Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в постановление правления Пенсионного фонда Украины от 24.12.09 г. № 28-2

Редакция БН
Постановление от 10.09.2010 г. № 20-3

ЕДИНЫЙ ВЗНОС НА СОЦСТРАХОВАНИЕ:

«комплект» подзаконных актов от Пенсионного фонда

 

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 10.09.10 г. № 20-3

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-1

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-2

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-3

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-5

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-6

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.10 г. № 22-1

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.10 г. № 22-2

 

Комментируемые сегодня

постановления Пенсионного фонда Украины (ПФУ) разработаны в связи с введением с 1 января 2011 года единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕВС). Приятно, что ПФУ не стал ждать наступления 2011 года и готовит необходимые документы заранее, чтобы у всех было время ознакомиться и полноценно изучить их.

Сразу отметим, что все эти документы

вступают в силу с 1 января 2011 года одновременно с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕВС), во исполнение которого они и разработаны.

 

Комментируемый документ

Что регламентирует

1

2

Постановление правления ПФУ «О внесении изменений в постановление правления Пенсионного фонда Украины от 24.12.09 г. № 28-2» от 10.09.10 г. № 20-3

Вносит изменения в Порядок взаимодействия при обмене информацией между органами Министерства внутренних дел Украины и Пенсионного фонда Украины по защите интересов государства при начислении и уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей в Пенсионный фонд Украины, совместно утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.12.09 г. № 28-2 и приказом МВД от 24.12.09 г. № 552.
С 2011 года этот порядок будет регулировать информационный обмен между МВД и ПФУ в отношении ЕВС, а не взносов в ПФУ. Процедурные вопросы такого взаимодействия остаются прежними

Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-1

Разработан во исполнение ч. 13 ст. 9 Закона о ЕВС.
Регламентирует процедуру:
— зачета в счет будущих платежей по ЕВС;
— возврата плательщику в порядке и сроки, определенные ПФУ (в том числе и на ненадлежащий счет) ошибочно уплаченного ЕВС.
К ошибочно уплаченным суммам не относят авансовые платежи по ЕВС, уплаченные при каждой выплате зарплаты.
Возврат осуществляют на основании заявления плательщика, составляемого в произвольной форме, с приложением оригинала или копии документа об ошибочной уплате.
ПФУ готовит документы на возврат в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления (3 дня для подготовки заключения + 2 дня для оформления документов на возврат). Возврат средств осуществляется Госказначейством на счет, с которого поступили средства

Порядок ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступления сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и других платежей, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-2

Разработан во исполнение ст. 12 Закона о ЕВС, Закона № 1058 (1) и Закона № 400 (2).
Устанавливает механизм учета ПФУ поступления сумм ЕВС, взносов и сбора в ПФУ, штрафов и пени по ЕВС, фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий в карточках лицевых счетов плательщиков.
В карточке лицевого счета отражаются суммы:
— платежей, самостоятельно определенных плательщиком (данные отчета);
— платежей, начисленных (уменьшенных, списанных) соответствующим органом ПФУ;
— рассроченные при расторжении договора рассрочки.
Пунктом 2.6 предусмотрена возможность сверки поступивших сумм по желанию плательщика. Кроме того, согласно п. 9.2 на 1 января каждого года ПФУ сверяет расчеты всех плательщиков по всем платежам, что оформляется актом в произвольной форме с учетом возможностей программного обеспечения. При возникновении расхождений по желанию плательщика печатаются карточки лицевых счетов плательщиков.
При выявлении расхождений акт сверки является основанием для осуществления проверки в порядке, установленном законодательством.
В связи со вступлением в силу постановления от 27.09.10 г. № 21-2 с 01.01.11 г. утратит силу действующее до этого аналогичное постановление правления ПФУ от 19.01.02 г. № 2-4

Порядок приема банками на выполнение расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-3

Разработан во исполнение ст. 24 Закона о ЕВС.
Регулирует механизм принятия банками документов на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты, на которые согласно Закону о ЕВС начисляют ЕВС.
Суть: банки принимают документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты лишь при условии одновременной подачи документов на уплату ЕВС в размере не менее 1/3 суммы средств для выплаты зарплаты, указанной в документах на выплату зарплаты. Если платеж ЕВС меньше 1/3, то в банк необходимо подать оригинал Справки-расчета (приложение 1 к Порядку № 21-3), согласованной со своим отделением ПФУ.
В связи со вступлением в силу постановления от 27.09.10 г. № 21-3 с 01.01.11 г. утратит силу действующее до этого аналогичное постановление правления ПФУ от 07.04.09 г. № 12-1

Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-5

Разработана во исполнение ст. 8, 12 и 25 Закона о ЕВС.
Определяет процедуру начисления и уплаты ЕВС, порядок взимания задолженности и начисления финсанкций по нему.
Является аналогом профильных инструкций по соцвзносам, в частности, по пенсионному взносу — Инструкции № 21-1 (3)

Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-6

Разработан во исполнение ст. 5 Закона о ЕВС.
Определяет механизм взятия на учет и снятия с учета в органах ПФУ плательщиков ЕВС.
В связи со вступлением в силу постановления от 27.09.10 г. № 21-3 с 01.01.11 г. утратит силу действующее до этого аналогичное постановление правления ПФУ от 10.10.06 г. № 14-4 и будет исключен раздел 3 Инструкции № 21-1.
Порядок вступает в силу с 01.01.11 г, кроме п. 5.4, который вступает в силу с 10.02.11 г.

Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-1

Разработан во исполнение ст. 16 Закона о ЕВС.
Определяет организацию ведения ПФУ Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, состоящего из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц и предназначен для накопления, хранения и использования информации о сборе и ведении учета ЕВС, его плательщиках и застрахованных лицах.
Предусмотрено включение в реестр застрахованных лиц, имеющих идентификационный номер, отказавшихся от него по религиозным убеждениям (данные страхового свидетельства), у которых нет страхового свидетельства (паспортные данные) и которые не являются гражданами Украины и не имеют паспорта и номера (данные документа, удостоверяющего личность).
Страхователей включают в реестр в порядке, описанном в ст. 5 Закона о ЕВС.
Данные о застрахованных лицах от работодателей поступают в реестр на основании отчетов по ЕВС (форма приведена в приложении к Порядку № 22-2). Предприниматели и самозанятые лица подают сведения о себе самостоятельно.
На каждое застрахованное лиц ведется персональная учетная карточка по форме ОК-7-з (приложение к Положению № 22-1)

Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2

Разработан во исполнение ст. 6 Закона о ЕВС.
Устанавливает порядок, сроки и форму подачи отчетности по ЕВС.
Данный документ является аналогом действующего на сегодня Порядка № 26-1(4), который согласно п. 2 этого постановления с 01.01.11 г. утратит силу.
В приложениях к Порядку № 22-2 приведены формы отчетов по ЕВС (приложения 4, 5 и 6) и справочники, необходимые для заполнения такой отчетности (приложения 1, 2 и 3).
Учет застрахованных лиц и сумм взносов в ПФУ за периоды до 01.01.10 г. ведут согласно Порядку № 7-6 (5), а отчетность по взносу в ПФУ за 2010 год подают в сроки и по формам, установленным Порядком № 26-1

(1)

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.

(2)

Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

(3)

Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.03 г. № 21-1.

(4)

Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 05.11.09 г. № 26-1.

(5)

Порядок формирования и подачи органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденный постановлением правления ПФУ от 10.06.04 г. № 7-6.

 

Подробно остановимся на некоторых спорных моментах, которые породил

Закон о ЕВС* и которые урегулировали комментируемые сегодня нормативные документы, в частности Инструкция № 21-5 и Порядок № 22-2.

* Подробнее об этом читайте в Теме недели «Единый взнос на соцстрахование»// «БН», 2010, № 37, с. 38.

Ставки ЕВС. Из норм Инструкции № 21-5 теперь ясно, что:

— отдельные размеры ставок, установленные Законом о ЕВС для инвалидов — работников предприятий УТОГ и УТОС, предприятий общественных организаций инвалидов, членов летных экипажей («спецставки»), установлены к объекту в виде «заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты». Поэтому «спецставки» к больничным и вознаграждениям по гражданско-правовым договорам не применяют;

— для вознаграждений по гражданско-правовым договорам применяются ставки 34,7% и 2,6% независимо от статуса лица, выполняющего работы по такому договору (инвалид, член летного экипажа), и работодателя (предприятие УТОГ и УТОС, предприятие, на котором работает инвалид);

— при начислении ЕВС на сумму больничных ставку 33,2% применяют ко всей сумме выплаты по листку нетрудоспособности — ее начисляют как на сумму пособия, так и на сумму оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности, хотя из самого Закона о ЕВС это четко не следует. «Спецставки» (например, для работников-инвалидов юрлиц 8,41 %) в этом случае не применяются.

В то же время непонятно, как быть со ставкой 2% для удержания: и в Законе о ЕВС (ч. 12 ст. 8), и в Инструкции № 21-5 (п. 3.10) 2 % удерживают из суммы пособия по временной нетрудоспособности. А по какой ставке удерживать ЕВС из суммы оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности? Некорректно в этом случае применять и обычную ставку (общая — 3,6 %), поскольку ее удерживают из суммы зарплаты (п. 3.5 Инструкции № 21-5). На этот счет необходимы соответствующие разъяснения ПФУ. Не исключено, что здесь будет использован подход, что больничные для работника — это один вид выплат (пособие), и не важно, за счет чьих средств его выплачивают.

Базовый период

. Проблема с базовым периодом для предпринимателей и самозанятых лиц разрешена и в Инструкции № 21-5, и в Порядке № 22-2 (отличается от Закона о ЕВС):

календарный месяц является базовым периодом для всех работодателей, в том числе предпринимателей и самозанятых лиц (п.п. 4.3.6 Инструкции № 21-5, п. 3.1 Порядка № 22-2), несмотря на имеющееся противоречие в абзаце третьем ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС*;

календарный год является базовым периодом для предпринимателей и самозанятых лиц за себя (п.п. 4.6.2 Инструкции № 21-5, п. 3.1 Порядка № 22-2).

* Подробнее об этом читайте в Теме недели «Единый взнос на соцстрахование»// «БН», 2010, № 37, с. 38.

 

Сроки уплаты ЕВС

. Сроки уплаты ЕВС, предусмотренные Инструкцией № 21-5 , отличаются от установленных в ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС (табл. на с. 10). В то же время ЕВС, не уплаченный в сроки, указанные в таблице, считается недоимкой (п. 6.2 Инструкции № 25-1), которая уплачивается с начислением пени и штрафов, а они для ЕВС немалые!

 

Сроки уплаты ЕВС

Плательщик

Срок уплаты согласно Инструкции № 21-5

Работодатели, в том числе предприниматели и самозанятые лица

Не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом, независимо от выплаты зарплаты (п.п. 4.3.6)

Предприниматель на общей системе налогообложения

1) авансовые платежи в течение года — до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября;
2) окончательный расчет по итогам календарного года — до 1 апреля следующего года (п.п. 4.5.2).
Как видим, для ЕВС сохранен действующий на сегодняшний день порядок уплаты взноса в ПФУ такими предпринимателями, противоречащий требованиям Закона о ЕВС

Предприниматель на упрощенной системе налогообложения

1) авансовые платежи — до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается (непонятно, почему ПФУ не предусмотрел «не позднее 20 числа»);
2) окончательный расчет по итогам календарного года — не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным годом, т. е. не позднее 20 января (п.п. 4.6.2). Было бы удобно, если бы этот срок совпадал со сроком подачи подаваемого упрощенцами годового

приложения 5 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года. Ведь именно в нем и определится сумма окончательного расчета

Самозанятые лица

До 1 апреля следующего года по данным годовой декларации (п.п. 4.5.3)

 

Отчетность

. Формы отчетов приведены в приложениях к Порядку № 22-2:

1) для

работодателей — приложение 4 к Порядку № 22-2, которое они должны будут ежемесячно подавать не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 3.1);

2) для

предпринимателей и самозанятых лиц за себяприложение 5 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 3.2);

3) для

добровольно застрахованных лиц — приложение 6 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 3.3), а при осуществлении работником доплаты до минимального размера — в течение одного календарного месяца после осуществления такой доплаты (п. 3.4).

Заполняемое работодателями

приложение 4 является аналогом пенсионного приложения 4 к Порядку № 26-1. НО! Теперь в нем всего девять таблиц, тогда как в пенсионном приложении 4 к Порядку № 26-1 их десять (это результат того, что в новом приложении 4 действующие на сегодняшний день таблицы 6 и 7 «слиты воедино» в одну таблицу 6). В таблице 1 ЕВС и база для его взимания приведены в разрезе установленных Законом о ЕВС ставок. В таблицах 5, 6 и 7 добавлен реквизит «Гражданство Украины», а в таблице 6 — еще и полработника (графа 7). Начисляемые доходы в таблице 6 будут распределяться по месяцам, за которые они начислены (для этого предусмотрена графа 11) .

Пунктом 2.14 Порядка № 22-2

предусмотрен перенос последнего дня подачи отчета, приходящегося на выходной (праздничный, нерабочий) день, на ближайший рабочий день.

При подаче отчетности сохранена возможность

подачи на бумажном носителе при численности застрахованных лиц не более 5 человек. Но его нельзя будет послать по почте, поскольку согласно п. 2.11 Порядка № 22-2 такой отчет не считается поданным.

 

Отдельные моменты для предпринимателей

. Похоже, что предпринимателям на общей системе налогообложения в месяце, в котором не получали доход, доплачивать до минимального размера ЕВС не надо. Такой вывод можно сделать из п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС и абзаца третьего п.п. 4.5.2 Инструкции № 25-1: «сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль)». Кроме того, в комментируемых документах не упоминается о возможности зачета единого налога в счет уплаты ЕВС.

Поскольку названные выше комментируемые документы вступят в силу только с 1 января 2011 года, к подробному их изучению мы вернемся ближе к этой дате.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше