Темы статей
Выбрать темы

Об обложении НДС операций по поставке услуг

Редакция БН
Письмо от 26.05.2011 г. № 14837/7/16-1517

НДС ПО УСЛУГАМ:

налоговики разъяснили некоторые нюансы, или Два взгляда на одну проблему

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 26.05.11 г. № 14837/7/16-1517

Письмо Государственной налоговой администрации в г. Киеве от 08.04.11 г. № 3816/10/31-605

«Об обложении НДС операций по поставке услуг»

 

В комментируемых

письмах столичная ГНА разъяснила порядок обложения НДС операций по поставке услуг и распределения налогового кредита, а ГНАУ предоставила методические рекомендации для подготовки налоговых консультаций по таким операциям.

1. Общие моменты

. В соответствии с общими правилами, предусмотренными в п.п. «б» п. 185.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НКУ.

В

п. 186.4 НКУ предусмотрено, что в общем случае местом поставки услуг является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в пп. 186.2 и 186.3 НКУ.

Например, маркетинговые услуги не упоминаются в

пп. 186.2 и 186.3 НКУ. Местом поставки таких услуг является место регистрации поставщика, т. е. операции по предоставлению маркетинговых услуг являются объектом обложения НДС на общих основаниях независимо от того, кому они предоставляются: резиденту или нерезиденту.

Согласно

п. 186.3 НКУ местом поставки указанных в этом пункте услуг считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве субъекта хозяйствования, или — в случае отсутствия такого места — место его постоянного или преимущественного проживания.

Например, местом поставки услуг, определенных в

п.п. «а» п. 186.3 НКУ (предоставление имущественных прав интеллектуальной собственности), является место регистрации получателя. Поэтому операции по поставке таких услуг плательщиком НДС или же нерезидентом резиденту являются объектом обложения НДС, а поставка их нерезиденту не является объектом обложения НДС.

Однако услуги, перечисленные в

п.п. «в» п. 186.3 НКУ*, не являются объектом обложения НДС согласно п.п. 196.1.14 НКУ, в частности, в случае если их предоставляет нерезидент на территории Украины.

* К таким услугам отнесены: консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера, а также услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем. О составе таких услуг мы рассказывали в статье «НДС по новым правилам: необъектные услуги» // «БН», 2011, № 12, с. 22.

Согласно

ст. 5 НКУ для регулирования отношений налогообложения применяются понятия и термины, определенные в НКУ, а термины, не определяемые в НКУ, употребляются в значении, установленном другими законами. Так, в п.п. 14.1.108 НКУ дано определение термина «маркетинговые услуги (маркетинг)», а в п.п. 14.1.85 НКУ — термина «инжиниринг».

В обоих комментируемых

письмах налоговики сделали вполне справедливый вывод, что термины, которые определены в НКУ, следует применять именно в таком значении, однако относительно понятий, не определенных в НКУ, подходы несколько отличаются.

2. Либеральный подход ГНА в г. Киеве

. Столичные налоговики привели некоторые «законные» определения услуг (см. «Консультационные и аудиторские услуги»).

 

Консультационные и аудиторские услуги

Извлечение из письма ГНА в г. Киеве от 08.04.11 г. № 3816/10/31-605

«В соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.10 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) консультационные услуги — интеллектуальная, нематериальная деятельность, результаты которой не являются физически обозримыми, в том числе аудиторские, юридические, консалтинговые услуги, услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций, услуги по обучению, подготовке специалистов.

В соответствии с Законом Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. № 3125-XII аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность, включающая в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг.

Перечень услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы), определяется Аудиторской палатой Украины в соответствии со стандартами аудита.

Таким образом, только в случае если плательщик налога предоставляет услуги, определенные п.п. «в» п. 186.3 НКУ (в частности, для инжиниринговых услуг — в рамках определения, данного п.п. 14.1.85 НКУ; для аудиторских — определенных Аудиторской палатой Украины), такие услуги не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, т. е. их поставка (а соответственно и приобретение) осуществляется без НДС».

 

Приведенные определения консультационных и аудиторских услуг шире, чем те понятия, о которых идет речь в

п.п. «в» п. 186.3 НКУ, и мы бы не советовали применять такие их определения, по крайней мере без письменной индивидуальной налоговой консультации.

Дело в том, что приведенные понятия включают услуги, отдельно упоминаемые в

НКУ. В частности, к консультационным услугам отнесены аудиторские и юридические услуги, которые как самостоятельные виды услуг упоминаются в самом п.п. «в» п. 186.3 НКУ, а услуги по обучению и подготовке специалистов упоминаются в п.п. 186.2.3 НКУ как услуги в сфере образования. Что касается услуг, связанных с экспертизой и оценкой, то в письме ГНАУ от 22.02.11 г. № 4904/7/06-15/7-17 сделан вывод, что услуги по независимой оценке имущества, экспертной денежной и нормативной оценке земельных участков, судебной экспертизе не входят в перечень услуг, перечисленных в п.п. «в» п. 186.3 НКУ, указанные услуги являются объектом обложения НДС в общеустановленном порядке по полной ставке налога.

Поэтому, на наш взгляд, для детализации состава услуг, указанных в

п.п. «в» п. 186.3 НКУ, но не определенных в самом НКУ, следует пользоваться КВЭД* и ГК 016-97** (см. статью «НДС по новым правилам. Необъектные услуги» // «БН», 2011, № 12, с. 22 и Шпаргалку бухгалтера «НДС: необъектные услуги» // «БН», 2011, № 12, с. 23).

* Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.05 г. № 375.

** Государственный классификатор продукции и услуг ГК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822.

3. Фискальный подход ГНАУ

. В комментируемом письме ГНАУ расставлены несколько иные акценты (см. «Необъектные услуги — позиция ГНАУ»).

 

Необъектные услуги — позиция ГНАУ

Извлечение из письма ГНАУ от 26.05.11 г. № 14837/7/16-1517

«Подпунктом «в» п. 186.3 <…> Кодекса также определены не виды деятельности плательщиков налога, а перечень услуг, по которым установлены отдельные правила определения места поставки услуг, и которые, кроме того, согласно п.п. 196.1.14 <…> Кодекса не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

<…> плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства (ст. 36 НКУ), плательщики налога должны

самостоятельно определять и соответствие осуществляемых ими операций тем, которые перечислены Кодексом . При этом, ввиду того что налоговая отчетность базируется на данных бухгалтерского учета (п. 2 ст. 3 Закона Украины <…> «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» <…> далее — Закон № 996), при определении порядка налогообложения осуществляемых ими операций плательщики должны руководствоваться одним из основных принципов бухгалтерского учета: превалирование сути над формой — операции учитываются в соответствии с их сутью, а не только исходя из их юридической формы (ст. 4 Закона № 996). Также следует учитывать условия, указанные в договоре о предоставлении той или иной услуги, наличие у плательщика налога — исполнителя услуги работников соответствующих квалификаций, соответствующих основных фондов, разрешений, лицензий и т. п., и результаты выполнения услуг (акты, заключения, отчеты или другие документы, отражающие результат их выполнения).

Так, например, консультационная услуга может предоставляться исключительно по вопросам, касающимся основной деятельности плательщика налога, которым предоставляется консультация, а представитель плательщика налога, предоставляющий консультацию, должен иметь соответствующий образовательно-квалификационный уровень, о чем должна быть указана соответствующая информация в консультационном заключении, а к инженерным услугам может быть отнесена только определенная часть инжиниринговых услуг, которые могут предоставляться исключительно специалистами, имеющими образовательно-квалификационный уровень инженера.

<…> перечень инжиниринговых услуг ограничен перечнем, определенным п.п. 14.1.85 <…> Кодекса, независимо от наличия более широких определений этого термина другими юридически-правовыми актами, а поэтому с целью применения норм разд. V Кодексу к инжиниринговым услугам могут быть отнесены только:

— в отрасли строительства: предоставление услуг (выполнение работ) по составлению технических заданий, проектных предложений, проведению научных исследований и технико-экономических обследований, выполнению инженерно-разведочных работ по строительству объектов;

— по объектам техники и технологии: разработка технической документации, проектирование и конструкторская обработка таких объектов;

— во время осуществления монтажных и пусконаладочных работ — предоставление консультаций и авторский надзор. При этом сами монтажные и пусконаладочные работы согласно п.п. 14.1.85 <…> Кодекса под определение тармина «инжиниринг» не подпадают».

 

Безусловно, при решении вопроса об «объектности» услуги следует учитывать суть осуществляемых операций. Однако налоговики приводят дополнительные, не предусмотренные в

НКУ, требования, с которыми мы не можем согласиться:

— услуга должна соответствовать

основному виду деятельности плательщика НДС;

— представитель плательщика налога, предоставляющий консультацию,

должен иметь соответствующий образовательно-квалификационный уровень;

— к инженерным услугам может быть отнесена только определенная часть инжиниринговых услуг, которые

могут предоставляться исключительно специалистами, имеющими образовательно-квалификационный уровень инженера.

Указанные требования, на наш взгляд, касаются вопроса правомерности и качества предоставления услуг и не могут влиять на порядок их налогообложения.

Обратите внимание! Верховной Радой Украины 19.05.11 г. принят во втором чтении

Закон (законопроект от 31.03.11 г. № 8321), предусматривающий исключение п.п. 196.1.14 из НКУ . Поэтому, если данный Закон будет подписан Президентом, то с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он будет опубликован, услуги, указанные в п.п. «в» п. 186.3 НКУ, как и до принятия НКУ, будут объектом обложения НДС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше