ЛЕКАРСТВА:
новый подход к ценовому регулированию
Постановление Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333
«Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»
Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»
Кабмин в очередной раз пытается навести порядок в ценах на рынке лекарств. Кратко напомним историю вопроса:
— Кабмин
постановлениями от 17.10.2008 г. № 955* (далее — постановление № 955) и от 19.11.2008 г. № 1022 установил предельные снабженческо-сбытовые надбавки (наценки) и предельные торговые (розничные) надбавки (наценки) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (далее — лекарства). Если раньше (до 06.11.2008 г. — даты вступления в силу постановления № 955) госрегулированию подлежали только цены на лекарства, включенные в Перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию, утвержденный приказом Минздрава от 03.12.2001 г. № 480/294, то постановлением № 955 было предусмотрено установление предельной наценки (надбавки) и на лекарства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 29.03.2006 г. № 400;* См. калейдоскоп документов «Стабилизация аптечных цен: опт — до 15 %, розница — от 35 %» // «БН», 2008, № 45, с. 11 и ком. к письму Минэкономики от 04.11.2008 г. № 3802-19/125 «Лекарства: Минэкономики разъясняет механизм госрегулирования цен на них» // «БН», 2008, № 47, с. 10.
— Президент
Указом от 03.12.2008 г. № 1139/2008** приостановил действие этих постановлений и подал конституционное представление с просьбой оценить конституционность этих актов Кабмина;** См. ком. «Революция на рынке лекарств отменяется — Президент приостановил действие постановлений Кабмина» // «БН», 2008, № 49, с. 4.
— Конституционный Суд отказал в открытии конституционного производства по делу по конституционному представлению Президента Украины, в результате
действие упомянутых выше постановлений возобновлено***.*** См. ком. «Рынок лекарств: революция, часть вторая» // «БН», 2009, № 9, с. 10.
И вот комментируемым постановлением Кабмин внес изменения в
постановление № 955. Благодаря им теперь:— госрегулированию подлежат цены
только на лекарства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов). Этот Перечень также утвержден комментируемым постановлением. Учитывая, что перечень включает лишь 215 позиций, можно констатировать, что границы госвмешательства в вопросы ценообразования на лекарства существенно сузились;— предельные
снабженческо-сбытовые надбавки теперь составляют 12 % оптово-отпускной цены (а если лекарства приобретаются полностью или частично за бюджетные средства — 10 %), а предельные торговые (розничные) надбавки — 25 % закупочной цены (а если лекарства приобретаются полностью или частично за бюджетные средства — 10 %);— лекарства отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже чем
12 грн./упаковку, не подлежат госрегулированию (кроме тех, которые будут приобретаться за бюджетные средства).Наверное, памятуя о проблемах практического применения норм прежней редакции
постановления № 955, Кабмин комментируемым постановлением также утвердил Порядок формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым внедрено государственное регулирование. Он, в частности, требует, чтобы оптовики указывали размер оптово-отпускной цены в первичных документах для проведения им операций по реализации товара.Комментируемое постановление вступило в силу 15 апреля 2009 года.