Темы статей
Выбрать темы

О документах, подтверждающих «хозяйственность» телефонных разговоров

Редакция БН
Письмо от 26.02.2010 г. № 2412

КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ

право на валовые расходы по телефонным разговорам

 

Письмо Государственной администрации связи Министерства транспорта и связи Украины от 04.03.10 г. № 1950/10-02-09

Письмо Государственной администрации связи Министерства транспорта и связи Украины от 23.04.10 г. № 3714/11-01-10

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 26.02.10 г. № 2412

Письмо Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины от 03.03.10 г. № 01-815/152

«О документах, подтверждающих «хозяйственность» телефонных разговоров»

 

В комментируемых

письмах (далее — письмо № 1950, письмо № 3714, письмо № 2412, письмо № 152) госорганы изложили свои позиции по поводу состава и порядка оформления документов, подтверждающих «валовозатратность» телефонных разговоров.

Какие документы обязательно должны быть в наличии для обоснования «хозяйственной» направленности расходов на мобильную связь?

На этот вопрос пыталась ответить Госсвязи в письме № 3714.

Напомним, что в вопросе традиционно ведется спор в отношении того, нужны ли для подтверждения хозяйственности телефонных разговоров помимо счетов оператора и документов, подтверждающих оплату, еще и документы наподобие журналов учета звонков (при предоплаченном сервисе), расшифровки счетов оператора (при контрактном подключении).

Несмотря на то что авторы

письма попытались уйти от прямого ответа на этот вопрос, мотивируя это тем, что определять состав первичных документов — не их компетенция, некоторые интересные выводы в нем все же есть (см. «Как получить расшифровки телефонных разговоров»).

 

Как получить расшифровки телефонных разговоров

Извлечение из письма № 3714

«Потребитель имеет право на бесплатное получение от оператора, провайдера счетов за предоставленные телекоммуникационные услуги. По личному обращению потребителя с учетом технической возможности оборудования телекоммуникационной сети начисленная к уплате сумма за предоставленные услуги должна быть расшифрована только за тот расчетный период, к которому потребитель имеет претензии, с указанием номера абонента, которого вызывал потребитель, вида услуги, начала и окончания ее предоставления, объема, суммы средств к уплате. Телекоммуникационные услуги, предоставляемые обезличенно (анонимно), расшифровке не подлежат».

 

Иными словами, получить от оператора детализированную расшифровку всех оплачиваемых по счету телефонных разговоров можно только в том случае, когда оператор по собственной воле предоставляет такую расшифровку, хотя делать это он не обязан.

Кроме того, Госсвязи в

письме № 3714 сослался на позицию Госпредпринимательства относительно состава таких документов, изложенную в его письме от 30.03.04 г. № 1964. Однако, учитывая наличие более «свежего» письма № 2412 по этому поводу, имеет смысл ориентироваться на него (см. «Какими документами подтверждается связь телефонных разговоров с хозяйственной деятельностью предприятия»):

 

Какими документами подтверждается связь телефонных разговоров

с хозяйственной деятельностью предприятия

Извлечение из письма Госпредпринимательства от 26.02.10 г. № 2412

«К таким документам, в частности, можно отнести:

расчетные документы об оплате услуг мобильной связи на основании счетов оператора;

приказ руководителя о приобретении мобильных телефонов и использовании их в хозяйственной деятельности предприятия;

— соглашение с оператором мобильной связи о предоставлении услуг с указанием перечня номеров обслуживаемых телефонов;

правила пользования мобильной связью, утвержденные руководителем, и т. п.».

 

Какие нормы можно включать в Порядок пользования телефонной связью?

Именно на этот вопрос пытались ответить авторы письма № 1950, письма № 2412, письма № 152.

Все органы пришли к выводу, что данный вопрос решается

по собственному усмотрению предприятия. Нацкомсвязи в письме № 152 считает, что Порядок должен стимулировать работников использовать связь исключительно для нужд, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия.

Настораживает здесь позиция Госпредпринимательства, который в

письме № 2412 высказал мнение, что в перечень вопросов, которые должны быть урегулированы правилами пользования мобильной связью, можно включить:

— список работников, которые обеспечиваются мобильными телефонами в связи с производственной необходимостью;

— перечень номеров телефонов, разговоры по которым ведутся работниками предприятия и непосредственно касаются хозяйственной деятельности;

— журнал учета звонков;

— отчет об использовании служебного телефона и т. п.

Выделенные пункты, на наш взгляд, вызывают немалые сомнения. Несложно заметить, что уважаемый комитет начал вторить налоговикам, которые в этом вопросе традиционно занимают фискальную позицию. В частности, в

письме ГНАУ от 08.05.01 г. № 3324/6/22-3216 была высказана мысль, что применительно к расходам на мобильную связь и роуминг подтверждающими документами являются счет, расшифровка счета за необходимый период времени, договор о предоставлении услуг мобильной связи и роуминга и т. п.*

* См. также консультации налоговиков «Какими документами подтверждаются валовые расходы в виде услуг мобильной связи» // «Налоговый, банковский, таможенный консультант», 2009, № 14; «Как подтвердить право на налоговый кредит по услугам мобильной связи» // Там же, 2009, № 3. В них они требовали, как и Госкомпредпринимательства, иметь перечень номеров телефонов, расходы по которым являются «хозяйственными», вести журнал учета звонков.

Мы с такой позицией согласиться не можем. Да и сами налоговики (письмо ГНАУ от 02.11.05 г. № 10510/6/15-0316) смягчали свою позицию, признавая, что согласно п.п. 5.3.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР не относятся в состав валовых затрат любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета. При этом в Законе не определен исчерпывающий перечень документов, которые бы подтверждали отнесение стоимости услуг мобильной связи к хозяйственной деятельности и предоставляли возможность отнесения таких расходов в состав валовых затрат предприятия.

А судебная практика свидетельствует, что достаточным подтверждением использования услуг связи в хоздеятельности может служить приказ о пользовании мобильной связью и расчетно-платежные документы (см., к примеру, определения ВАдСУ от 19.06.07 г. по делу № 2-4/6066-2005).

Итак, резюмируем. К сожалению, на сегодняшний день вопрос с подтверждением хозяйственности расходов на мобильную связь остается открытым. Считаем, что для этого достаточным будет наличия:

1) организационных документов:

приказ руководителя о приобретении мобильных телефонов и использовании их в хозяйственной деятельности предприятия;

правила пользования мобильной связью, утвержденные руководителем. В них имеет смысл включить информацию о том, что разговоры по мобильной связи разрешается вести только в производственных целях и запрещается использовать мобильную связь для личных нужд;

2) документов, подтверждающих

получение и оплату услуг. Перечень таких документов будет зависеть от способа подключения к операторам связи:

— при

контрактной форме подключения: договор с оператором мобильной связи о предоставлении услуг, счета на оплату услуг, а также документа, подтверждающего оплату услуг;

— при подключении на условиях

предоплаченного сервиса достаточно иметь расчетный документ (чек РРО, расчетную квитанцию, товарный чек).

В то же время не стоит забывать, что фискально настроенные налоговики, получившие поддержку Госкомпредпринимательства, могут потребовать и другие документы. Поэтому нужно быть готовыми отстаивать свою позицию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше