Темы статей
Выбрать темы

Экосбор: некоторые нюансы отчетности за I квартал 2010 года

Редакция БН
Статья

ЭКОСБОР

:

некоторые нюансы отчетности за I квартал 2010 года

 

В 2009 году в законодательство по сбору за загрязнение окружающей природной среды были внесены существенные коррективы. Поэтому чем ближе к окончанию срока подачи отчетности по этому сбору за I квартал 2010 года, тем чаще к нам поступают вопросы по отчетности.

В этой статье мы рассмотрим самые актуальные из таких вопросов.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие сведения

Прежде чем начать рассмотрение вопросов по сбору за загрязнение окружающей среды (далее — экосбор), напомним основные моменты его расчета и уплаты.

 

Вопрос

Ответ

1

2

Кто является плательщиком экосбора?

Субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, которые зарегистрированы в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, граждане, осуществляющие на территории Украины и в границах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов
(п. 2.1 Инструкции № 162 и п. 21 Порядка № 303)

Что относится к объектам обложения экосбором?

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;
сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
размещение отходов;
образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
временное хранение радиоактивных отходов их производителями
(п. 1.4 Инструкции № 162 и п. 2 Порядка № 303)

Что является базой обложения экосбором?

для стационарных источников загрязнения — объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух или сбрасываемых непосредственно в водный объект, и объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах либо на объектах;
для передвижных источников загрязнения — объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества;
— при образовании и хранении радиоактивных отходов — объемы и активность радиоактивных отходов, а также показатели производства электрической энергии за определенный период, активность радиоактивных материалов на момент их приобретения, объемы и активность радиоактивных отходов, хранимых пропорционально сроку хранения радиоактивных отходов сверх установленного срока
(п. 3.1 Инструкции № 162 и п. 4 Порядка № 303)

Когда подается отчетность и уплачивается начисленный экосбор?

Отчетным периодом для экосбора является квартал. Отчетность, а именно Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111 (далее — Налоговый расчет), заполняется нарастающим итогом (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год) и подается в течение 40 дней, следующих за последним днем отчетного периода. Уплата же сбора происходит в течение 10 календарных дней, наступающих после предельного срока подачи налогового расчета
(пп. 7.1 и 7.2 Инструкции № 162, пп. 9 и 10 Порядка № 303)

Куда подается отчетность и уплачивается сбор?

Налоговый расчет подается в органы государственной налоговой службы:
по месту нахождения стационарных источников загрязнения — при осуществлении выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;
по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;
по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — при осуществлении выбросов передвижными источниками загрязнения;
по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае образования радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временного хранения радиоактивных отходов их производителями.
Также определяется и место уплаты экосбора.

Кроме того, следует помнить: если место подачи Налоговых расчетов не совпадает с местом пребывания на налоговом учете плательщика экосбора, он должен подать в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, копии соответствующих Налоговых расчетов в орган государственной налоговой службы, в котором этот плательщик состоит на учете
(пп. 7.1 и 7.2 Инструкции № 162, пп. 9 и 10 Порядка № 303)

 

Порядок заполнения расчета

Изменился ли порядок заполнения Налогового расчета по сравнению с 2009 годом?

 

Форма

Налогового расчета и порядок его заполнения при подаче отчетности за I квартал 2010 года не изменились по сравнению с прошлым годом, хотя налоговики неоднократно отмечали, что изменения произойдут в ближайшее время. Поэтому останавливаться на данной форме подробно не будем, а лишь кратко напомним основные правила заполнения*:

* Подробнее см. «Экосбор — что нужно знать для составления отчетности за I квартал 2009 года» // «БН», 2009, № 17, с. 18.

 

№ графы

Название графы

Приводимые данные

1

Названия загрязняющих веществ, виды горючего и их технологические признаки

Указываются: названия загрязняющих веществ, виды горючего, класс опасности, ориентировочно безопасный уровень воздействия соединений (мг/куб. метров), концентрация загрязняющих веществ (мг/литр), класс опасности отходов и уровень опасности отходов согласно перечню, приведенному в приложении 1 к Порядку № 303

2

Фактические объемы выбросов, использованного горючего, сбросов, размещения отходов, тонн (единиц)

Фактические объемы выбросов, использованного горючего, размещенных отходов, объем указываются в тоннах (1 т = 1000 кг); для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп указывается количество единиц оборудования и приборов. Значения округляются до трех знаков после запятой

3

Проиндексированные нормативы сбора (нормативы сбора) в текущем году, грн. коп./т (грн. коп./единицу)

Показатель следует рассчитать самостоятельно. Для этого базовое значение норматива (т. е. норматив из приложения 1 к Порядку № 303) нужно умножить на коэффициент 2,373 и на индексы инфляции в 2006 году (1,116), в 2007 году (1,166), в 2008 году (1,223), в 2009 году (1,123) с округлением до двух десятичных знаков после запятой

4

Корректирующие коэффициенты

Коэффициенты берутся из табл. 2.1 — 2.6 приложения 2 к Порядку № 303

5

6

Лимиты сбросов размещения отходов, тонн (единиц)

Установленные лимиты сбросов или размещения отходов (в тоннах, а для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп — количество единиц)

7, 8, 9

Данные графы заполняются в соответствии с формулами, приведенными в самой форме Налогового расчета

 

Проведение индексации

Нужно ли проводить индексацию нормативов экосбора в 2010 году?

 

В 2010 году, как и раньше, следует проводить индексацию нормативов экосбора, поскольку в 2009 году индекс потребительских цен (индекс инфляции) составил 112,3 %.

Проводить индексацию экосбора нужно по следующей формуле:

Ні = Нп х I : 100,

где

Ні — проиндексированный норматив сбора в текущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

Нп

— проиндексированный норматив сбора в предыдущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

I

— индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год в %.

Из этой формулы следует, что

для проведения индексации нормативов экосбора на текущий год необходимо взять уже проиндексированные ранее соответствующие нормативы за предыдущий год и увеличить их на индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год.

Прямо использовать эту формулу при индексации нормативов на 2010 год предприятие может лишь тогда, когда оно проводило индексацию нормативов на 2009 год. В этом случае проиндексированный норматив экосбора на 2009 год (графа 3

Налогового расчета экосбора за 2009 год) следует умножить на индекс инфляции 2009 года (1,123), как указано в формуле.

Если в 2009 году индексация такого норматива не проводилась (например, у предприятия не было такого источника загрязнения), то для ее проведения в 2010 году норматив сбора из

приложения 1 к Порядку № 303 предприятию необходимо умножить на:

— коэффициент 2,373;

— индекс инфляции за 2006 год (1,116);

— индекс инфляции за 2007 год (1,166);

— индекс инфляции за 2008 год (1,223);

— индекс инфляции за 2009 год (1,123).

Выполняя такие арифметические действия, следует помнить, что

после выполнения каждой операции умножения нужно округлять проиндексированный норматив экосбора до двух десятичных знаков, как того требует приложение 1 к Порядку № 303. Это также подтверждают и налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 15.

В

Налоговом расчете проиндексированный норматив экосбора отражается в графе 3 «Проиндексированные нормативы сбора» и в течение года не изменяет своего значения, поскольку норматив рассчитывается на год.

Например

, для люминесцентных ламп установлен норматив сбора 1,5 грн./штуку (табл. 1.9 приложения 1 к Порядку № 303).

Проиндексированный норматив экосбора для этого вида загрязняющих веществ, который должен быть указан в

графе 3 Налогового расчета экосбора, за 2010 год рассчитывают так:

1,5 x 2,373

3,56 (грн./штуку);

3,56 x 1,116 3,97 (грн./штуку);

3,97 x 1,166 4,63 (грн./штуку);

4,63 x 1,223 5,66 (грн./штуку);

5,66 х 1,123 6,36 (грн./штуку).

 

Размещение отходов

Как на сегодняшний день нужно рассчитывать размер экосбора за размещение отходов?

 

Законом № 1825*

были внесены изменения в Закон об отходах в части порядка расчета размера платы за размещение отходов.

* См. ком. «Обращение с отходами: новые требования законодательства» // «БН», 2010, № 9, с. 5.

Напомним, что до внесения этих изменений особых вопросов по расчету экосбора не возникало, а размер платы устанавливался на основании нормативов, рассчитываемых на единицу объема образованных отходов в зависимости от уровня их опасности, количества предварительно накопленных отходов, степени безопасности специально отведенных мест или объектов и ценности территории, на которой они размещены. Также рассчитывался размер сбора, взимаемого за размещение отходов (Прв), как в пределах лимита, так и сверх него, по формуле, приведенной в п.п. 6.4 Инструкции № 162:

Прв = n пі х Млі х Кт х Ко) +  (Кп х Нпі х Мпі х Кт х Ко),
Σ
i = 1

где

Млі объем отходов і-го вида в пределах лимита (согласно разрешениям на размещение), в тоннах;

Мпі

— объем сверхлимитного размещения отходов (разница между объемом фактического размещения отходов и лимитом) і-го вида, в тоннах;

Нпі

— проиндексированные нормативы сбора в текущем году за тонну (единицу) отходов і-го вида, в гривнях с копейками, (грн. коп. /т; грн. коп./единицу), порядок расчета которых мы рассматривали в предыдущем вопросе;

Кт

— корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов (табл. 2.4 приложения 2 к Порядку № 303);

Ко

— корректирующий коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов (табл. 2.5 приложения 2 к Порядку № 303);

Кп

— коэффициент кратности сбора, применяемый при отсутствии утвержденных в установленном порядке лимитов на образование и размещение отходов или допущение сверхлимитных объемов размещения отходов, — 10.

После внесения изменений в

Закон об отходах размер экосбора за размещение отходов должен определяться по новой методике:

в пределах установленных лимитов — путем умножения соответствующих ставок сбора на разницу между лимитами и предельно допустимыми объемами размещения отходов и суммирования полученных результатов;

— при

сверхлимитном размещении отходов* — путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактического объема и умножения этих сумм на коэффициент, равный 5.

* Следует обратить внимание, что к сверхлимитному размещению отходов отныне относится не только весь объем отходов, если у предприятия отсутствует разрешение на размещение отходов, а также и объемы отходов, для которых в Украине существует технология утилизации, но которые не переданы на утилизацию.

Как видите, методика расчета суммы сбора, взимаемого за размещение отходов, согласно новым нормам Закона об отходах несколько изменилась. В частности, используются новые понятия: «предельно допустимые объемы размещения отходов», под которым, на наш взгляд, следует понимать фактические объемы размещения отходов в пределах установленного лимита, а также «дифференцированные ставки платы за размещение отходов» (таким дифференцированием, по нашему мнению, можно считать применение корректирующих коэффициентов, предусмотренных в приложении 2 к Порядку № 303). Но принципы расчета, по сути, остались такими же: за размещение отходов в пределах лимита взимается плата по установленным нормативам, а за сверхлимитные объемы — по тем же нормативам, но с учетом повышающего коэффициента.

Однако точно неизвестно, как именно нужно рассчитывать размер экосбора по новой методике и какими именно нормативами следует пользоваться при расчете. Поэтому, на наш взгляд, если до предельного срока подачи Налогового расчета ничего не прояснится, не будут внесены соответствующие изменения в Инструкцию № 162 и Порядок № 303, и предоставлены разъяснения компетентными органами, то отчитываться за I квартал 2010 года по экосбору предстоит по старым правилам.

О состоянии дел по этому вопросу мы будем информировать на страницах нашей газеты, потому следите за публикациями

 

Сверхлимитный коэффициент

Какие нужно применять коэффициенты в случае сверхлимитного размещения отходов?

 

В настоящее время этот вопрос является достаточно актуальным, поскольку в законодательстве имеются различные размеры сверхлимитного коэффициента. В частности:

в ст. 39 Закона об отходах говорится, что плата за сверхлимитное размещение отходов определяется с учетом коэффициента, равного 5;

в графе 8 «Суммы сбора, исчисленного за сверхлимитные объемы» (заполняется, если к. 2 > к. 6
(к. 2 - к. 6) х к. 3 х к. 4 x к. 5 х 5) Налогового расчета, указано, что размер экосбора за сверхлимитные объемы исчисляется с применением коэффициента 5;

в п. 8 Порядка № 303 указано, что за допущение сверхлимитных объемов размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке с применением коэффициента 10;

в п.п. 5.4 Инструкции № 162 предусмотрено, что при отсутствии у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в десятикратном размере.

Для того чтобы определиться, какой размер коэффициента нужно использовать при составлении

Налогового расчета за I квартал 2010 года, рассмотрим правомерность их применения.

Безусловно, наибольшую юридическую силу имеют нормы

ст. 39 Закона об отходах, в которой (после внесения изменений) речь идет об использовании коэффициента 5. Определенные сомнения в плане применения такого коэффициента возникают в связи с отсутствием соответствующих изменений в подзаконных актах по уплате экосбора.

В частности, это будет влиять на то, что у плательщиков, подающих отчетность в налоговые органы в электронном виде, могут возникнуть проблемы с тем, что

Налоговый расчет не пройдет камеральную проверку, ведь в алгоритмах камеральной проверки в программном обеспечении «Налоговая отчетность» (в новейшей версии 1.27.2, доступной на сайте ГНАУ) заложен сверхлимитный коэффициент 10. Также отчетность, подаваемая на бумажных носителях, может расцениваться как содержащая арифметические ошибки в связи с применением сверхлимитного коэффициента 5, а не 10, который содержится в Порядке № 303 и Инструкции № 162.

Обратим внимание и на то, что в

графе 8 Налогового расчета также указан коэффициент 5. Но этот коэффициент был актуален до 2009 года, пока не были внесены изменения в Порядок № 303 и Инструкцию № 162, в соответствии с которыми его размер изменился с 5 до 10. Эти изменения еще не нашли своего отражения в форме Налогового расчета.

Как видим, в настоящее время точно сказать, какой размер сверхлимитного коэффициента (5 или 10) следует использовать, из-за путаницы в законодательстве нельзя, придется ждать внесения изменений либо разъяснений от компетентных органов.

И все же, как правило, предприятия, для которых установлены лимиты на размещение отходов, в I квартале не превышают размер годового лимита. Поэтому проблема с применением сверхлимитного коэффициента в начале года не очень актуальна. Так будем же надеяться, что в ближайшее время этот вопрос будет решен.

Плательщикам же, которым придется применять сверхлимитный коэффициент в отчетности за I квартал 2010 года и которые не хотят конфликтовать с налоговиками, по нашему мнению, следует использовать коэффициент 10, приведенный в

п. 8 Порядка № 303 и п.п. 5.4 Инструкции № 162, но для уверенности рекомендуем узнать в своей налоговой, с каким сверхлимитным коэффициентом нужно рассчитывать размер экосбора за I квартал.

 

Снятие с учета

Предприятие, которое было плательщиком экосбора в 2009 году, не планирует осуществлять загрязнение окружающей природной среды в 2010 году из-за отсутствия источника загрязнения. Какие действия нужно осуществить предприятию, чтобы не подавать отчетность по экосбору в 2010 году?

 

После внесения в 2009 году изменений в

Инструкцию № 162* вопрос о необходимости подачи Налогового расчета плательщиками экосбора, которые с начала отчетного года не планируют осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в течение отчетного года, полностью урегулирован. Так, в абз. 9 п. 7.1 Инструкции № 162 предусмотрено: чтобы не подавать Налоговый расчет в следующем году, плательщику экосбора нужно уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по месту нахождения источников загрязнения (а при осуществлении выбросов передвижными источниками загрязнения — орган государственной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете). Для этого необходимо составить заявление об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экосбора.

* См. ком. «Экосбор: новый порядок взимания сбора и предоставления отчетности теперь отражен и в Инструкции» // «БН», 2009, № 31, с. 9.

Подавать такое заявление можно в отчетном году, но не позднее предельного срока подачи Налогового расчета сбора за I квартал 2010 года, который приходится на 11 мая 2010 года.

В другом случае плательщик обязан подавать Налоговые расчеты по общим правилам, установленным Инструкцией № 162.

Обратим внимание, что в случае неподачи соответствующего заявления и отчетности по экосбору к субъекту хозяйствования может быть применен штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) за каждую такую неподачу или задержку (п.п. 17.1.1 Закона № 2181).

 

Отчетность за филиалы

Предприятие имеет филиал, находящийся на территории другой территориальной громады, чем головное предприятие. У филиала есть стационарный источник загрязнения окружающей природной среды. Как правильно отчитываться предприятию за I квартал 2010 года по экосбору?

 

Напомним, что согласно последним изменениям, которые внесены в Инструкцию № 162, из состава плательщиков экосбора были исключены объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридических лиц. Эти изменения вступили в силу с 31 июля 2009 года.

В связи с этим юридические лица и другие плательщики экосбора, имеющие в своем составе объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, должны отчитываться самостоятельно за свои филиалы.

Для этого предприятие должно стать на учет в качестве плательщика отдельных налогов по местонахождению филиала, расположенного на территории другой территориальной громады, чем плательщик налогов. Порядок учета таких плательщиков предусмотрен пп. 7.11 и 9.2 Порядка № 80.

Следует отметить, что согласно

п. 3.9 Методических рекомендаций регистрироваться плательщиком отдельных налогов и сборов плательщикам экосбора нужно лишь по местонахождению стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов, расположенных на территориях других, чем соответствующий плательщик сбора, сельских, поселковых или городских советов.

В то же время нужно иметь в виду, что ГНАУ в

письмах от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817* и от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817** настаивала на необходимости регистрации предприятия в качестве плательщика отдельных налогов (экосбора) даже по местонахождению филиалов, на балансе которых имеются передвижные источники загрязнения (автотранспорт). Но поскольку эти письма были изданы до того, как в Методические рекомендации были внесены соответствующие изменения, то их, наверное, во внимание принимать не нужно.

* См. ком. «Экосбор за филиалы: как отчитываться за 9 месяцев 2009 года» // «БН», 2009, № 44, с. 10.

** См. ком. «Кто уплачивает экосбор за филиал? По мнению ГНАУ, главное предприятие. Достаточно спорная позиция налоговиков» // «БН», 2009, № 42, с. 8.

Чтобы зарегистрироваться плательщиком отдельных налогов по местонахождению своих филиалов, расположенных на территориях других территориальных громад, чем плательщик налогов, юридическому лицу согласно п. 4.9 Порядка № 80 нужно подать в орган государственной налоговой службы по месту нахождения источника загрязнения:

— заявление по ф. № 1-ОПП (приложение 1 к Порядку № 80) с отметкой «зачисление в категории плательщиков отдельных налогов»;

— копию свидетельства (документа) о государственной регистрации (легализации);

— копию документа, подтверждающего присвоение идентификационного кода по ЕГРПОУ.

Кроме того, следует помнить, что одновременно с подачей заявления плательщиком налогов — юридическим лицом предъявляются оригиналы перечисленных документов.

Обратим внимание, что согласно Методическим рекомендациям плательщик отдельных налогов может быть взят на учет также и на основании поданного Налогового расчета или факта уплаты экосбора.

Следует также обратить внимание плательщиков экосбора на то, что согласно п. 9 Порядка № 303 в случае, когда место подачи Налогового расчета не совпадает с местом пребывания на налоговом учете плательщика экосбора, плательщик экосбора должен подать в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, копии соответствующих Налоговых расчетов в орган государственной налоговой службы, в котором этот плательщик экосбора состоит на учете.

То есть плательщик экосбора, у которого место расположения источника загрязнения не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, должен подавать в органы государственной налоговой службы два Налоговых расчета: оригинал — по месту расположения источника загрязнения, т. е. месту нахождения филиала, и копию — по месту пребывания на налоговом учете плательщика экосбора.

На этом завершим рассмотрение самых актуальных вопросов по экосбору. Надеемся, что данная статья поможет вам при составлении Налогового расчета за I квартал 2010 года.

 

Документы статьи

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 1825

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами» от 21.01.10 г. № 1825-VI.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Порядок № 80

— Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

Инструкция № 162

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды и ГНА Украины от 19.07.99 г. № 162/379.

Методические рекомендации

— Методические рекомендации о полноте охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 19.12.08 г. № 784.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше