Темы статей
Выбрать темы

Рекламные мероприятия в учете рекламодателя

Редакция БН
Статья

РЕКЛАМНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

в учете рекламодателя

 

В современных условиях реклама является неизменным спутником деятельности любого предприятия. С целью привлечения потенциальных покупателей используются разнообразные мероприятия, учет которых сопровождается множеством нюансов. И поскольку проблемы отражения в учете всевозможных рекламных ухищрений в конечном итоге ложатся на плечи бухгалтера, сегодня мы поговорим о самых важных моментах этого участка работы.

Рекламные мероприятия влияют на учет по разным видам налоговых платежей, но определяющим является момент отнесения распространяемой информации к рекламной. Поэтому в статье мы остановимся на квалификации информации в контексте рекламы и рассмотрим основные правила налогообложения рекламных мероприятий.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук,
сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДФЛ

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.06.99 г. № 996-XIV.

Декрет о местных налогах

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

 

Какая информация является рекламой

Порядок производства, распространения и потребления рекламной информации регламентируется

Законом о рекламе, в соответствии с которым к рекламе относится информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к такому лицу или товару (ст. 1).

Не считается рекламой

информация о производителе товара и/или о товаре, размещенная в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке (п. 7 ст. 8). Как понимать эту норму Закона о рекламе, сказано в разъяснениях официальных органов (см. «Информация о товаре в местах реализации»).

 

Информация о товаре в местах реализации

Извлечение из письма КВРУ по вопросам свободы слова и информации от 01.10.2003 г.*

«2. <...>

В этом случае речь идет об информации о товаре и/или его производителе, которая объективно необходима потребителю для осуществления осознанного выбора товара, его надлежащего использования, защиты своих потребительских прав и т. п. (информация о действительных потребительских качествах товара, о порядке его использования, утилизации, о надлежащих действиях потребителя в тех или иных случаях в связи с приобретением и использованием товара, контактная информация о производителе и т. п.). Такая информация не может содержать призывов к приобретению или неприобретению того или иного товара, призывов воспользоваться услугами того или иного производителя и т. п.»

 

* С этим согласен и Госпредпринимательства (письмо от 04.12.2003 г. № 7053).

 

На основе этих определений и разъяснений

выделим основные признаки рекламы:

1) предмет рекламы

: информация о лице или товаре, причем не имеет значения, какие лица (юридические или физические) и товары (собственные или чужие) в данном случае рекламируются. Исключение предусмотрено только для объявлений физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 3 ст. 2 Закона о рекламе);

2) предназначение рекламы

: сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к рекламируемым лицам или товару. Это самый «скользкий» критерий, поскольку данной цели можно достичь разными путями и необязательно через явно выраженные призывы к приобретению товаров (услуг). Вместе с тем не является рекламой информация, обязанность размещения и обнародования которой определена иными законами Украины (п. 2 ст. 2 Закона о рекламе);

3) способ распространения

: любые формы и способы, в том числе через средства электронной связи (Интернет);

4) место распространения

: любое место распространения. Исключение: распространение объективно необходимой информации о товаре и/или его производителе, не содержащей призывов к приобретению товара или выбору производителя в месте реализации (предоставления) товара и/или на самом товаре (п. 7 ст. 8 Закона о рекламе).

А теперь остановимся на некоторых способах распространения информации, в отношении которых на практике чаще всего возникают вопросы по поводу отнесения их к рекламе (табл. 1).

 

Таблица 1.

Что относится к рекламной информации

Вид информации

Обоснование

1

2

Рекламная информация

Торговая марка, товарный знак, логотип

Относятся к рекламе по критерию предназначения. Изображение торговой марки с телефонами и адресом производителя продукции на тенте авто было отнесено к рекламе в письме Госпредпринимательства от 30.03.2007 г. № 2287. А то, что плакат с логотипом предприятия является рекламой, налоговики подтвердили, в частности, в консультации «Предприятие изготавливает плакаты со своими логотипами. Должно ли оно уплачивать налог с рекламы?» // «НБТК*», 2008, № 41. Однако не является рекламой нанесение таких знаков на элементы оборудования, оформления мест торговли или на товар

Информация в витрине

Может являться рекламой, но не относится к рекламе следующая информация, размещенная в витрине:

— вывеска (табличка), размещенная с соблюдением условий из п. 6 ст. 9 Закона о рекламе;

— объективно необходимая информация о товаре и/или его производителе, не содержащая призывов к приобретению товара или выбору производителя.

Такой же позиции придерживается и Госпредпринимательства (см. письмо от 12.11.2007 г. № 8529)

Дегустация

Является одним из мероприятий рекламного характера из ст. 1 Закона о рекламе, при этом исключительное «нерекламное» условие распространения информации на месте продажи товара в данном случае неприменимо, так как здесь происходит не размещение какой-либо информации, а раздача образцов товара

Визитка

Если на визитках размещается любая информация о юридическом лице (включая логотип) или реализуемых им товарах (работах, услугах), то она является рекламой по критерию ее предназначения. Такой позиции придерживается и ГНАУ (письма ГНАУ от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210, № 6208/5/15-0215)

Выставка

Выставка является комплексным мероприятием рекламного характера, на котором может проводиться презентация товаров, их бесплатная раздача и т. п. Поэтому конкретный состав рекламных мероприятий, проведенный на выставке, можно увидеть только из первичной документации.

Аналогичной позиции придерживаются и налоговики (см. письмо ГНАУ от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316, консультацию «Реклама предприятия: нюансы организации, налогообложения и учета» // «ВНСУ», 2006, № 25 — 26)

Нерекламная информация

Вывеска (табличка)

Закон о рекламе (п. 6 ст. 9) выдвигает два условия, при одновременном соблюдении которых вывеска или табличка не считается рекламой**:

1) в части содержания информации — на вывеске (табличке) может быть указана информация о:— зарегистрированном наименовании лица;

— знаке для товаров и услуг, которые принадлежат этому лицу;

— виде деятельности лица (если это не следует из зарегистрированного наименования лица);

— времени работы лица;

2) в части месторасположения информации — вывеска (табличка) может быть расположена:

— на внутренней поверхности*** собственного или переданного в пользование лицу помещения;

— на внешней поверхности здания или сооружения не выше первого этажа или этажа, где находится собственное или переданное в пользование лицу помещение;

— возле входа в такое помещение.

Для избежания проблем с отнесением вывески (таблички) к рекламе нужно строго соблюдать все вышеприведенные условия и, с одной стороны, не указывать на ней любую иную информацию, которая может быть классифицирована как реклама, с другой — приводить всю необходимую информацию

Объявление о наборе лиц на работу

Не относится к рекламе по причине «нерекламного» предназначения. С этим соглашаются и налоговики (см. консультацию «Можно ли увеличивать расходы на сумму списанных газет» // «НБТК», 2007, № 22)

* Принятые сокращения: «ВНСУ» — журнал «Вестник налоговой службы Украины», «НБТК» — газета «Налоговый, банковский, таможенный консультант».

** Этих критериев нужно четко придерживаться, поскольку если вывеска (табличка) будет отнесена к рекламе и размещена без соблюдения «рекламных» требований, ее могут демонтировать, после чего правду придется отстаивать в судебных инстанциях (см. постановление ВХСУ от 24.03.2009 г. по делу № 29/253пн, п. 6 обзорного письма ВХСУ от 22.11.2006 г. № 01-8/26220).

*** Поскольку специальная норма о вывесках в Законе о рекламе фактически была заимствована из Порядка размещения внешней рекламы в г. Киеве от 23.08.2007 г. № 1100, можно сделать вывод, что под внутренней поверхностью помещения в данном случае подразумеваются витрины.

 

Рекламные мероприятия в учете по налогу на прибыль

В соответствии с нормами

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль все рекламные расходы предприятия делятся на две группы.

1. Нелимитируемые расходы.

К ним относят расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий в отношении продаваемых товаров (работ, услуг), т. е. все виды рекламы, распространяемой через СМИ (в том числе путем написания рекламных статей), с помощью внешних носителей информации (щиты, транспорт и т. п.).

Под нелимитируемые попадают также расходы на раздачу носителей информации, которые, кроме рекламной, иных функций не выполняют (прайс-листы, рекламные каталоги, рекламные листовки, проспекты, плакаты) и т. д.

При раздаче рекламных материалов

валовые доходы не возникают: такие носители рекламной информации не являются товаром (не имеют самостоятельной ценности), поэтому их распространение не может считаться продажей в понимании п. 1.31 Закона о налоге на прибыль.

Для того чтобы такие расходы были включены в состав валовых, объектом рекламы должны выступать продаваемые именно рекламодателем товары (работы, услуги). Это условие налоговые органы трактуют весьма жестко и отказывают в валовых затратах в части: рекламы, касающейся только лица, в том числе и продающего товар, услуг, без указания их в рекламе (

письмо ГНАУ от 29.12.2005 г. № 26189/7/22-2017), рекламы чужих товаров, в частности продаваемых комиссионером на условиях договора комиссии (письмо ГНА в г. Киеве от 07.04.2006 г. № 244/10/31-106), рекламы чужой торговой марки (консультация «Вопросы-ответы» // «ВНСУ», 2004, № 26).

Поэтому во избежание проблем в рекламе следует привести информацию о продаваемых товарах (работах, услугах) и подтвердить ее содержание при проверке образцами рекламных проспектов (объявлений), на чем настаивают представители налоговых органов (см.

консультацию «Реклама предприятия: нюансы организации, налогообложения и учета» // «ВНСУ», 2006, № 25 — 26).

В декларации по налогу на прибыль рекламные расходы показываются по строке

04.13 «Інші витрати, крім визначених у 04.1 ¸ 04.12».

2. Лимитируемые расходы.

В эту группу включают расходы, осуществляемые с рекламными целями на:

— организацию приемов, презентаций и праздников;

— приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ).

Такие расходы относят в состав валовых в пределах лимита — не более 2 % от налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год (показатель стр. 11 декларации по налогу на прибыль прошлого года).

Под лимитируемые расходы попадают любые подарки (как собственного производства, так и иных производителей), которые распространяются бесплатно с рекламными целями. При этом, по нашему мнению, здесь следует разграничивать два вида подарков:

1) подарки в виде образцов товаров, которые реализуются самим предприятием (как собственного производства, так и чужого) — они могут раздаваться в рекламных целях без нанесения на них рекламной информации;

2) подарки в виде сувенирной или другой продукции, раздаваемой в рекламных целях, — здесь желательно нанести рекламу либо на сам товар, либо на упаковочный материал, в котором он раздается (пакет и т. п.)*.

* Мы считаем, что в эту группу можно включить и подарки в виде денежных призов, раздаваемые в рекламных целях, ведь нормы п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль не содержат никаких ограничений по составу рекламных подарков. Однако поскольку ГНАУ в письме от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510 отказала в праве на валовые расходы по денежным подаркам, позволить себе включить их в валовые расходы могут только смелые плательщики, готовые отстаивать свою правоту в суде.

Для подтверждения рекламного характера проводимых рекламных акций представители налоговых органов рекомендуют оформить такие документы (см.

консультации «Рекламная деятельность: бухгалтерский учет» // «ВНСУ», 2007, № 42; «Налоговый и бухгалтерский учет расходов на изготовление и осуществление рекламы» // «ВНСУ», 2006, № 25 — 26):

— приказ руководителя с указанием цели раздачи образцов, даты (периода) и места проведения рекламной акции, перечня раздаваемых товаров и их количества по каждому наименованию, фамилий работников, ответственных за бесплатную раздачу образцов;

— расходные накладные на выдачу образцов ответственным лицам;

— отчеты о распространении образцов, составляемые лицами, ответственными за их бесплатную раздачу.

Порядок отражения операций по рекламной раздаче подарков в составе валовых доходов рекламодателя неоднозначен. Еще в 2000 г. ГНАУ

в письме от 23.10.2000 г. № 5837/6/15-1116 отметила, что в тех случаях, когда бесплатное распространение товаров (работ, услуг) можно четко идентифицировать как рекламу, такие операции не включаются в состав валовых доходов плательщика налога. Однако впоследствии в консультациях представителей налогового ведомства уже встречались позиции об определении валового дохода по рекламным раздачам исходя из стоимости розданной продукции, причем с учетом обычных цен (см., например, консультацию «Налоговый и бухгалтерский учет расходов на изготовление и осуществление рекламы» // «ВНСУ», 2006, № 25 — 26).

По нашему мнению, порядок отражения рекламных раздач в составе валовых доходов зависит от вида рекламных подарков и идентификации лиц, которым они были вручены.

1.

Вручались «ценные» подарки (призы) конкретным лицам с возможностью их персонификации (например, бытовая техника). Валовые доходы в этом случае будут определяться исходя из обычных цен при бесплатной раздаче товаров лицам, указанным в п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль (в том числе и обычным физическим лицам). В остальных ситуациях валовые доходы по бесплатно розданной продукции у рекламодателя не возникают, с чем в последнее время соглашаются и налоговики (см. письма ГНАУ от 26.05.2006 г. № 5907/6/15-0316, № 10022/7/15-0316, от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317, от 29.04.2005 г. № 197/2/15-1110).

Если получателем таких товаров являлся плательщик налога на прибыль, то независимо от налогового статуса рекламодателя

полученные товары у него попадут в валовые доходы по п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль, по всей видимости, исходя из размера обычных цен на них.

2.

Вручались «мелкие» подарки без персонификации лиц** (например, сувенирная продукция). Поскольку идентифицировать получателя в данной ситуации не представляется возможным (предприятие могло вручить сувенирную ручку физлицу для использования в личных целях, а могло и передать ему ручку как представителю юрлица для использования в интересах работодателя), то оснований для исчисления валового дохода по обычным ценам здесь нет. Ведь в п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль говорится об обычных ценах применительно к статусу контрагента. Однако, ввиду того, что в данной ситуации контрагента определить невозможно (согласно ст. 1 Закона о рекламе потребителями рекламы выступает неопределенный круг лиц), к таким отношениям нормы п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль неприменимы. Но тогда в документации следует указать, что ввиду особого характера рекламной акции персонифицировать получателей рекламных подарков не представляется возможным. Впрочем, осторожные плательщики в отсутствие персонификации, скорее, предпочтут вариант с обложением по обычным ценам всех операций бесплатных рекламных раздач.

** То, что при рекламных раздачах товаров персонификации может не быть, подтверждают и налоговики (см., например, письмо ГНАУ от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о

дате возникновения лимитируемых валовых расходов. Здесь не все ясно, поскольку, с одной стороны, право на валовые расходы возникает в общем случае по правилу «первого события», с другой стороны, для включения в валовые такие расходы должны вписаться в лимит.

Мы считаем, что в этом вопросе применима аналогия с валовыми расходами в части запасов, использованных на ремонт основных фондов, которые также лимитируются. То есть в тех случаях, когда изначально известно, что приобретаемые товары будут использоваться для бесплатной раздачи в рекламных целях, они не включаются в периоде приобретения в валовые расходы и не пересчитываются по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, а в периоде их раздачи относятся в состав валовых в пределах 2 % лимита.

Если же изначально направление использования рекламных товаров неизвестно, они попадают по правилу «первого события» в валовые расходы, затем «замораживаются» через перерасчет по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, а в периоде использования исключаются из валовых через гр. 4 таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации, а затем в рамках установленного лимита включаются в валовые расходы по строке 04.13 декларации по налогу на прибыль.

 

Рекламные мероприятия и НДС

В

Законе об НДС отсутствуют специальные нормы, регламентирующие порядок обложения рекламных мероприятий, в связи с чем применительно к ним приходится руководствоваться общими положениями этого Закона.

Согласно

п. 4.2 Закона об НДС база обложения операций по бесплатной поставке товаров (услуг) определяется не ниже обычных цен, причем без учета 20 % ограничения. Однако операции по бесплатному распространению носителей информации, которые выполняют одну лишь рекламную функцию, в понятие поставки товаров (услуг) не попадают и НДС не облагаются, что подтверждают и налоговики (см. письма ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26, от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26).

А вот бесплатные раздачи иных товаров в рекламных целях они предписывают облагать НДС исходя из обычных цен (см. письма ГНАУ от 13.06.2005 г. № 5436/6/15-2315, от 27.04.2005 г. № 4517/5/15-2416, от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26, от 18.02.2002 г. № 1065/6/16-1215-26). Однако для льготируемых по НДС товаров представители налогового ведомства делают исключение и позволяют их бесплатные рекламные раздачи не облагать (см.

консультацию «Облагается ли НДС бесплатная передача образцов медицинской продукции в рекламных целях и с целью сертификации» // «НБТК», 2006, № 6).

С применением обычных цен в данной ситуации можно согласиться, однако неизвестно, по каким критериям следует их определять. И хотя налоговики предписывают в этом случае ориентироваться на нормы

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (письмо ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26), их использование здесь затруднено, поскольку они преимущественно рассчитаны на платные договоры, заключенные с определенным лицом, а не на договоры дарения. Поэтому большинство правил исчисления обычных цен из этого пункта к бесплатным раздачам не применимы, и речь здесь может идти лишь об аналогии.

Смелые налогоплательщики в данном случае могут сослаться на

п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль, в соответствии с которым при определении обычной цены должны учитываться скидки, связанные с маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки; предоставлением исследуемых моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей. Поскольку размер таких скидок ничем не ограничивается, они могут составлять и 100 % цены, в результате чего обычная цена бесплатно розданного составляет ноль. А то, что нулевая цена может быть указана и на ценнике, подтвердили Государственная инспекция по контролю за ценами в письме от 02.03.2007 г. № 200/3-10/378 и Госкомпредпринимательства в письме от 18.07.2007 г. № 5279.

Однако

представители налоговых органов отмечают, что обычная цена не может быть равна нулю (см. письмо ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26) и акционная цена не является обычной (письмо ГНАУ от 09.03.2006 г. № 4280/7/17-0717)*. Причем в некоторых случаях они незаконно предписывают в случае бесплатной раздачи товаров в рекламных целях обычной ценой считать цену приобретения товаров (см. консультацию «Налоговый и бухгалтерский учет расходов на изготовление и осуществление рекламы» // «ВНСУ», 2006, № 25 — 26). На такие «перекосы» обратила внимание и ГНАУ в письме от 15.06.2005 г. № 607/10/31-106, в котором было отмечено, что обычная цена при бесплатной раздаче подарков в рекламных целях может рассчитываться исходя из расходов на приобретение только в том случае, если цена приобретения соответствует уровню обычных цен на дату такого бесплатного распространения.

* Хотя применительно к самим себе налоговики делают иные выводы. В частности, в консультации, касающейся бесплатного получения от органов ГНС программного обеспечения для представления отчетности в электронном виде («ВНСУ», 2009, № 17, с. 21), уже делался противоположный вывод о возможности (при условии публичного объявления) установления обычной цены на уровне «0 грн.». Однако, учитывая «двойные стандарты» представителей налогового ведомства и особый статус передающей стороны, особенно рассчитывать на то, что аналогичные правила будут применяться и к бесплатным раздачам обычных рекламодателей, не стоит.

Вместе с тем для избежания конфликтов с контролирующими органами можно порекомендовать указать для целей налогообложения приемлемую цену, отличную от нуля, и документально подтвердить соответствие ее уровню обычных цен, например, с помощью приказа о проведении рекламных мероприятий*.

* Подробнее см. статью «Применение обычных цен: как избежать неприятностей в налоговом учете?» // «БН», 2009, № 44, с. 22. А о новом подходе налоговиков к доначислению налоговых обязательств исходя из обычных цен рассказано в статье «Обычные цены: новая процедура доначисления» // «БН», 2009, № 41, с. 14, с которой также будет нелишним ознакомиться.

Что касается

налогового кредита, то, независимо от того, идет речь о лимитируемых расходах или нет, он отражается в полном объеме, ведь в любом случае такие расходы являются хозяйственными ( письмо ГНАУ от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15).

 

Нюансы обложения рекламных подарков налогом с доходов

Для целей исчисления налога с доходов следует различать предоставление в рекламных целях обычных подарков и вручение их победителю розыгрыша, конкурса, лотереи в качестве приза или выигрыша.

Рекламные подарки.

Согласно п.п. 4.2.9 Закона об НДФЛ подарки для целей налога с доходов классифицируются как дополнительное благо от неработодателя. И хотя по нормам Закона об НДФЛ они должны были бы включаться в годовую декларацию у одариваемых лиц, да еще и облагаться по ставке 5 %, ГНАУ настаивает на их налогообложении юридическим лицом — дарителем по общей ставке 15 % (см., например, письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717**).

** Подробнее см. статью-комментарий к этому письму «Налог с доходов физических лиц — анализируем обзорное письмо ГНАУ» // «БН», 2009, № 39, с. 8.

В соответствии с

п.п. 4.2.9 Закона об НДФЛ подарки, предоставляемые в неденежной форме, подлежат налогообложению с применением натурального коэффициента (1,176471), на что ранее обращали внимание и налоговики (см. письма ГНАУ от 04.07.2005 г. № 6309/6/15-1116, от 29.04.2004 г. № 7785/7/17-3117, № 3380/6/17-3116 от 16.03.2004 г. № 1940/6/17-3116). И несмотря на то, что в последнее время позиция налоговых органов в части применения этого коэффициента изменилась в сторону его не использования, мы не советуем здесь нарушать нормы Закона об НДФЛ.

Для рекламных подарков налоговики сделали исключение и ранее позволяли не облагать налогом с доходов их при условии попадания в 2 % лимит (см.

письма ГНАУ от 13.02.2006 г. № 1216/6/17-0716, № 2607/7/17-0717, от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116, от 29.09.2004 г. № 18835/7/17-3117, от 15.09.2004 г. № 8060/6/17-3116). Эту либеральную позицию поддержал и Госпредпринимательства (письмо от 31.05.2005 г. № 4186).

Однако, поскольку такая привязка налога с доходов к валовым расходам законодательством не предусмотрена, безопаснее их необложение подтвердить отсутствием персонификации одариваемых лиц, ссылаясь на то, что рекламные мероприятия были рассчитаны на неограниченный круг лиц. А то, что неперсонифицированные блага (в том числе и скидки) НДФЛ не облагаются, неоднократно подтверждала и ГНАУ (см.

письма от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510, от 19.04.2007 г. № 3852/6/17-0716, от 29.07.2005 г. № 7129/6/17-3116, от 18.02.2005 г. № 1453/6/17-3116, от 29.04.2004 г. № 7785/7/17-3117, № 3380/6/17-3116).

Рекламные призы, выигрыши

. В Законе об НДФЛ не приводится определение этих понятий, в связи с чем для решения этого вопроса можно воспользоваться письмом ГНАУ от 18.03.2004 г. № 2025/6/17-3116, в котором налоговики предписали ориентироваться на определение лотереи из п.п. 1.33 Закона о налоге на прибыль.

Исходя из этого, подарки могут быть отнесены к призам и выигрышам при соблюдении таких условий:

1) право на участие в розыгрыше или лотерее с предоставлением призов и выигрышей предварительно приобретается за денежные средства или в обмен на иные ценности***;

*** Однако для того, чтобы не попасть под лицензирование и патентование такого розыгрыша, его следует проводить на бесплатной основе (см. письма Госпредпринимательства от 30.08.2006 г. № 6291, ГНАУ от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410). То есть лучше отдельно плату за участие в розыгрыше не взимать, а соответствующее право предоставлять в результате выполнения каких-то действий, например, приобретения определенной продукции. Следует также учесть, что в письме ГНАУ от 28.07.2009 г. № 8984/5/15-0416 был сделан вывод о том, что патентованию не подлежит деятельность по проведению розыгрышей с целью рекламирования товаров без получения игроком денежных выигрышей. То есть определяющим моментом для права на проведение непатентуемой деятельности при розыгрыше для ГНАУ является факт получения денежного выигрыша.

2) приз (выигрыш) получается в результате разыгрывания со случайной вероятностью;

3) приз (выигрыш) получается победителем в собственность бесплатно.

Призы и выигрыши в соответствии с

п. 9.5 Закона об НДФЛ облагаются налогом с доходов при их выплате, т. е. при вручению победителю, причем по двойной ставке налога — по ставке 30 % (п. 7.3 Закона об НДФЛ). На это обращают внимание и налоговики (см. письма ГНАУ от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510, от 13.02.2006 г. № 1216/6/17-0716, № 2607/7/17-0717, от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116, от 18.03.2004 г. № 2025/6/17-3116, от 16.03.2004 г. № 1940/6/17-3116). Здесь также следует применять натуральный коэффициент из п. 3.4 Закона об НДФЛ (см. письмо ГНАУ от 16.03.2004 г. № 1940/6/17-3116), но с учетом двойной ставки налога он будет равен 1,428571. В форме № 1ДФ такой доход отражается с признаком дохода «13».

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что для целей обложения налогом с доходов в рекламных целях выгоднее раздавать обычные подарки без персонификации, а конкурсов, розыгрышей, лотерей лучше избегать.

Налог с рекламы — особенности взимания

Налог с рекламы относится к местным налогам, поэтому в региональных положениях о его взимании могут содержаться различные нормы относительно плательщиков, ставок, порядка уплаты и т. п. Однако поскольку общим нормативным актом в отношении местных налогов является

Декрет о местных налогах, региональные положения не должны ему противоречить, хотя на практике такое встречается довольно часто. Вместе с тем в судебном порядке, ссылаясь на нормы Декрета о местных налогах, можно обжаловать те доначисления налога с рекламы, которые не соответствуют положениям этого норматива.

Согласно

ст. 11 Декрета о местных налогах объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Что именно относится к таким услугам, в Декрете о местных налогах не говорится, однако поскольку самому себе услугу предоставить невозможно, налог с рекламы не должен уплачиваться с саморекламы, т. е. с тех видов рекламы, которые изготавливаются и размещаются самим рекламодателем. Некоторое время с необложением саморекламы соглашались и налоговики (см. письмо ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508, консультацию «Налог на рекламу и особенности его взимания» // «ВНСУ», 2005, № 32). Между тем на данный момент победила точка зрения, высказанная еще в письмах ГНАУ от 23.02.2001 г. № 91/4/18-1114, № 91/4/13-1114, согласно которой самореклама облагается налогом с рекламы исходя из тарифов на платные услуги по размещению рекламы, а если таковых у рекламодателя нет — по себестоимости изготовления рекламы (см. письмо ГНАУ от 23.02.2004 г. № 91/4/13-1114 и консультацию «При самостоятельном изготовлении рекламы налог с рекламы исчисляется из расчета себестоимости выполненных работ по ее установке и/или размещению» // «ВНСУ», 2008, № 28). Мы считаем, что такие требования противоречат действующему законодательству, однако правду наверняка придется отстаивать в суде.

На практике возникают вопросы в отношении того, что именно следует подразумевать под услугами по установлению и размещению рекламы в тех случаях, когда реклама наносится на какой-то материальный носитель, раздаваемый в рекламных целях (визитку, ручку, зонтик, пакет и т. п.).

С одной стороны, можно утверждать, что услуга по размещению рекламы оказывается тем лицом, которое наносит рекламную информацию на соответствующий носитель (например, логотип на сувенирную ручку), а в последующем рекламодатель уже просто распространяет этот носитель вместе с рекламой. С другой стороны, сам по себе носитель даже с нанесенной рекламной информацией без его распространения среди неопределенного круга лиц вряд ли можно отнести к рекламе, и с этих позиций логичнее под размещением рекламы подразумевать именно раздачу носителей информации в рекламных целях. Ведь если лицо напечатало, скажем, рекламный плакат, который может размещаться только на рекламном щите, вряд ли можно говорить о размещении рекламы до тех пор, пока плакат на щите не появится, а с сувенирной продукцией просматривается та же аналогия.

В связи с этим мы считаем, что услуги по изготовлению рекламы не должны облагаться налогом с рекламы, что ранее подтверждали и налоговики (см.

письмо ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508, консультацию «Особенности взимания налога на рекламу» // «ВНСУ», 2005, № 32).

Вместе с тем осторожным плательщикам следует учесть, что по причине расплывчатости нормативных формулировок отстаивать необложение таких услуг у лица, наносящего рекламную информацию на носитель, будет весьма проблематично, особенно с учетом того, что налоговики в последнее время предписывают уплачивать налог с рекламы, например, с услуг по изготовлению визиток (

письма ГНАУ от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210, № 6208/5/15-0215).

Предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы* и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время. Налог с рекламы уплачивается во время оплаты услуг по установлению и размещению рекламы, а рекламные агентства затем его уже перечисляют в бюджет.

* В законодательстве нет определения одноразовой рекламы, на что ГНАУ обратила внимание еще в письме от 14.09.98 г. № 9901/11/18-0116, поэтому в этом вопросе следует руководствоваться местными положениями о налоге с рекламы.

Если рекламодатель и рекламное агентство находятся в разных населенных пунктах, по мнению представителей налоговых органов, налог должен уплачиваться по той ставке налога, которая действует на территории расположения рекламного агентства (см.

консультации «Налог на рекламу и особенности его взимания» // «ВНСУ», 2005, № 32, «Злободневные разъяснения относительно налогообложения обществ» // «НБТК», 2006, № 40).

 

Бухгалтерский учет рекламных мероприятий

В бухгалтерском учете порядок отражения рекламных мероприятий зависит от их вида и порядка предоставления (самостоятельно или через рекламные агентства). В общем случае рекламные расходы относят к расходам на сбыт и отражают на счете 93, что подтвердил

Минфин в письме от 08.05.2007 г. № 31-34000-10-16/9489.

На практике, как правило, возникают вопросы с отражением налога с рекламы. По нашему мнению, рекламодателю не следует отдельно выделять налог с рекламы и можно отразить его вместе со стоимостью рекламных услуг корреспонденцией: Дт 93 — Кт 377, 685.

Пример.

Рекламодателем в порядке проведения рекламной акции были осуществлены такие мероприятия:

1) изготовлены в типографии брошюры с нанесением рекламной информации относительно продаваемых товаров на сумму 6000 грн., в том числе НДС — 1000 грн. (налог с рекламы — 25 грн.), которые были розданы рекламодателем;

2) закуплены сувенирные ручки на сумму 3000 грн., в том числе НДС — 500 грн., на которые был нанесен логотип предприятия с контактными телефонами предприятия (стоимость услуг — 900 грн., в том числе НДС — 150 грн., налог с рекламы — 3,75 грн.), ручки розданы покупателям без персонификации, обычная цена ручки установлена предприятием в размере ее себестоимости за вычетом услуг по нанесению логотипа;

3) проведен конкурс в рекламных целях и победителю Петрову В. В. вручен приз — фотоаппарат стоимостью 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.), обычная цена на который установлена предприятием в размере себестоимости фотоаппарата.

Налогооблагаемая прибыль за предыдущий 2008 г. составила 100000 грн., соответственно 2 % лимит — 2000 грн.

Пояснения по поводу налогового учета:

1. Поскольку

брошюры, кроме рекламной, иных функций не имеют, они включаются в валовые расходы рекламодателя без лимита и на их стоимость НДС не начисляется.

2. Раздача

ручек относится к лимитируемым расходам, в валовые расходы их стоимость включается в пределах 2 тыс. грн. В налоговый кредит можно отнести НДС, исчисленный с полной стоимости ручек 650 грн. (500 + 150), в налоговые обязательства включается 500 грн. (2500 х 20 %). В осторожном варианте придется также отразить валовые доходы исходя из обычных цен — 2500 грн. (стоимость ручек без учета стоимости нанесения рекламной информации), так как определить, кому розданы ручки, невозможно. Так как ручки раздавались без персонификации, то налог с доходов не начисляется.

3. Вручение

подарка (приза) относится к лимитируемым расходам, поскольку лимит был превышен (см. предыдущий пункт), права на валовые расходы нет. Так как приз передается физлицу — неплательщику налога на прибыль, придется отразить валовые доходы исходя из обычных цен — 1000 грн. В налоговый кредит включается вся сумма входного НДС (200 грн.). Налоговые обязательства начисляются исходя из обычных цен и составляют 200 грн. Со стоимости приза уплачивается налог с доходов по двойной ставке (30 %) с применением натурального коэффициента (100 : (100 - 30) = 1,428571):

1200 х 1,428571 х 30 % = 514,29 (грн.)

 

Таблица 2.

Учет рекламных мероприятий

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД*

ВР

Брошюры

1. Перечислена предоплата за изготовление брошюр

371

31

6025

5025

2. Отражен налоговый кредит

641/НДС

644

1000

3. Оприходованы брошюры

209

631

5025

644

631

1000

631

371

6025

4. Розданы брошюры в рекламных целях

93

209

5025

Ручки

5. Приобретены ручки для распространения в рекламных целях

209

631

2500

6. Отражен налоговый кредит

641/НДС

631

500

7. Оплачены ручки

631

311

3000

8. Оплачены услуги по нанесению рекламной информации на ручки

371

311

903,75

9. Отражен налоговый кредит

641/НДС

644

150

10. Подписан акт предоставленных услуг по нанесению рекламной информации на ручки

209

631

753,75

644

631

150

631

371

903,75

11. Розданы ручки в рекламных целях

93

209

3253,75

2500**

2000

12. Начислены налоговые обязательства по НДС

93

641/НДС

500

Приз

13. Приобретен фотоаппарат для раздачи в рекламных целях

281 (209)

631

1000

14. Отражен налоговый кредит

641/НДС

631

200

15. Оплачен фотоаппарат

631

311

1200

16. Вручен фотоаппарат победителю конкурса:

— начислен доход физическому лицу (1200 х 1,428571)

93

685

1714,29

1000

— начислены налоговые обязательства по НДС

685

641/НДС

200

— удержан налог с доходов (1714,29 х 30 %)

685

641/НДФЛ

514,29

— списана стоимость фотоаппарата

685

281 (209)

1000

17. Налог с доходов перечислен в бюджет

641/НДФЛ

311

514,29

*ВД — валовые доходы, ВР — валовые расходы.

**Осторожный подход.

 

Разумеется, вышеизложенным особенности учета рекламных мероприятий не исчерпываются, однако в рамках одной статьи все нюансы осветить не представляется возможным. Поэтому в будущем мы вернемся к этой тематике. ждем ваших вопросов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше