Темы статей
Выбрать темы

О проведении процедуры регистрации лица как плательщика НДС и аннулировании такой регистрации

Редакция БН
Письмо от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417

НДС-РЕГИСТРАЦИЯ:

ГНАУ разъяснила некоторые моменты

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.02.11 г. № 4021/7/16-1417

«О проведении процедуры регистрации лица как плательщика НДС и аннулировании такой регистрации»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

В комментируемом

письме ГНАУ предоставила методические рекомендации о порядке регистрации и перерегистрации плательщиков НДС, а также аннулировании такой регистрации.

Категории лиц,

имеющих право быть плательщиками НДС, определены в ст. 180 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Условия, при которых такие лица могут или обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС, определены в ст. 181 и 182 НКУ. Порядок регистрации установлен Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 978 (далее — Положение № 978).

1. Обязательная регистрация.

В соответствии с п. 181.1 НКУ лицо (в том числе и вновь созданное), кроме лиц, являющихся плательщиками единого налога, обязано зарегистрироваться плательщиком НДС после момента фактического осуществления операций по поставке товаров/услуг, сумма которых в совокупности превышает 300 тыс. грн. за 12 календарных месяцев. При этом заключение соглашений (договоров) в сумме, превышающей 300 тыс. грн., не является основанием для регистрации лица в качестве плательщика НДС.

Несмотря на то что в

ст. 180 НКУ речь идет о лицах, имеющих право быть плательщиками НДС, ГНАУ настаивает, что лица, указанные в п.п. 6 п. 180.1 НКУ*, подпадают под обязательную регистрацию независимо от того, достигают ли они общей суммы операций по поставке товаров/услуг 300 тыс. грн., а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо.

* В этом подпункте речь идет о лицах, осуществляющих операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства.

Следовательно, неопределенность с порядком регистрации таких лиц в качестве плательщиков НДС, присутствующую в

НКУ и Положении № 978 (о ней мы упоминали в статье «НДС-регистрация по новым правилам» // «БН», 2011, № 6, с. 15), ГНАУ разрешила в пользу обязательной регистрации.

Кроме того, как мы предполагали в упомянутой выше

статье, ГНАУ настаивает, что обязательной регистрации подлежит лицо, переходящее на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, определенным п. 181.1 НКУ (объем операций превысил 300 тыс. грн.). Если же объем поставки не превысил сумму 300 тыс. грн., то для добровольной регистрации таких лиц плательщиками НДС необходимо исчислять объем налогооблагаемых операций начиная с периода перехода на общую систему налогообложения в соответствии с п. 18 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Мы с таким выборочным подходом к применению норм

НКУ согласиться не можем. По сути, регистрация плательщиком НДС лиц, переходящих с упрощенной системы на общую систему налогообложения в соответствии с п. 183.4 НКУ , является добровольной, ведь нормы п. 181.1 НКУ на единоналожников не распространяются, об этом указано в этом же пункте (подробнее см. в упомянутой выше статье).

Однако следует отметить еще один существенный момент. В комментируемом

письме ГНАУ не упоминает о специальных сроках подачи регистрационного заявления плательщиками единого налога, превысившими предельный размер выручки единоналожников (1 млн грн. для юридических лиц и 500 тыс. грн. для физических лиц), установленный в п. 6.2 Положения № 978.

Надеемся, что налоговики на местах тоже не будут настаивать на соблюдении таких, мягко говоря, не предусмотренных

НКУ сроков, и не будут пытаться применить штрафные санкции за их нарушение.

2. Добровольная регистрация

. Начиная с 01.01.11 г. лицо, объем поставки товаров/услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться как плательщик НДС по добровольному решению, если одновременно выполняются два условия:

— оно зарегистрировано в качестве субъекта хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;

— за последние 12 календарных месяцев объем поставки товаров/услуг другим плательщикам НДС в совокупности составляет 50 и более процентов общего объема поставки. Исчисление соответствующих объемов осуществляется за предыдущие 12 календарных месяцев (учитывать периоды 2010 года не запрещается).

Несколько настораживает требование о том, что орган ГНС должен обратиться к лицу, регистрирующемуся добровольно, с предложением предоставить расшифровку объемов поставки, в том числе поставки плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев), с целью

определения обоснованности регистрации лица в качестве плательщика НДС.

Аналогичное обращение ГНАУ рекомендует также для подтверждения сведений, указанных в Регистрационном заявлении, причем с требованием предоставить копии необходимых документов в соответствии с

п.п. 20.1.6 и п. 73.3 НКУ.

Похоже, что непредоставление такой информации будет расцениваться как основание для отказа в добровольной регистрации плательщика НДС, хотя соответствующих норм ни в

НКУ, ни в Положении № 978 не предусмотрено.

Следует отметить, что в соответствии с

п. 73.3 НКУ информацию, определенную в запросах органа ГНС, плательщик обязан предоставить в течение 1 месяца со дня, следующего за днем поступления запроса, а в соответствии с п. 183.9 НКУ в общем случае орган ГНС должен предоставить Свидетельство плательщика НДС в течение 10 рабочих дней с даты поступления регистрационного заявления. Следовательно, налоговый орган должен: или принять решение о регистрации плательщика НДС без такой информации, или нарушить срок выдачи Свидетельства.

3. Регистрация спецрежимных плательщиков

. Сославшись на общий порядок рассмотрения регистрационного заявления плательщика НДС, установленный в п. 183.8 НКУ, ГНАУ выдвигает, на наш взгляд, дополнительные условия для регистрации сельскохозяйственных предприятий в качестве субъектов специального режима налогообложения, предусмотренного ст. 209 НКУ.

Так, ГНАУ считает, что сельскохозяйственное предприятие, которое не зарегистрировано плательщиком НДС, может быть зарегистрировано субъектом специального режима налогообложения

при соблюдении требований ст. 181 или ст. 182 НКУ. То есть вновь созданное сельскохозяйственное предприятие должно или достичь объема налогооблагаемых операций 300 тыс. грн., или отработать 12 календарных месяцев, причем объемы поставки плательщикам НДС должны составлять не менее 50 %.

Заметим, что таких требований ни в

НКУ, ни в Положении № 978 нет. Зато перечень лиц, которые могут избрать специальный режим налогообложения, определен в п. 209.1 НКУ без каких-либо ссылок на общие нормы ст. 180 — 182 НКУ. Кроме того, в п. 209.6 НКУ установлен порядок определения удельного веса сельскохозяйственных товаров для вновь созданных сельхозпредприятий, зарегистрированных в качестве субъектов хозяйствования менее 12 месяцев. А в п.п. 4.1 Положения № 978 вообще речь идет о вновь созданном сельскохозяйственном предприятии — субъекте специального режима налогообложения.

Однако учитывая указанную выше позицию ГНАУ, вновь созданные сельхозпредприятия, скорее всего, не смогут сразу избрать специальный режим налогообложения.

4. Аннулирование регистрации

. Относительно аннулирования регистрации лица плательщиком НДС на основании п.п. «и» п. 184.1 НКУ* ГНАУ заметила, что такое лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование регистрации. При этом плательщиком НДС такое лицо может быть зарегистрировано менее 12 календарных месяцев. Так, если в июле 2011 года рассматривается вопрос об аннулировании НДС-регистрации лица, зарегистрированного плательщиком НДС в январе 2011 года, то исчисление соответствующих объемов поставки производится с июля 2010 года по июнь 2011 года.

* Этот подпункт предусматривает аннулирование НДС-регистрации в случае, если объем поставки товаров/услуг плательщиками налога, зарегистрированными добровольно, другим плательщикам налога за последние 12 календарных месяцев в совокупности составляет менее 50 процентов общего объема поставки.

5. Упрощенная система и НДС

. Юридические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 %, обязаны уплачивать НДС. Это предусмотрено ст. 3 и 6 Указа № 746**.

** Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

В комментируемом

письме ГНАУ настаивает, что сам факт выбора ставки единого налога 6 % не является основанием для регистрации плательщиком НДС. То есть такая регистрация происходит на общих основаниях. Следовательно, лицо, которое не соответствует требованиям, определенным в ст. 180, пп. 181.1, 182.1 и 183.7 НКУ, не может быть зарегистрировано в качестве плательщика НДС и соответственно не может быть переведено на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 %.

Кроме того, если у лица, являющегося плательщиком единого налога по ставке 6 %, существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС согласно

ст. 184 НКУ, то происходит аннулирование такой регистрации, а лицо обязано перейти на общую систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 10 %.

Мы с таким подходом ГНАУ не можем согласиться. В данном случае налоговики, отдавая преимущество положениям

раздела V НКУ перед положениями Указа № 746, таким образом ограничивают право плательщиков избрать упрощенную систему с уплатой единого налога по ставке 6 %, хотя такое право (без указанных ограничений) предусмотрено в Указе № 746.

На наш взгляд, если исходить из принципа презумпции правомерности решений плательщика налога***, предусмотренного в

п.п. 4.1.4 и п. 56.21 НКУ, плательщик может применять ставку единого налога 6 %, хотя и не соответствует требованиям ст. 181 и 182 НКУ.

*** Суть его заключается в том, что в случае, если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку

прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.

Кстати, в форме Регистрационного заявления (ф. № 1-ПДВ) среди причин регистрации плательщиком НДС (раздел 16) указана такая:

«юридическое лицо переходит на упрощенную систему налогообложения и избрало ставку единого налога 6 процентов» со ссылкой на ст. 3 и 6 Указа № 746.

 

 

Государственная налоговая администрация Украины

О проведении процедуры регистрации лица плательщиком НДС и аннулировании такой регистрации

Письмо от 14 февраля 2011 года № 4021/7/16-1417

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи со вступлением в силу с 01.01.11 г.

Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и во исполнение решения Общественной коллегии, а также ввиду многочисленных обращений, поступающих от региональных ГНА по вопросам проведения процедуры регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость и аннулирования такой регистрации, предоставляет методические рекомендации для учета при проведении таких процедур, а также подготовки налоговых консультаций плательщикам налогов.

Регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость и аннулирование такой регистрации регулируются

статьями 180 — 184 раздела V Кодекса. Процедура регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость и аннулирование такой регистрации происходят в порядке, установленном Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22 декабря 2010 года № 978 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29 декабря 2010 года под № 1400/18695 (далее — Положение).

 

Регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость

Категории лиц, которые для целей обложения налогом на добавленную стоимость имеют право быть плательщиками налога на добавленную стоимость, определены в

статье 180 раздела V Кодекса.

Статьи 181 и 182 раздела V Кодекса

определяют условия, при которых такие лица могут или обязаны зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость.

Регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.

 

Обязательная регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость

В соответствии с

пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса и пунктом 3 раздела III Положения под обязательную регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Кодекса, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета налога на добавленную стоимость).

То есть лицо (в том числе и вновь созданное), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога, обязано зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость после момента фактического осуществления операций по поставке товаров/услуг, сумма которых в совокупности превышает 300 тыс. гривень. При этом заключение гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров/услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн., либо наличие намерения у лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен объем, определенный

пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, не является основанием для регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость согласно требованиям указанного пункта Кодекса.

В то же время согласно требованиям

подпункта 6 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса, под обязательную регистрацию плательщиком налога на добавленную стоимость подпадают лица, проводящие операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в статье 172 Таможенного кодекса Украины). При этом регистрация таких лиц плательщиками налога на добавленную стоимость осуществляется независимо от того, достигают ли они общей суммы операций по поставке товаров/услуг, определенной пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса, а также независимо от того, какой режим налогообложения используют такие лица согласно законодательству.

Статьей 183 раздела V Кодекса

и подпунктом «а» пункта 7 раздела III Положения определено, что для регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость в обязательном порядке такое лицо не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в статье 181 раздела V Кодекса, должно подать в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление плательщиком налога на добавленную стоимость (далее — Заявление).

Кроме того, согласно

пункту 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса обязательной регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость подлежит лицо, переходящее на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса. Датой перехода указанного лица на общую систему налогообложения является дата его регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость.

Если у такого лица на момент перехода с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения объем поставки товаров/услуг не превышает сумму, определенную в

пункте 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса для обязательной регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость, то в дальнейшем при определении объема налогооблагаемых операций следует руководствоваться пунктом 18 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса, а именно исчислять объем налогооблагаемых операций начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

Добровольная регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость

Согласно

пункту 182.1 статьи 182 раздела V Кодекса и пункту 4 раздела III Положения добровольно зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость может только лицо, которое осуществляет налогооблагаемые операции и в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса не является плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше установленных статьей 181 раздела V Кодекса суммы (300 тыс. грн.) и объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев в совокупности составляют не менее 50 процентов общего объема поставки.

То есть, начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставки товаров/услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться плательщиком налога на добавленную стоимость по добровольному решению, если оно одновременно:

— зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;

— за последние 12 календарных месяцев объем поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость в совокупности составляет 50 и более процентов общего объема поставки.

При этом, если, например, лицо подало Заявление в январе 2011 года, то исчисление соответствующих объемов поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость осуществляется за предыдущие 12 календарных месяцев, т. е. с января 2010 года по декабрь 2010 года.

В соответствии с

пунктом 183.5 статьи 183 раздела V Кодекса лица, указанные в пунктах 183.3 и 183.4 статьи 183 раздела V Кодекса, могут указать в Заявлении желаемый (запланированный) день регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость. При добровольной регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость такой день соответствует дате начала налогового периода (календарного месяца).

Регистрация лица плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется по Заявлению такого лица, которое должно быть подано в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком налога на добавленную стоимость и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных.

Если Заявление подано позднее срока, определенного

пунктом 183.3 статьи 183 раздела V Кодекса (20 календарных дней), до начала следующего налогового периода, то в Заявлении должно быть определено, с какого именно налогового периода такое лицо желает зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и будет иметь право на выписку налоговых накладных.

В случае регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость по добровольному решению орган государственной налоговой службы обращается к такому лицу с предложением предоставить расшифровку объемов поставки, в том числе поставок плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев), с целью определения обоснованности регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления последующего мониторинга наступления оснований для аннулирования такой регистрации.

Следует заметить, что лица, определенные в

подпунктах 3, 4, 5, 7 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса, а именно лица, ввозящие товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, лица, которые ведут учет результатов деятельности по договорам о совместной деятельности без создания юридического лица, лица — управляющие имуществом, лица, уполномоченные вносить налог с объектов налогообложения, возникающих в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, могут быть зарегистрированы плательщиками налога на добавленную стоимость как в обязательном порядке (при соблюдении требований статьи 181 раздела V Кодекса), так и по их добровольному решению (при соблюдении требований статьи 182 раздела V Кодекса).

Регистрация сельскохозяйственных предприятий, которые не зарегистрированы в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость и подали в орган государственной налоговой службы заявление о регистрации их в качестве субъектов специального режима обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с

пунктом 209.10 статьи 209 раздела V Кодекса, осуществляется с соблюдением правил и в сроки, определенные статьей 183 раздела V Кодекса для регистрации лиц плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с

пунктом 183.8 статьи 183 раздела V Кодекса орган государственной налоговой службы отказывает в регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, если по результатам рассмотрения Заявления и/или поданных документов установлено, что лицо не осуществляет поставку товаров/услуг либо не соответствует требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса.

Поэтому сельскохозяйственное предприятие, не зарегистрированное плательщиком налога на добавленную стоимость, может быть зарегистрировано субъектом специального режима налогообложения при соблюдении требований

статьи 181 или статьи 182 раздела V Кодекса.

 

Требования к Заявлению и его рассмотрение

Обращаем внимание, что если последний день срока подачи Заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.

Данные Заявления должны быть достоверными и соответствовать сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР). Если в Заявлении не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные (кроме раздела 15 такого Заявления), оно не скреплено печатью заявителя, не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) либо лицом, имеющим документально подтвержденные полномочия по подписи Заявления от лица, которое регистрируется плательщиком налога на добавленную стоимость, то в соответствии с

пунктом 10 раздела III Положения в течение 10 рабочих дней со дня получения Заявления налоговый орган обращается к лицу с письменным предложением подать новое Заявление (с указанием оснований неприема предыдущего).

При этом в соответствии с

пунктом 11 раздела III Положения налоговый орган отказывает в регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, если по результатам рассмотрения Заявления и/или поданных документов установлено, что лицо не осуществляет поставку товаров/услуг или не соответствует требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса (пункт 5 раздела I, пункты 3, 4, подпункт 5.1 пункта 5 раздела III Положения), или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса (пункт 1 раздела V Положения).

С целью подтверждения достоверности сведений, указанных лицом в Заявлении, налоговый орган согласно

пункту 9 раздела III Положения может обратиться к государственному регистратору за получением извлечения из ЕГР для подтверждения регистрационных данных. В то же время для подтверждения других сведений, указанных в Заявлении, в том числе сведений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности лица, налоговый орган может обратиться к такому лицу с письменным запросом о предоставлении соответствующей информации и копий необходимых документов в соответствии с подпунктом 20.1.6 пункта 20.1 статьи 20 раздела I Кодекса, а также пунктом 73.3 статьи 73 раздела II Кодекса. Орган государственной налоговой службы при рассмотрении Заявления и принятии решения о регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с целью подтверждения сведений, приведенных в Заявлении, также обращает внимание на показатели налоговой отчетности и расчетов по другим налогам, подававшихся таким лицом.

Одновременно с этим отмечаем, что в связи с принятием

постановления Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1236 утратило силу постановление Кабинета Министров Украины от 9 июня 1997 года № 540, которым, в частности, предусматривалась плата за свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость, а поэтому с 01.01.11 г. при проведении процедур регистрации и перерегистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость такая плата не взыскивается.

 

Перерегистрация лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость

В случае возникновения изменений в данных плательщика налога на добавленную стоимость либо изменения местонахождения (местожительства) производится перерегистрация лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в порядке, определенном

разделом IV Положения, и свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость подлежит замене.

При перерегистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость дата регистрации его в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного Заявления с отметкой «Перерегистрация» (далее — Заявление о перерегистрации).

В соответствии с

пунктом 2 раздела IV Положения по желанию и согласно Заявлению о перерегистрации плательщика налога на добавленную стоимость датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость может быть установлен день до окончания срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации. При этом дата регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость является дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.

В связи с этим в зависимости от того, указана ли плательщиком налога на добавленную стоимость желаемая дата, будет определена дата аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и дата начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

Если в Заявлении о перерегистрации желаемая дата не указана, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет последний день срока в 10 рабочих дней.

Если желаемая дата перерегистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, указанная в Заявлении о перерегистрации, соответствует дню до окончания срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации и на момент обработки на центральном уровне такая дата еще не наступила, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет желаемая дата регистрации.

Датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость будет дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость, если желаемая дата перерегистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, указанная в Заявлении о перерегистрации, наступила на момент обработки Заявления о перерегистрации на центральном уровне или если плательщиком налога на добавленную стоимость в разделе 18 Заявления о перерегистрации вместо даты будет указано «в течение 10 рабочих дней» (в этом случае орган государственной налоговой службы должен внести в реестр плательщиков налога на добавленную стоимость в поле «желаемая дата» дату получения Заявления о перерегистрации).

 

Аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость

Аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость осуществляется при наличии оснований, предусмотренных

статьей 184 раздела V Кодекса, и в порядке, определенном разделом V Положения. Аннулирование регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость может осуществляться непосредственно по заявлению плательщика налога на добавленную стоимость на основаниях, определенных в подпунктах «а» — «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, и по инициативе соответствующего налогового органа на основаниях, определенных в подпунктах «б» — «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса.

Решение об аннулировании регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе налогового органа принимается при наличии соответствующих подтверждающих документов, указанных в

подпункте 5.2 пункта 5 раздела V Положения.

Для аннулирования регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость по основаниям, определенным

подпунктами «а», «г» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, необходимо, чтобы с момента такой регистрации прошло как минимум 12 календарных месяцев.

В отношении аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость на основании, определенном

подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, следует отметить, что такое лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

Так, например, если аннулирование регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с

подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, зарегистрированным в январе 2011 года, происходят в июле 2011 года, то исчисление соответствующих объемов поставки товаров/услуг такого плательщика налога на добавленную стоимость для целей аннулирования регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость должно осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, т. е. с июля 2010 года по июнь 2011 года.

Необходимо также отметить, что в соответствии с

пунктом 184.7 статьи 184 раздела V Кодекса плательщик налога по результатам последнего отчетного периода обязан признать условную поставку товаров и необоротных активов, которые остаются на учете и при приобретении которых суммы налога на добавленную стоимость были включены в налоговый кредит, и начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены соответствующих товаров или необоротных активов.

При этом в случае аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по решению плательщика условная продажа определяется плательщиком в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по результатам последнего отчетного периода на дату подачи заявления об аннулировании его регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

В случае аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе налогового органа условная поставка товаров и необоротных активов отражается в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по результатам последнего отчетного периода (с первого дня такого последнего отчетного периода по день аннулирования регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость включительно).

Указанные нормы по начислению условной поставки не касаются только случаев реорганизации плательщика налога на добавленную стоимость путем присоединения, слияния, преобразования, деления и выделения в соответствии с законом.

Также обращаем внимание на то, что за лицом, которому была аннулирована регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе органа государственной налоговой службы, остается обязанность по возврату органу государственной налоговой службы свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость и всех заверенных его копий вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о таком аннулировании (

подпункт 5.5 пункта 5 раздела V Положения).

Пунктом 337.3 статьи 337 раздела ХVIII Кодекса

предусмотрены особенности аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость — инвестора. Так, в соответствии с указанной нормой, если инвестор (его постоянное представительство), являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, подает в налоговый орган декларацию (налоговый расчет) по налогу на добавленную стоимость, которая (который) свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок/приобретения в течение двенадцати последовательных налоговых месяцев, аннулирование регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость не происходит.

При этом в соответствии с

подпунктом 14.1.83 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Кодекса под термином «инвестор» в данном случае понимается юридическое или физическое лицо, которое имеет соответствующие материально-технологические и экономические возможности либо соответствующую квалификацию для пользования недрами, что подтверждено документами, выданными согласно законам (процедурам) страны инвестора, и осуществляет поиск, разведка и добыча углеводородного сырья в соответствии с соглашением о разделе продукции.

 

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с

подпунктом 1 пункта 1 подраздела 8 раздела XX Кодекса плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого юридическими лицами, избравшими ставку налогообложения 6 процентов.

То есть юридические лица, которые избрали упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. В соответствии

с пунктом 6 раздела III Положения в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость юридическое лицо регистрируется плательщиком налога на добавленную стоимость в порядке, определенном Кодексом и Положением.

Обращаем внимание, что в соответствии с

пунктом 183.8 статьи 183 раздела V Кодекса орган государственной налоговой службы отказывает в регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, если по результатам рассмотрения Заявления и/или поданных документов установлено, что лицо не осуществляет поставку товаров/услуг или не соответствует требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно статье 184 раздела V Кодекса.

Следовательно, если лицо, подавшее заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, не соответствует требованиям, определенным

статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V Кодекса, то такое лицо не может быть зарегистрировано плательщиком налога на добавленную стоимость и соответственно не может быть переведено на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.

Также следует отметить, что если у лица, которое является плательщиком налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость согласно

статье 184 раздела V Кодекса, то регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость такого лица подлежит аннулированию в установленном порядке. Кроме того, такое лицо обязано перейти на общую систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 10 процентов.

Сообщая изложенное, Государственная налоговая администрация Украины обязывает довести указанные методические рекомендации до сведения подчиненных органов государственной налоговой службы и плательщиков налогов и обеспечить их учет при проведении процедуры регистрации лица в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и аннулирования такой регистрации, а также при предоставлении налоговых консультаций плательщикам налогов.

 

Заместитель председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель председателя ГНА Украины А. Любченко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше