Об утверждении Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

В избранном В избранное
Печать
Редакция БН
Бухгалтерская неделя Январь, 2011/№ 1
Постановление от 27.09.2010 г. № 21-5

Об утверждении Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Постановление от 27 сентября 2010 года № 21-5

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 27 октября 2010 г. под № 994/18289

 

В соответствии со статьями 8, 12, 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и пунктом 12 Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 24.10.2007 № 1261, правление Пенсионного фонда Украины постановляет:

1.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

<….>

4.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

 

Председатель правления Б. ЗАЙЧУК

 

 

Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

 

I. Общие положения

1.1.

Настоящая Инструкция определяет процедуру начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) страхователями, определенными Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон), начисления и уплаты финансовых санкций органами Пенсионного фонда Украины, взыскания задолженности по уплате страховых средств.

1.2. В настоящей

Инструкции термины употребляются в значении, определенном Законом.

 

II. Плательщики единого взноса

2.1.

Плательщиками единого взноса являются:

2.1.1. Работодатели:

предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, либо по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющих отдельный баланс и самостоятельно ведущих расчеты с застрахованными лицами;

физические лица — предприниматели, в частности использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством о труде, либо по гражданско-правовому договору (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей);

физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);

дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные согласно законодательству Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами;

дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины.

2.1.2. Предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, воинские части и органы, выплачивающие денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, помощь или компенсацию согласно законодательству, — для лиц, указанных в

подпунктах 2.1.10 — 2.1.15 этого пункта Инструкции.

2.1.3. Физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и члены семей этих лиц, принимающие участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

К членам семей физических лиц — предпринимателей, принимающим участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, относятся жена (муж), родители, дети и другие иждивенцы, достигшие 15-летнего возраста, не состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с таким физическим лицом — предпринимателем, но совместно с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получающие от этого часть дохода.

2.1.4. Лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, — занимающиеся независимой профессиональной деятельностью, а именно научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской, а также медицинской, юридической практикой, в том числе адвокатской, нотариальной деятельностью, либо лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получающие доход непосредственно от этой деятельности, при условии, что такие лица не являются наемными работниками или предпринимателями.

2.1.5. Работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие:

на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в

абзаце втором подпункта 2.1.1 пункта 2.1 настоящего раздела;

у физических лиц — предпринимателей на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;

у физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и у других физических лиц на условиях трудового договора (контракта).

2.1.6. Физические лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц, указанных в

абзаце втором подпункта 2.1.1 этого пункта, либо у физических лиц — предпринимателей или лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, по гражданско-правовым договорам (кроме физических лиц — предпринимателей, если выполняемые ими работы (предоставленные услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации их как предпринимателей).

2.1.7. Граждане Украины, работающие в расположенных за пределами Украины дипломатических представительствах и консульских учреждениях Украины, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях предприятий, учреждений и организаций (в частности, международных), созданных согласно законодательству Украины (если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины).

Граждане Украины и лица без гражданства, работающие в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях иностранных предприятий, учреждений и организаций (в частности, международных), расположенных на территории Украины.

2.1.8. Лица, работающие на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получающие заработную плату (вознаграждение) за работу на такой должности.

2.1.9. Работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной согласно законодательству на постоянной основе.

2.1.10. Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и начальствующего состава.

2.1.11. Родители — воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение согласно законодательству.

2.1.12. Лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности.

2.1.13. Лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, других созданных согласно закону воинских формированиях, Службе безопасности Украины, органах Министерства внутренних дел Украины и службу в органах и подразделениях гражданской защиты.

2.1.14. Лица, которые согласно закону получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

2.1.15. Один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, фактически осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают пособие либо компенсацию согласно законодательству.

2.2.

Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах 2.1.3 — 2.1.15 этого пункта, являются застрахованными лицами.

2.3.

Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 этого пункта, являются страхователями для плательщиков, указанных в подпунктах 2.1.5 — 2.1.15 этого пункта.

2.4.

Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах 2.1.3 и 2.1.4 этого пункта, являются страхователями.

 

III. База начисления и размеры единого взноса

3.1.

Единый взнос устанавливается согласно Закону для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, в следующих размерах:

3.1.1. В процентах от суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно

Закону Украины «Об оплате труда», в соответствии с классами профессионального риска производства, к которым отнесены плательщики единого взноса с учетом видов их экономической деятельности (кроме плательщиков, указанных в подпунктах 3.1.2, 3.1.3 пункта 3.1 и пунктах 3.11 — 3.13 настоящего раздела):

 

Класс профессионального риска производства

Размер единого взноса

1

36,76

2

36,77

3

36,78

4

36,79

5

36,8

6

36,82

7

36,83

8

36,85

9

36,86

10

36,88

11

36,9

12

36,92

13

36,93

14

36,95

15

37

16

37,04

17

37,06

18

37,13

19

37,16

20

37,17

21

37,18

22

37,19

23

37,26

24

37,3

25

37,33

26

37,39

27

37,45

28

37,51

29

37,58

30

37,6

31

37,61

32

37,65

33

37,66

34

37,77

35

37,78

36

37,86

37

37,87

38

37,96

39

37,97

40

37,99

41

38

42

38,03

43

38,05

44

38,1

45

38,11

46

38,19

47

38,24

48

38,26

49

38,28

50

38,45

51

38,47

52

38,52

53

38,54

54

38,57

55

38,66

56

38,74

57

39,01

58

39,02

59

39,1

60

39,48

61

39,76

62

39,9

63

40,19

64

40,4

65

42,61

66

42,72

67

49,7

 

3.1.2. Являющиеся бюджетными учреждениями, —

36,3 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно Закону Украины «Об оплате труда».

3.1.3. Использующие труд наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, —

45,96 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» лицам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, летчикам-наблюдателям) и бортоператорам, выполняющим специальные работы в полетах.

3.1.4. Использующие труд физических лиц по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя), —

34,7 процента суммы вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

3.2.

Для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается согласно Закону в следующих размерах:

3.2.1. Воинских частей и органов, выплачивающих денежное обеспечение лицам, указанным в

подпункте 2.1.10 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — 34,7 процента суммы денежного обеспечения.

3.2.2. Выплачивающим денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, помощь или компенсацию согласно законодательству лицам, указанным в

подпунктах 2.1.11 — 2.1.15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — 33,2 процента суммы денежного обеспечения, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, помощи или компенсации согласно законодательству.

3.3. Для плательщиков, указанных в

подпунктах 2.1.3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 34,7 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи физических лиц — предпринимателей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль).

При желании лиц, указанных в

абзаце первом этого пункта, принимать участие на добровольных началах:

в общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, —

36,6 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи физических лиц — предпринимателей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;

в общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания —

36,21 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи физических лиц — предпринимателей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;

по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионным, на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности) — в размере

38,11 процента суммы дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи физических лиц — предпринимателей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

В случаях, указанных в

третьем — пятом абзацах этого пункта, сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль).

3.4.

Для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.3 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, избравших упрощенную систему налогообложения, — 34,7 процента суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно для себя и членов семьи, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо, определяемого расчетным путем как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход).

При желании лиц, указанных в

абзаце первом этого пункта, принимать участие на добровольных началах:

в общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, —

36,6 процента суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно для себя и членов семьи, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве —

36,21 процента суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно для себя и членов семьи, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионному, на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве) — в размере

38,11 процента суммы, которая определяется такими плательщиками самостоятельно для себя и членов семьи, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом.

В случаях, указанных в

третьем — пятом абзацах этого пункта, сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц.

3.5.

Для плательщиков, указанных в подпунктах 2.1.5, 2.1.7 — 2.1.9 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции (кроме лиц, работающих в должностях, работа на которых засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии согласно законам Украины «О государственной службе», «О прокуратуре», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», Таможенному кодексу Украины, Положению о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденному постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года № 379/95-ВР, а также летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах), единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 3,6 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда».

3.6.

Для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.5 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, работающих на предприятиях УТОГ, УТОС, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 2,85 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда».

3.7.

Для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.6 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 2,6 процента суммы вознаграждения за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

3.8.

Для плательщиков, указанных в подпунктах 2.1.5, 2.1.7 — 2.1.9 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, работающих в должностях, работа на которых засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии согласно законам Украины «О государственной службе», «О прокуратуре», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О Национальном банке Украины», «О службе в органах местного самоуправления», Таможенному кодексу Украины, Положению о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденному постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года 379/95-ВР, а также для летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 6,1 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда».

3.9.

Для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.10 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 2,6 процента денежного обеспечения.

3.10.

Для плательщиков, указанных в подпункте 2.1.12 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 2 процентов суммы пособия по временной нетрудоспособности.

3.11.

Для предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 8,41 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда» для работающих инвалидов.

3.12.

Для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 5,3 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда».

3.13.

Для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 процентов общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 процентов суммы расходов на оплату труда, единый взнос устанавливается согласно Закону в размере 5,5 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Об оплате труда» для работающих инвалидов.

Подтверждением установления работнику инвалидности является заверенная копия справки из акта осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности. Заверение копии справки осуществляется непосредственно предприятием, учреждением или организацией, указанными в

пунктах 3.11 — 3.13 настоящей Инструкции.

3.14.

Плательщики, указанные в подпунктах 2.1.11, 2.1.13 — 2.1.15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, освобождаются от уплаты единого взноса из сумм полученных ими денежного обеспечения, пособия или компенсации.

3.15.

Начисление единого взноса осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса, равной пятнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом, на которую начисляется единый взнос.

 

IV. Начисление, исчисление и уплата единого взноса

4.1. Начисление единого взноса

4.1.1. Единый взнос начисляется на суммы, которые определены базой для начисления единого взноса, не уменьшенные на сумму отчислений налогов, других обязательных платежей, согласно закону уплачиваемых из указанных сумм, и на суммы удержаний, осуществляемых согласно закону или по договорам займа, приобретения товаров и выплат либо на другие цели по поручению получателя.

4.1.2. Единый взнос начисляется на суммы, которые определены базой для начисления единого взноса, независимо от источников их финансирования, формы, порядка, места выплаты и использования, а также от того, выплачены ли такие суммы фактически после их начисления к уплате.

4.1.3. Единый взнос исчисляется исключительно в национальной валюте, в том числе с выплат (дохода), осуществляемых в натуральной форме.

Исчисление единого взноса из сумм, выраженных в иностранной валюте, осуществляется путем пересчета указанных сумм в национальную валюту Украины по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на день исчисления единого взноса.

4.1.4. Исчисление единого взноса за прошлые периоды осуществляется исходя из его размера, действовавшего на день начисления (исчисления, определения) заработной платы (дохода), на которую начисляется единый взнос.

4.2. Уплата единого взноса

4.2.1. Уплата единого взноса осуществляется плательщиками исключительно в национальной валюте путем внесения соответствующих сумм единого взноса на счета органов Пенсионного фонда, открытые в органах Государственного казначейства Украины для его зачисления.

4.2.2. Единый взнос уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных средств с его банковского счета.

Плательщики, указанные в

подпунктах 2.1.3 и 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, не имеющие банковского счета, уплачивают единый взнос путем наличных расчетов через банки либо отделения связи.

4.2.3.

Днем уплаты единого взноса считается:

в случае перечисления сумм единого взноса со счета плательщика на соответствующие счета Пенсионного фонда — день списания банком или Государственным казначейством Украины суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на счет Пенсионного фонда;

в случае уплаты единого взноса наличными — день принятия к исполнению банком или другим учреждением — членом платежной системы документа на перевод наличных вместе с суммой средств в наличной форме.

4.2.4. Единый взнос подлежит уплате независимо от финансового положения плательщика.

4.3.

Исчисление и сроки уплаты единого взноса плательщиками, указанными в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 (кроме являющихся страхователями для плательщиков, указанных в подпунктах 2.1.11, 2.1.13 — 2.1.15 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции) пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции:

4.3.1. Исчисление единого взноса указанной категорией плательщиков осуществляется ежемесячно на основании бухгалтерских и других документов, согласно которым осуществляется начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые начисляется единый взнос.

4.3.2. При определении максимальной величины базы начисления единого взноса выплаты учитываются в следующей очередности:

сумма начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно

Закону Украины «Об оплате труда»;

сумма вознаграждения по гражданско-правовым договорам;

сумма пособия по временной нетрудоспособности.

При этом размер единого взноса применяется отдельно для каждого вида выплат соответствующей категории плательщиков.

Применение максимальной величины при начислении единого взноса на суммы пособия по временной нетрудоспособности, оплаты ежегодного отпуска, период которых больше одного месяца, осуществляется отдельно за каждый месяц.

4.3.3. Если начисление заработной платы осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они включаются в заработную плату того месяца, в котором были осуществлены начисления.

4.3.4. Для лиц, работающих в сельском хозяйстве, занятых на сезонных работах, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам, творческих работников (архитекторов, художников, артистов, музыкантов, композиторов, критиков, искусствоведов, писателей, кинематографистов), и других лиц, получающих заработную плату (доход) за выполненную работу (предоставленные услуги), срок выполнения которой (которых) превышает календарный месяц, единый взнос начисляется на сумму, определяемую путем деления заработной платы (дохода), выплаченной по результатам работы, на количество месяцев, за которые она начислена.

Указанный порядок начисления взноса распространяется также на лиц, которым начислена заработная плата (доход) за отработанное время после увольнения с работы либо согласно решению суда, — средняя заработная плата за вынужденный прогул.

4.3.5. Определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и другим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении единого взноса предусмотрено

Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5 <…>.

4.3.6. Начисленные за соответствующий базовый отчетный период суммы единого взноса уплачиваются плательщиками

не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом, независимо от выплаты заработной платы и других видов выплат, на суммы которых начисляется единый взнос.

Базовым отчетным периодом является календарный месяц.

4.3.7. Плательщики при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в размере, установленном для соответствующих плательщиков (авансовые платежи). Исключением являются случаи, если взнос, начисленный на эти выплаты, уже уплачен в сроки, определенные

подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела IV настоящей Инструкции, либо по результатам сверки плательщика с органом Пенсионного фонда за плательщиком признана переплата единого взноса, сумма которой превышает сумму взноса, подлежащую уплате, или равна ей.

Средства перечисляются одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплата дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме.

Фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда (выплата дохода, денежного обеспечения) считается получение соответствующих сумм наличными, зачисление на счет получателя, перечисление по поручению получателя на какие-либо цели, получение товаров (услуг) или каких-либо других материальных ценностей в счет указанных выплат, фактическое осуществление с таких выплат отчислений согласно законодательству или исполнительным документам или любых других отчислений.

4.4.

Исчисление и сроки уплаты единого взноса за плательщиков, указанных в подпунктах 2.1.5 — 2.1.10 и 2.1.12 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции

4.4.1. Исчисление и уплата единого взноса за указанную категорию плательщиков осуществляются плательщиками, указанными в

подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, за счет сумм, на которые взнос начислен.

4.4.2. Начисление и уплата единого взноса осуществляются согласно требованиям

подпунктов 4.3.1 — 4.3.5 и в сроки, определенные подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела IV настоящей Инструкции.

4.5.

Исчисление и сроки уплаты единого взноса плательщиками, указанными в подпунктах 2.1.3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции

4.5.1. Исчисление сумм единого взноса указанной категорией плательщиков осуществляется на основании данных годовых налоговых деклараций и полученных от налоговых органов сведений о результатах проверок деятельности таких лиц, которые привели к увеличению или уменьшению размера дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

4.5.2. Плательщики, определенные

подпунктом 2.1.3 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, за себя и членов своих семей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, уплачивают единый взнос в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября в виде авансовых платежей в размере 25 процентов годовой суммы единого взноса, исчисленной от суммы, определенной налоговыми органами для уплаты авансовых сумм налога на доходы физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

Суммы единого взноса, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются плательщиком при окончательном расчете, который производится им

до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, на основании данных годовой налоговой декларации.

Сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль).

Плательщикам, которые обязаны осуществить доплату до минимального страхового взноса, органами Пенсионного фонда Украины для согласования направляется уведомление-расчет по форме согласно

приложению 1*, в котором указывается расчет сумм такой доплаты, подлежащих уплате по результатам предпринимательской деятельности за отчетный год.

4.5.3. Плательщики, определенные

подпунктом 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, уплачивают единый взнос до 1 апреля года, следующего за отчетным, на основании данных годовой налоговой декларации.

Сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль).

Плательщикам, которые обязаны осуществить доплату до минимального страхового взноса, органами Пенсионного фонда Украины для согласования направляется уведомление-расчет по форме согласно

приложению 1, в котором указывается расчет сумм такой доплаты, подлежащих уплате по результатам их деятельности за отчетный год.

4.6.

Исчисление и сроки уплаты единого взноса плательщиками, указанными в подпункте 2.1.3 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, избравшими упрощенную систему налогообложения

4.6.1. Указанная категория плательщиков самостоятельно исчисляет для себя и членов своих семей, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности, сумму единого взноса, которая не может быть меньше минимального страхового взноса за каждое лицо в месяц.

4.6.2. Плательщики уплачивают единый взнос в виде авансового платежа в размере, который самостоятельно определили,

до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается.

Суммы единого взноса, уплаченные в виде авансовых платежей, учитываются плательщиком при окончательном расчете, который осуществляется им

не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом.

Базовым отчетным периодом является календарный год.

4.7.

Единый взнос, подлежащий уплате из сумм выплат за период со дня возникновения у плательщика обязательства по уплате единого взноса до дня включения органом Пенсионного фонда Украины данных о таком плательщике в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, уплачивается (взыскивается) на общих основаниях за указанный период.

4.8.

В случае изменения в установленном законодательством порядке класса профессионального риска производства плательщик на основании полученного уведомления органа Пенсионного фонда Украины за период с даты установления нового класса профессионального риска и размера единого взноса самостоятельно осуществляет перерасчет единого взноса. Самостоятельно исчисленную сумму в результате перерасчета (разница между начисленной суммой единого взноса по размеру, установленному ранее, и начисленной суммой единого взноса по установленному размеру за указанный период) плательщик отражает в отчете о начисленных суммах единого взноса, подаваемом им за отчетный период, в котором им получено уведомление Пенсионного фонда.

4.9.

Исчисление единого взноса органами Пенсионного фонда осуществляется на основании актов проверки правильности начисления и уплаты единого социального взноса, отчетности, подаваемой плательщиками в органы Пенсионного фонда, актов сверок с налоговыми органами о начисленных суммах дохода, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, бухгалтерских и других документов, подтверждающих сумму выплат (дохода), на которые начисляется единый взнос.

 

V. Добровольная уплата единого взноса

5.1.

На добровольную уплату единого взноса по некоторым видам общеобязательного государственного социального страхования имеют право:

5.1.1. Плательщики, указанные в

подпунктах 2.1.3 и 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, — на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и/или от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

5.1.2. Члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства — на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, и пенсионное страхование.

5.1.3. Граждане Украины, работающие за пределами Украины, — на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

5.2.

Лица, указанные в подпунктах 5.1.1 — 5.1.3 пункта 5.1 раздела V настоящей Инструкции, подают в органы Пенсионного фонда Украины по месту жительства:

заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования по форме согласно

приложению 2, в котором указывают, в каком виде общеобязательного государственного социального страхования они желают принимать участие;

копии следующих документов:

справки о присвоении идентификационного номера (при наличии);

трудовой книжки (при наличии);

документа, удостоверяющего личность.

Лица, указанные в

подпункте 5.1.1 этого пункта, предоставляют также копию свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя или другого документа, подтверждающего право на занятие соответствующей деятельностью.

Лица, указанные в

подпункте 5.1.2 этого пункта, предоставляют также документ, подтверждающий их членство в таком хозяйстве.

Лица, указанные в

подпункте 5.1.3 этого пункта, предоставляют документ уполномоченного органа, подтверждающий работу лица в стране, где он находится, и что это лицо не является застрахованным в соответствующей системе социального страхования. Указанный документ должен легализоваться посольством (консульством) Украины, юрисдикция которого распространяется на страну, где работает такое лицо.

5.3.

С лицом, подавшим заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования, после проверки изложенных в заявлении сведений органом Пенсионного фонда Украины в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления заключается договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее — договор о добровольном участии) согласно типовому договору о добровольном участии в системе общеобязательного государственного социального страхования, приведенному в приложении 3 к настоящей Инструкции.

Договор о добровольном участии вступает в силу со дня его подписания.

5.4.

Орган Пенсионного фонда отказывает в заключении договора о добровольном участии в случае, если лицо:

подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию по тому же виду страхования, который им избран для добровольного участия;

не соответствует требованиям, определенным в

подпунктах 5.1.1 — 5.1.3 пункта 5.1 настоящего раздела;

подало неполные или недостоверные сведения;

ранее заключило договор о добровольном участии, действие которого не прекращено или по которому не выполнены предусмотренные договором условия;

желает заключить договор на срок меньше одного года.

В других случаях отказ в заключении договора о добровольном участии не допускается.

5.5.

Лица, указанные в подпунктах 5.1.1 — 5.1.3 пункта 5.1 настоящего раздела, принимают добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования в течение срока, определенного в договоре о добровольном участии, но не меньше одного года.

5.6.

Лица, принимающие добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования, уплачивают единый взнос в размерах:

5.6.1. Лица, указанные в

подпункте 5.1.1 пункта 5.1 настоящего раздела, заключившие договор о добровольном участии, — установленных пунктами 3.3 и 3.4 раздела III настоящей Инструкции для соответствующих плательщиков единого взноса.

5.6.2. Лица, указанные в

подпунктах 5.1.2 и 5.1.3 пункта 5.1 настоящего раздела, заключившие договор о добровольном участии, — в зависимости от избранного вида общеобязательного государственного социального страхования:

в общеобязательном государственном пенсионном страховании —

33,2 процента суммы, которая определяется таким плательщиком самостоятельно, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы —

1,5 процента суммы, которая определяется таким плательщиком самостоятельно, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, —

1,9 процента суммы, которая определяется таким плательщиком самостоятельно, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом;

в общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности (кроме лиц, указанных в

подпункте 5.1.3 пункта 5.1 настоящего раздела), — 1,51 процента суммы, определяемой таким плательщиком самостоятельно, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом.

Сумма единого взноса, которая определена указанной категорией плательщиков самостоятельно, не может быть меньше размера минимального страхового взноса, установленного

Законом на месяц.

5.6.3. Лица, указанные в

подпунктах 5.1.2 и 5.1.3 пункта 5.1 настоящего раздела, заключившие договор о добровольном участии в нескольких видах общеобязательного государственного социального страхования, уплачивают единый взнос в размерах, установленных согласно Закону пунктом 3.4 раздела III настоящей Инструкции.

5.7.

Лица, указанные в подпункте 5.1.1 пункта 5.1 настоящего раздела, уплачивают единый взнос в размере, установленном в договоре о добровольном участии, в сроки, установленные подпунктами 4.5.2, 4.5.3 пункта 4.5 и подпунктом 4.6.2 пункта 4.6 раздела IV настоящей Инструкции для соответствующих плательщиков единого взноса.

Лица, указанные в

подпунктах 5.1.2 и 5.1.3 пункта 5.1 настоящего раздела, уплачивают единый взнос ежемесячно в размере, установленном в договоре о добровольном участии, за каждый месяц до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается.

5.8.

Уплаченные суммы единого взноса в случае досрочного расторжения договора о добровольном участии возврату не подлежат.

 

VI. Порядок взыскания задолженности с плательщиков

6.1.

Меры взыскания и воздействия применяются к плательщикам, определенным подпунктами 2.1.1 — 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, на которых согласно Закону возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать единый взнос.

6.2.

Сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная плательщиками в сроки, определенные согласно Закону подпунктом 4.3.6 пункта 4.3, абзацем вторым подпункта 4.5.2, подпунктом 4.5.3 пункта 4.5 и подпунктом 4.6.2 пункта 4.6 раздела IV настоящей Инструкции, исчисленная органами Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных Законом, является недоимкой.

Суммы недоимки взыскиваются с начислением пени и применением штрафов.

6.3.

Органы Пенсионного фонда направляют плательщикам требование об уплате недоимки в следующих случаях:

а) если данные документальных проверок результатов деятельности плательщика или актов сверок с органами налоговой службы сумм дохода (прибыли) физических лиц — предпринимателей или лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, свидетельствуют о доначислении сумм единого взноса либо органами Пенсионного фонда в уведомлениях-расчетах определены суммы единого взноса, подлежащие доплате;

б) если плательщик имеет на конец отчетного базового периода недоимку по уплате единого взноса;

в) если плательщик имеет на конец отчетного базового периода долги по уплате финансовых санкций.

В случае «а» требование направляется одновременно с актом документальной проверки плательщика единого взноса, либо актом о суммах расхождений в отношении сумм дохода (прибыли), заявленных в отчетности в Пенсионный фонд и задекларированных в годовой налоговой декларации физическими лицами — предпринимателями или лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно, или уведомлением-расчетом на всю сумму доначисленного единого взноса.

В случае «б» и/или «в» требование направляется ежемесячно в течение пяти рабочих дней, следующих за отчетным базовым периодом. Требование формируется на основании данных лицевых счетов плательщиков на всю сумму долга.

Требование об уплате недоимки является исполнительным документом.

Сумма долга в требовании проставляется в гривнях с двумя десятичными знаками.

Требование формируется на сумму долга, превышающую 10 грн.

6.4.

Требование об уплате долга формируется на основании актов документальных проверок, актов сверок с органами налоговой службы, отчетов плательщика о начислении единого взноса и учетных данных из карточек лицевых счетов плательщиков по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции (для плательщика — юридического лица) либо по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции (для плательщика — физического лица).

Орган Пенсионного фонда Украины ведет реестр выданных требований об уплате недоимки по форме согласно

приложению 6.

При формировании требования ему присваивается порядковый номер, состоящий из трех частей: 1-я часть — буквы «Ю» (требование к юридическому лицу) или «Ф» (требование к физическому лицу), 2-я часть — порядковый номер, 3-я часть — буква «У» (согласованное требование).

Требование формируется под одним порядковым номером до полного погашения сумм долга.

После формирования требования и внесения данных в соответствующий реестр в тот же день требование передается работнику, на которого возложены обязанности по ведению делопроизводства и архивному хранению документов, для вручения плательщику. Этот работник в день получения требования направляет (вручает) его плательщику, при этом корешок требования остается в Пенсионном фонде.

Требование считается направленным (врученным) юридическому лицу или обособленному подразделению, если оно передано служебному лицу такого плательщика под подпись либо направлено письмом с уведомлением о вручении.

Требование считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнему известному его месту пребывания (проживания) с уведомлением о вручении в порядке оформления указанных почтовых отправлений, установленном Кабинетом Министров Украины.

Если плательщик на день направления ему органом Пенсионного фонда требования не сообщил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства), требование считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как не нашедшего адресата.

После вручения (получения информации о вручении) требования плательщику работник, на которого возложены обязанности по ведению делопроизводства и архивному хранению документов, передает корешок такого требования с отметкой о вручении ответственному работнику органа Пенсионного фонда.

Ответственный работник вносит соответствующие данные в реестр требований, подшивает корешок требования в дело плательщика и:

а) если требование органа Пенсионного фонда отменяется или изменяется судом (хозяйственным судом), то подшивает экземпляр (копию) решения суда (хозяйственного суда) в дело плательщика рядом с корешком от требования, в отношении которого состоялось судебное разбирательство;

б) при списании недоимки в случаях, определенных

статьей 25 Закона, — копию решения о списании.

6.5.

В течение десяти рабочих дней со дня получения требования об уплате недоимки плательщик обязан уплатить указанные в требовании суммы недоимки, штрафов и пени.

6.6.

При несогласии с расчетом суммы долга, указанной в требовании об уплате недоимки, плательщик согласовывает ее с органами Пенсионного фонда в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины, а в случае несогласования требования с органами Пенсионного фонда — имеет право на обжалование требования в судебном порядке.

Об обжаловании требования в суде плательщик обязан в письменном виде известить в течение десяти рабочих дней орган Пенсионного фонда, направивший требование.

6.7. Отзыв требований

Требование считается отозванным, если:

а) сумма долга самостоятельно погашается плательщиком;

б) орган Пенсионного фонда отменяет или изменяет ранее указанную сумму долга в результате ее согласования или обжалования;

в) требование органа Пенсионного фонда об уплате долга отменяется или изменяется судом (хозяйственным судом);

г) долг списывается в случаях, предусмотренных

статьей 25 Закона;

ґ) имеется решение суда на взыскание соответствующих сумм долга, указанных в требовании.

В случае, указанном в

подпункте «а», требование считается отозванным в день, в течение которого состоялось погашение суммы долга.

В случае, указанном в

подпункте «б», требование считается отозванным со дня принятия органом Пенсионного фонда решения об отмене или изменении ранее указанной суммы долга.

В случае, указанном в

подпункте «в», требование считается отозванным в день вступления судебного решения в законную силу.

В случае, указанном в

подпункте «г», требование считается отозванным в день принятия органом Пенсионного фонда решения о списании долга согласно части 7 статьи 25 Закона.

В случае, указанном

в подпункте «ґ», требование считается отозванным в день поступления исполнительных документов в органы государственной исполнительной службы.

6.8.

Если плательщик, получивший требование и в течение десяти рабочих дней после его получения не уплативший указанные в требовании суммы недоимки, штрафов и пени, не согласовал требование с соответствующим органом Пенсионного фонда, не обжаловал требование в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение десяти рабочих дней со дня получения согласованного требования, орган Пенсионного фонда направляет в порядке, установленном законом, в подразделение государственной исполнительной службы требование об уплате недоимки, в котором указывает сумму долга по данным карточек лицевых счетов плательщиков на дату представления.

В суммы долга, подаваемые в органы государственной исполнительной службы по данным карточек лицевых счетов плательщиков, включаются также суммы согласованных с плательщиком, но не уплаченных в установленный срок штрафов и пени.

В указанных случаях орган Пенсионного фонда Украины также имеет право обратиться в суд с иском о взыскании недоимки. При обращении органа Пенсионного фонда Украины с иском о взыскании недоимки в суд предусмотренные законодательством меры досудебного урегулирования споров не применяются.

6.9.

Если в течение следующего базового отчетного периода плательщик нарастил суммы долга, то после прохождения соответствующей процедуры согласования и обжалования в орган государственной исполнительной службы подается требование только на сумму увеличения долга.

Если в течение следующих базовых отчетных периодов плательщик полностью погасил суммы долга, указанные в требовании, поданном в орган государственной исполнительной службы, то орган Пенсионного фонда подает в соответствующее подразделение уведомление об уплате долга по форме согласно

приложению 7 к настоящей Инструкции.

6.10.

За счет сумм, поступающих от плательщика единого взноса или от государственной исполнительной службы, погашаются суммы недоимки, штрафных санкций и пени в порядке календарной очередности их возникновения. Если плательщик имеет неуплаченную сумму недоимки, штрафов и пени, уплаченные им суммы единого взноса засчитываются в счет уплаты недоимки, штрафов и пени в порядке календарной очередности их возникновения.

При этом в течение пяти рабочих дней после окончания базового отчетного периода орган Пенсионного фонда составляет уведомление о суммах распределения уплаченных средств по форме согласно

приложению 8 к настоящей Инструкции, которое направляется (вручается) такому плательщику. Корешок уведомления остается в органе Пенсионного фонда.

Уведомление считается направленным (врученным) плательщику, если оно передано служебному лицу юридического лица или физическому лицу — предпринимателю, лицу, обеспечивающему себя работой самостоятельно, под подпись или направлено простым почтовым отправлением. Дата отправления проставляется на корешке уведомления.

 

VII. Финансовые санкции

7.1.

За нарушение норм законодательства о едином взносе на общеобязательное государственное пенсионное страхование к плательщикам, на которых согласно Закону возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать единый взнос, применяются финансовые санкции (штрафы и пеня) в соответствии с Законом.

7.2.

Согласно части одиннадцатой статьи 25 Закона к плательщикам, определенным подпунктами 2.1.1 — 2.1.4 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, органы Пенсионного фонда применяют штрафные санкции в следующих размерах:

7.2.1. В случае уклонения от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие

Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», налагается штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно

приложению 9 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия этого решения является акт об указанном нарушении, составляемый в произвольной форме.

7.2.2. За неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается

штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм. При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени по форме согласно приложению 10.

Расчет этой финансовой санкции осуществляется на основании данных карточек лицевых счетов плательщиков.

7.2.3. За доначисление органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса налагается

штраф в размере 5 процентов указанной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50 процентов суммы доначисленного единого взноса.

Для расчета указанного штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок представления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы единого взноса, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа Пенсионного фонда или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы.

Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) единого взноса, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) согласно Закону налагается штраф в следующем порядке и размерах:

для соблюдения требований в отношении максимального размера (50 процентов) штрафа:

определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодам, в которых они выявлены;

определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;

осуществляется расчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы единого взноса.

К уплате определяются суммы штрафов, не превышающие максимальный их размер, определенный этим подпунктом.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно

приложению 11 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки плательщика единого взноса или акт сверки с налоговым органом.

7.2.4. За непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной

Законом, налагается штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно

приложению 12 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт об указанном нарушении, составленный в произвольной форме.

7.2.5. За ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, налагается

штраф в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно

приложению 13 к настоящей Инструкции.

Основанием для принятия соответствующего решения является акт проверки.

7.2.6. За неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей), налагается

штраф в размере 10 процентов таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно

приложению 14 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта проверки.

7.3.

Органы Пенсионного фонда согласно части двенадцатой статьи 25 Закона применяют к банкам следующие финансовые санкции:

7.3.1. За несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов Пенсионного фонда сумм единого взноса, финансовых санкций, указанных в

подпунктах 7.2.1 — 7.2.6 пункта 7.2 раздела VII настоящей Инструкции, налагается штраф в размере 10 процентов своевременно не зачтенных (неперечисленных) сумм.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций и начислении пени по форме согласно

приложению 15 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта о нарушении, который составляется в произвольной форме, на основании акта проверки плательщика единого взноса и/или копий платежных документов плательщика о перечислении указанных средств и выписок банка о поступлении средств на счета органов Пенсионного фонда.

7.3.2. Если банки принимают от плательщиков единого взноса, указанных в

подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 раздела II настоящей Инструкции, платежные поручения и другие расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы, на которые согласно Закону начисляется единый взнос, и осуществляют выдачу (перечисление) указанных средств без одновременного представления плательщиком расчетных документов о перечислении средств для уплаты соответствующих сумм единого взноса или документов, подтверждающих фактическую уплату таких сумм, налагается штраф в размере суммы единого взноса, подлежащей уплате плательщиками.

При этом составляется решение о применении штрафных санкций по форме согласно

приложению 16 к настоящей Инструкции.

Расчет указанной штрафной санкции осуществляется по данным акта о нарушении, который составляется в произвольной форме, на основании акта проверки плательщика единого взноса.

7.4.

Факты нарушений законодательства, кроме являющихся предметом акта проверки, и указанных в подпункте 7.2.2 пункта 7.2 раздела VII настоящей Инструкции, должностное лицо органа Пенсионного фонда оформляет актом произвольной формы, в котором четко излагается содержание нарушения с обоснованием нарушенных норм законодательных актов. Такой акт о нарушении направляется (вручается) плательщику вместе с решением о применении штрафных санкций.

7.5.

На сумму недоимки плательщику единого взноса начисляется пеня из расчета 0,1 процента суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа.

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

Документы, являющиеся основанием для начисления пени:

документы, подтверждающие сумму единого взноса и срок их уплаты, — отчет плательщика о начислении единого взноса (с положительным значением); требование о доначисленных суммах единого взноса по актам проверок, или актам сверок, или уведомлению-расчету; решение суда;

документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по единому взносу, — выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов; корешок приходного документа о принятии учреждением банка платежей наличными; отчет плательщика о начислении единого взноса с отрицательным значением; решение об исключении из Государственного реестра предприятий и организаций Украины; свидетельство о смерти физического лица.

Пример начисления пени:

Сумма недоимки плательщика по состоянию на 21.02.2011 составляет 10000 грн.

Плательщик 17.03.2011 осуществляет уплату платежа в сумме 2000 грн. На фактически уплаченную сумму недоимки (2000 грн.) начисляется пеня.

Сумма пени рассчитывается с помощью следующей формулы:

Y = S х K х 0,1 %,

где Y — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по уплате единого взноса (округляется до второго знака после запятой);

S — фактически уплаченная сумма недоимки по уплате единого взноса;

K — количество дней просрочки платежа;

0,1 % — ставка для начисления пени согласно

части 10 статьи 25 Закона.

В данном примере:

Y = 2000 х 24 х 0,1 %, Y = 48,00 грн.

Таким образом, начисленная плательщику пеня составляет 48 грн.

7.6.

За несвоевременное перечисление или несвоевременное зачисление на счета органов Пенсионного фонда сумм единого взноса, финансовых санкций, указанных в подпунктах 7.2.1 — 7.2.6 пункта 7.2 раздела VII настоящей Инструкции, банкам начисляется пеня из расчета 0,1 процента указанных сумм, рассчитанная за каждый день просрочки их перечисления (зачисления).

Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем списания со счета плательщика соответствующих средств (внесения соответствующего платежа наличными), до дня его фактического перечисления (зачисления) банками на счета органов Пенсионного фонда с соблюдением сроков, предусмотренных

Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине».

7.7. Решение о начислении пени и применении штрафов, предусмотренных

пунктами 7.2, 7.3, 7.5 и 7.6 раздела VII настоящей Инструкции, по результатам рассмотрения акта и других материалов о нарушении принимает начальник управления Пенсионного фонда Украины в районе, городе, районе в городе или его заместитель. Решения принимаются по установленной форме в двух экземплярах.

Первый экземпляр решения в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется плательщику в порядке, установленном для направления требований, либо вручается под подпись руководителю или главному бухгалтеру плательщика, банку или физическому лицу — плательщику единого взноса.

Второй экземпляр остается в структурном подразделении, на которое возложены обязанности по организации контроля за поступлением сумм единого взноса и других платежей в Пенсионный фонд. Направленные (врученные) решения о применении финансовых санкций регистрируются в журнале учета решений по форме согласно

приложению 17.

Нумерация решений осуществляется в журнале, начиная с первого номера, в пределах календарного года.

7.8.

Суммы штрафов и пени, предусмотренных пунктами 7.2, 7.3, 7.5 и 7.6 раздела VII настоящей Инструкции, подлежат уплате плательщиком единого взноса или банком в течение десяти рабочих дней после поступления соответствующего решения либо могут быть обжалованы в этот же срок в орган Пенсионного фонда вышестоящего уровня или в суд с одновременным обязательным письменным уведомлением об этом соответствующего органа Пенсионного фонда, должностными лицами которого принято это решение.

7.9.

Обжалование решения органа Пенсионного фонда о применении финансовых санкций приостанавливает течение срока их уплаты до вынесения вышестоящим органом Пенсионного фонда или судом решения по делу.

Срок уплаты финансовых санкций также приостанавливается до принятия судом решения в случае обжалования плательщиком единого взноса требования об уплате недоимки, если применение финансовых санкций связано с возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

7.10.

Решение органа Пенсионного фонда о начислении пени и/или применении штрафов является исполнительным документом.

7.11.

Если плательщик единого взноса или банк получили решение о начислении пени и/или применении штрафов и не уплатили указанные в них суммы в течение десяти рабочих дней, а также не обжаловали это решение или не известили в этот срок соответствующий орган Пенсионного фонда о его обжаловании, такое решение передается для исполнения органу государственной исполнительной службы.

7.12.

Суммы штрафов и начисленной пени, примененных за нарушение порядка и сроков начисления, исчисления и уплаты единого взноса, взыскиваются в том же порядке, что и суммы недоимки по уплате единого взноса.

Суммы штрафов и начисленной пени включаются в требование об уплате недоимки, если их применение связано с возникновением и уплатой недоимки.

7.13.

Срок давности в отношении начисления, применения и взыскания сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

 

Директор департамента поступления доходов В. ЛИТВИНЕНКО

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить