Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения относительно применения апелляционной процедуры при административном обжаловании плательщиками налогов решений (постановлений) органов ГНС Украины

Редакция БН
Приказ от 17.05.2010 г. № 341

ПОРЯДОК АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ:

в Обобщающем налоговом разъяснении ГНАУ

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 17.05.10 г. № 341 «Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения относительно применения апелляционной процедуры при административном обжаловании плательщиками налогов решений (постановлений) органов ГНС Украины»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым

Разъяснением ГНАУ дополнила список Обобщающих налоговых разъяснений, изданных во исполнение постановления КМУ от 27.01.10 г. № 86 «О предоставлении налоговых и иных разъяснений». Не отступая от избранной тактики, налоговики и в этом Разъяснении привели положения Обзорного письма ГНАУ от 09.07.09 г. № 14314/7/25-0017, дополнив его выдержкой из п. 16 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами ГНС, утвержденного приказом ГНАУ от 03.03.98 г. № 93 (далее — Положение о жалобах).

В связи с этим новаций в части разъяснения процедуры административного обжалования

Разъяснение не внесло. Вышеуказанное Обзорное письмо комментировалось в материале «Правила налогового контроля в материалах ГНАУ» // «БН», 2009, № 34, с. 15, поэтому сейчас мы остановимся на основных моментах Разъяснения.

Приведенные в нем выводы относительно сроков подачи жалоб в обобщенном виде представлены в таблице ниже.

 

Сроки подачи жалоб

Случай подачи жалобы

Срок подачи

1

2

1. Повторная жалоба на налоговые уведомления-решения:

— если орган ГНС направляет плательщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы

10 календарных дней, следующих за днем получения ответа (решения), принятого по результатам рассмотрения жалобы, а не за днем получения налогового уведомления-решения об оставлении суммы налоговых обязательств (их части)

— если в результате обжалования налоговое обязательство увеличивается

10 календарных дней, следующих за днем получения отдельного налогового уведомления-решения на увеличенную (в результате рассмотрения жалобы) сумму налогового обязательства.

Первичная жалоба на такое решение направляется в налоговый орган, который принял такое уведомление-решение (в общем порядке)

2. Подача жалобы (заявления) через отделения почтовой связи (курьера):

— если жалоба (заявление) направляется с уведомлением о вручении и с описью вложения почтового отправления

Определяется в общем порядке, при этом датой подачи жалобы считается дата отправления жалобы (заявления), указанная отделением связи в уведомлении о вручении почтового направления и на конверте

— если уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления нет

Определяется в общем порядке, при этом датой подачи жалобы (заявления) является дата их фактического поступления в орган ГНС

— если курьер имеет соответствующую лицензию на пересылку почтовых переводов, простых и регистрированных писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 килограммов

Определяется в общем порядке, датой подачи жалобы считается дата, указанная в оттиске календарного штемпеля на квитанции (документе) о принятии жалобы от плательщика налогов

3. Обжалование «неналоговых» штрафов:

— если иной порядок и сроки обжалования не указаны в законодательном акте, которым предусмотрены штрафные (финансовые) санкции

Должна быть подана в ГНИ (ГНА) высшего уровня не позднее 1 месяца со дня направления (вручения) решения о применении штрафных (финансовых) санкций

— если постановление принято должностным лицом налогового органа

Подается на протяжении 10 дней со дня вынесения постановления в налоговый орган, должностное лицо которого приняло постановление о привлечении к админответственности

 

В

Разъяснении ГНАУ также подтвердила приверженность своей новой, правильной позиции о том, что жалобы плательщиков на налоговые требования подаются и рассматриваются в общем порядке в соответствии с п.п. 5.2.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III и Положением о жалобах. И кроме того, заметила, что в ситуации неуказания в жалобе (заявлении) адреса, на который необходимо отослать ответ, он должен направляться одновременно и на фактический, и на юридический адрес. Так что без ответа на жалобу налогоплательщик не останется.

 

 

Государственная налоговая администрация Украины

 

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению апелляционной процедуры при административном обжаловании плательщиками налогов решений (постановлений) органов ГНС Украины

 

Приказ от 17 мая 2010 года № 341

 

Руководствуясь законами Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», «О государственной налоговой службе в Украине», «Об обращении граждан», Кодексом Украины об административных правонарушениях и приказом ГНА Украины от 12.04.2003 № 176 «Об утверждении порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства», с целью выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года № 86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» и распоряжения ГНА Украины от 02.03.2010 № 39-р «Об обработке налоговых разъяснений» приказываю:

1. Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение по применению апелляционной процедуры при административном обжаловании плательщиками налогов решений (постановлений) органов ГНС Украины.

<…>

5. Приказ вступает в силу со дня обнародования.

<…>

 

Председатель А. ПАПАИКА

 

 

Обобщающее налоговое разъяснение по применению апелляционной процедуры при административном обжаловании плательщиками налогов решений (постановлений) органов ГНС Украины

 

Утверждено приказом от 17 мая 2010 года № 341

 

Процедура и сроки обжалования налоговых уведомлений-решений об определении сумм налоговых обязательств (решений), постановлений по делам об административных правонарушениях определены

статьей 5 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181), Законом Украины от 2 октября 1996 года № 393/ 96-ВР «Об обращении граждан», Кодексом Украины об административных правонарушениях и Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденным приказом ГНА Украины от 11.12.96 № 29 <…> (далее — Положение о рассмотрении жалоб).

В

Обобщающем налоговом разъяснении употребляются следующие сокращения:

органы государственной налоговой службы — органы ГНС;

государственная налоговая администрация — ГНА;

государственная налоговая инспекция — ГНИ

 

1. О сроках обжалования налоговых уведомлений-решений в случае подачи повторной жалобы

Если плательщик налогов не согласен с определенной органом ГНС суммой налогового обязательства, то первичная жалоба должна быть подана в орган ГНС, налоговое уведомление-решение которого обжалуется, в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения.

В случае если орган ГНС направляет плательщику налогов решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой плательщик налогов имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа (решения), с повторной жалобой в вышестоящий орган ГНС.

Плательщик налогов имеет право обжаловать налоговое уведомление-решение, оставленное без изменений по рассмотрению первичной жалобы, в вышестоящем органе ГНС в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения ГНИ (ГНА), принятого по рассмотрению первичной жалобы, а не за днем получения налогового уведомления-решения на оставленную без изменений сумму налогового обязательства, обжалуемую в первичной жалобе.

В случае если последний день сроков, определенных законом для подачи жалобы, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

Если плательщик налогов не обращался с повторной жалобой на налоговое уведомление-решение, оставленное без изменений по рассмотрению первичной жалобы, в вышестоящий орган ГНС в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения ГНИ (ГНА) о рассмотрении жалобы, то в соответствии с

подпунктом 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 процедура административного обжалования оставленного без изменений налогового уведомления-решения заканчивается через десять календарных дней со дня, следующего за днем получения решения по рассмотрению первичной жалобы. День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования налогового обязательства плательщика налогов.

 

2. О сроках обжалования налоговых уведомлений-решений в случае, если начисленная сумма налогового обязательства увеличивается в результате его административного обжалования

В случае если начисленная сумма налогового обязательства (пени и штрафных санкций) увеличивается в результате административного обжалования, например, по рассмотрению первичной жалобы, то на сумму такого увеличения направляется отдельное налоговое уведомление-решение. Доначисленная сумма налогового обязательства, определенная в таком отдельном налоговом уведомлении-решении, должна быть уплачена или может быть обжалована плательщиком налогов по процедуре, предусмотренной

статьей 5 Закона № 2181, с применением сроков, установленных для уплаты или обжалования нового налогового обязательства, т. е. в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения отдельного налогового уведомления-решения, на увеличенную сумму налогового обязательства (пункт 6.6 статьи 6 Закона № 2181).

 

3. О сроках подачи жалобы через отделение почтовой связи

В соответствии с

подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 в случае если плательщик налогов считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства или принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходящее за рамки его компетенции, установленной законом, такой плательщик налогов имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить. Жалоба должна быть подана контролирующему органу в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления или другого обжалуемого решения контролирующего органа.

Пунктом 3 Положения о рассмотрении жалоб

предусмотрено, что жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме и направлена в орган государственной налоговой службы по почте с уведомлением о вручении или передана физическим либо юридическим лицом — плательщиком налога через представителя.

Дата подачи жалобы (заявления) — день фактической подачи жалобы (заявления) в соответствующий орган государственной налоговой службы, а в случае направления жалобы (заявления) по почте — дата отправления жалобы (заявления), указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте.

При отсутствии уведомления о вручении и описания вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что делает невозможным выяснение фактической даты получения отделением почтовой связи жалобы (заявления), датой подачи жалобы (заявления) считается дата фактического поступления жалобы (заявления) в орган государственной налоговой службы.

В соответствии с

абзацем вторым подпункта 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 процедура административного обжалования заканчивается, в частности, последним днем срока, предусмотренного подпунктом 5.2.2 этого пункта, для подачи заявления о пересмотре решения контролирующего органа, если такое заявление не было подано в указанный срок.

Согласно

пункту 7 Положения о рассмотрении жалоб жалоба (заявление), поданная с нарушением порядка и сроков, определенных настоящим Положением и Законом № 2181, не подлежит рассмотрению органами ГНС.

Таким образом, срок подачи жалобы считается соблюденным, если в течение установленного

подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 срока письменная жалоба плательщика налогов была подана (поступила) в налоговый орган (в том числе если плательщик отправил ее по почте).

 

4. Об определении даты подачи плательщиками налогов жалобы в случае использования услуг службы курьерской доставки

Подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181

и пунктом 4 и подпунктом 5.1 пункта 5 Положения о рассмотрении жалоб предусмотрено, что в случае если плательщик налогов считает, что орган ГНС неправильно определил сумму налогового обязательства или принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходящее за рамки его компетенции, установленной законом, такой плательщик налогов имеет право обратиться в орган ГНС, налоговое уведомление или решение которого обжалуется, с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить. Жалоба должна быть подана в орган ГНС в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления или другого обжалуемого решения органа ГНС.

В соответствии с

абзацами пятым, девятым и десятым пункта 3 Положения о рассмотрении жалоб жалоба (заявление) должна быть изложена в письменной форме и направлена в орган ГНС по почте с уведомлением о вручении или передана физическим либо юридическим лицом — плательщиком налога через представителя.

Дата подачи жалобы (заявления) — это день фактической подачи жалобы (заявления) в соответствующий орган ГНС, а в случае направления жалобы (заявления) по почте — дата отправления жалобы (заявления), указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте.

При отсутствии уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что делает невозможным выяснение фактической даты получения отделением почтовой связи жалобы (заявления), датой подачи жалобы (заявления) считается дата фактического поступления жалобы (заявления) в орган ГНС.

Согласно

пункту 46 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» пересылка почтовых переводов, простых и регистрируемых писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 килограммов подлежит лицензированию.

В соответствии с

Законом Украины «О почтовой связи» оператором почтовой связи является субъект предпринимательской деятельности, в установленном законодательством порядке предоставляющий услуги почтовой связи.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 года № 270

утверждены Правила предоставления услуг почтовой связи, действие которых распространяется на операторов почтовой связи Украины всех форм собственности, предоставляющих согласно законодательству услуги почтовой связи.

Учитывая указанное, в случае если субъект предпринимательской деятельности имеет лицензию на пересылку почтовых переводов, простых и регистрируемых писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 килограммов, датой подачи (отправления) жалобы плательщиком налогов необходимо считать дату согласно оттиску календарного штемпеля, указанную на квитанции (документе) о приеме (оправлении) жалобы плательщика налогов.

 

5. О подаче и рассмотрении жалоб на решение о применении штрафных (финансовых) санкций

Решение о применении штрафных (финансовых) санкций органа ГНС, кроме штрафных (финансовых) санкций за нарушение законодательства о налогообложении и за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, может быть обжаловано в вышестоящую государственную налоговую администрацию (инспекцию) в течение одного года с момента (дня) его приема, но не позднее одного месяца со дня направления (вручения) решения о применении штрафных (финансовых) санкций плательщику налогов, если другие порядок и сроки обжалования не указаны в законодательном акте, которым предусмотрены штрафные (финансовые) санкции и их применение органами ГНС.

Жалоба подается (направляется по почте с уведомлением о вручении):

1) на решение ГНИ в районе, межрайонной, городской (городов с районными государственными налоговыми инспекциями), объединенной или специализированной ГНИ — в ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

2) на решение ГНИ в районе города с районным делением, кроме городов Киева и Севастополя, — в ГНИ в городе;

3) на решение региональных управлений Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНА Украины (далее — Департамент САТ ГНА Украины) — в Департамент САТ ГНА Украины;

4) на решение ГНА в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, Департамента САТ ГНА Украины — в ГНА Украины.

Рассмотрение жалоб на решение о применении штрафных (финансовых) санкций и принятие решений происходят в тридцатидневный срок со дня поступления жалобы в органы ГНС. Принятое решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется подавшему ее плательщику налогов, ГНИ (ГНА), региональным управлениям Департамента САТ ГНА Украины и Департаменту САТ ГНА Украины, решение которого обжаловалось.

Если в тридцатидневный срок решить поднятые в жалобе вопросы невозможно, руководитель (или его заместитель) органа ГНС, Департамента САТ ГНА Украины устанавливает необходимый срок для рассмотрения жалобы, о чем сообщается (направляется решение) подавшему жалобу плательщику налогов. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать сорока пяти дней. Решение по рассмотрению жалобы составляется и вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу.

В случае несогласия лица с решением ГНА (ГНИ), принятым по результатам рассмотрения поданной жалобы, указанное решение может быть обжаловано в вышестоящей ГНА, а решение Департамента САТ ГНА Украины — ГНА Украины в течение одного года с момента (дня) его принятия, но не позднее одного месяца со дня вручения решения плательщику налогов или его представителю.

Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются органами ГНС, Департаментом САТ ГНА Украины.

Нарушенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть возобновлен на основании заявления плательщика налогов руководителем (или его заместителем) органа ГНС, Департамента САТ ГНА Украины, уполномоченным рассматривать жалобу.

Согласно

пункту 16 Положения о рассмотрении жалоб на подачу и рассмотрение жалоб на решение о применении штрафных (финансовых) санкций, указанных в этом пункте, не распространяется действие пунктов 4 — 8, подпункта 4 абзаца первого и абзацев четвертого — одиннадцатого пункта 9 и пунктов 11 и 12 настоящего Положения.

 

6. О сроках подачи и рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные органами ГНС, по делам об административных правонарушениях

Статьей 289 Кодекса Украины об административных правонарушениях

и пунктом 13 Положения о рассмотрении жалоб предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в орган ГНС, должностное лицо которого вынесло постановление. Поступившая жалоба регистрируется и в течение трех суток направляется вместе с делом в вышестоящий орган ГНС (должностному лицу, правомочному ее рассматривать).

Что касается даты подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то необходимо руководствоваться

пунктом 3 Положения о рассмотрении жалоб, которым предусмотрено, что дата подачи жалобы — день фактической подачи жалобы в соответствующий орган ГНС, а в случае направления жалобы по почте — дата отправления жалобы, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте. При отсутствии уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что делает невозможным выяснение фактической даты получения отделением почтовой связи жалобы, датой подачи жалобы считается дата фактического поступления жалобы в орган ГНС.

Жалоба на постановление по делу о наложении административного взыскания рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в орган ГНС, правомочный рассматривать жалобу, и решение по рассмотрению жалобы направляется лицу, подавшему жалобу, с уведомлением о вручении или вручается экземпляр решения лично этому лицу.

 

7. О рассмотрении жалоб плательщиков налогов по налоговым требованиям

В соответствии с

пунктом 1.10 статьи 1 и подпунктом 6.2.1 пункта 6.2 статьи 6 Закона № 2181 налоговое требование — это письменное требование налогового органа к плательщику налогов погасить сумму налогового долга, направляемое плательщику налогов в случае, если он не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в установленные сроки. Налоговые требования должны содержать, кроме сведений, предусмотренных подпунктом 6.2.3 пункта 6.2 статьи 6 указанного Закона, ссылки на основания их выставления; сумму налогового долга, причитающегося к уплате, пени и штрафных санкций; перечень предложенных мер по обеспечению уплаты суммы налогового долга.

Жалобы плательщиков налогов по налоговым требованиям подаются плательщиками и рассматриваются налоговыми органами в общем порядке в соответствии с требованиями

подпункта 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 и Положения о рассмотрении жалоб.

 

8. Об определении адреса плательщика налога, на который необходимо направлять решение (ответ) по жалобе, если в жалобе (заявлении) указаны юридический и фактический адреса, однако не указан адрес, на который необходимо направить решение по рассмотрению жалобы

Подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181

, в частности, определено, что в случае если плательщик налогов считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства или принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходящее за рамки его компетенции, установленной законом, такой плательщик налогов имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить. Жалоба должна быть подана контролирующему органу в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления или другого обжалуемого решения контролирующего органа.

Решение контролирующего органа по рассмотрению жалобы и, в соответствующих случаях, решение о продлении срока рассмотрения жалобы необходимо направить в адрес плательщика налогов по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

В соответствии с

подпунктом 1 абзаца четвертого пункта 3 Положения о рассмотрении жалоб в жалобе (заявлении) должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, местожительство физического лица — плательщика налога, а для юридического лица — плательщика налога — его наименование, местонахождение, а также адрес, на который необходимо направить решение (ответ) по жалобе (заявлению).

Согласно

пункту 8 Положения о рассмотрении жалоб руководитель органа ГНС (или его заместитель) обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней со дня получения жалобы плательщика налогов или в течение срока, продленного по решению руководителя органа ГНС (или его заместителя), по адресу, указанному плательщиком налогов в жалобе (заявлении) как адрес, на который необходимо направить решение (ответ) на жалобу (заявление), по почте с уведомлением о вручении или предоставить плательщику под расписку.

В соответствии с

абзацем десятым пункта 10 Положения о рассмотрении жалоб решение считается направленным (врученным) юридическому лицу — плательщику налогов, если оно вручено руководителю или уполномоченному лицу такого юридического лица — плательщика налогов под расписку, или направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному юридическим лицом — плательщиком налогов непосредственно в жалобе (заявлении) как адрес, на который необходимо отправить решение (ответ) на жалобу (заявление).

Решение считается направленным (врученным) физическому лицу — плательщику налогов, если оно вручено лично такому физическому лицу или уполномоченному им лицу или отправлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному физическим лицом — плательщиком налогов в жалобе (заявлении) как адрес, на который необходимо отправить решение (ответ) на жалобу (заявление) (

абзац одиннадцатый пункта 10 Положения о рассмотрении жалоб).

Исходя из приведенного выше, с целью соблюдения требований

пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 и пункта 8 Положения о рассмотрении жалоб ГНА Украины считает, что в случае если в жалобе (заявлении) плательщик не указывает адрес, на который необходимо отправить решение (ответ) на жалобу (заявление), но при этом указывает «юридический» и «фактический» адреса — орган ГНС должен принять меры по выяснению причин несоблюдения плательщиком налогов требований подпункта 1 абзаца четвертого пункта 3 Положения и предложить ему сообщить налоговому органу адрес, на который необходимо направить решение по жалобе. В случае если принятые меры не привели к положительному результату, решение о результатах рассмотрения жалобы (заявления) должно быть направлено органом ГНС, рассматривавшим жалобу, по двум адресам (юридическому и фактическому), которые указаны в жалобе (заявлении).

Все ранее предоставленные налоговые разъяснения по вопросам, включенным в настоящее Обобщающее налоговое разъяснение, утрачивают силу с момента его обнародования.

 

Директор Департамента апелляций Е. ПРИТУЛА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше