТМЦ можно отнести в состав валовых расходов. Основанием для этого является

п.п. 5.4.5 Закона о налоге на прибыль. Согласно данному подпункту в состав валовых расходов включаются, в частности, расходы по самостоятельному хранению, переработке, захоронению или оплате услуг по хранению, переработке, захоронению и ликвидации отходов от хозяйственной деятельности плательщика налога сторонними организациями.

Но как отразить в налоговом учете стоимость испорченных ТМЦ в результате чрезвычайных событий, которые пришли в негодность, но их предприятие планирует дальше использовать в своей хозяйственной деятельности? В этом случае ТМЦ можно уценить. В налоговом учете такая

уценка не изменяет балансовую стоимость запасов, валовые доходы и валовые расходы на приобретение таких запасов (п. 5.9 Закона о налоге на прибыль).

НДС

. В отношении ранее отраженного налогового кредита отметим следующее. Если запасы в результате чрезвычайных событий подлежат списанию, то ранее отраженный кредит следует откорректировать, так как в дальнейшем они не будут использоваться в хоздеятельности предприятия. Ведь «хозяйственность» — это одно из обязательных условий, при котором налогоплательщик имеет право на налоговый кредит (п.п. 7.4.4 Закона об НДС).

А вот при проведении уценки запасов до чистой стоимости реализации в соответствии с правилами бухгалтерского учета ранее отраженный налоговый кредит по НДС не корректируется.

 

Разрушение или повреждение основных фондов

Налог на прибыль

. Если произошло разрушение основных фондов (их части), то следует руководствоваться пп. 8.4.8 и 8.4.9 Закона о налоге на прибыль (см. «Налоговый учет в случае вынужденного отказа от дальнейшего использования основных фондов»).

 

Налоговый учет в случае вынужденного отказа от дальнейшего использования основных фондов

Извлечение из Закона о налоге на прибыль

«

8.4.8. В случае ликвидации основных фондов по решению плательщика налога или если по не зависящим от плательщика налога обстоятельствам основные фонды (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации либо плательщик налога вынужден отказаться от использования таких основных фондов по обстоятельствам угрозы или неизбежности их замены, разрушения либо ликвидации, плательщик налога в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства:

а) увеличивает валовые расходы на сумму балансовой стоимости отдельного объекта основных фондов группы 1

, при этом стоимость такого объекта приравнивается к нулю;

б)

не изменяет балансовую стоимость групп 2, 3 и 4 по основным фондам этих групп.

8.4.9.

В случае если страховая организация или другое юридическое либо физическое лицо, признанное виновным в причиненном ущербе, компенсирует плательщику налога потери, связанные с возникновением обстоятельств, определенных в подпункте 8.4.8 этого пункта, плательщик налога в налоговый период, на который приходится такая компенсация:

а) увеличивает валовой доход на сумму компенсации за основные фонды группы 1

(отдельный объект основных фондов группы 1);

б) уменьшает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов

на сумму компенсации за основные фонды групп 2, 3 и 4».

 

Обратите внимание: если разрушен объект основных фондов

группы 1, то валовые расходы следует увеличить на сумму балансовой стоимости отдельного объекта и одновременно его стоимость приравнять к нулю. В валовые расходы включается балансовая стоимость объекта за вычетом начисленной в расчетном квартале амортизации. При этом должны быть в наличии соответствующие документы о его уничтожении, разборке или преобразовании другими способами, вследствие чего такой объект не может использоваться в будущем по первоначальному назначению, балансовая стоимость такого объекта включается в состав валовых расходов. Это требование указано в п.п. 8.4.10 Закона о налоге на прибыль. Если идет речь о разрушении основных фондов групп 2, 3 и 4, то балансовая стоимость этих групп не изменяется и дальше продолжает амортизироваться.

В случае

если понесенные расходы компенсирует страховая компания (это, как вы понимаете, возможно, только если такие фонды были застрахованы), то здесь следует руководствоваться и п.п. 8.4.8 , и п.п. 8.4.9 Закона о налоге на прибыль Согласно п.п. 8.4.9 Закона о налоге на прибыль в периоде получения компенсации от страховой компании налогоплательщик:

— увеличивает валовой доход

на сумму компенсации за основные фонды группы 1 (отдельный объект основных фондов);

— уменьшает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов

на сумму компенсации за основные фонды групп 2, 3 и 4.

Обратите внимание: балансовую стоимость основных фондов групп 2, 3 и 4 необходимо уменьшать не на сумму материального убытка, а на сумму страхового возмещения, которое определяется как разница между суммой материального убытка и франшизой. Подробно о налоговом учете застрахованного имущества можно узнать из

статьи «Страхование имущества: учет страхового возмещения» // «БН», 2008, № 27, с.19.

НДС

. После того как налогоплательщик примет решение, что разрушенные основные фонды уже не сможет использовать в своей хозяйственной деятельности, он должен задуматься о судьбе ранее отраженного налогового кредита по такому основному фонду. Сразу вспоминается п. 4.9 Закона об НДС, который предлагает в случае ликвидации, безвозмездной передачи или перевода в состав непроизводственных основных фондов рассматривать это как поставку и начислять налоговые обязательства исходя из обычных цен. Но в нашей ситуации данный пункт Закона не действует, так как разрушение и повреждение основных фондов возникло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (второй абзац п. 4.9 Закона об НДС). Это означает, что начислять налоговые обязательства по НДС не надо.

Обратим внимание, что

п. 4.9 Закона об НДС разрешает не начислять налоговые обязательства, в случае если налогоплательщик предоставит налоговому органу документы, подтверждающие уничтожение, разборку или преобразование объекта (акты по формам № ОЗ-3 и № ОЗ-4). Несмотря на то что ГНАУ в письме от 23.07.2003 г. № 6455/6/15-1116 не возражает, чтобы акты предоставлялись во время проверки, на местах налоговые органы часто требуют предоставить копии актов вместе с декларацией по НДС.

Но это не наш случай. У нас повреждение основных фондов возникло именно вследствие обстоятельств непреодолимой силы. А вышеуказанные рекомендации по предоставлению документов налоговому органу касаются только ситуации, когда налогоплательщик сам принял решение ликвидировать основные фонды (о действии непреодолимой силы речи не идет).

Подытожим.

Для того чтобы воспользоваться налоговой льготой по неначислению налоговых обязательств по НДС, подавать соответствующие документы в налоговый орган вместе с декларацией по НДС не надо. Документы, подтверждающие уничтожение объекта (акты по формам № ОЗ-3 и № ОЗ-4), а также документы, подтверждающие действие обстоятельств непреодолимой силы, должны быть в наличии у налогоплательщика во время проверки.

Также

нет необходимости и в корректировке ранее отраженного налогового кредита в части, приходящейся на остаточную стоимость ликвидируемого объекта. Связано это с тем, что разрушенные или поврежденные основные фонды уже использовались в хозяйственной деятельности предприятия. А для целей налогового учета часть входящего НДС, приходящаяся на стоимость объекта, использованного в хозяйственной деятельности предприятия, формально имеет полное право находиться в составе налогового кредита. В связи с этим считаем, что в учете НДС какие-либо корректировки производить не надо.

 

Помощь из бюджета

Предприятию, пострадавшему в ходе чрезвычайных событий, могут быть выделены средства из бюджета на ликвидацию последствий стихийного бедствия. При этом если имущество и ресурсы предприятия использовались для предотвращения или ликвидации чрезвычайных последствий государственного уровня, при условии объявления чрезвычайного положения, то такие

предприятия имеют полное право на возмещение их полной стоимости в установленном законом порядке (ст. 25 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 16.03.2000 г. № 1550-III).

В общем случае полученные от государства дотации и субсидии включаются в валовой доход (

п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль). Но если на ваш счет поступили денежные средства с кодом КЭКР 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)», то включать их в валовые доходы не надо. Дело в том, что средства, которые выделяются из бюджета как капитальные трансферты, имеют целевое назначение. В сложившейся ситуации они могут быть направлены только на покрытие убытков, которые возникли в результате чрезвычайных событий. Получение из бюджета капитальных трансфертов прямо не связано с каким-либо видом деятельности предприятия и направлено на реализацию программ социально-экономического развития государства. А это означает, что такие бюджетные средства не отвечают признакам валового дохода налогоплательщика, установленным п. 4.1 Закона о налоге на прибыль, следовательно, они не подлежат налогообложению. При этом если за счет капитальных трансфертов будут приобретены основные фонды, то при начислении налоговой амортизации валовых расходов не будет. Это подтверждает и ГНАУ в своем письме от 29.03.2005 г. № 2569/6/15-1316.

А вот благотворительная помощь, полученная от обычного предприятия, непременно попадет в состав валовых доходов (

п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль).

 

Бухгалтерский учет

Расходы.

К расходам от чрезвычайных событий относятся:

— прямые расходы;

— расходы на осуществление мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией таких последствий (возмещение, уплата сторонним организациям, заработная плата работников, занятых на восстановительных работах, стоимость использованных сырья и материалов и т. п.).

Учет таких расходов осуществляется на

счете 99 «Чрезвычайные расходы», который имеет следующие субсчета:

 

Наименование субсчета

Какие расходы на нем отражать

991 «Потери от стихийного бедствия»

Расходы от чрезвычайных ситуаций природного характера (потери от наводнения, землетрясения, града и т. п.)

992 «Потери от техногенных катастроф и аварий»

Расходы от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (см. на с.24 «Классификация чрезвычайных ситуаций»)

993 «Прочие чрезвычайные расходы»

Расходы от чрезвычайных ситуаций социально-политического и военного характера (см. на с.24 «Классификация чрезвычайных ситуаций»)

 

В соответствии с

п. 4 П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» чрезвычайные события не повторяются периодически или в каждом отчетном периоде. В Отчете о финансовых результатах (ф. № 2) потери от чрезвычайных событий отражаются в стр. 205 «Чрезвычайные расходы» за вычетом суммы, на которую уменьшается налог на прибыль от обычной деятельности вследствие чрезвычайных событий (п. 35 П(С)БУ 3). Это означает, что вначале следует рассчитать, на сколько чрезвычайные расходы уменьшат налог на прибыль, и только после этого уменьшить на эту же сумму общие чрезвычайные расходы.

Например, предприятие понесло расходы от чрезвычайных событий в сумме 10 тыс. грн. В налоговом учете эти расходы можно включить в состав валовых. Таким образом, экономия по налогу на прибыль составит: 10 х 25 % = 2,5 (тыс. грн.). Следовательно, в стр. 205 ф. № 2 нужно показать расходы в сумме: 10 - 2,5 = 7,5 (тыс. грн.).

Доходы.

Помимо чрезвычайных расходов, могут быть у предприятия и чрезвычайные доходы. Чрезвычайные доходы предприятия получают в случае возмещения чрезвычайных расходов страховыми компаниями либо значительных благотворительных взносов со стороны других предприятий или физических лиц, связанных с деятельностью предприятия в чрезвычайных ситуациях. Для отражения доходов, возникших вследствие чрезвычайных событий, применяется счет 75 «Чрезвычайные доходы». Он имеет следующие субсчета:

 

Наименование субсчета

Что на нем следует отражать

751 «Возмещение убытков от чрезвычайных событий»

Сумму возмещения потерь от чрезвычайных событий, включая возмещение расходов на предупреждение потерь от чрезвычайных событий. На этом субсчете следует отражать, в частности, сумму страхового возмещения, средства, полученные из бюджета в виде капитальных трансфертов

752 «Прочие чрезвычайные доходы»

Доход от других событий или операций, соответствующих определению чрезвычайных событий. Рекомендуем на этом субсчете отражать благотворительную помощь, полученную от других предприятий, дотации и субсидии государства, доход от оприходования запасов в результате демонтажа объектов основных средств и т. п.

 

В Отчете о финансовом результате (ф. № 2) чрезвычайные доходы следует отражать в

стр. 200 «Чрезвычайные доходы». А налог с такого дохода будет показан в стр. 210 «Налоги от чрезвычайной прибыли».

Обратите внимание, что стр. 210 заполняется

только при наличии заполненной стр. 200. Причем, несмотря на название, в стр. 210 нужно показывать не налоги с прибыли, а, по сути, налоги с чрезвычайного дохода.

Содержание и стоимостную оценку как доходов, так и расходов от каждой чрезвычайной ситуации следует отдельно раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности.

Пример.

В результате наводнения были уничтожены товары на сумму 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.) и разрушено здание склада (первоначальная стоимость здания — 111000 грн., износ — 105000 грн., балансовая стоимость склада на 01.06.2008 г. в налоговом учете — 8000 грн.). Разрушенное и испорченное имущество не застраховано.

Стоимость услуг сторонней организации по демонтажу здания — 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.), а по утилизации товара — 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.).

На предприятии была создана комиссия, которая зафиксировала в акте последствия наводнения. К акту приложена справка ТПП и документы о демонтаже склада, который произошел в июле 2008 года.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

Ликвидация склада (основного фонда группы 1) в связи с произошедшим чрезвычайным событием

1

Списана сумма износа, начисленная на ликвидируемое здание (склад)

131

104

105000

2

Списана остаточная стоимость склада

991

103

6000

7900*

* В валовые расходы включается балансовая стоимость после начисления амортизации за 3 квартал: 8000 - 8000 х 1,25 %. С 01.10.2008 г. балансовая стоимость склада приравнивается к нулю, что в разрезе всей группы означает уменьшение балансовой стоимости группы на указанную величину.

3

Оприходованы строительные материалы, полученные при демонтаже склада

209

752

3400

— *

* Стоимость материалов, полученных от ликвидации основных фондов, не включается в состав валовых доходов. Они не подлежат перерасчету в составе балансовой стоимости запасов согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

4

Отражены расходы по демонтажу склада

991

685

5000

5000

5

Сумма НДС по демонтажу склада включена в налоговый кредит

641

685

1000

6

Сформирован финансовый результат:

— на сумму расходов

794

991

11000

— на сумму доходов

752

794

3400

Списание товара в связи с произошедшим чрезвычайным событием

1

Списаны испорченные товары

991

281

20000

-20000*

* Стоимость списанных товаров (20000 грн.) следует отразить в гр. 4 приложения К1/ 1 к декларации по налогу на прибыль.

2

Отражено уменьшение ранее отраженного налогового кредита по НДС по испорченному товару (методом «сторно»)

641

644

4000

991

644

4000

3

Отражены расходы на утилизацию товара

991

685

300

300

4

Сумма НДС по утилизации товара включена в налоговый кредит

641

685

60

5

Сформирован финансовый результат на сумму расходов

794

991

24300

 

Пример отражения в бухгалтерском учете списания застрахованного имущества, разрушенного во время чрезвычайных событий, приведен в

статье «Страхование имущества: учет страхового возмещения» // «БН», 2008, № 27, с.19. На этом заканчиваем статью. Надеемся, она вам поможет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше