Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения

Редакция БН
Приказ от 20.04.2010 г. № 268

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ:

очередное Обобщающее налоговое разъяснение ГНАУ

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 20.04.10 г. № 268

«Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения»

 

Комментируемым

приказом ГНАУ утвердила Обобщающее налоговое разъяснение по применению отдельных положений Закона Украины от 11 декабря 1991 года № 1963-XII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Разъяснение).

Налоговики не стали «изобретать велосипед», а лишь подкорректировали свои предыдущие разъяснения, которые по большей части освещены в

Обзорном письме-разъяснении от 09.07.09 г. № 14316/7/17-0317 (см. Шпаргалку бухгалтера «Транспортный налог глазами налоговиков» // «БН», 2009, № 32, с. 23*). Как понимаете, отличия в Разъяснении и Обзорном письме незначительны, поэтому обратим внимание только на наиболее актуальные, по нашему мнению, моменты этого Разъяснения.

* См. также консультации «Штрафные санкции за неподачу Расчета транспортного налога за приобретенные автомобили в течение года» // «БН», 2010, № 3, с. 46 и «Как подать Расчет транспортного налога при приобретении в течение года нескольких транспортных средств» // «БН», 2009, № 51, с. 47.

1. Транспорт на альтернативном топливе (п. 31).

ГНАУ напомнила, что с 1 июля 2009 года до 2016 года ставка налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — транспортный налог) по транспортным средствам (далее — ТС), которые в соответствии с действующим законодательством оснащены оборудованием, дающим возможность использовать в качестве топлива моторного сжатый или сжиженный газ, альтернативные виды жидкого и газового топлива, применяется с коэффициентом 0,5 (ч. 6 ст. 3 Закона о транспортном налоге**).

** Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1963-XII.

При этом такой коэффициент при исчислении транспортного налога применяется только в том случае, когда в свидетельстве о государственной регистрации ТС стоит отметка об оснащении ТС газобаллонным оборудованием. Если такая отметка отсутствует, налог уплачивается без применения понижающего коэффициента.

Кроме того, вследствие специфики налогообложения ТС, оснащенного газобаллонным оборудованием, существуют определенные особенности и при заполнении отчетности. В частности, налоговики отметили, что в форме Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — Расчет) напротив ТС с газобаллонным оборудованием, кроме других показателей, нужно указывать код льготы 12020012 и сумму такой льготы.

Заметим, что в Законе о транспортном налоге упоминание о применении коэффициента 0,5 содержится в ст. 3, в которой речь идет о ставках налога, а не в ст. 4, содержащей перечень льгот. Поэтому мы обращали внимание, что применение такого коэффициента не следует рассматривать как льготу (см. консультацию «Как правильно отразить в Расчете транспортные средства, оснащенные газобаллонным оборудованием?»// «БН», 2010, № 8, с. 2). Но, как видите, налоговики настаивают на отражении в Расчете понижающего коэффициента именно как льготы. При этом в Расчете при таком подходе следует указывать полную ставку налога (без понижающего коэффициента), потому что одновременное применение и понижающего коэффициента, и льготы приведет к тому, что сумма налога к уплате будет равняться нулю.

В связи с такими требованиями налоговиков возникают вопросы: что плательщикам транспортного налога делать в случае, если они до этого времени подавали Расчет без указания в нем кода льготы и ее размера (осуществлять уточнение показателей или нет), и не будут ли налоговики предъявлять претензии к таким плательщикам в связи с тем, что данные из Расчета не будут совпадать с данными по льготам по транспортному налогу, отраженным в Отчете о суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности (форма № 1-ПП) . Придется подождать разъяснения налоговиков, и надеемся, что они с пониманием отнесутся к решению этих вопросов.

2. Штрафные санкции (п. 8).

ГНАУ подтвердила свою либеральную позицию в отношении размера штрафной санкции за нарушение 10-дневного срока подачи Расчета по одновременно зарегистрированным ТС и указала, что в случае такого нарушения плательщик налогов должен подать один Расчет на все приобретенные ТС, зарегистрированные одновременно, и на него налагается одна штрафная санкция в размере 170 грн.

В случае если плательщик налога нарушил 10-дневный срок подачи

Расчета по ТС, зарегистрированным в разные дни, то штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) налагается за каждое такую неподачу или задержку (п.п. 17.1.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III).

3. Аренда ТС (пп. 10 и 25).

Налоговики снова подтвердили вывод, что в случае передачи ТС в аренду плательщиком транспортного налога является арендодатель — владелец транспортного средства, по ТС, зарегистрированным на его имя (ст. 1 Закона о транспортном налоге).

При этом в случае передачи ТС физическим лицом по доверенности другому лицу уплачивать транспортный налог может или его владелец (арендодатель), или от его имени лицо, которому это право передано, если это предусмотрено в

доверенности на право пользования ТС, по месту регистрации этого ТС .

4. Финансовый лизинг (п. 15)

. ГНАУ, как и раньше, настаивает на том, что в случае передачи ТС в финансовый лизинг (аренду) плательщиком транспортного налога является лизингодатель (юридическое лицо — владелец ТС) по ТС, зарегистрированным в органах ГАИ на его имя, причем уплата налога и подача Расчета транспортного налога должны осуществляться по месту регистрации ТС независимо от места его фактического использования.

Этот же вывод теперь следует и из

п. 27 Порядка регистрации ТС* (см. «На кого регистрируется ТС, переданное в финансовый лизинг»).

* Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

 

На кого регистрируется ТС, переданное в финансовый лизинг

Извлечение из Порядка регистрации ТС

«27. Транспортные средства, которые будут приобретаться юридическим лицом — лизингодателем с целью последующей передачи их лизингополучателю на основании договора финансового лизинга, регистрируются за лизингодателем.

После выполнения договора финансового лизинга транспортные средства снимаются с учета в соответствии с требованиями пункта 42 настоящего Порядка и регистрируются за лизингополучателем на основании указанного договора и акта приема-передачи транспортных средств по форме согласно приложению 2».

 

Следовательно, поскольку ТС, переданные в финансовый лизинг, зарегистрированы в органах ГАИ на лизингодателя — владельца ТС и подлежат перерегистрации на лизингополучателя только после выполнения договора финансового лизинга, то во время действия договора финансового лизинга

плательщиком транспортного налога будет выступать лизингодатель.

В то же время следует обратить внимание на то, что раньше в

Правилах регистрации ТС (до замены их Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 23.12.09 г. № 1371) содержались нормы, позволявшие осуществлять регистрацию ТС, переданных в финансовый лизинг, не только на лизингодателя, но и на лизингополучателя. Поэтому если ТС, переданное в лизинг, было зарегистрировано на лизингополучателя, то именно лизингополучатель выступал плательщиком транспортного налога.

А следовательно, если договор о финансовом лизинге был заключен до изложения в новой редакции

Порядка регистрации ТС и ТС, переданное по такому договору в лизинг, было зарегистрировано на лизингополучателя, то, по нашему мнению, в этом случае перерегистрировать такое ТС на лизингодателя не следует, а плательщиком транспортного налога остается лизингополучатель.

5. Филиал (п. 7)

. ГНАУ еще раз напомнила, что согласно ст. 6 Закона о транспортном налоге Расчеты подают только юридические лица. Филиалы и представительства подавать Расчеты не должны, поскольку они не являются юридическими лицами.

В то же время ГНАУ отметила, что отчетность по транспортному налогу в налоговые органы по месту регистрации ТС

может быть подана за подписью лица, уполномоченного главным предприятием. То есть если таким лицом является руководитель филиала, то отчетность может быть подана за его подписью, но плательщиком транспортного налога все равно остается главное предприятие и от его имени должен подаваться Расчет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше