Темы статей
Выбрать темы

Акционерные общества: готовы к новым правилам?

Редакция БН
Статья

АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА:

готовы к новым правилам?

 

2 марта 2011 года вступили в силу изменения, касающиеся деятельности акционерных обществ. Законом № 2994, который был принят парламентом повторно с учетом замечаний Президента, первоначально его ветировавшим, внесены изменения в Закон об АО. Изменения, достаточно объемные по своему содержанию, большей частью призваны решить те проблемы, которые выявила почти уже двухлетняя практика применения Закона об АО. Рассмотрим основные из них.

Роман КАБАЛЬСКИЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Контрольный и значительный пакеты акций

Если раньше контрольным считался пакет акций, начиная уже с 50 % простых акций, то теперь статус контрольного будет получать пакет

из более 50 % простых акций АО. Но при этом для его определения будут учитываться акции, принадлежащие не только самому лицу, но и его аффилированным лицам, в том числе членам семьи (п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона об АО).

Как и раньше, лицо, которое в результате приобретения акций АО стало собственником контрольного пакета акций общества, должно в течение 20 дней с даты приобретения предложить всем акционерам приобрести у него простые акции общества, кроме случаев приобретения контрольного пакета акций в процессе приватизации. Но если раньше срок, в течение которого акционеры могли уведомлять о принятии предложения о приобретении акций, составлял от 30 до 60 дней с даты поступления предложения, то

теперь он продлен и составляет от 30 до 120 дней
(ч. 3 ст. 65 Закона об АО).

В то же время от необходимости соблюдения целого ряда требований, связанных с приобретением значительного пакета акций, в частности требования об опубликовании уведомления о намерении приобретения такого пакета акций, теперь освобождены те лица, которые уже являются собственниками значительного пакета акций и намереваются приобрести еще один.

Следует отметить, что

акционерные общества с 01.01.12 г. утратят преимущественное право на приобретение своих акций, такое право оставят только за самими акционерами (новая редакция ч. 9 ст. 7 Закона об АО).

 

Стоимость чистых активов теперь не имеет значения

В результате внесенных изменений из

Закона об АО исключена норма (ч. 3 ст. 14), предусматривающая, что если после окончания второго и каждого следующего финансового года стоимость чистых активов АО оказывается меньшей чем размер уставного капитала, то общество обязано объявить о его уменьшении; если же стоимость чистых активов становится меньшей чем установленный Законом минимальный размер уставного капитала, общество должно либо устранить такое несоответствие, либо оно подлежит ликвидации.

Однако при этом данное требование осталось в

ГКУ (формулировка ч. 3 ст. 155 не менялась). Думаем, на практике, в вопросах регулирования деятельности АО приоритет будет отдан Закону об АО перед предписаниями ГКУ.

Одновременно с этим

снято ограничение на выплату дивидендов в тех случаях, когда собственный капитал общества меньше суммы его уставного капитала, резервного капитала и размера превышения ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номинальной стоимостью (исключен п. 2 ч. 3 ст. 31 Закона об АО). Напомним, раньше в указанных случаях акционерное общество не имело права принимать решение о выплате дивидендов и осуществлять выплату по привилегированным акциям.

 

Изменения в проведении общих собраний акционеров

Теперь акционер, инициирующий проведение внеочередного общего собрания, будет обязан оплатить расходы на организацию, подготовку и проведение такого собрания (новая редакция

ч. 3 ст. 32 Закона об АО). Раньше документально подтвержденные расходы могли быть возмещены за счет средств общества, если общим собранием принималось соответствующее решение.

Важное нововведение, на которое следует обратить особое внимание:

перечень акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, должен составляться по состоянию на 24 часа за три рабочих дня до дня проведения общего собрания (абзац второй ч. 1 ст. 34 Закона об АО). Вносить изменения в такой перечень теперь запрещено (новая редакция ч. 2 ст. 34 Закона об АО). Раньше такая возможность могла быть предоставлена уставом либо внутренними положениями АО конкретному лицу либо органу общества.

Еще одна новелла, коснувшаяся порядка проведения общих собраний акционеров:

публиковать сведения о проведении общего собрания за 30 дней теперь должны будут абсолютно все акционерные общества, а не только АО с количеством акционеров 1000 и больше (абзац третий ч. 1 ст. 35 Закона об АО). При этом для публичных АО сохранилось требование направить уведомление о проведении общего собрания и его повестке дня фондовой бирже, на которой оно прошло процедуру листинга. Но теперь в дополнение к этому требованию, не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания, такие общества должны разместить на собственной веб-странице в сети Интернет аналогичную информацию.

При этом сохраняется требование о необходимости письменного уведомления о проведении общего собрания АО и его повестке дня каждого акционера персонально. Способ такого уведомления теперь должен указываться в уставе акционерного общества (

ч. 1 ст. 35 Закона об АО).

Как и раньше, после направления акционерам уведомления о проведении общего собрания акционерное общество не имеет права вносить изменения в документы, предоставленные акционерам либо с которыми они имели возможность ознакомиться, за исключением изменений в указанные документы, связанные с изменениями в повестке дня либо с исправлением ошибок. Но если раньше был установлен единый предельный срок для внесения подобных изменений — не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, то теперь исключение сделано для изменений в составе кандидатов в органы общества — такие изменения могут быть внесены

не позднее чем за 4 дня до даты проведения общего собрания (ч. 3 ст. 38 Закона об АО).

Произошли и изменения в сроках, в течение которых акционеры могут вносить предложения по вопросам, включенным в повестку дня. Общий срок остался прежним — 20 дней до проведения общего собрания. Но теперь есть специальная оговорка, касающаяся внесения предложений по кандидатурам на включение в органы общества — такие предложения могут быть поданы

не позднее чем за 7 дней до проведения общего собрания (ч. 1 ст. 38 Закона об АО).

Информацию об изменениях в повестке дня публичное акционерное общество должно не только передать на фондовую биржу (как было и раньше), но и

разместить на своей веб-странице в Интернете (абзац второй ч. 7 ст. 38 Закона об АО).

В результате внесенных изменений произошло также уточнение порядка голосования на общем собрании акционеров, в частности требования к бюллетеню для голосования, работы наблюдательного совета и других органов акционерного общества (новая редакция

ч. 2 ст. 43 Закона об АО).

Отметим также, что увеличен срок, в течение которого должно быть проведено внеочередное общее собрание акционеров: если раньше он составлял 30 дней с даты предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, то

теперь он увеличен до 45 дней (ч. 4 ст. 47 Закона об АО).

Расширена компетенция общего собрания акционеров

. К его исключительной компетенции, в частности, отнесено:

— избрание членов счетной комиссии, принятие решения о прекращении ее полномочий (

п. 21 ч. 2 ст. 33 Закона об АО);

— принятие решения о совершении значительной сделки, если рыночная стоимость имущества, работ либо услуг, которые выступают предметом такой сделки, превышает 25 процентов стоимости активов по данным последней годовой финансовой отчетности общества (

п. 22 ч. 2 ст. 33 Закона об АО).

В то же время если раньше утверждение внутренних документов общества относилось к исключительной компетенции общего собрания акционеров, если иное не было специально оговорено уставом, то теперь действует обратная презумпция — указанные вопросы становятся исключительной компетенцией общего собрания акционеров только при условии, что это специально оговорено уставом общества (

п. 10 ч. 2 ст. 33 Закона об АО).

Что касается

наблюдательного совета, то раньше в качестве его возможных членов назывались только физические лица. Теперь прямо названы и юридические лица (ч. 1 ст. 53 Закона об АО). При этом предусмотрено условие, согласно которому член наблюдательного совета — физлицо может выполнять свои обязанности только лично и не может передавать собственные полномочия другим лицам. Такой возможностью могут воспользоваться только члены наблюдательного совета — юрлица. Последние могут иметь неограниченное число представителей в наблюдательном совете, порядок деятельности которых определяется самим акционером (абзац второй ч. 1 ст. 53 Закона об АО).

В

Закон об АО включены требования к содержанию письменного уведомления о назначении представителя. Так, оно обязательно должно включать в себя (ч. 2 ст. 53 Закона об АО):

1) фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя;

2) дату рождения представителя;

3) серию и номер паспорта представителя (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и выдавший его орган;

4) место работы представителя и должность, которую он занимает;

5) местожительство или местонахождение представителя.

А вот требования к численному составу наблюдательного совета теперь нет. Напомним: ранее

Закон об АО предусматривал, что в состав наблюдательного совета в обществах с количеством акционеров — владельцев простых акций от 100 до 1000 человек должны входить не менее пяти человек, с количеством более 1000 — не менее семи человек, а в обществах с количеством акционеров — владельцев простых акций более 10000 человек — не менее девяти человек (абзац второй ч. 6 ст. 53 Закона об АО исключен). Теперь количественный состав наблюдательного совета определяется исключительно самим обществом.

В исключительную компетенцию наблюдательного совета включен вопрос о переводе выпуска акций из документарной в бездокументарную форму существования (

п. 23 ч. 2 ст. 52 Закона об АО).

 

АО с одним акционером

Уточнен порядок создания и деятельности акционерного общества с одним акционером. Так, в случае основания акционерного общества одним лицом решение, которые должны приниматься собранием учредителей, принимаются этим лицом единолично и оформляются решением о намерении учредить общество. Если единственным учредителем общества является физическое лицо, его подпись на решении о намерении учредить общество подлежит нотариальному удостоверению (

ч. 6 ст. 9 Закона об АО).

 

Резервный капитал: важные нюансы

Создание резервного капитала

теперь предусмотрено как право для АО, размещающих только простые акции, и обязанность для тех, которые размещают также и дополнительные акции. Если раньше в уставе общества резервный капитал мог быть предусмотрен в размере меньшем чем 15 % уставного капитала, то теперь такой возможности нет (ст. 19 Закона об АО в новой редакции). Цели, на которые может использоваться резервный капитал, могут определяться исключительно законами. Раньше перечень был открытым: резервный капитал создавался для покрытия убытков общества, а также для увеличения уставного капитала, выплаты дивидендов по привилегированным акциям, погашения задолженности в случае ликвидации общества и т. д.

 

Порядок выплаты дивидендов

Перечень лиц, имеющих право на получение дивидендов по привилегированным акциям, должен быть составлен

в течение месяца после окончания отчетного года. Это основное нововведение. В остальной части получилось так, что изменения, внесенные Законом № 2994, попросту продублировали изменения, которые были внесены Законом от 23.12.10 г. № 2856-VI и уже действуют с 01.01.11 г.

Так, выплата дивидендов по простым акциям осуществляется с чистой прибыли отчетного года и/или нераспределенной прибыли на основании решения общего собрания акционерного общества в срок,

не превышающий 6 месяцев со дня принятия общим собранием решения о выплате дивидендов (абзац первый ч. 2 ст. 30 Закона об АО). Раньше действовало общее правило о выплате дивидендов не позднее 30 июня. Поскольку провести общее собрание, на котором рассмотреть вопрос о распределении прибыли, акционерное общество должно не позднее 30 апреля, то выплатить дивиденды оно должно в течение следующих шести месяцев, если на собрании будет принято решение о распределении прибыли.

Для привилегированных акций срок предусмотрен более жестко —

шесть месяцев после окончания отчетного года (абзац второй ч. 2 ст. 30 Закона об АО).

Для каждой выплаты дивидендов наблюдательный совет АО устанавливает

дату составления перечня лиц, имеющих право на получение дивидендов. Дата составления списка таких лиц не может предшествовать дате принятия решения о выплате дивидендов. Как видим, теперь перечень лиц, имеющих право на получение дивидендов по привилегированным акциям, должен быть составлен в течение месяца после окончания отчетного года (абзац первый ч. 2 ст. 30 Закона об АО). Если после составления списка акционер отчуждает акции, то дивиденды все равно выплачиваются ему, а не новому акционеру (абзац четвертый ч. 2 ст. 30 Закона об АО).

АО уведомляет лиц, имеющих право на получение дивидендов (порядок уведомления должен быть обязательно предусмотрен уставом общества), о дате, размере, порядке и сроках их выплаты. В течение 10 дней после принятия решения о выплате дивидендов публичное АО сообщает о дате, размере, порядке и сроке выплаты дивидендов фондовую биржу (биржи), в биржевом реестре которой пребывает такое АО (

абзац третий ч. 2 ст. 30 Закона об АО).

 

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Произошли некоторые изменения в очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации АО. Первые три очереди остались прежними:

1) требования по возмещению ущерба, причиненного увечьем, другими повреждениями здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом;

2) требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

3) требования по налогам, сборам (обязательным платежам).

А вот

на четвертую ступень поднялись все другие требования кредиторов, которые раньше удовлетворялись в последнюю девятую очередь (новая редакция ст. 89 Закона об АО). Соответственно все другие требования, в частности связанные с выплатой дивидендов по привилегированным и простым акциям, спустились на ступень ниже.

 

Перевод акций в бездокументарную форму

Интересно, что

Законом № 2994 отсрочено вступление в силу требования об обязательном переводе акций в бездокументарную форму до 30.04.11 г., т. е. к обществам, не сделавшим это до 29.10.10 г. (как изначально было предусмотрено), штрафные санкции применены быть не могут. Переходными положениями Закона приведены основные организационные действия, которые должно совершить общество, чтобы изменить форму выпуска акций на бездокументарную (см. извлечение):

 

Перевод акций в бездокументарную форму: порядок действий

Извлечение из новой редакции п. 5 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона об АО

«Приведением деятельности акционерных обществ в соответствие с требованиями данного Закона [Закона об АО.Примеч. ред.] в части обеспечения существования акций исключительно в бездокументарной форме является осуществление таких действий: наблюдательный совет акционерного общества в порядке, установленном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, обязан принять решение о переводе выпуска ценных бумаг из документарной формы в бездокументарную (далее — решение о дематериализации) и обеспечить совершение нижеуказанных действий в такой последовательности:

1) опубликование в официальном печатном органе сообщения о принятом решении о дематериализации ценных бумаг и уведомление об этом персонально каждого акционера, зарегистрированного в реестре владельцев именных ценных бумаг дематериализуемого выпуска способом, определенным при принятии решения о дематериализации (кроме случая, когда акции общества принадлежат одному лицу);

2) подача в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку документов для замены свидетельства о регистрации выпуска именных акций документарной формы существования на свидетельство о регистрации выпуска акций в бездокументарной форме существования. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку обязана выдать свидетельство о регистрации выпуска акций в бездокументарной форме существования в течение 10 рабочих дней с даты подачи эмитентом надлежащим образом оформленных документов в соответствии с установленными ею требованиями;

3) прекращение обслуживания выпуска ценных бумаг в документарной форме у реестродержателя в системе реестра владельцев именных ценных бумаг по этому выпуску. Реестродержатель прекращает ведение реестра в течение 10 рабочих дней с даты опубликования решения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о выдаче эмитенту свидетельства о регистрации выпуска акций в бездокументарной форме существования. Датой закрытия реестра является дата прекращения ведения реестра;

4) заключение в порядке, установленном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, договора об обслуживании эмиссии ценных бумаг с избранным наблюдательным советом депозитарием, который будет обслуживать дематериализуемый выпуск акций, с последующим открытием счета в ценных бумагах эмитента в этом депозитарии и заключением договора об открытии счетов в ценных бумагах владельцам с избранным наблюдательным советом хранителем;

5) депонирование глобального сертификата в избранном депозитарии и предоставление ему необходимых распоряжений и других документов в соответствии с требованиями Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Депонирование депозитарием глобального сертификата осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты опубликования решения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о выдаче эмитенту свидетельства о регистрации выпуска акций в бездокументарной форме существования;

6) обеспечение передачи реестра владельцев именных ценных бумаг и перевода учета прав собственности на акции в бездокументарной форме хранителю. Передача реестра владельцев именных ценных бумаг хранителю осуществляется в течение трех рабочих дней с даты прекращения ведения реестра. Дата передачи реестра владельцев именных ценных бумаг совместно определяется эмитентом, регистратором и хранителем. Хранитель ценных бумаг обязан открыть счета в ценных бумагах акционерам и зачислить на них акции на основании договора с эмитентом и переданного ему (хранителю) реестра владельцев именных ценных бумаг в течение двух месяцев с даты передачи реестра;

7) хранение в соответствии с законодательством реестра владельцев именных ценных бумаг, составленного на дату прекращения ведения системы реестра, и других документов».

 

Порядок приведения уставов «старых» АО к новым требованиям

Речь идет о

приведении уставов акционерных обществ в соответствие не с требованиями Закона № 2994, а с требованиями самого Закона об АО.

Напомним, Закон об АО обязал все акционерные общества, созданные до его вступления в силу, до 30.04.09 г. привести свою деятельность в соответствие с требованиями нового законодательства, в частности изменить название с открытых и закрытых АО на публичные и частные. Безусловно, было бы куда более уместно, если бы положения, устанавливающие порядок такого приведения в соответствие были включены в Закон об АО изначально. Но появились они только теперь, накануне окончания предельного срока совершения всех необходимых действий (см. извлечение). Что ж, лучше поздно, чем никогда.

Приведение деятельности в соответствие с Законом об АО

Извлечение из новой редакции п. 5 Раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона об АО

«Приведением деятельности акционерных обществ, созданных до вступления в силу данного Закона [Закона об АО.Примеч. ред.], в соответствие с данным Законом является осуществление таких действий:

1) внесение изменений в устав общества, которые в том числе предусматривают изменение наименования акционерного общества с открытого или закрытого акционерного общества на публичное акционерное общество либо с открытого или закрытого акционерного общества на частное акционерное общество при условии, что количество акционеров на дату внесения таких изменений не превышает 100 человек, а также выполнение всех других требований данного Закона в уставе общества;

2) приведение внутренних положений общества в соответствие с требованиями данного Закона.

Датой приведения деятельности акционерных обществ, созданных до вступления в силу данного Закона, в соответствие с требованиями этого Закона является дата государственной регистрации изменений к уставу, которые в том числе предусматривают изменение наименования акционерного общества с открытого акционерного общества на публичное или частное акционерное общество либо закрытого акционерного общества на публичное или частное акционерное общество.

Частичное выполнение требований абзаца первого этого пункта не является выполнением требований данного Закона.

Приведение деятельности в соответствие с нормами данного Закона, уставов и внутренних положений акционерных обществ, созданных до вступления в силу данного Закона, в том числе изменение наименования акционерных обществ с открытого или закрытого на публичное либо частное, не является превращением и не требует применения процедуры прекращения».

 

Документы и сокращения статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон № 2994

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах» по усовершенствованию механизма деятельности акционерных обществ» от 03.02.11 г. № 2994-VI.

Закон об АО

— Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.08 г. № 514-VI.

АО

— акционерное общество.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше