Темы статей
Выбрать темы

Об организации работы по выполнению требований распоряжения КМУ от 17.07.2009 г. № 838-р

Редакция БН
Письмо от 04.08.2009 г. № 16519/7/16-1617

НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ПО НДС:

как ГНАУ будет выполнять распоряжение Кабмина
по борьбе с запоздавшими налоговыми накладными

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 04.08.2009 г. № 16519/7/16-1617

«Об организации работы по выполнению требований распоряжения КМУ от 17.07.2009 г. № 838-р»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым

письмом ГНАУ разъяснила нормы распоряжения Кабмина от 17.07.2009 г. № 838-р*, посвященного борьбе с налоговым кредитом по запоздавшим налоговым накладным. Напомним, что первой ласточкой в этом вопросе было распоряжение КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р**. После этого подключилась ГНАУ: в письме от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517*** она разъяснила нормы распоряжения № 757. И вот теперь ГНАУ разъясняет нормы очередного распоряжения.

* См. ком. «Налоговый кредит по НДС: Кабмин продолжает бороться с запоздавшими налоговыми накладными»// «БН», 2009, № 30, с. 4.

** См. ком. «Декларировать налоговый кредит следует в период возникновения налогового обязательства по НДС — так считает Кабмин» // «БН», 2009, № 29, с. 7.

*** См. ком. «Проблемы с налоговым кредитом по НДС: ГНАУ настаивает, что декларировать НК следует в периоде возникновения НО» // «БН», 2009, № 30, с. 6.

1.

ГНАУ отметила, что органы налоговой службы при проведении камеральных проверок показателей налоговой отчетности должны учитывать ограничение по включению в налоговый кредит сумм НДС по налоговым накладным «старше» двух месяцев. Для выполнения этой нормы ГНАУ рекомендует налоговикам на местах обращать внимание на:

стр. 1 раздела I декларации по НДС. В этой строке должны быть указаны налоговые накладные, выписанные в том отчетном периоде, за который подается декларация;

стр. 8.1 раздела I декларации по НДС и уточняющие расчеты, посредством которых можно исправить ошибки, допущенные плательщиком НДС в сумме налоговых обязательств.

При этом ГНАУ предупреждает: если будет зафиксирован факт выписки налоговых накладных на значительную сумму (скорее всего речь идет о 300 тыс. грн.) и одновременное их невключение в состав налогового обязательства, то налоговики должны отнести такого несознательного плательщика НДС к одной из двух категорий. К первой категории относятся плательщики НДС, которые могут обеспечить уплату таких налоговых обязательств, а ко второй — плательщики НДС, которые не могут обеспечить такой уплаты по причине отсутствия самих плательщиков (фиктивные предприятия), отсутствия каких-либо ресурсов для уплаты налоговых обязательств и т. п. Так вот, требование о принудительном аннулировании НДС-регистрации, установленное

распоряжением. № 757, касается прежде всего второй категории. Напомним, что, комментируя это распоряжение, мы отмечали, что требование об аннулировании НДС-регистрации противоречит Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, а следовательно, не может выполняться.

2.

Для выполнения нормы распоряжения № 757 о декларировании налогового кредита покупателя в период возникновения налогового обязательства ГНАУ намерена в ходе внеплановой выездной проверки снимать налоговый кредит по «старым» налоговым накладным. Еще раз отметим, что оснований для проведения такой внеплановой выездной проверки в ч. 6 ст. 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII (далее — Закон № 509) мы не нашли.

3. Теперь что касается проверок

с привлечением налоговой милиции на всех этапах поставки товаров (работ, услуг) при выявлении фактов корректировок и уточнений, связанных с несвоевременным отражением налоговых накладных, показателей декларации в объеме 10 % или более от общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита (абзац четвертый распоряжения № 838). ГНАУ отмечает, что такие проверки будут проводиться независимо от того, в большую или меньшую сторону осуществляется корректировка (уточнение), корректируются налоговые обязательства или налоговый кредит, или же то и другое, а также независимо от количества проведенных корректировок (уточнений). В случае выявления таких корректировок налоговики должны информировать органы внутренних дел в течение трех дней со дня осуществления такой корректировки или уточнения. Интересно, как это требование они будут воплощать в жизнь?

Мы в свое время отмечали, что работникам налоговой милиции запрещается принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, проводимых государственной налоговой службой, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных относительно таких плательщиков налогов (

ч. 14 ст. 111 Закона № 509).

 

 

Государственная налоговая администрация Украины

 

О выполнении распоряжения Правительства от 17.07.2009 г. № 838-р

 

Письмо от 4 августа 2009 года № 16519/7/16-1617

 

Государственная налоговая администрация Украины направляет

распоряжение Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» и разъяснения по организации работы по выполнению требований этого распоряжения и обязует обеспечить:

взаимодействие подразделений налогового контроля юридических лиц, налоговой милиции, налогообложения физических лиц, налогообложения юридических лиц и подразделений информатизации процессов налогообложения при определении и обработке отчетности наивысшей степени риска и проведении при участии подразделений налоговой милиции проверок достоверности сумм НДС, связанных с корректировкой (уточнением) в объемах, определенных

распоряжением, на всех этапах поставки товаров (работ, услуг);

налаживание своевременного информирования органов внутренних дел согласно требованиям

распоряжения;

доведение указанных документов до выполнения подчиненным органам налоговой службы при проведении контрольно-проверочной работы, вынесении решений в процессе апелляционных согласований и для налаживания соответствующего информирования органов внутренних дел.

<...>

 

И. о. председателя В. КАЙЗЕРМАН

 

 

Государственная налоговая администрация Украины

 

Об организации работы по выполнению требований распоряжения Правительства от 17.07.2009 г. № 838-р

 

Письмо от 4 августа 2009 года № 16521/7/16-1517

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с принятием

распоряжения Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость», с целью усиления контроля за формированием налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в дополнение к письму от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517 сообщает.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость»

(далее — распоряжение № 838-р), которое принято в развитие требований распоряжения Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» (далее — распоряжение № 757-р) и вступило в силу с 17 июля 2009 года, определены первоочередные направления работы органов налоговой службы по администрированию налога на добавленную стоимость.

Нормы

распоряжения № 838-р касаются деятельности органов налоговой службы и регламентируют организацию процесса контрольно-проверочной работы.

Так, органы налоговой службы при проведении камеральных проверок показателей налоговой отчетности должны учитывать, что корректировка либо уточнение плательщиком налога показателей декларации,

связанные с несвоевременным включением в состав налогового обязательства или налогового кредита за соответствующий налоговый период, являются оправданными в случае, если они осуществляются в течение двух месяцев с даты предельного срока подачи соответствующей декларации (третий абзац распоряжения № 838-р).

То есть при формировании налоговых обязательств в

строке 1 раздела I «Налоговые обязательства» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость должны быть указаны налоговые накладные, выписанные в том отчетном периоде, за который подается декларация.

Если же плательщиком по каким-либо причинам не задекларированы налоговые обязательства за предыдущие отчетные периоды, плательщик в соответствии с требованиями

Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) имеет право внести в налоговую декларацию соответствующие уточнения, которые должны быть отражены в строке 8.1 раздела I декларации (за один отчетный налоговый период), и подать уточняющий расчет (за второй и другие отчетные налоговые периоды). В связи с таким увеличением плательщиком должен быть начислен штраф (расчет штрафа предусмотрен и формой налоговой декларации, и формой уточняющего расчета), а в соответствующих случаях (предусмотренных распоряжением № 757-р) органами налоговой службы применяются меры по аннулированию регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

При принятии решения об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что факт выписки налоговых накладных на значительную сумму и одновременное их невключение в состав налоговых обязательств могут допустить две категории плательщиков, первая из которых — это плательщики налога, которые могут обеспечить уплату таких налоговых обязательств в бюджет или средствами, или предоставлением налогового залога, или путем применения к ним налоговыми органами других предусмотренных законодательством процедур, а вторая — плательщики, которые уплату таких обязательств в бюджет не могут обеспечить по причине отсутствия самих плательщиков (фиктивные предприятия), отсутствия каких-либо ресурсов для уплаты обязательств в бюджет (основных фондов, любых других активов) и т. п., или/и создавались с целью формирования налогового кредита другим плательщикам налога. Поэтому требование по аннулированию регистрации плательщиков налога, установленное

распоряжением № 757-р, касается прежде всего второй категории плательщиков (в дальнейшем — недобросовестные плательщики).

При формировании налогового кредита необходимо учитывать нормы

Закона* о порядке включения сумм налога на добавленную стоимость в состав налогового кредита, распоряжения № 757-р об упорядочении налогового учета, распоряжения № 838-р, а также распоряжения Кабинета Министров Украины от 06.02.2008 г. № 262-р «О мерах по усовершенствованию системы администрирования налога на добавленную стоимость» (далее — распоряжение № 262-р).

* Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. —

Примеч. ред.

Согласно

распоряжению № 757-р налоговый кредит покупателя формируется в период возникновения налоговых обязательств продавца по данной операции поставки.

Это требование по упорядочению налогового учета и декларированию суммы налогового кредита в период возникновения налогового обязательства у поставщика основывается на нормах

Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон), подпунктом 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 которого определено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога в течение такого отчетного периода.

Как исключение из этого правила, с учетом объективных обстоятельств процедур выписки и подачи (вручения, получения) налоговых накладных, Кабинет Министров Украины

распоряжением № 838-р учел возможность задержки в получении налоговых накладных на период, равный двум месяцам с даты наступления предельного срока подачи налоговой декларации за тот отчетный период, в котором такие накладные были (должны были быть) выписаны.

Если же в налоговой декларации плательщиком налога отражаются налоговые накладные, выписанные (им или ему) в срок, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита не является оправданным (за период более длительный, чем два предыдущих месяца с даты наступления предельного срока подачи соответствующей декларации), факт такой корректировки является основанием отнесения такой налоговой декларации к

наивысшей степени риска (второй абзац распоряжения № 838-р). Налоговая отчетность таких плательщиков налога подлежит обязательной внеплановой выездной проверке соответствующими структурными подразделениями (подразделениями налогового контроля юридических лиц), право на проведение которой органам налоговой службы предоставлено пунктом 1 статьи 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-ХІІ «О государственной налоговой службе в Украине» с учетом внесенных в него изменений и дополнений (далее — Закон № 509).

Во время проведения таких проверок принимается решение о признании сумм налогового кредита, сформированных за счет налоговых накладных, выписанных в ином, чем отчетный, период. Налоговый кредит, сформированный за счет налоговых накладных, выписанных раньше, чем в период, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита является оправданным, не признается.

Если же сумма корректировки или уточнения плательщиком налога показателей декларации (независимо от причин и факторов, повлиявших на такую корректировку или уточнение) составляет 10 или более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, органы налоговой службы обязаны провести

при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня осуществления такой корректировки (с даты регистрации в органе налоговой службы декларации, в которой отражена такая корректировка, или уточняющего расчета) проверку достоверности сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) на всех этапах поставки товаров (работ, услуг). Такое требование установлено четвертым абзацем распоряжения № 838-р.

При этом такая проверка проводится независимо от того, в большую или меньшую сторону осуществляется корректировка (уточнение), корректируются налоговые обязательства или налоговый кредит, или то и другое, а также независимо от количества проведенных корректировок (уточнений). В случае проведения корректировок (уточнений) в сторону уменьшения налоговых обязательств либо увеличения налогового кредита следует проверить также и контрагентов, за счет взаимоотношений с которыми осуществляется такая корректировка (уточнение).

Во внимание следует принимать любую корректировку, отражаемую плательщиком как в

строке 8 или 16 налоговой декларации, так и в уточняющих расчетах, а также в любых других строках декларации, связанных как с самостоятельным исправлением ошибок, так и с получением налоговых накладных, выписанных в других, чем отчетный, налоговых периодах, или по каким-либо другим причинам.

Об осуществлении плательщиком такой корректировки органам налоговой службы необходимо обеспечить информирование органов внутренних дел в течение трех дней со дня осуществления такой корректировки или уточнения для принятия ими мер реагирования в рамках их компетенции (

четвертый абзац распоряжения № 838-р).

С учетом изложенного Государственная налоговая администрация Украины обязует председателей Государственных налоговых администраций Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя:

— под личную ответственность обеспечить выполнение требований, установленных

распоряжениями № 757-р и № 838-р;

— наладить взаимодействие структурных подразделений органов налоговой службы всех уровней (приема налоговой отчетности, налогообложения юридических и физических лиц, контрольно-проверочной работы, налоговой милиции и других) во время обработки полученной налоговой отчетности, передачи ее для проверок и проведения проверок;

— организовать работу подразделений контрольно-проверочной работы и налоговой милиции в направлении обеспечения эффективного и быстрого проведения документальных проверок плательщиков налогов, налоговая отчетность которых отнесена к наивысшей степени риска, а также плательщиков, которыми осуществлена корректировка показателей налоговой отчетности в объеме 10 и более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита;

— установить контроль за соблюдением подразделениями органов налоговой службы первоочередного и срочного осуществления проверок таких корректировок или уточнений в сроки, определенные

распоряжением № 838-р;

— обеспечить своевременное и полное информирование подразделениями налоговой милиции органов Министерства внутренних дел о фактах такой корректировки или уточнения.

 

Заместитель председателя

С. ЧЕКАШКИН

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше