Об уплате единого налога с 1 января 2011 года

В избранном В избранное
Печать
Редакция БН
Бухгалтерская неделя Февраль, 2011/№ 9
Письмо от 14.02.2011 г. № 3986/7/19-0117/165, 2634/03-20

43 % ЕДИНОГО НАЛОГА — ТОЛЬКО С 7 ФЕВРАЛЯ?! 

(или как решить проблемы безответственности
 чиновников за счет предпринимателей
— совместный рецепт ГНАУ и ПФУ)

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.02.11 г. № 4019/7/15-0117

«О механизме уплаты единого налога субъектами малого предпринимательства в условиях действия Налогового кодекса Украины»

Совместное письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.02.11 г. № 3986/7/19-0117/165 и Пенсионного фонда Украины от 14.02.11 г. № 2634/03-20

«Об уплате единого налога с 1 января 2011 года»

 

В комментируемых

письмам ГНАУ разъяснила, что только с 7 февраля 2011 года субъекты малого предпринимательства должны перечислять в бюджет 43 % от определенного ими обязательства по уплате единого налога, а до этой даты осуществлялось распределение уплаченных сумм.

ГНАУ отметила, что

подразделом 8 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) продлено действие Указа* до внесения изменений в раздел XIV НКУ в части налогообложения субъектов малого предпринимательства. Особенностью работы единоналожников после вступления в силу НКУ является то, что на соответствующий бюджетный счет они уплачивают единый налог в размере, который согласно нормам Указа подлежит перечислению в бюджет — фактически это 43 % (пп. 2 и 3 Указа). Исключение — уплата юрлицами единого налога за последний отчетный период 2010 года. При этом распределение средств единого налога в соцфонды Госказначейство не осуществляет (эта норма предусмотрена п. 3 подраздела 8 главы ХХ НКУ). А единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование единоналожники уплачивают в общем порядке, предусмотренном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.

* Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

В комментируемых

письмах ГНАУ указала на то, что только (!) с 7 февраля 2011 года Госказначейство открыло новые счета* для зачисления единого налога в размере 43 % от общей начисленной суммы с кодами бюджетной классификации:

— для юрлиц —

18050300;

— для предпринимателей —

18050400.

* Об этом мы писали в ком. «Новые счета для зачисления налогов под новую бюджетную классификацию»// «БН», 2011, № 8, с. 13.

ГНАУ разъяснила, что открытые до 07.02.11 г.

старые счета (с кодами бюджетной классификации 16050100 и 16050200) являлись распределительными. И поэтому любые поступающие на них суммы распределялись в соответствии с требованиями Указа (и, как оказалось, вопреки требованиям НКУ), в том числе и за периоды деятельности с 2011 года:

43 % — в местный бюджет;

57 % — в соцфонды, в том числе: 42 % — в Пенсионный фонд; 4 % — в Фонд соцстрахования от безработицы; 11 % — в Фонд соцстрахования по временной нетрудоспособности.

Таким образом, все уплаченные суммы единого налога, в том числе за январь и февраль 2011 года, поступившие на старые счета, Госказначейство распределило, в том числе зачислило часть суммы (57 % = 42 % + 4 % + 11 %) в соцфонды, уплата в которые с 2011 года согласно законодательству не осуществляется (с 2011 года уплачивается единый взнос).

В этой связи

ГНАУ великодушно рекомендует тем, кто уплачивал только 43 %, во избежание возникновения недоимок по единому налогу самостоятельно доплатить суммы ранее уплаченных и распределенных Госказначейством сумм единого налога до уровня 43 %. Осуществить такую доплату следует на счета с новыми кодами бюджетной классификации: 18050300 (для юрлиц) и 18050400 (для предпринимателей). И только с 7 февраля 2011 года единый налог следует уплачивать уже в сумме 43 % от начисленного обязательства, который в этой же сумме будет зачислен в бюджет без распределения.

Таким образом, те, кто уплатил единый налог за периоды 2011 года на старые распределительные счета, действующие до 7 февраля, имеют недоплату по единому налогу за эти периоды и переплату перед соцфондами. Переплату в соцфонды, на наш взгляд, можно попытаться вернуть. Для этого следует обратиться с соответствующим письменным заявлением в свои отделения Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования от безработицы и в Фонд соцстрахования по временной нетрудоспособности.

Покажем возникновение недоплаты на примерах.

Пример 1

. Предприятие начислило за январь 2011 года единый налог в сумме 1000 грн. 4 февраля 43 % от начисленного обязательства (430 грн.) уплачен на старый счет. Поскольку единый налог уплачен на старый счет, при поступлении суммы Госказначейство распределило ее так:

— 184,9 грн. (430 х 43 %) — в бюджет;

— 245,1 грн. (430 х 57 %) — в соцфонды, в том числе: 180,6 грн. (430 х 42 %) — в Пенсионный фонд; 17,2 грн. (430 х 4 %) — в Фонд соцстрахования от безработицы; 47,3 грн. (430 х 11 %) — в Фонд соцстрахования по временной нетрудоспособности.

Таким образом, у предприятия возникла недоплата по единому налогу в сумме 245,1 грн. (430 - 184,9), которую после 07.02.11 г. необходимо доплатить на новый счет с кодом 18050300. При этом возникшую переплату в соцфонды общей суммой 245,1 грн. предприятию можно попытаться вернуть. К сожалению, возможности зачесть ее в счет уплаты единого взноса на сегодня нет.

Пример 2

. Предприниматель уплатил 15 декабря 2010 года единый налог по ставке 200 грн. на старый счет за январь 2011 года. За февраль 2011 года он не уплачивал единый налог, поскольку считал, что у него есть переплата по единому налогу в связи с уплатой 15.12.10 г. в полном размере единого налога за январь (переплата, по мнению предпринимателя, составила 114 грн. = 200 - 200 х 43 %). Поскольку единый налог был уплачен на старый счет, Госказначейство 15.12.10 г. распределило его так:

— 86 грн. (200 х 43 %) — в бюджет;

— 114 грн. (200 х 57 %) — в соцфонды, в том числе: 84 грн. (200 х 42 %) — в Пенсионный фонд; 8 грн. (200 х 4 %) — в Фонд соцстрахования от безработицы; 22 грн. (200 х 11 %) — в Фонд соцстрахования по временной нетрудоспособности.

Как видим, за январь 2011 года единый налог поступил в полном размере, а вот за февраль 2011 года единый налог предпринимателем фактически не уплачен. Поэтому, по мнению ГНАУ, ему сейчас необходимо доплатить единый налог за февраль 2011 года в сумме 86 грн. на новый счет с кодом 18050400. Кроме того, считаем, что предприниматель может обратиться в соцфонды за возвратом переплаты в сумме 114 грн.

Обратите внимание: если вы решите доплатить единый налог до размера 43 %, то сделать это надо на счета с кодом бюджетной классификации 18050300 и 18050400, с которых не осуществляется распределение.

В то же время

Классификацией доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.01.11 г. № 11, также предусмотрены новые распределительные счета (коды бюджетной классификации: 18050100 — для юрлиц и 18050200 — для предпринимателей). На эти счета надо погашать задолженность по единому налогу, начисленному за периоды до 01.01.11 г., а не по состоянию на 07.02.11 г., как указала ГНАУ в комментируемых письмах. Эти счета являются распределительными, поэтому поступающие на них суммы распределяются согласно нормам пп. 2 и 3 Указа. Как указано в комментируемом совместном письме, возврат сумм ошибочно и/или излишне уплаченного единого налога по состоянию на 07.02.11 г. осуществляется с этих же распределительных счетов в соответствии с Порядком возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденном приказом Госказначейства от 10.12.02 г. № 226.

Нам непонятно, почему из-за промедления или халатности госорганов в выполнении своих функций должны страдать налогоплательщики, ведь в результате добросовестные налогоплательщики теперь превратились в недоимщиков. При этом с 1 января 2011 года (с даты вступления в силу

НКУ) должны были в полной мере заработать его нормы, в том числе в части уплаты лишь части единого налога (43 %) и об отсутствии распределения уплаченных сумм согласно нормам Указа (п. 3 подраздела 8 главы ХХ НКУ). На наш взгляд, в сложившейся ситуации налогоплательщика меньше всего должно волновать, как это будет реализовано на практике, для него главное — своевременно и в полной сумме уплатить налог.

А вместо этого сложилась непонятная ситуация с тем, как отреагируют налоговики на местах на возникшие недоплаты по единому налогу (штрафы, пеня), да и попытки вернуть переплаты по соцвзносам неизвестно еще к чему приведут. Ведь, как указано в комментируемом совместном

письме, Пенсионный фонд каким-то образом намерен зачесть часть суммы (поступившей после распределения) уплаченного единого и фиксированного налогов в декабре 2010 года и в период с 01.01.11 до 07.02.11 г. за будущие периоды 2011 года, в счет уплаты взносов на пенсионное страхование. Считаем такой подход неправильным, поскольку единый налог был уплачен за периоды 2011 года. И поскольку с 2011 года пенсионные взносы не уплачиваются (введен единый взнос), поступившая после распределения сумма в Пенсионный фонд — это не пенсионные взносы, а ошибочно поступившие средства. Поэтому, получив ошибочные суммы, Пенсионный фонд должен их вернуть в порядке, предусмотренном для возврата ошибочно перечисленных сумм. Но, к сожалению, судя по тону комментируемого совместного письма, Пенсионный фонд пока не готов расстаться с этими суммами.

Естественно, во избежание возможных конфликтных ситуаций мы рекомендуем доплатить единый налог до размера 43 %. Однако, еще раз обратим внимание — такой подход к решению сложившийся ситуации неправильный. Поэтому, кто не согласен с действиями налоговиков и готов к судебным разбирательствам, помните — нормы НКУ на вашей стороне. Но, учитывая цену вопроса, желающих отстоять свои законные права в суде вряд ли будет много, чем и пользуются в последнее время налоговики (да и Пенсионный фонд): наполнить бюджет любой ценой, даже откровенно противозаконными приемами.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить