Темы статей
Выбрать темы

Реестр налоговых накладных: «Не було бабі клопоту…», или Как подготовить электронные копии реестров в программе OPZ

Редакция БН
Статья

РЕЕСТР НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ:

«Не було бабі клопоту…», или Как подготовить электронные копии реестров в программе OPZ

 

Начиная с отчетности за июнь 2010 года, плательщики обязаны подавать вместе с декларацией по НДС электронные копии Реестров выданных и полученных налоговых накладных. Причем требование это касается всех без исключения плательщиков НДС. Те из них, кто уже практикует электронную отчетность, справятся с этой задачей без особых проблем. Остальным поможет эта статья, посвященная применению программы OPZ «Податкова звітність», которую бесплатно распространяют налоговые органы.

Юрий ЦЫГАНОК, главный редактор газеты «Бухгалтер & Компьютер»

 

Электронные копии реестров — в законе

Как известно, 16 июня вступил в силу

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.10 г. № 2275-VI (далее — Закон № 2275*).

* См. статью «Новые правила налогообложения: анализируем вместе» // «БН», 2010, № 26, с. 9.

В числе многих изменений, внесенных им в налоговое законодательство, серьезные правки коснулись, конечно же, и Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС).

В частности, п.п. 7.2.8 дополнен следующим положением:

«Налогоплательщики подают органу государственной налоговой службы на бесплатной основе вместе с налоговой декларацией за соответствующий отчетный период копии реестров выданных и полученных налоговых накладных за такой период в электронном виде. Государственная налоговая администрация разрабатывает и размещает на своем официальном веб-сайте программное обеспечение с открытым кодом для ведения учета записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде и обеспечивает его бесплатное распространение (включая изменения и дополнения) путем предоставления возможности для копирования такого программного обеспечения как через Интернет, так и путем записи на носителе информации плательщика по его запросу. Сводные результаты учета, отображенные в реестрах выданных и полученных налоговых накладных, подлежат документальной невыездной проверке (камеральной)».

Как видим, то, чего так долго добивались налоговики своими настойчивыми «уговорами», теперь закреплено непосредственно в Законе об НДС. Что же касается отчетного периода, начиная с которого применяются эти нововведения, то в письме ГНАУ «Об отдельных вопросах взимания НДС в 2010 году» от 18.06.10 г. № 12096/7/16-1117 об этом сказано однозначно — с 1 июля 2010 года.

Важно!

Начиная с отчетности за июнь 2010 года вместе с декларацией по НДС нужно подавать электронные копии Реестров выданных и полученных налоговых накладных**. Для этого ГНАУ обязана обеспечить налогоплательщиков бесплатным программным обеспечением.

** См. также с. 43.

Сложно сразу сказать, что за «программное обеспечение с открытым кодом» имели в виду депутаты. Это словосочетание имеет хождение главным образом в программистской интернет-тусовке и означает свободный доступ всех желающих разработчиков к исходному коду программ для тестирования, отладки и внесения усовершенствований. Рядовому же украинскому налогоплательщику этот «открытый код» попросту ни к чему. Вполне вероятно, что депутаты со своим гуманитарным мышлением просто допустили обычную путаницу в технических понятиях, подразумевая всего лишь, что от программного обеспечения не требуется шифровать электронные копии реестров и накладывать на них электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это было бы абсолютно логично, ведь наложение ЭЦП требуется главным образом при отправке отчетности по электронной почте, чтобы удостоверить личность отправителя. В данном же случае от плательщиков требуется выполнение хотя бы программы-минимум: лично принести электронные копии реестров на цифровом носителе (флешке, диске) в формате, понятном программному обеспечению налоговых органов. А с этой задачей прекрасно справится знакомая многим программа OPZ «Податкова звітність», которая уже не первый год бесплатно распространяется налоговыми органами. Сравнительно недавно вышла новая версия OPZ — 1.28 от 17.06.10 г. и обновление к ней OPZ — 1.28.1 от 02.07.10 г., о которой и пойдет речь ниже. Она пригодна для использования на компьютерах под управлением операционных систем Microsoft Windows 98/ME/2000/XP/7 (т. е. будет работать на подавляющем большинстве компьютеров).

 

Где взять программу

Закон об НДС

обязывает ГНАУ обеспечить бесплатное распространение программного обеспечения (включая изменения и дополнения) путем предоставления возможности для копирования как через Интернет, так и путем записи на носителе информации плательщика по его запросу. Так что и этим требованиям программа OPZ соответствует — она уже давно распространяется бесплатно: как через ГНИ, так и через Интернет.

Итак, есть несколько

источников, из которых вы можете получить программу OPZ.

1. В своей ГНИ.

В особых комментариях этот способ не нуждается. Обратитесь в налоговую инспекцию со своим носителем, там вам запишут OPZ, вернитесь на свое рабочее место и установите программу на компьютер, руководствуясь инструкцией по установке (вкратце об этой процедуре будет рассказано ниже).

2. На официальном сайте ГНАУ

www.sta.gov.ua .

3. На неофициальном сайте поддержки пользователей OPZ —

www.opz.org.ua.

4. На портале

www.buhgalter.com.ua в разделе «Программное обеспечение».

Остановимся подробнее на том, как скачать OPZ с официального сайта ГНАУ.

В главном меню сайта выберите раздел «Платникам податків про електронну звітність — Програмне забезпечення». А в нем — «ОПЗ-програмне забезпечення з формування та подачі платниками податків податкової звітності та реєстру отриманих та виданих податкових накладних до органів ДПС в електронному вигляді засобами телекомунікаційного зв'язку». Откроется раздел, содержащий в таблице ссылки «Завантажити» для скачивания всех необходимых программных компонентов, а также инструкций по установке и использованию (рис. 1 на с. 19).

 

img 1

 

Совет

. Перед скачиванием уточните, какой каталог для загрузки файлов используется вашим интернет-браузером. Если вы используете Internet Explorer, то при попытке загрузки он сам спросит, куда сохранить скачиваемый файл (укажите любую папку на ваше усмотрение, главное, чтобы потом сами знали, где искать файлы), а по завершении загрузки сам предложит открыть эту папку. А Mozilla Firefox автоматически загрузит файл в тот каталог, который задан в меню «Инструменты — Настройки» на закладке «Основные». Впрочем, та же Mozilla позволяет легко добраться до скачанного файла через открытое окно «Загрузки».

Программа OPZ скачивается и устанавливается в два приема:

1) вначале нужно скачать на свой компьютер полную программу OPZ версии 1.15 (файл opzfull-1.15-setup.exe, 22 Мб),

2) а затем и обновление до версии 1.28 (opzupd-1.28-setup.exe — 2,3 Мб) и 1.28.1 (opzpatch-1.28.1-setup.exe).

Так же настоятельно рекомендуем скачать инструкции по установке программы и по работе с ней.

Важно!

Для обеспечения работоспособности программы OPZ на вашем компьютере должен быть установлен ряд системных компонент и вспомогательных программ. Некоторые из них программу установки OPZ сможет скачать и установить сама, а некоторые (Java Runtime Environment и Acrobat Reader), если они отсутствуют на вашем компьютере, нужно будет установить самостоятельно. Ссылки для их скачивания приведены на той же странице официального сайта ГНАУ, что и сама программа OPZ, но расположены ниже.

 

Как установить OPZ

У неопытного пользователя от обилия сугубо компьютерной информации может пойти кругом голова. В таком случае установку программы лучше доверить технически подкованному специалисту, а самому продолжить чтение со следующего раздела, где описывается непосредственно работа бухгалтера с программой.

Что же касается более опытных пользователей, то они могут самостоятельно установить программу OPZ, руководствуясь

Инструкцией по установке программного обеспечения для формирования налоговой отчетности в электронном виде, полученной на любом из интернет-ресурсов, перечисленных в предыдущем разделе статьи. Правда, она содержит сведения только о первом этапе установки — базовой версии программы 1.15 (файл opzfull-1.15-setup.exe). Второй этап — обновление до версии 1.28 (opzupd-1.28-setup.exe) и 1.28.1 (opzpatch-1.28.1-setup.exe) — предстоит выполнить самостоятельно. Благо, процедура проста — после запуска обновления достаточно ответить программе установки, в какой каталог была установлена базовая программа, и далее обновление проходит без участия пользователя. Впрочем, об обновлении мы еще поговорим, а сейчас все внимание — к установке базовой программы.

Важно!

Программа OPZ устанавливается в два приема: вначале базовая версия программы 1.15 (файл opzfull-1.15-setup.exe), а затем обновление до версии 1.28 (opzupd-1.28-setup.exe) и 1.28.1 (opzpatch-1.28.1-setup.exe).

Первое, что нужно знать для установки базовой программы, — для ее корректной работы должны быть установлены компоненты и программы:

1) компонент Microsoft Windows Script 5.6 (обновление Windows КВ917344);

2) компонент Windows Installer;

3) компонент MS XML 4 SP2;

4) Internet Explorer версии не ниже 6.0;

5) Java Runtime Environment версии не ниже 5.0 Update 6;

6) Adobe Acrobat Reader версии не ниже 5.0.

Причем как минимум две последних (Java Runtime Environment и Adobe Acrobat Reader) вам придется скачать и установить самостоятельно. Остальные компоненты, при наличии подключения к Интернет, программа установки сможет скачать, периодически задавая пользователю вопрос: «Установить?». Если же постоянного подключения к Интернет у вас нет, то все вышеперечисленные компоненты должны быть предварительно скачаны (или получены в ГНИ вместе с программой) и установлены на ваш компьютер.

Итак, приступаем к первому этапу установки — запускаем на выполнение файл с базовой версией программы

(opzfull-1.15-setup.exe). Программа установки самостоятельно определяет тип операционной системы и поочередно проверяет наличие вышеперечисленных компонент, и если не находит какую-либо из них, то предлагает пользователю загрузить и установить. Если она не найдет программы Java Runtime Environment и Adobe Acrobat Reader, то попросит установить их после окончания установки самой OPZ (сделайте это, иначе вы не сможете формировать печатные формы отчетов).

После проверки наличия необходимых компонент программа перейдет к установке собственно OPZ. Вначале будет предложено выбрать устанавливаемые компоненты самой программы OPZ. Здесь логику разработчиков понять сложно, ведь компоненты всего две: сама программа (ради которой и затевался весь этот сыр-бор) и ярлык на рабочем столе. Большинство пользователей оставит здесь выбор по умолчанию и нажмет кнопку «Далі». Создать на рабочем столе иконку для запуска программы будет правильным решением, поскольку в Главном меню ярлык не создается.

Затем программа спросит, в какой каталог на диске вашего компьютера устанавливать программу. По умолчанию это каталог «C:\OPZ».

Совет

. Если в вашем распоряжении есть не только основной диск «C:\», но и дополнительные разделы жесткого диска (D, E и т. д.), рекомендуем установить программу именно в один из них. В таком случае при вынужденной переустановке Windows и, как это часто делается, переформатировании диска «C:\» вы не потеряете файлы с отчетами (ведь по умолчанию они сохраняются в одном каталоге с программой).

Наконец, будет предложено ввести основные данных о предприятии. Здесь можно ничего не вводить, оставив тестовые данные, все равно более полные данные о предприятии предстоит ввести после установки. Нажимаем кнопку «Встановити» и начнется не слишком продолжительный процесс установки, по завершении которого будет выведено сообщение о завершении работы мастера установки. Нажмите «Кінець», но помните, что это еще не конец. Разработчики рекомендуют после этого перезагрузить компьютер.

Второй этап установки программы, он же заключительный, — обновление OPZ до последней версии 1.28.

Для этого запускаем файл opzupd-1.28-setup.exe и в открывшемся диалоговом окне программы установки нажимаем «Далі». Вам будет предложено ознакомиться с перечнем изменений и дополнений, после чего нужно будет ввести каталог, в который перед этим вы установили базовую программу. Собственно, это все, что от вас требуется, — дальнейшая процедура обновления выполняется без вмешательства пользователя. Так же устанавливается обновление из файла opzpatch-1.28.1-setup.exe. В результате вы получаете самую свежую версию программы.

Важно!

Не забывайте обновлять программу OPZ при выходе новых пакетов обновлений.

 

Начало работы

Запускаем OPZ двойным щелчком на иконке «Податкова звітність», которая была создана на рабочем столе в ходе установки программы. Заставка с информацией о программе представлена на рис. 2.

 

img 2

 

Работа с программой начинается с внесения регистрационных данных своего предприятия в разделе меню «Сервіс — Персональні параметри» (причем OPZ позволяет бухгалтеру вести несколько предприятий и физлиц-предпринимателей). Но прежде чем приступить, давайте познакомимся с возможностями программы в целом.

Программа OPZ «Податкова звітність», как и следует из ее названия, предназначена для

составления налоговой отчетности в электронном формате XML, понятном компьютерным системам налоговых органов. Напомним, что формат этот утвержден приказом ГНАУ «Об утверждении формы (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» от 03.05.06 г. № 242. Кроме того, она позволяет распечатывать составленную отчетность.

В арсенале OPZ имеются практически все виды действующей налоговой отчетности юридических и физических лиц. Каждая отчетная форма в системе имеет свой шифр, который начинается с литеры

J для юридических и F — для физических лиц. За ней следует шифр группы, за которой, в свою очередь, — индекс самой отчетной формы. В частности, справочник документов (меню «Довідники — Довідник документів») содержит следующие группы отчетных форм (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

Группы отчетных форм и их шифры в программе OPZ

Шифр группы

Содержание группы

01

Прибыль (а для физлиц — доходы)

02

НДС и акцизный сбор

03

Местные платежи (несмотря на название группы, в ней наряду с коммунальным налогом и налогом с рекламы находятся и налоговые расчеты по экосбору, транспортному налогу, фиксированному сельхозналогу и некоторым другим общегосударственным)

05

Прочие платежи (здесь у нас находятся, в частности, форма № 1ДФ и отчет по РРО — форма № ЗВР-1)

06

Ресурсные платежи (здесь, в частности, земельный налог и сбор за спецводопользование)

07

Валютные платежи (в частности, декларация о валютных ценностях за рубежом)

08

Рентные платежи

11

Региональные отчеты

12

Налоговая накладная (здесь же находятся и необходимые нам сейчас реестры налоговых накладных)

 

Совет

. Опытный пользователь программы OPZ (равно как и «Бест-Звіт Плюс») обычно помнит шифры наиболее часто используемых им отчетных форм и вызывает их именно по шифру, не теряя времени на пролистывание длинных перечней из всех имеющихся в программе. Например, шифр Реестра полученных и выданных налоговых накладных — J12015.

Справочник документов — не единственный справочник в программе OPZ. Полный перечень справочников, доступных пользователю в меню «Довідники», приведен в табл. 2.

 

Таблица 2.

Справочники, доступные пользователю в программе OPZ

№ п/п

Справочник:

Примечание

1

— инспекций

Этот справочник уже содержит все ГНИ (вместе с их кодами) в районах областей, городах и районах в городах. Данные этого справочника используются при заполнении персональных параметров (данных своего налогоплательщика). Открываем справочник, выбираем из раскрывающегося списка вверху окна нужную область и видим перечень инспекций в ней

2

— документов

См. табл. 1 и описание к ней выше

3

— версий документов

Программа хранит, наряду с действующими формами налоговых деклараций и расчетов, их прежние редакции. Открываем справочник, выбираем из раскрывающегося списка вверху окна нужную форму и видим список старых редакций

4

— сроков подачи документов

Это, по сути, календарь бухгалтера, но в разрезе той или иной отчетной формы. Открываем справочник, выбираем из раскрывающегося списка вверху окна нужную форму и видим календарь ее подачи

5

— контрагентов

Этот справочник используется в том числе при заполнении Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Использование справочника позволяет, единожды введя и проверив данные контрагента, в дальнейшем вводить его в Реестр двумя щелчками и при этом избегать ошибок

6

— работающих

Этот справочник используется при заполнении отчетности по НДФЛ, в частности формы № 1ДФ

 

В качестве одного из важнейших для составления отчетности справочника можно рассматривать и регистр персональных данных плательщика (меню «Сервіс — Персональні параметри»), представленный на рис. 3. С его заполнения начинается работа с программой. Данные о налогоплательщике, содержащиеся здесь, могут автоматически переноситься в шапку каждой отчетной формы, которую вы будете составлять. Это поможет в дальнейшем сэкономить массу времени.

 

img 3

 

Чтобы добавить нового

налогоплательщика, от имени которого мы будем составлять Реестр полученных и выданных налоговых накладных (а равно, как и любые налоговые декларации и расчеты), жмем кнопку «Додати» внизу окна. Далее заполняем все предусмотренные экранной формой реквизиты (код ГНИ выбираем из справочника инспекций, о котором было сказано выше) и нажимаем кнопку «Зберегти зміни».

Важно!

Уделите особое внимание каталогам для сохранения, печати и отправки отчетов в разделе «Шляхи». По умолчанию они создаются внутри папки той же OPZ на диске вашего компьютера, куда установлена и сама программа. Это можно не менять, главное — знать, где они находятся, чтобы потом скопировать оттуда файлы с подготовленными Реестрами и отчетами на цифровой носитель (флешку или дискету) для подачи в ГНИ.

Щелкнув на одном из них в списке, вы сделаете его

активным — открываете его данные в правой части окна, куда можете в любой момент внести изменения (сохранив их снова-таки кнопкой «Зберегти зміни»). А для удаления лишнего налогоплательщика предназначена кнопка «Видалити».

Совет

. Чтобы избежать путаницы в файлах отчетности разных налогоплательщиков, рекомендуем внутри общих каталогов для сохранения, печати и отправки отчетов создать подкаталоги для каждого из них. Например, если у вас на обслуживании находятся две фирмы, в каталоге с программой (D:\OPZ\) создайте для каждой из них свой подкаталог (D:\OPZ\firm_1 и D:\OPZ\firm_2). А в каждом из них — каталоги для сохранения (xml), печати (output) и отправки (send) отчетов и укажите их в параметрах «Шляхи» экранной формы «Персональні настройки».

После закрытия окна «Персональні настройки» с введенными реквизитами предприятия программа готова к составлению отчетности. Если у вас введено несколько предприятий/предпринимателей, то один из них является активным, т. е. таким, для которого программа в данный момент готова формировать отчетность. Его код ЕГРПОУ (ИНН — для физлица) и название выводятся в заголовке окна программы.

Чтобы

сменить активного налогоплательщика, нужно вызвать меню «Сервіс — Персональні параметри» и в окне «Персональні настройки» выделить в списке того из них, к составлению отчетности для которого вам нужно приступить. Затем нажмите кнопку «Обрати» или просто закройте окно. Теперь в заголовке программы вы увидите код и название того плательщика, которого сделали активным.

Переходим к следующему этапу — заполнению необходимых справочников.

 

Справочник контрагентов. Работа со списками

Итак, вы вплотную подошли к тому, ради чего вообще связались с программой OPZ, — составлению Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Это потом, поработав с программой, вы, возможно, решите постоянно использовать ее в своей практике. Сейчас же поводом к изучению программы, очевидно, стала именно необходимость готовить электронные копии реестров налоговых накладных. Ну что ж, давайте приступим.

Совет

. Начните с заполнения справочника контрагентов, данные которого используются для заполнения Реестра полученных и выданных налоговых накладных. Использование справочника позволяет, единожды введя и проверив данные контрагента, в дальнейшем вводить его в Реестр двумя щелчками и при этом избегать ошибок.

Справочник контрагентов вызывается командой «Довідники — Довідник контрагентів». Изначально справочник открывается в

режиме просмотра (рис. 4). В этом режиме пользователю доступен поиск контрагента по индивидуальному налоговому номеру (ИНН) либо по названию (Ф. И. О. для физлиц). Инструменты поиска находятся в правом верхнем углу окна справочника.

 

img 4

 

Совет

. Если вы уже пользовались программой и ваш справочник контрагентов заполнен, перед внесением нового убедитесь, что такого контрагента еще нет в списке. Здесь как раз и пригодятся инструменты поиска.

Чтобы приступить к внесению новых контрагентов, нужно перейти в

режим редактирования справочника. Для этого нажмите кнопку «Редагувати» в левом верхнем углу окна. В режиме редактирования окно справочника содержит новые кнопки (рис. 5):

— «Зберегти» — для того чтобы сохранить изменения и выйти из режима редактирования;

— «Вийти» — чтобы выйти из режима редактирования без сохранения изменений;

— панель инструментов редактирования списка.

 

img 5

 

В свою очередь, панель инструментов редактирования содержит 6 кнопок, каждая из которых выполняет определенное действие с выделенной строкой списка (см. табл. 3).

Важно!

Чтобы выделить нужную строку списка, достаточно щелкнуть мышью на ее номере слева.

 

Таблица 3.

Инструменты редактирования списка

Изображение кнопки

Название

Действие

img 6

«Копіювати рядок»

Копирует выделенную строку в буфер обмена для последующей вставки

img 7

«Вирізати рядок»

Вырезает выделенную строку в буфер обмена для последующей вставки

img 8

«Вставити рядок»

Вставляет строку из буфера обмена, скопированную или вырезанную туда одной из предыдущих операций

img 9

«Видалити рядок»

Удаляет выделенную строку списка

img 10

«Додати рядок після виділеного»

Добавляет новую строку списка после выделенной строки

img 11

«Додати рядок до виділеного»

Добавляет новую строку списка перед выделенной строкой

 

Перечисленные инструменты редактирования действуют во всех списках программы OPZ, будь то справочник или табличная часть отчетной формы. Они же будут использоваться и для внесения и редактирования данных налоговых накладных в реестры.

Кстати, о Реестрах — пора бы уже перейти к их составлению. Полагаем, к этому моменту вы уже освоили инструментарий работы со списками и заполнили справочник контрагентов. В таком случае сохраните все внесенные в него записи кнопкой «Зберегти», после чего закройте справочник (пока он открыт, программа не даст выполнить никакое другое действие).

 

Составляем Реестр налоговых накладных

Создание любого отчета начинается с меню «Документ — Новий» или заменяющей ее кнопки «Новий документ» (это крайняя левая кнопка с изображением чистого листа — символа, хорошо знакомого по многим другим программам) на главной панели инструментов программы OPZ. Откроется окно «Параметри документа» (рис. 6 на с. 29).

 

img 12

 

Реквизит «Тип особи» заполняется автоматически исходя из того, какой налогоплательщик является в текущий момент активным (см. раздел «Начало работы»). В поле «Звітний документ» выбираем из ниспадающего списка документ с шифром

J12015 «Реєстр отриманих та виданих податкових накладних» (он находится в заключительной части списка). Назначение реквизитов «Тип звітного періоду», «Звітний місяць (квартал)» и «Звітний рік» понятно из их названия. Заполнив их, нажимаем кнопку «Підтвердити».

Сразу же на экране появится рабочая форма Реестра полученных и выданных налоговых накладных с предложением заполнить титульную часть (заголовок) документа (рис. 7). Согласитесь с ним (щелкните на кнопке «ОК»), это сэкономит вам массу времени. Правда, номер Реестра, даты его начала и окончания, а также срок хранения придется заполнить самостоятельно (рис. 8).

 

img 13

 

img 14

 

После этого переходите к заполнению табличной части. При этом обратите внимание на доступную вверху панель инструментов работы со списком (рис. 9 на с. 30). Она содержит те же кнопки, что и при работе со справочником. Ничего удивительного: во всей программе используются общие инструменты работы со списками. Используйте их для добавления, удаления, копирования и переноса строк. Чтобы выделить нужную строку, напомним, достаточно всего лишь щелкнуть на ее номере в крайнем левом столбце.

 

img 15

 

Несколько слов о правилах ввода данных. В поля для ввода даты используется формат «дд.мм.гггг», т. е. четырехзначный формат года. При этом достаточно только набирать цифры, а разделяющие их точки расставляются автоматически.

Вид документа (графа 5 раздела I и графа 4 раздела II) выбирается из соответствующих справочников видов документов. Находясь в одной из этих ячеек, щелкните на кнопке «[…]» и в открывшемся списке двойным щелчком мыши выберите нужный вид документа (налоговая накладная — ПН, кассовый чек — ЧК, грузовая таможенная декларация — ВМД и т. д.). Под каждым из разделов справочно приведены аббревиатуры видов документов. Если данные каких-либо документов включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, то к виду документа добавляется буква «У» (ПНУ, ЧКУ и т. д.).

Данные поставщиков и покупателей (графы 6, 7 раздела I и графы 5, 6 раздела II) вводятся путем выбора из предварительно заполненного справочника контрагентов. Оказавшись в ячейке для ввода наименования контрагента, щелкните на кнопке «[…]» и перед вами раскроется справочник. Выбор нужного контрагента осуществляется двойным щелчком на его строке. Если же кого-то вы еще не успели ввести, то можете это сделать прямо сейчас, нажав кнопку «Редагувати» в левом верхнем углу окна (о редактировании справочника было рассказано в предыдущем разделе статьи).

После выбора нужного контрагента его ИНН будет автоматически внесен в таблицу, затем вы можете переходить к заполнению суммовых показателей реестров. При этом общую сумму документа можно не вводить вручную, она рассчитывается автоматически. Полностью введя показатели одного документа, добавьте строку и вносите в нее данные следующего документа, и так далее до полного ввода Реестра.

Совет.

Иногда у начинающих пользователей возникают затруднения с добавлением новых строк в табличную часть документа. Поэтому на всякий случай еще раз подчеркнем: если вы полностью ввели строку с номером 1 и хотите приступить ко вводу второй строки, выделите первую строку щелчком на ее номере 1 в первой колонке и нажмите кнопку «Додати рядок після виділеного» img 16.

 

Закончив ввод данных, поочередно запустите процедуры

проверки структуры и камеральной проверки. Для этой цели в меню «Контроль» предусмотрены соответствующие команды: «Перевірка структури» и «Камеральна перевірка». Конечно, эти операции гораздо важнее для налоговых деклараций и расчетов, но, впервые составляя Реестры налоговых накладных в электронном виде, не стоит пренебрегать и их проверкой.

Если проверки пройдены успешно,

сохраните документ командой меню «Документ — Зберегти» или соответствующей кнопкой на панели инструментов. При этом будет открыто диалоговое окно параметров сохранения документа (рис. 10 на с. 30). На данном этапе вам нет необходимости что-либо здесь менять, поэтому просто нажимаете кнопку «Підтвердити».

 

img 17

 

В небольшом диалоговом окошке программа уведомит вас, в какой файл сохранен документ (рис. 11). Внимательно отнеситесь к нему. Обратите внимание, что программа сохраняет файл в тот каталог, который был указан в персональных параметрах налогоплательщика в группе параметров «Шляхи» (см. рис. 3 на с. 22).

 

img 18

 

Название файла строится согласно требованиям формата электронной отчетности (приказ ГНАУ от 05.12.07 г. № 670). В частности, в названии файла «26520030593376

J120150310000001062010.xml» вы легко можете заметить шифр самой отчетной формы (J12015) и отчетный период, за который она составлена (062010).

Когда вы нажмете «ОК», программа спросит, нужно ли подготовить файл к отправке. Согласитесь и с этим предложением. Программа сообщит вам, что подготовленный файл находится в том каталоге, который указан в персональных параметрах (рис. 12 на с. 31).

 

img 19

 

Важно!

Файл, предназначенный для записи на цифровой носитель для подачи в ГНИ, вы найдете в каталоге, который в персональных параметрах налогоплательщика сами указали как каталог для выгрузки отчетов, подготовленных к отправке.

И последнее, что вы можете сделать с документом, — подготовить его к печати. Для этого, когда он открыт, дайте команду меню «Документ — Друк…» или нажмите кнопку с изображением принтера на панели инструментов программы. Появится надпись «Зачекайте», и через непродолжительное время появится сообщение о том, что файл подготовлен для печати (рис. 13 на с. 31). Подготовка к печати на самом деле означает, что отчет экспортирован в общепринятый формат PDF, в котором документ выглядит на экране в точности так, как он будет выглядеть на бумаге.

 

img 20

 

После ответа «ОК» программа спросит, нужно ли открыть документ, и, ответив утвердительно, вы увидите свой Реестр, открытый в программе Adobe Reader (рис. 14).

 

img 21

 

Вот, собственно, и все — Реестр подготовлен. Сохраните на цифровой носитель (флешку или диск) файл, подготовленный к отправке (в нашем примере он находится в каталоге D:\OPZ\send) и отправляйтесь с ним в налоговую. Со временем вы освоитесь с программой OPZ и начнете составлять с ее помощью не только Реестры налоговых накладных, но и налоговые декларации. Возможно, даже решите больше не носить их в налоговую сами, а приобретете ключи ЭЦП и доверитесь электронной почте. Но это уже другая история. А пока, если у вас остались вопросы, присылайте их в редакцию. Мы будет помогать вам в освоении программы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше