Темы статей
Выбрать темы

Базы персональных данных физических лиц регистрировать придется практически всем

Редакция БН
Статья

БАЗЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

физических лиц регистрировать придется практически всем

 

Так уж получается, что большинство благих намерений оборачивается излишними и подчас бессмысленными обязанностями, возлагаемыми на субъектов хозяйствования и их должностных лиц. Особенно печально, когда невыполнение таких обязанностей влечет наложение немалых штрафов. Так, по нашему убеждению, случилось и с требованиями вступившего в силу с 1 января 2011 года Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.10 г. № 2297-VI. Давайте разберемся, что же представляет собой база персональных данных и как происходит ее регистрация.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Общее понятие БПД

Начнем с того, что, действительно, немало государственных органов, учреждений, субъектов хозяйствования по роду своей деятельности владеют информацией о физических лицах, распространение которой является нежелательной для них. Это, к примеру, касается имущественных вопросов (заключение сделок по недвижимому и движимому имуществу, оформление банковских кредитов, вступление в состав участников хозяйственных обществ и т. п.). Согласитесь, что каждая из вышеперечисленных сделок предполагает предоставление немалого количества «бумажек» с теми или иными данными о физическом лице. Логично, что права граждан в части несанкционированного распространения информации о них должны быть защищены. На защиту этих прав и направлены требования Закона № 2297.

Согласно ему база персональных данных (БПД) — именованная совокупность упорядоченных персональных данных в электронной форме и/или в форме картотек персональных данных.

В свою очередь, под персональными данными понимаются сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано.

Как видим, любые сведения или совокупность сведений о физическом лице (например, паспортные данные) попадают под определение персональных данных, и если субъект в какой-либо форме имеет такие данные (причем хотя бы по одному физическому лицу), то это уже может попасть под определение БПД, которая подлежит регистрации.

Отметим, что 10.05.11 г. вступил в силу Закон № 2939, который определяет, что относится к публичной информации, а что признается информацией с ограниченным доступом. Так, публичная информация — это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных данным Законом (ч. 1 ст. 1 Закона № 2939). Публичная информация является открытой, кроме случаев, установленных законом.

К информации с ограниченным доступом относится (ч. 1 ст. 6 Закона № 2939):

конфиденциальная информация, т. е. доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями;

тайная информация, которой признается информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и другую предусмотренную законом тайну;

служебная информация, к которой относится: информация, содержащаяся в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения или осуществлением контрольных, наблюдательных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений; информация, собранная в процессе оперативно-разыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне. Документам, содержащим информацию, которая составляет служебную информацию, присваивается гриф «для служебного пользования».

Логично предположить, что механизм регистрации БПД внедрялся только относительно информации с ограниченным доступом, но в итоге получилось, что любая информация о физическом лице составляет его персональные данные и подлежит обработке субъектом хозяйствования только с разрешения такого физического лица. И по мнению Государственной службы по защите персональных даннях, должна быть зарегистрирована в составе БПД.

Примечательно, что в отчете о ходе реализации программы вступления Украины в Европейский союз от 25.05.11 г. «Реализация Европейской политики соседства в 2010 году. Отчет о ходе реализации проекта в Украине» сказано, что в сфере сотрудничества между правоохранительными органами и судебной властью в июне в 2010 г. парламент принял Закон № 2297. В сентябре 2010 года Украиной была ратифицирована Конвенция Совета Европы 1981 года о защите лиц относительно автоматической обработки персональных данных, большинство положений которой и перекочевало в Закон № 2297. Честно говоря, пока не совсем ясно, как втягивание практически всех работодателей в процедуру регистрации БПД в том объеме сведений, которые регистрируются, поможет сотрудничеству между правоохранительными органами Украины и стран ЕС.

 

Что может быть БПД

Действующее законодательство в некоторых случаях обязывает субъектов хозяйствования собирать и хранить определенную информацию о физических лицах. Например, гражданин согласно КЗоТ при заключении трудового договора обязан предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, — также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья и другие документы (например, о составе семьи, пенсионное удостоверение и т. п.). Собранная о работнике информация отражается, как правило, в личной карточке работника по форме № П-2. Соответственно субъект хозяйствования, использующий наемный труд, владеет как минимум одной БПД, которая называется «Работники».

Кроме того, БПД в некоторых случаях можно причислить и клиентскую базу, ведь согласно требованиям ГКУ и Закона о бухучете при оформлении договоров и первичных документов (накладных, актов выполненных работ и т. п.) требуются данные об идентификации лица. Надо сказать, что Государственная служба по защите персональных данных (далее — Госслужба) считает, что субъект хозяйствования, работая с клиентами — физическими лицами, является владельцем БПД «Клиенты». Однако мы бы о таком факте говорили с некоторыми оговорками. Под владельцем БПД понимается физическое или юридическое лицо, которому законом или по согласию субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных, которое утверждает цель обработки персональных данных в этой базе данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если иное не определено законом. В свою очередь, под обработкой персональных данных понимается — какое-либо действие или совокупность действий, осуществленных полностью или частично в информационной (автоматизированной) системе и/или в картотеках персональных данных, которые связаны со сбором, регистрацией, накоплением, адаптированием, изменением, восстановлением, использованием, распространением (распространением, в укр. «поширенням (розповсюдженням)» (реализацией, передачей), обезличиванием, уничтожением сведений о физическом лице. Отсюда можно сделать вывод, что просто владение данными, необходимыми для идентификации клиента (например, Ф.И.О. и паспортные данные), без обработки этих данных не подпадает под владение БПД. Да, у субъекта есть подписанные договоры и первичные документы, в которых приведены определенные персональные данные о физических лицах, но если они не систематизированы в какой-либо электронной форме или картотеке, то тогда можно говорить об отсутствии у субъекта БПД «Клиенты». Казалось бы, нежели потом долго и упорно доказывать проверяющим, что у вас нет БПД «Клиенты», легче ее просто зарегистрировать, тем более что процедура эта несложная и бесплатная. Далее мы подробно опишем порядок регистрации БПД, пока же отметим, что регистрировать нужно саму базу (например, БПД «Работники», «Клиенты»), что говорит о том, что все сведения, имеющиеся у работодателя о наемных работниках, находятся под защитой. Вносить в Государственный реестр баз персональных данных (далее — Госреестр БПД) сведения о каждом физическом лице (работнике, клиенте) не нужно. Еще раз повторим — казалось бы. На самом деле есть одно серьезное «но»: физическое лицо должно дать согласие на обработку его персональных данных.

Согласие субъекта персональных данных — какое-либо документированное, в частности, письменное добровольное волеизъявление физического лица относительно предоставления разрешения на обработку его персональных данных согласно сформулированной цели их обработки (ст. 2 Закона № 2297). Получается, что если клиент не дал письменное согласие, то обрабатывать и использовать его персональные данные в ходе ведения хозяйственной деятельности нельзя. При получении персональных данных от физического лица после 1 января 2011 года, т. е. после вступления в силу Закона № 2297, обрабатывать такие данные можно только с согласия (причем письменного) такого физического лица. Что касается данных, полученных до этой даты, то, по мнению Госслужбы, согласие на их использование можно не получать. В частности, в п. 2.5 проекта Типового Порядка обработки персональных данных в БПД (далее — проект Типового Порядка) (размещен на http://www.zpd.gov.ua/indexDovidkaInfo.html) говорится, что согласие на обработку повторно не предоставляется, если владелец БПД продолжает ее использовать согласно правоотношениям на основании свободного волеизъявления физического лица, которые возникли до вступления в силу Закона № 2297.

Четких требований к содержанию и виду документа о согласии физического лица на использование его персональные данные нет. Лучше, если это будет оформлено в виде отдельного документа (расписка, заявление, приложение к договору, дополнительное соглашение и т. п.). В то же время, на наш взгляд, такое согласие может быть закреплено в виде отдельной нормы в типовом договоре с работниками (клиентами). Содержание «согласия» может быть примерно следующее:

«Согласен на использование и обработку моих персональных данных, предоставленных ______________ (наименование субъекта) для _____________ целей (например, для целей оформления и ведения трудовых отношений; для административно-правовых целей; для использования в сфере рекламы и в коммерческих целях и т. п. (см. п. 2.8 проекта Типового Порядка)). Согласен на передачу моих персональных данных третьему лицу исключительно в порядке, установленном Законом Украины «О защите персональных данных» от 01.06.10 г. № 2297-VI

Итак, еще раз скажем, что сюда попадают любые обрабатываемые на законных основаниях или с согласия физических лиц (в том числе и частных предпринимателей) их персональные данные («Работники», «Клиенты», «Учащиеся», «Контрагенты» и др.). Сведения о юридических лицах в БПД не попадают.

 

Как соблюсти требования о БПД

Выше мы уже затронули вопрос получения согласия от физического лица на использование и обработку его персональных данных. Это один из важных моментов, который нужно внедрить владельцу БПД. В противном случае (за использование персональных данных, полученных после 01.01.11 г. без согласия физического лица) на должностных лиц субъекта налагается далеко не символический штраф, о чем мы скажем ниже.

Итак, разобьем порядок действий субъекта как владельца БПД на несколько этапов.

1. Разработка внутреннего документа — Положения (Порядка) обработки персональных данных в БПД. За основу можно взять проект Типового Порядка (http://www.zpd.gov.ua/indexDovidkaInfo.html), а также непосредственно нормы Закона № 2297.

2. Назначение лиц, ответственных за защиту данных в БПД. В число их обязанностей, в частности, следует включить получение (обеспечение получения) от физических лиц разрешений на использование и обработку их данных, а также уведомление физических лиц в случае предоставления сведений о них третьим лицам с соблюдением требований Закона № 2297.

3. Регистрация БПД в Госреестре БПД.

 

Как зарегистрировать БПД

Регистрация БПД осуществляется в соответствии с Законом № 2297, а также Положением № 616. Для регистрации владелец БПД или уполномоченное им лицо должен подать заявление, форма которого утверждена приказом № 1824/5. Выше мы уже говорили, что регистрируется сама БПД (ее название, местонахождение, наименование владельца (при наличии распорядителя), цель обработки данных). Сведения о физических лицах, составляющие такую БПД, в Госреестр не вносятся (соответственно не указываются в регистрационном заявлении).

Заявления заполняются и подаются в бумажной или электронной форме. В случае представления заявлений в бумажной форме заявитель подписывает каждую страницу заявления и скрепляет ее печатью (при наличии). На официальном сайте Госслужбы www.zpd.gov.ua указан адрес данной службы, куда и нужно направлять заявления при их подаче в бумажном виде:

02660 г. Киев, ул. Марины Расковой, 15.

Телефоны: 517-68-00 (канцелярия), (044) 517-89-66 (горячая линия).

В электронной форме заявления подаются в соответствии с требованиями законов Украины «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронных документах и электронном документообороте». Заполненное заявление в электронном виде, подписанное электронной подписью, направляется на электронную почту register@zpd.gov.ua. Кроме того, заявление о регистрации БПД можно подать непосредственно с сайта Госслужбы, зайдя в пункт меню «Рекомендації щодо подання та заповнення заяв про реєстрацію БПД».

Заявления заполняются на государственном языке разборчивыми, печатными буквами. Заявления не должны содержать помарки, зачеркивания и исправления. При заполнении заявлений выбранный заявителем признак отмечается символом «х». Даты в заявлениях заполняются арабскими цифрами в формате — день, месяц, год, например «12.12.2011». Страницы заявлений нумеруются, на каждой странице заявления указывается номер страницы и общее количество страниц. В случае если заявителю необходимо заполнить больше чем один раз разделы, которые содержат информацию о владельце, распорядителях, наименованиях, местонахождениях базы персональных данных и цели обработки персональных данных, заявитель заполняет в заявлении соответствующие разделы необходимое количество раз.

Для заполнения заявления нужно знать, кто относится к владельцам БПД, а кто к распорядителям. Так:

владелец базы персональных данных — физическое или юридическое лицо, которому законом или с согласия субъекта персональных данных предоставлено право на обработку этих данных, которое утверждает цель обработки персональных данных в этой базе данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если другое не определено законом;

распорядитель базы персональных данных — физическое или юридическое лицо, которому владельцем базы персональных данных или законом предоставлено право обрабатывать эти данные.

В отношении БПД «Работники» владельцем и распорядителем, на наш взгляд, является работодатель.

Название БПД и цель обработки заявитель указывает по своему усмотрению. При определении целей обработки можно ориентироваться на таковые, приведенные в проекте Типового Порядка. так, целью может быть обеспечение реализации:

— трудовых отношений;

— административно-правовых (в том числе отношений в сфере государственного управления), налоговых отношений и отношений в сфере бухгалтерского учета и аудита;

— отношений в сфере управления человеческими ресурсами, в частности кадровым потенциалом;

— отношений в сфере экономических, финансовых услуг и страхования;

— отношений в сфере рекламы и сбора персональных данных в коммерческих целях;

— отношений в сфере телекоммуникационных услуг;

— отношений в сфере общественной, политической и религиозной деятельности, отношений в сфере культуры, досуга, спортивной и социальной деятельности;

— отношений в сфере образования;

— отношений в сфере охраны здоровья;

— отношений в сфере безопасности, включая вопросы частных расследований;

— отношений в сфере транспорта;

— отношений в сфере науки, исторических исследований и статистики;

— других отношений, которые требуют обработки персональных данных.

Факт регистрации БПД оформляется выдачей заявителю Свидетельства о государственной регистрации БПД, форма которого утверждена приказом № 1823/5.

 

Ответственность

Теперь поговорим о «кнуте», который должен активно вовлечь субъектов хозяйствования в процесс регистрации БПД. Законом № 3454 были внесены изменения в КоАП и УКУ, которые касаются санкций за нарушения законодательства в сфере защиты персональных данных физических лиц. Санкции налагаются на должностных лиц владельцев (распорядителей) БПД. Составляют протоколы о выявленных правонарушениях должностные лица Госслужбы, а принимают решения о привлечении к ответственности суды.

Закон № 3454 вступает в силу с 1 января 2012 года, а значит, с этой даты начнут действовать приведенные ниже санкции, а они немаленькие:

— за неуведомление или несвоевременное уведомление субъекта персональных данных (в том числе работника) о его правах в связи с включением его персональных данных в базу персональных данных, цели сбора этих данных и лицах, которым эти данные передаются, может быть наложен штраф на должностных лиц, физлиц-предпринимателей — от 300 до 400 ннмдг (от 5100 до 6800 грн.), на физлиц-работодателей, не имеющих статуса предпринимателя, — от 200 до 300 ннмдг (от 3400 до 5100 грн.);

— за неуведомление или несвоевременное уведомление Госслужбы об изменении сведений, которые подаются для государственной регистрации базы персональных данных на должностных лиц предприятия либо на физлицо-предпринимателя может быть наложен штраф от 200 до 400 ннмдг (от 3400 до 6800 грн.), на физлиц-работодателей, не имеющих статуса предпринимателя, — от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.);

— за уклонение от государственной регистрации базы персональных данных предусмотрен штраф на граждан, не имеющих статуса предпринимателя, от 300 до 500 ннмдг (от 5100 до 8500 грн.), на должностных лиц, физлиц-предпринимателей — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Уголовная ответственность будет наступать за незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о лице или незаконное изменение такой информации в виде штрафа от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) либо исправительных работ на срок до двух лет, либо в виде ареста на срок до шести месяцев, либо ограничения свободы на срок до трех лет.

Здесь, правда, стоит обратить внимание на такой немаловажный момент: на сегодняшний день остается открытым вопрос, имеет ли право Госслужба по защите персональных данных проводить проверки в этой сфере. В ст. 22 Закона № 2297 действительно сказано, что контроль за соблюдением законодательства о защите персональных данных в пределах полномочий, предусмотренных законом, осуществляет уполномоченный государственный орган по вопросам защиты персональных данных. А Положением о Госслужбе предусмотрено, что Госслужба осуществляет госнадзор и контроль за соблюдением законодательства о защите персональных данных, разрабатывает и утверждает планы проверок владельцев баз персональных данных, проводит в пределах своих полномочий выездные и невыездные проверки, выдает обязательные для выполнения предписания по устранению нарушений законодательства о защите персональных данных, составляет админпротоколы о выявленных нарушениях законодательства. Однако пока порядка проведения проверок нет не только в законе, но и в подзаконных нормативных актах. А это ставит под сомнение правомерность проведения проверок Госслужбой.

Вот такие вопросы мы хотели рассмотреть сегодня. Надо сказать, это тот случай, когда затраты (в том числе и трудовые) на выполнение требования законодательства несоизмеримо малы по сравнению с наказанием, которое может последовать за его невыполнение. Уверены, что у многих читателей, ознакомившихся с этим материалом, возникнет вопрос, а зачем вообще нужна такая регистрация, если сведения о физических лицах не заносятся в Госреестр? Ответ на поверхности: таким образом государство хочет привлечь внимание и повысить бдительность субъектов относительно того, что они являются владельцами информации о лицах, несанкционированное распространение которой защищается государством. Другой вопрос, насколько эффективна такая защита.

 

Документы статьи

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

Закон № 2297 — Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.10 г. № 2297-VI.

Закон № 2939 — Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.11 г. № 2939-VI.

Закон № 3454 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных» от 02.06.11 г. № 3454-VI.

Положение № 616 — Положение о Государственном реестре баз персональных данных и порядке его ведения, утвержденное постановлением КМУ от 25.05.11 г. № 616.

Приказ № 1823/5 — приказ Минюста «Об утверждении образца свидетельства о государственной регистрации базы персональных данных» от 08.07.11 г. № 1823/5.

Приказ № 1824/5 — приказ Минюста «Об утверждении форм заявлений о регистрации базы персональных данных и о внесении изменений в сведения Государственного реестра баз персональных данных и порядка их предоставления» от 08.07.11 г. № 1824/5.

Положение о ГосслужбеПоложение о Государственной службе Украины по вопросам защиты персональных данных, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.11 г. № 390/2011.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше