Темы статей
Выбрать темы

Трудоустройство инвалидов: до окончания 2010 года еще есть время, чтобы выполнить норматив

Редакция БН
Статья

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ:

до окончания 2010 года еще есть время,
чтобы выполнить норматив

 

Близится к завершению 2010 год, а значит, самое время подумать, как можно поправить ситуацию в части соблюдения в этом году норматива по трудоустройству инвалидов. Сегодня мы напомним, как рассчитывается норматив, как определяется среднее количество штатных работников и какие условия нужно соблюсти, чтобы инвалид был принят в расчет. Спешите, ведь за два месяца ситуацию в этом вопросе можно изменить в корне.

Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Главное о выполнении норматива

 

Таблица 1.

Норматив трудоустройства инвалидов: экспресс-ответы

Вопрос

Ответ

1

2

1. При какой численности работников нужно трудоустраивать инвалида?

При наличии по основному месту работы 8 и более человек.
Количество работников определяется по показателю среднеучетного количества штатных работников (СКШР) за отчетный год

2. Сколько инвалидов нужно трудоустраивать?

4 % от СКШР за год.
Обратите внимание:

при количестве штатных работников от 1 до 37 в штате нужно иметь 1 инвалида

3. Какие требования нужно выполнить, чтобы трудоустроенные инвалиды принимались в расчет?

Прежде всего, это место работы инвалида должно быть основным. Инвалиды-совместители и выполняющие работы (услуги) по гражданско-правовым договорам в расчет не принимаются.
Инвалидность следует подтвердить такими документами (п. 1 письма Фонда от 26.03.07 г. № 1/6-172):
— копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;
— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.
Обратите внимание: инвалиды, имеющие заключения МСЭК относительно их нетрудоспособности, не могут быть приняты на работу. Это подтверждает и Фонд в письме от 01.06.07 г. № 1204/19/71-07

4. Учитываются ли в расчете работающие инвалиды, достигшие пенсионного возраста?

Да, учитываются, если это место работы является для них основным (письма Фонда от 08.09.08 г. № 1/8-89/06, от 08.08.07 г. № 1/8-81)

5. Как определяется количество трудоустроенных инвалидов?

Показатель рассчитывается аналогично СКШР за год, но в расчет берутся только инвалиды

6. Нужно ли обязательно проводить аккредитацию рабочего места, чтобы работающий на нем инвалид принимался в расчет?

Нет, не нужно. Это подтверждает и Фонд (п. 3 письма от 03.08.09 г. № 1/6-377/06) и Минтруда (письмо от 12.03.07 г. № 804/0/10-07/19)

7. Предприятие имеет 3 филиала, количество работников в каждом из них превышает 8 человек. Нужно ли трудоустраивать по 1 инвалиду в каждом филиале?

Каким образом будет выполнен норматив (за счет головного предприятия или за счет обособленных подразделений), предприятие решает самостоятельно

(письмо Фонда от 14.08.07 г. № 1/6-367). Главное, чтобы в целом по предприятию (включая его обособленные подразделения) 4 %-й «инвалидный» норматив был выполнен. Логично, что и для определения необходимого количества инвалидов, которых нужно обеспечить рабочим местом, в расчет нужно брать общее количество штатных работников в целом по предприятию

8. Распространяется ли требование о выполнении «инвалидного» норматива на плательщиков единого налога?

Да, распространяется в полной мере.
При невыполнении норматива работодатель — плательщик единого налога (как физическое, так и юридическое лицо) уплачивает штрафные санкции

9. Какой размер санкций предусмотрен за нетрудоустройство нужного количества инвалидов?

Административно-хозяйственная санкция в размере средней годовой зарплаты у данного работодателя за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.
При количестве штатных работников от 8 до 15 человек включительно штраф составляет 50 % средней годовой зарплаты работников у данного работодателя.
Обратите внимание: штраф не налагается на предприятия, учреждения, организации, полностью содержащиеся за счет бюджетных средств (ст. 20 Закона о соцзащите инвалидов). В то же время к административной ответственности по ст. 1881 КоАП (от 170 до 340 грн.) должностные лица данных предприятий, виновные в нетрудоустройстве инвалидов, могут быть привлечены (письма Фонда от 16.05.08 г. № 1/6-155/06*, от 09.12.09 г. № 1/6-600/06)

 

* См. ком. «Фонд соцзащиты инвалидов: регистрация работодателей в региональных отделениях» // «БН», 2008, № 34, с. 10.

 

Правила расчета СКШР

Как видите, везде в расчетах задействован показатель

СКШР за год, который, в свою очередь, рассчитывается на основании показателей СКШР за каждый месяц отчетного года, определяемых по формуле:

СКШРмес = (К1 + К2 + …. + КN) : N,

где

СКШРмес — среднеучетное количество штатных работников за месяц;

К1, К2, КN

— количество штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни). Количество работников в праздничные, выходные и нерабочие дни берется на уровне количества работников в предыдущий рабочий день;

N

— количество календарных дней в отчетном месяце.

Работодатели, отработавшие не полный месяц (вновь созданные, ликвидированные в течение отчетного месяца, сезонные предприятия), суммируют учетное количество штатных работников за каждый день фактической работы в этом месяце и делят полученный результат на количество календарных дней в этом месяце.

 

Годовой показатель:

СКШРгод = (СКШРмес 1 + СКШРмес 2 + … + СКШРмес 12) : 12,

где

СКШРгод— показатель среднеучетного количества работников за отчетный год;

СКШРмес 1…12

— показатели СКШР за каждый месяц отчетного года.

Работодатели, отработавшие неполный год (созданные или ликвидированные в отчетном году, сезонные предприятия) суммируют показатели

СКШР за каждый отработанный месяц, но делят полученный результат не на количество фактически отработанных месяцев, а на 12. Это не касается предприятий, отработавших неполный месяц (год) в связи с простоем по решению руководства. Такие предприятия рассчитывают показатели СКШР за каждый отдельный месяц и за год в общем порядке, т. е. штатные работники, не выходящие на работу по причине простоя, учитываются в расчете за этот день как целые единицы.

В расчет

СКШР принимаются только штатные работники*.

* Подробнее см. статью «Коммунальный налог: нюансы составления и предоставления Расчета» // «БН», 2009, № 44, с. 15 и консультацию «Заполнение Ведомости по форме приложения 13 для ФНС» // «БН», 2009, № 3 с. 31.

 

Правила округления

Прежде чем перейти к примерам, отметим, что немаловажную роль в расчетах играют правила округления, а здесь не все так просто.

Согласно

п. 3.4 Инструкции № 42 для целей отражения в Отчете по ф. 10-ПІ данные относительно среднеучетного количества штатных работников учетного состава (строка 01), середнеучетного количества штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность (строка 02), и количества инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03), отражаются в целых единицах. Если при вычислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения). Итак, при расчете указанных показателей применяется простое арифметическое правило округления: 2,49 ≈ 2; 2,5 ≈ 3; 3,5 ≈ 4.

В то же время согласно

п. 3 Приложения к Инструкции № 286 округление результатов вычислений (в том числе и при расчете СКШР) для отражения в формах государственных статистических наблюдений по труду осуществляется по правилу «четной цифры». Это правило гласит: если последняя значимая цифра «5», ближайшая влево от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений. Например, 3,5 ≈ 4, 6,5 ≈ 6. Если последняя значимая цифра не «5» или после нее еще есть цифры, то такой результат округляется по простому арифметическому правилу (3,49 ≈ 3, 4,51 ≈ 5). Итак, расхождения между двумя правилами округления в тех случаях, когда результат вычисления содержит только одну цифру после запятой и эта цифра равна «5». Причем результат округления может иметь довольно принципиальное значение. Например, норматив — 3 инвалида, СКШР инвалидов за год (до округления) — 2,5 чел. При округлении по простому арифметическому правилу норматив будет выполнен (2,5 ≈ 3), а при применении правила «четной цифры» норматив не будет выполнен (2,5 ≈ 2).

Для того чтобы совместить эти два требования, не нарушая их, приходим к выводу, что округлять результаты нужно так (см. табл. 2).

 

Таблица 2.

Правила округления при расчете «инвалидных» показателей

Показатель

Порядок округления

СКШРмес (общий по всем работникам и отдельно по инвалидам) (1)

По правилу «четной цифры»

СКШРгод

по всем работникам (стр. 01 Отчета по ф. 10-ПІ)

По простому арифметическому правилу

СКШРгод

по инвалидам (стр. 02 Отчета по ф. 10-ПІ)

Расчет норматива для трудоустройства инвалидов (стр. 03 Отчета по ф. 10-ПІ)

(1) СКШРмес по всем работникам приводится в Отчете по труду за месяц по ф. № 1-ПВ (строка 1040).

 

Примеры расчета

Пример 1

. На предприятии по состоянию на 1 октября 2010 года числится 58 человек (из них два инвалида, работающих по основному месту работы), в том числе:

— 3 внешних совместителя;

— 5 человек, помимо основного места работы, работают на этом же предприятии по совместительству;

— 3 человека (охранники) имеют посменный режим работы;

— 5 сотрудников работают в режиме неполного рабочего времени (0,5 ставки).

Кроме того, 2 уборщицы выполняют работу на предприятии на основании договора подряда.

В течение месяца было такое движение работников:

— 4 октября на работу был принят инвалид (основное место работы);

— 5 октября работница ушла в отпуск по беременности и родам;

— 21 октября другая работница, находящаяся в отпуске по беременности и родам, ушла в отпуск по уходу за ребенком до трех лет;

— 25 октября один работник был уволен.

Рассчитаем показатель

СКШР за октябрь (общий по всем работникам и по инвалидам). При этом отметим, что режим работы (неполное рабочее время, сменный режим работы и др.) не имеет значения для расчета этого показателя. Если работник находится в трудовых отношениях с предприятием и это место работы является для него основным, то он учитывается каждый день как целая единица. Кроме того, работники, не вышедшие в течение месяца на работу по причине болезни, нахождения в ежегодном, дополнительном, учебном отпусках, отпуске «за свой счет» и т. п., учитываются в расчете как целые единицы за каждый день отчетного месяца. Уборщицы, выполняющие на предприятии работы по гражданско-правовому договору (договору подряда), не участвуют в расчете показателя СКШР.

 

Число месяца

Количество работников, в том числе:

общее

не принимаемое
в расчет

принимаемое
в расчет
(гр. 2 - гр. 3)

инвалидов

1

2

3

4

5

1

58

4 (1)

54

2

2

58

4

54

2

3

58

4

54

2

4

59 (2)

4

55

3 (2)

5

59

5 (3)

54

3

6

59

5

54

3

7

59

5

54

3

8

59

5

54

3

9

59

5

54

3

10

59

5

54

3

11

59

5

54

3

12

59

5

54

3

13

59

5

54

3

14

59

5

54

3

15

59

5

54

3

16

59

5

54

3

17

59

5

54

3

18

59

5

54

3

19

59

5

54

3

20

59

5

54

3

21

59

5

54

3

22

59

5

54

3

23

59

5

54

3

24

59

5

54

3

25

58 (4)

5

53

3

26

58

5

53

3

27

58

5

53

3

28

58

5

53

3

29

58

5

53

3

30

58

5

53

3

31

58

5

53

3

Итого

1819

151

1668

90

(1) 4 = 3 внешних совместителя + 1 работница, находящаяся в отпуске по беременности и родам.

(2) 4 октября принят на работу инвалид.

(3) 5 октября работница ушла в отпуск по беременности и родам.

(4) 25 октября 1 работник уволен.

 

СКШРмес

по всем работникам = 1668 : 31 = 53,80645 ≈ 54 (чел.);

СКШРмес

по инвалидам = 90 : 31 = 2,903226 ≈ 3 (чел.).

Итак, по итогам октября среднеучетное количество штатных работников составляет 54 человека, в том числе инвалидов — 3 человека. Обратите внимание: несмотря на то что третий инвалид был принят на работу не с начала месяца, по итогам месяца за счет округления он был засчитан как отработавший целый месяц.

Пример 2

. Общее количество штатных работников на предприятии по итогам года (СКШРгод) 20 человек, т. е. предприятию нужно трудоустроить 1 инвалида. 11 марта 2010 на работу была принята женщина, имеющая заключение МСЭК об установлении ей инвалидности, а 16 августа 2010 года она была уволена. Других инвалидов на предприятии нет.

Рассчитаем показатели

СКШР мес и СКШР годпо инвалидам:

СКШР март = 1 х 21 : 31 = 0,6774 ≈ 1 (чел.);

СКШРапрель

= 1 х 30 : 30 = 1 (чел.);

СКШР май

= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШР июнь

= 1 х 30 : 30 = 1 (чел.);

СКШР июль

= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШР август

= 1 х 16 : 31 =  0,5161 ≈ 1 (чел.);

СКШР год

= (0 + 0 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 0 + 0 + 0 + 0) : 12 = 6 : 12 = 0,5 ≈ 1 (чел.).

Как видим, инвалид из 12 месяцев отчетного года отработал на предприятии 4 полных месяца и два неполных, и этого оказалось достаточно, чтобы засчитать этого инвалида в годовой норматив.

Пример 3

. На предприятии в среднем в течение года в штате состояло 10 человек, что требует выполнения норматива по трудоустройству 1 инвалида. В течение 2010 года на предприятии числилось в штате 3 работника-инвалида:

1) 1-й состоял в трудовых отношениях с 2006 года и был уволен 31 января этого года;

2) 2-й был принят на работу 12 апреля и уволен 30 июня;

3) 3-й был принят на работу 1 июня и уволен 1 августа.

Рассчитаем показатели

СКШР меси СКШР годпо инвалидам:

СКШРянварь

= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШРапрель

= 1 х 19 : 30 = 0,6333 ≈ 1 (чел.);

СКШР май

= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.);

СКШР июнь

= 2 х 30 : 30 = 2 (чел.);

СКШР июль

= 1 х 31 : 31 = 1 (чел.)*;

СКШР август

= 1 х 1 : 31 = 0,0322 ≈ 0 (чел.);

СКШР год

= (1 + 0 + 0 + 1 + 1 + 2 + 1 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0) : 12 = 6 : 12 = 0,5 ≈ 1 (чел.).

* Несмотря на то что работник был уволен 30 июля (в пятницу — последний рабочий день месяца), он принимается в учет и в последующие за этим днем выходные дни (субботу 31 июля и воскресенье 1 августа) (п.п. 3.2.1 Инструкции № 286).

Таким образом, по итогам года предприятие выполнило норматив по трудоустройству инвалидов.

 

Выводы

Во-первых

, если в каком-то месяце года количество штатных работников превысило 8 человек, то это не говорит о том, что предприятию нужно срочно нанимать на работу инвалида, а при его отсутствии — уплачивать штраф. Решающий показатель определяется только по итогам работы за год, и если превышение носило временный характер, то предприятие не выйдет за рамки 8 человек.

Во-вторых

, инвалид, отработавший чуть больше половины месяца, за счет округления может быть зачтен в этом месяце как целая единица (1 чел. х 16 дн. : 30 дн. = 0,5333 ≈ 1 чел.). Обратите внимание, что здесь применяется правило «четной цифры», поэтому если показатель СКШР за отчетный месяц равен 0,5, то в этом месяце инвалид не будет учитываться в расчете (1 чел. х 15 дн. : 30 дн. = 0,5 = 0 чел).

В-третьих

, для того чтобы выполнить норматив, необязательно, чтобы инвалид отработал целый год. Такой работник должен находиться в штате хотя бы 6 месяцев (иногда даже не полностью отработанных, как показано в примере 2 на с. 42).

В-четвертых

, если предприятию нужно трудоустроить 1 инвалида, то для выполнения норматива можно нанять несколько инвалидов, которые отработают по несколько месяцев (например, 2 инвалида по три месяца или 3 инвалида по два месяца), как показано в примере 3.

Надеемся, что данная статья поможет вам провести предварительные расчеты, и вы успеете до окончания года исправить ситуацию. Согласитесь, ведь лучше нанять необходимое количество инвалидов на период ноябрь-декабрь на неполное рабочее время (например, на 0,25 ставки) или даже в режиме полной занятости и выполнить тем самым норматив, чем платить штраф в размере средней годовой зарплаты по предприятию за каждого нетрудоустроенного инвалида. Если найти и трудоустроить инвалида не получается, то нужно хотя бы попытаться обезопасить себя от штрафа, подав в центр занятости отчеты о наличии вакансий для инвалидов. Не лишним будет и дать объявление в местные средства массовой информации о приеме на работу инвалидов. Для Фонда эти предпринятые меры вряд ли покажутся достаточными, чтобы не налагать штраф, о чем, в частности, свидетельствуют его письма от 06.11.08 г. № 1/6-481/06, от 03.08.09 г. № 1/6-377/06. В то же время отстоять свою позицию в суде, доказывая, что все возможное для трудоустройства инвалида(ов) было сделано, шансы неплохие (постановление окружного административного суда г. Киева от 11.09.08 г. № 4/407, определение ВАдСУ от 20.01.09 г. по делу № К-15389-08, Справка ВАдСУ о результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 23.08.07 г., постановление ВСУ от 02.02.10 г. № 10/03). Судам рекомендовано всесторонне проверять все обстоятельства дела. И если выяснится, что работодатель предпринял все необходимые меры для трудоустройства инвалидов (создал рабочие места для них, информировал центр занятости о наличии «инвалидных» вакансий), то, как показывает судебная практика, его не привлекают к ответственности за невыполнение норматива.

 

Документы и сокращения статьи

Закон о соцзащите инвалидов — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.07 г. № 42.

Порядок предоставления отчета — Порядок предоставления учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70.

Фонд — Фонд социальной защиты инвалидов.

СКШР

— среднеучетное количество штатных работников.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше