НЕТ ПОДПИСИ В РКО → ШТРАФ ЗА СВЕРХЛИМИТ:
следите за тем, чтобы работник расписывался в РКО; выручку можно использовать для хознужд
Письмо Национального банка Украины от 20.06.11 г. № 11-119/2686-7517
«О предоставлении разъяснений»
В комментируемом
письме Нацбанк рассказал о том, чем чревато отсутствие подписи получателя в расходном кассовом ордере (далее — РКО), и о возможности использования выручки для хозяйственных нужд.Отсутствие подписи в РКО → сумма учитывается для расчета сверхлимитных остатков
. Согласно п. 3.5 Положения № 637* при выдаче наличных из кассы получатель расписывается в РКО или расходной ведомости о получении наличности с указанием полученной суммы (гривень — словами, копеек — цифрами), используя чернильную или шариковую ручку с чернилами темного цвета. При этом для определения остатка наличности в кассе не принимаются РКО или расходные ведомости, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя.* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановление НБУ от 15.12.04 г. № 637.
При проведении проверок выясняется правильность заполнения всех реквизитов кассовых ордеров и расходных ведомостей, в том числе наличие подписей получателей средств (
п. 7.9 Положения № 637). Если будут выявлены РКО или расходные ведомости, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя, сумма наличных по таким расходным документам прибавляется к остатку наличности в кассе исключительно в день, в котором оформлен такой расходный документ, и в дальнейшем эта сумма не берется для расчета сверхлимитных остатков наличности (п. 7.24 Положения № 637).Нацбанк в комментируемом
письме указал на ответственность, которая может наступить, если будет выявлено отсутствие подписи получателя наличных на расходных кассовых документах:
Условие для привлечения к ответственности | Санкция за нарушение | Чем предусмотрено |
Превышен лимит остатка наличных в кассе в день, за который составлен расходный документ без подписи получателя | Двукратный размер выявленной сверхлимитной наличности. | Абз. второй ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95 (далее — Указ) |
Нарушение правил ведения кассовых операций | Админштраф на должностных лиц предприятия от 136 до 255 грн. | Ст. 1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) |
(1) К предпринимателю не применяют, поскольку для него не устанавливается лимит остатка наличных. |
Прокомментируем ответственность. При применении финсанкции по
Указу следует учитывать, что, если в результате прибавления к остатку наличности в кассе лимит не превышен за день, за который составлен расходный документ без подписи, санкция не применяется.А вот для админштрафа это условие не работает, его могут наложить как только выявили отсутствие подписи. В то же время протоколы по
ст. 1642 КоАП имеют право составлять сотрудники органов внутренних дел (ст. 255 КоАП), а дела рассматривают органы КРУ (ст. 2341 КоАП). То есть сами налоговики при проверке кассовой дисциплины не имеют права составить протокол о таком правонарушении. А это сводит к минимуму возможность привлечения предприятий к данной ответственности.Кстати, аналогичная консультация содержится в Единой базе налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua) в разделе 07.19. В ней налоговики говорят только об ответственности согласно
Указу, не упоминая при этом ст. 1642 КоАП, что справедливо в отношении проводимых ими проверок. Однако в этой консультации, на наш взгляд, налоговики сделали неправильный вывод, говоря о привлечении к ответственности и предпринимателей. Ведь им лимит остатка наличности не устанавливается (п. 2.7 Положения № 637), и поэтому рассчитать сверхлимитную наличность и, соответственно, размер финсанкции, невозможно.Так что в большинстве случаев за отсутствие подписи получателя в расходном кассовом документе на предприятие может быть наложен штраф в размере двукратной сверхнормативной наличности, и то если это приведет к ее возникновению.
Использование наличных для хознужд и выплаты зарплаты
. Нацбанк в комментируемом письме также напомнил со ссылкой на п. 2.9 Положения № 637 о том, что предприятие может использовать наличную выручку для обеспечения потребностей, возникающих в процессе его функционирования, в том числе на хозяйственные нужды, командировки и зарплату, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам.