Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении Методических рекомендаций

Редакция БН
Письмо от 23.09.2011 г. № 1332/7/22-1417/462

НАЛОГОВЫЕ НАКЛАДНЫЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ

в ЕРНН: ГНСУ утвердила Методрекомендации по проверке

 

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 23.09.11 г. № 1332/7/22-1417/462

«О предоставлении Методических рекомендаций»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым /font> письмом ГНСУ предоставила Методические рекомендации по документальной проверке плательщиков, включивших в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированные, и порядку оформления их результатов (далее — Методрекомендации).

Хотя в самих

Методрекомендациях указано, что их действие распространяется только на проведение документальных проверок плательщиков, однако приведенная в них информация будет полезна плательщикам НДС, ведь в Методрекомендациях налоговики, по сути, дали ответ на два важных вопроса по формированию налогового кредита, возникших в последнее время и не имевших однозначного ответа*.

* См. консультацию «Налоговая накладная, выписанная в сентябре, зарегистрирована в ЕРНН в октябре. Когда возникает право на налоговый кредит?» // «БН», 2011, № 41, с. 45.

1. Когда возникает право на налоговый кредит?

В случае если дата выписки налоговой накладной и дата внесения ее в Единый реестр налоговых накладных (далее — ЕРНН) приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды, плательщик налога — покупатель имеет право включать такую налоговую накладную в налоговый кредит того отчетного (налогового) периода, в котором была выписана налоговая накладная, при условии, что она была внесена в ЕРНН не позднее 20 календарных дней, следующих за датой ее выписки.

Похоже, налоговики согласились с тем, что дата формирования налогового кредита определяется по дате выписки налоговой накладной, а не по дате регистрации ее в ЕРНН или дате получения такой налоговой накладной (после регистрации).

2. Можно ли формировать налоговый кредит на основании приложения Д8?

Если плательщик налога — покупатель воспользовался правом, предоставленным абз. 11 п. 201.10 Налогового кодекса Украины, и приложил к налоговой декларации по НДС Заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (приложение Д8), отсутствие факта регистрации накладной в ЕРНН не является основанием для уменьшения налогового кредита такого плательщика. Оценку права плательщика налога на отнесение в состав налогового кредита сумм НДС по такой накладной следует осуществлять с учетом результатов исследования реального осуществления хозяйственной операции, ее сути и содержания, использования приобретенных товаров/услуг в хозяйственной деятельности в рамках налогооблагаемых операций и т. п.

Подробную информацию о порядке регистрации налоговых накладных в ЕРНН читайте на с. 22 этого номера.

 

 

О предоставлении Методических рекомендаций

Письмо от 23 сентября 2011 года № 1332/7/22-1417/462

 

Государственная налоговая служба Украины <…> предоставляет Методические рекомендации по документальной проверке плательщиков, включивших в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированные, и порядку оформления их результатов.

<…>

 

Председатель В. ЗАХАРЧЕНКО

 

 

Методические рекомендации по документальной проверке плательщиков, включивших в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированные, и порядку оформления их результатов

Приложение к письму от 23 сентября 2011 года № 1332/7/22-1417/462

 

Методические рекомендации по документальной проверке плательщиков, включивших в состав налогового кредита налоговые накладные, подлежащие регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированные, и порядку оформления их результатов (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) и Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» для применения должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы при организации и проведении документальных проверок плательщиков налогов по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правомерности формирования налогового кредита по НДС на основании налоговых накладных, подлежащих регистрации в Едином реестре налоговых накладных (далее Единый реестр), но не зарегистрированных в нем.

Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на проведение документальных проверок соответствующими структурными подразделениями, к функциям которых относится контроль за полнотой исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, а также правомерностью заявленного бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость.

 

I. Организация проверок плательщиков налогов

1.1.

Для обеспечения контроля за количеством внеплановых выездных проверок исследование вопроса правомерности формирования налогового кредита на основании незарегистрированных налоговых накладных осуществляется при плановых и внеплановых проверках (выездных и невыездных), которые проводятся соответствующими структурными подразделениями, а назначение внеплановых проверок на основании абзаца 10 п. 201.10 ст. 201 Кодекса целесообразно только в случае возможных существенных потерь бюджета.

1.2.

Организацию документальных проверок необходимо осуществлять с учетом требований Методических рекомендаций по порядку организации и проведения проверок плательщиков налогов, утвержденных приказом ГНА Украины от 14.04.2011 г. № 213. При этом следует обратить внимание на наличие предусмотренных Кодексом оснований для проведения проверки, направление/вручение плательщикам налогов копии приказа о проведении проверки и письменного уведомления о ее проведении (в случаях, предусмотренных Кодексом).

 

II. Проведение проверок плательщиков налогов

2.

Исследование вопроса о соответствии налоговых накладных, на основании которых суммы НДС отнесены в налоговый кредит, требованиям законодательства, в частности наличия факта их регистрации в Едином реестре, является одним из рисков, обязательных для отработки по направлениям:

2.1.

Необходимо в обязательном порядке проверять наличие квитанции в электронной форме, выдача которой продавцу предусмотрена пунктом 8 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2010 года № 1246. Квитанция в электронной форме является документом, подтверждающим прием налоговой накладной и/или расчета корректировки к регистрации и содержит реквизиты указанных документов, соответствие электронного документа формату (стандарту), утвержденному Государственной налоговой службой Украины, результаты проверки электронной цифровой подписи, информацию о продавце, дату и время приема, регистрационный номер, налоговый период, за который подается налоговая накладная и/или расчет корректировки.

При этом следует учесть, что в соответствии с

абзацем 5 пункта 201.10 статьи 201 Кодекса в случае, если направленные налоговые накладные и/или расчеты корректировки сформированы с нарушением требований, предусмотренных соответственно пунктом 201.1 статьи 201 и/или пунктом 192.1 статьи 192 этого Кодекса, в течение операционного дня продавцу также направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о неприеме их в электронном виде с указанием причин.

Учитывая то, что в случае нерегистрации налоговой накладной в Едином реестре плательщик налога — продавец не освобожден от обязанности включения суммы налога на добавленную стоимость по этой накладной в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период, в этом случае меры по корректировке данных в Системе автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов не осуществляются.

2.2.

Поскольку Законом Украины от 7 июля 2011 года № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» (вступившим в силу 06.08.2011 г.) внесены изменения в пункт 201.10 (абзац 7) статьи 201 Кодекса и предоставлено право регистрации налоговой накладной и расчета корректировки к ней в Едином реестре в срок не позднее 20 календарных дней, следующих за датой их выписки, дата выписки налоговой накладной и дата внесения ее в Единый реестр могут быть в разных отчетных (налоговых) периодах.

В данном случае

Кодексом предоставлена возможность плательщику налога — покупателю товаров/услуг включать в налоговый кредит отчетного (налогового) периода налоговые накладные и/или расчеты корректировки к налоговым накладным, которые выписаны плательщиком налога — продавцом в таком отчетном (налоговом) периоде и внесены в Единый реестр не позднее 20 календарных дней, следующих за датой их выписки.

2.3.

В случае если при проведении проверки установлено, что плательщик налога — покупатель товаров/услуг воспользовался предоставленным пунктом 201.10 (абзац 11) статьи 201 правом и приложил к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на продавца, отказавшегося предоставить надлежащим образом зарегистрированную налоговую накладную, отсутствие факта регистрации накладной в Едином реестре не является основанием для уменьшения налогового кредита такого плательщика. Оценку права плательщика налогов на отнесение в состав налогового кредита сумм НДС по такой накладной следует производить с учетом результатов исследования реального осуществления хозяйственной операции, ее сути и содержания, использования приобретенных товаров/услуг в хозяйственной деятельности в рамках налогооблагаемых операций и т. п.

 

III. Оформление результатов документальных плановых и внеплановых (невыездных и выездных) проверок

3.1.

Оформление результатов документальных плановых и внеплановых проверок производится с соблюдением Порядка оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденного приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 984, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12.01.2011 г. под № 34/18772.

3.2.

При составлении материалов проверки (в зависимости от вида проверки, при которой исследовалась правомерность формирования налогового кредита на основании незарегистрированных налоговых накладных) используются, в частности, образцы форм актов проверок, утвержденных приказами ГНА Украины от 11.09.2008 г. № 584, с изменениями и дополнениями, и от 24.05.2011 г. № 306.

3.3.

В случае установления факта отнесения плательщиком налога — покупателем в состав налогового кредита сумм НДС по не зарегистрированной в Едином реестре налоговой накладной в описательной части акта проверки указываются:

отчетный (налоговый) период, дата, порядковый номер налоговой накладной/расчета корректировки к налоговой накладной, наименование (фамилия, имя, отчество для физического лица — предпринимателя), индивидуальный налоговый номер, местонахождение (налоговый адрес) плательщика налога — продавца, дата, номер и вид гражданско-правового договора, на основании которого осуществлялась поставка товаров/услуг (осуществлялась предварительная оплата), опись (номенклатура) товаров/услуг, их объем, сумма НДС, отнесенного в состав налогового кредита, и т. п.;

указывается о фактах наличия квитанций о приеме/неприеме налоговых накладных к регистрации в Едином реестре, направляемых в электронном виде в текстовом формате плательщику налогов;

четко излагается содержание нарушения с обоснованием нормами

пункта 201.10 (абзац 9) статьи 201 Налогового кодекса Украины, которым предусмотрено отсутствие права покупателя на включение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит в случае отсутствия факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и при нарушении порядка заполнения налоговой накладной.

3.4.

По результатам проверки осуществляется корректировка налогового кредита по НДС на суммы налога, отнесенные по незарегистрированным налоговым накладным, с последующим расчетом налога к уплате, корректировкой отрицательного значения по НДС или заявленного бюджетного возмещения, и в предусмотренные Порядком направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденным приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 985, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 г. под № 1440/18735, сроки направляются (вручаются) плательщику налогов соответствующие налоговые уведомления-решения (в частности, по формам «Р», «В1», «В3» или «В4»).

 

Директор Департамента налогового контроля И. НОСАЧЕВА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше