Темы статей
Выбрать темы

Совместная деятельность: анализируем изменения в НКУ

Редакция БН
Статья

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

анализируем изменения в НКУ

 

Вступление в силу Налогового кодекса привнесло немало нововведений в налогообложение большинства хозопераций. Такая судьба постигла и порядок налогообложения операций по договорам о совместной деятельности. И хотя этот вопрос сравнительно недавно подробно анализировался на страницах нашей газеты («БН», 2010, № 14, с. 33), пришло время взглянуть на данные договоры через призму норм Налогового кодекса.

Роман БЕРЕЖНОЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Регистрация плательщиком налогов

Начнем с того, что в

НКУ появилась более четкая норма о том, какие договоры совместной деятельности (далее — ДСД) подлежат регистрации в органах налоговой службы. Ранее такие требования косвенно вытекали из нескольких нормативно-правовых актов и лучше всего были обобщены в определении уполномоченного лица, приведенном в п. 1.16 Порядка № 80: «1.16. Уполномоченное лицо участник договора (контракта) о совместной деятельности, предусматривающего объединение средств или имущества участников для достижения общей хозяйственной цели (далее — договор о совместной деятельности), — юридическое лицо, зарегистрированное в Украине в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», или его филиал, являющийся плательщиком налога на прибыль и уполномоченный вести учет результатов совместной деятельности другими сторонами согласно условиям договора».

На сегодняшний день в соответствии с

п. 64.6 НКУ на учет в органах ГНИ должны быть взяты ДСД, на которые распространяются особенности налогового учета и налогообложения, установленные НКУ. При этом следующим же предложением названного пункта законодатель решил подчеркнуть важность данного критерия и повторно установил, что в органах ГНИ не подлежат учету ДСД, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения, установленные в НКУ.

Что ж, на первый взгляд критерий очевидный. Посмотрим, как данный вопрос решается в разъяснительной практике*. На официальном сайте ГНАУ в ЕБНЗ нам удалось найти консультацию, из которой следует, что не должны регистрироваться отдельными плательщиками ДСД, заключенные:

— между юридическим лицом и физическим лицом, которое не является предпринимателем;

— между двумя физическими лицами — предпринимателями;

— между двумя субъектами хозяйствования без объединения вкладов.

* Напомним, что ранее (во время действия Закона о налоге на прибыль) на сайте ГНАУ в ЕБНЗ был размещен ряд консультаций, в которых ГНАУ не требовала регистрировать ДСД: 1) налогообложение которых не подчинялось п. 7.7 Закона о налоге на прибыль; 2) заключенные между юридическим лицом и физическим лицом (не предпринимателем); 3) заключенные между двумя физическими лицами — предпринимателями.

При этом в той же консультации ГНАУ отмечает, что ДСД между юридическим лицом и физическим лицом — предпринимателем подлежит регистрации в качестве отдельного плательщика (

см. «Какие ДСД подлежат/не подлежат регистрации в ГНИ»).

 

Какие ДСД подлежат/не подлежат регистрации в ГНИ

Консультация из ЕБНЗ (раздел 040.03)

«Подлежат ли учету в органах ГНС договоры о совместной деятельности между:

— юридическим лицом и физическим лицом, не являющимся предпринимателем;

— юридическим лицом и ФЛП;

— двумя ФЛП;

— субъектами хозяйствования без объединения вкладов участников?

 

Краткий ответ

: Договоры о совместной деятельности между:

— юридическим лицом и физическим лицом, не являющимся предпринимателем;

— двумя ФЛП;

— субъектами хозяйствования без объединения вкладов участников не подлежат учету в органах ГНС. Каждый участник таких договоров состоит на учете в органах государственной налоговой службы и исполняет обязанности плательщика налогов самостоятельно.

Договоры о совместной деятельности между юридическим лицом и ФЛП должны находиться на учете в органах ГНС. В соответствии с п.п. 153.14.2 ст. 153 НКУ учет результатов совместной деятельности ведется плательщиком налога, уполномоченным на это другими сторонами согласно условиям договора, отдельно от учета хозяйственных результатов такого плательщика налога. Следовательно, уполномоченным плательщиком в части ведения налогового учета может быть исключительно лицо, являющееся плательщиком налога на прибыль (юридическое лицо).

 

Мы полностью согласны с ГНАУ,

что уполномоченным лицом может быть только плательщик налога на прибыль. Это следует из п.п. 153.14.2 НКУ. Но со своей стороны считаем, что НКУ не столь категоричен и однозначен в определении круга ДСД, которые подлежат/не подлежат регистрации.

Из положений самого

НКУ четко следуют только требования о наличии в рамках ДСД плательщика налога на прибыль, а также налогообложение такого ДСД согласно особому порядку. Никаких ограничений по субъектному составу ДСД (ограничений для физлиц, для «расходных» ДСД — договоры, которые заключаются с целью приобретения имущества, осуществления расходов и т. п.) в НКУ нам найти не удалось. Поэтому перейдем к анализу особого порядка, которым на данный момент является Порядок № 113, ведь для регистрации ДСД НКУ требует применения такого особого порядка налогообложения.

В данном случае нас интересует

п. 3 Порядка № 113. На наш взгляд, именно в нем кроются основные критерии к регистрации ДСД и применения особого порядка налогообложения: «Настоящий Порядок применяется к тем договорам о совместной деятельности, по которым осуществляется хозяйственная деятельность на территории Украины или целью которых является получение доходов, подлежащих налогообложению в соответствии с разделом III Налогового кодекса Украины».

Полагаем, что критерий хозяйственной деятельности простые физические лица соблюсти не смогут. Ведь хозяйственную деятельность они могут осуществлять в статусе предпринимателя, т. е. после прохождения государственной регистрации (см.

разъяснение Минюста от 14.01.11 г., б/н «Статус физического лица — предпринимателя: проблемы применения законодательства»):

«Статус физического лица — предпринимателя — это юридический статус, удостоверяющий право лица на занятие предпринимательской деятельностью, а именно: самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск хозяйственной деятельностью, осуществляемой субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

<…>

В то же время согласно части первой статьи 128 Хозяйственного кодекса Украины гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица в соответствии со статьей 58 этого Кодекса. Именно в хозяйственных отношениях физические лица — предприниматели принимают участие прежде всего как предприниматели, а не как физические лица, и только на основании их регистрации и внесения сведений о них в Единый государственный реестр юридических и физических лиц — предпринимателей

».

Остается определиться с критерием

«целью которых является получение доходов, подлежащих налогообложению в соответствии с разделом III». Полагаем, от прочтения данной нормы и будет зависеть круг ДСД, подлежащих регистрации.

Если считать, что согласно вышеприведенному критерию облагаться согласно

разделу III НКУ должны доходы всех участников ДСД, то особый порядок налогообложения подлежит применению только для ДСД между плательщиками налога на прибыль. В результате чего регистрации в ГНИ будут подлежать только ДСД, все участники которых — плательщики налога на прибыль. Но в таком случае возникает логичный вопрос: зачем в НКУ установлено, что уполномоченным лицом может/должен быть только плательщик налога на прибыль (если другие участники таковыми не являются)?

Отсюда напрашивается вывод, что требованием к уполномоченному лицу законодатель предполагал, что ДСД могут заключаться и с неплательщиками налога на прибыль. При такой логике особые правила налогообложения ДСД должны касаться и таких ДСД (заключенных не только между плательщиками налога на прибыль). Как следствие, либо ГНАУ превысила свои полномочия, утверждая

Порядок № 113, либо рассматриваемый нами критерий для применения Порядка № 113 предполагает, что облагаться по разделу III НКУ должны доходы как минимум одного участника и/или доходы ДСД, что вполне выполнимо при заключении ДСД с простыми физлицами, с физлицами-предпринимателями, при заключении «расходных» ДСД.

Как бы там ни было, но последнее слово в регистрации ДСД будет за налоговой инспекцией. Надеемся, они не будут существенно сужать сферу применения ДСД.

Определившись с тем, какие ДСД подлежат регистрации, перейдем к процедурным аспектам. Зарегистрировать ДСД в качестве отдельного плательщика налога должен уполномоченный участник (см.

абз. 3 п. 64.6 НКУ), который при этом, как уже было указано выше, должен быть плательщиком налога на прибыль.

Заявление о регистрации ДСД как отдельного плательщика налогов по

ф. № 1-ОПП уполномоченный участник должен подать в течение 10 календарных дней с момента регистрации ДСД, а если в соответствии с законодательством регистрация ДСД не требуется, то с момента вступления в силу (см. абз. 5 п. 64.6 НКУ, п. 4.6 Порядка № 979)*. К заявлению прилагается заверенная копия ДСД.

* В случае несоблюдения данного требования на уполномоченное лицо будет наложен штраф в размере 510 грн. согласно п. 117.1 НКУ.

Если юридическое лицо является уполномоченным лицом по нескольким ДСД, то на каждый такой ДСД ему присваивается отдельный налоговый номер (см.

пп. 2.4, 2.6 Порядка № 979).

С момента взятия на учет ДСД уполномоченное лицо в рамках такого договора становится плательщиком налога на прибыль на общих основаниях (см.

п. 3.9 Порядка № 979).

 

НДС-регистрация

Проблема 1 (12 месяцев или 300 тыс. грн.).

Связана она с добровольной регистрацией плательщиков НДС согласно абз. 1 п. 182.1 НКУ. Проблема достаточно известная и наиболее актуальной была до 06.08.11 г. (до даты вступления в силу Закона № 3609).

Все дело в неоднозначности

п. 182.1 НКУ, из формулировки которого ГНАУ вывела критерии (см. ее письмо от 14.02.11 г. № 4021/7/16-1417 // «БН», 2011, № 9, с. 8), соблюдение которых является обязательным для добровольной НДС-регистрации и которые касаются в том числе и ДСД (см. «Что необходимо для добровольной НДС-регистрации»).

 

Что необходимо для добровольной НДС-регистрации

Извлечение из письма ГНАУ от 14.02.11 г. № 4021/7/16-1417

«<…> начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставки товаров/услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость по добровольному решению в случае, если одновременно:

оно зарегистрировано в качестве субъекта хозяйствования не менее 12 календарных месяцев;

за последние 12 календарных месяцев объем поставки товаров/услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость совокупно составляет 50 и более процентов общего объема поставки.

<…>

Следует отметить, что

лица, определенные в подпунктах 3, 4, 5, 7 пункта 180.1 статьи 180 раздела V Кодекса, а именно лица, ввозящие товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, лица, которые ведут учет результатов деятельности по договорам о совместной деятельности без создания юридического лица, лица — управляющие имущества, лица, уполномоченные вносить налог с объектов налогообложения, возникающих в результате поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, могут быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость как в обязательном порядке (при соблюдении требований статьи 181 раздела V Кодекса), так и по их добровольному решению (при соблюдении требований статьи 182 раздела V Кодекса) ».

 

Мы считаем, что ГНАУ слишком буквально подходит к прочтению

п. 182.1 НКУ, хотя предполагали именно такой вариант развития событий в статье «НДС-регистрация: по новым правилам» // «БН», 2011, № 6, с. 15. После же выхода письма ГНАУ шансы на более либеральное прочтение указанного пункта были сведены к нулю.

В результате на этапе создания ДСД внести вклады и не «потерять» НДС (отразить налоговый кредит у ДСД) сразу не удастся. Теперь для этого необходимо осуществить «танцы с бубном» и либо набрать 300 тыс. грн. по облагаемых НДС операциях, либо подождать 12 месяцев, либо вносить вклады от неплательщиков НДС. Однако последнее проблему решает лишь частично, поскольку впоследствии (в ходе работы по ДСД) все равно может возникнуть вопрос и необходимость в накоплении налогового кредита.

Проблема 2 (что понимать под балансовым капиталом).

Законом № 3609 с 06.08.11 г. положения о добровольной регистрации плательщиков НДС были дополнены новой нормой: «Лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300000 гривень и которое не является плательщиком налога в соответствии с пунктом 181.1 статьи 181 этого Кодекса, может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия осуществленных им налогооблагаемых операций и объема поставки товаров/услуг другим плательщикам налога».

И все бы ничего, вот только у ДСД нет уставного капитала. В результате:

1) либо к ДСД положения об уставном капитале следует применять по аналогии, т. е. для добровольной регистрации ДСД достаточно, чтоб внесенные участниками вклады превысили порог в 300 тыс. грн.;

2) либо для добровольной регистрации ДСД должен набрать активов тех видов, которые перечислены в

ст. 182.1 НКУ, на сумму 300 тыс. грн., что создаст налоговые потери по НДС в размере 20 % от названной суммы.

 

НДС — обновленные правила налогообложения

Как вы помните,

Закон об НДС рассматривал передачу активов в ДСД (уполномоченному участнику в рамках ДСД) как поставку товаров, о чем была прямая норма в п.п. 3.2.8 Закона об НДС. В НКУ такой подход остался неизменным и теперь содержится в п.п. 196.1.7 НКУ.

Правда, на этом в

НКУ законодатель не остановился. И о том, что передача товаров (результатов работ/услуг) в качестве вклада в ДСД является их поставкой для целей НДС, а соответственно и объектом обложения НДС, упомянул как в определении термина «поставка товаров» (см. абз. «г» п.п. 14.1.191 НКУ), так и в определении термина «поставка услуг» (см. абз. «г» п.п. 14.1.185 НКУ*).

* Тут же хотим обратить внимание на один курьезный момент. В определении термина «поставка услуг» законодатель почему-то дважды упоминает о ДСД. Помимо абз. «г» п.п. 14.1.185 НКУ о взносе и возврате имущества в рамках ДСД упоминается и в абз. «ґ». Полагаем, что это результат низкой законодательной техники.

На первый взгляд может показаться, что законодатель излишне осторожен. Однако упоминание о ДСД в определении терминов «

поставка товаров» и «поставка услуг» сыграет, по нашему мнению, положительную роль и позволит решить как минимум две проблемы, потенциально существующие и существовавшие еще в бытность Закона об НДС.

Первая касается возврата вкладов из ДСД. Дело в том, что и

п.п. 3.2.8 Закона об НДС, и п.п. 196.1.7 НКУ к поставке товаров (облагаемой НДС операции) относили и относят только «передачу товаров (работ, услуг) на отдельный баланс плательщика налога, уполномоченного договором вести учет результатов такой совместной деятельности». При этом о возврате товаров (работ, услуг) из ДСД ничего не сказано. Это создавало определенную неясность в порядке обложения операций по возврату имущества из ДСД, которую ГНАУ попыталась урегулировать в письме от 05.06.06 г. № 10557/7/16-1517-12. Помимо этого, упоминание в п.п. 3.2.8 Закона об НДС об отдельном балансе также создавало соблазн признать передачу товаров (работ, услуг) в ДСД в качестве необлагаемой НДС операцией в силу того, что уполномоченное лицо далеко не всегда ведет отдельный баланс по ДСД. Последнее отнюдь не в пользу участников ДСД, ведь обязательства по НДС они все равно начисляли, только уже в результате условной продажи и без права на налоговый кредит у ДСД.

Теперь же все эти проблемы должны решаться через призму общих норм: любая передача товаров (работ, услуг) лицу, уполномоченному вести учет по ДСД, а также

возврат от такого лица товаров (работ, услуг) является поставкой товаров или поставкой услуг, которые, в свою очередь, являются объектом обложения НДС согласно ст. 185 НКУ.

Обратите внимание, что в

п.п. «г» п.п. 14.185 и в п.п. «г» п.п. 14.1.191 НКУ речь идет об «ИХ возврате». То есть можно предположить, что речь идет о возврате именно того, что вносилось. Однако, на наш взгляд, законодатель подразумевал просто товары или услуги (без их индивидуализации), чтобы уравновесить операции по внесению товаров/услуг в ДСД и операции по передаче товаров/услуг от ДСД участникам.

Вторая проблема, которую частично поможет решить упоминание о передаче/возврате имущества в ДСД (из ДСД), — это требования к формированию налогового кредита. В

п. 198.1 НКУ, в частности, сказано:

«198.1.

Право на отнесение сумм налога в налоговый кредит возникает в случае осуществления операций по:

а)

приобретению либо изготовлению товаров (в том числе в случае их ввоза на таможенную территорию Украины) и услуг;

б)

приобретению (строительству, сооружению, созданию) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов, как взнос в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности)».

Нетрудно заметить, что в случае формирования налогового кредита по необоротным активам ДСД упоминаются отдельно, а в случае с оборотными активами — о ДСД речь не идет. И если вспомнить, как ГНАУ разграничивала последствия по налогу на прибыль в случае взноса (передачи) в уставный капитал оборотных и необоротных активов, то существуют риски такого же подхода и к правилам формирования налогового кредита.

Так вот, исходя из того, что приобретение товаров (работ, услуг) — это обратная сторона операции по их поставке, то упоминание о ДСД в определении терминов «

поставка товаров» и «поставка услуг» позволяет нам утверждать, что приобретение товаров и услуг, упоминаемое в абз. «а» п. 198.1 НКУ, включает в себя и операции по передаче товаров (работ, услуг) в качестве вклада в ДСД, а также их возврат. Соответственно и НДС, начисленный на такие операции, может быть отражен в составе налогового кредита как ДСД (при взносе вкладов), так и участников (при распределении между ними имущества ДСД).

 

Налог на прибыль по-новому

Если в целом изменения в

НКУ в части обложения ДСД НДС можно назвать положительными, то в части обложения ДСД налогом на прибыль такого не скажешь. Но обо всем по порядку.

В общем, законодатель оставил подход, согласно которому ДСД — отдельное лицо для целей определения объекта обложения налогом на прибыль и отдельный плательщик такого налога. В результате чего при определении доходов и расходов такое лицо должно руководствоваться общими положениями

НКУ о формировании доходов и расходов. Это следует из специальных норм, установленных в п. 153.14 НКУ, а также Порядком № 113.

Что же касается отношений ДСД, как отдельного лица и плательщика налога на прибыль, с участниками такого ДСД, то они по-прежнему приравниваются к отношениям на основании отдельных гражданско-правовых договоров. Причем по-прежнему не ясна правовая природа таких договоров. Полагаем, как и прежде, передача/возврат имущества в ДСД для самого ДСД как отдельного плательщика будет рассматриваться как приобретение/продажа такого имущества, а для участников ДСД — как продажа/приобретение соответственно. Правда, следует отметить, что если ранее подтверждением такому выводу был

п. 12 Порядка ведения налогового учета результатов совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, утвержденного приказом ГНАУ от 30.09.04 г. № 571, то аналога данной нормы в Порядке № 113, к сожалению, нет.

При этом

НКУ устанавливает, что для определения объекта обложения налогом на прибыль не учитываются (т. е. не включаются в состав доходов):

1)

«суммы средств или стоимость имущества, поступающие плательщику налога в виде прямых инвестиций или реинвестиций в корпоративные права, эмитированные таким плательщиком налога, в том числе денежные либо имущественные взносы согласно договорам о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица» (п.п. 136.1.3 НКУ). Данная норма представляет собой аналог ранее действовавшего п.п. 4.2.5 Закона о налоге на прибыль. Считаем, что она должна касаться доходов как уполномоченного участника, так и ДСД как отдельного плательщика налога на прибыль. Иными словами, взносы от участников ДСД не должны увеличивать объект обложения ни у уполномоченного участника, ни у ДСД. При этом право на расходы у ДСД остается (в случае получения имущественного взноса), равно как и обязанность у участника признать продажу и отразить доходы от такого взноса;

2)

«средства или имущество, возвращаемые участнику договора о совместной деятельности без создания юридического лица, в случае прекращения, расторжения или внесения соответствующих изменений в договор о совместной деятельности, но не выше стоимости вклада» (см. п.п. 136.1.14 НКУ). Данная норма будет работать при прекращении ДСД и возврате вкладов участникам ДСД путем распределения активов, накопленных ДСД. Как вы понимаете, данная норма позволяет избежать двойного налогообложения и не признавать доходы у участников в размере их вкладов. В то же время данная норма не должна быть препятствием для отражения у участников расходов, если вклады возвращаются имуществом.

Как вы понимаете, все вышеописанное было и ранее. Не совсем так. Раньше было

«но не выше номинальной стоимости акций (долей, паев)». Иногда это может иметь существенное значение. Слово «номинальной», думаю, было исключено не зря. Так что принципиальным образом налогообложение ДСД не поменялось, в том числе и в части наличия проблем. Причем последних наметилось несколько больше.

Во-первых,

НКУ не устанавливает обязательного распределения прибыли, как этого ранее требовал п.п. 7.7.4 Закона о налоге на прибыль. Однако ГНАУ таких изменений не заметила и новая форма декларации для ДСД по-прежнему предполагает распределение прибыли и начисление налога, вне зависимости от воли участников.

Во-вторых, законодатель почему-то забыл предусмотреть в

НКУ аналог ранее действовавшего п.п. 4.2.11 Закона о налоге на прибыль, согласно которому не включались в состав доходов «доходы от совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, обложенные налогом в порядке, установленном пунктом 7.7 статьи 7 данного Закона, и дивиденды, которые не подлежат включению в валовой доход в соответствии с подпунктом 7.8.6 пункта 7.8 статьи 7 данного Закона». Иными словами, в НКУ прямо не установлено, что прибыль, которая была обложена налогом на прибыль в рамках ДСД уполномоченным лицом, не подлежит повторному включению в объект обложения участников ДСД. В то же время как для дивидендов аналог п.п. 4.2.11 Закона о налоге на прибыль существует в п.п. 136.1.12 НКУ. Как вы понимаете, это грозит двойным обложением прибыли, полученной в ДСД и распределенной между участниками: первый раз у ДСД при ее распределении, второй — у участников. Собственно говоря, ГНАУ уже разместила «опасную» консультацию в ЕБНЗ, из которой следует, что прибыль, полученная от ДСД, подлежит включению в состав доходов участников ДСД (см. «Что делать с прибылью, полученной от ДСД»).

 

Что делать с прибылью, полученной от ДСД

Консультация из ЕБНЗ (раздел 110.21)

«Включается ли в доходы плательщика налога — участника совместной деятельности полученная от лица, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности, часть прибыли от совместной деятельности?

Да, включается.

В соответствии с п. 135.1 <…> НКУ доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, включаются в доходы отчетного периода по дате, определенной в соответствии со статьей 137, на основании документов, указанных в пункте 135.2 этой статьи, и состоят из дохода от операционной деятельности, определяемого в соответствии с пунктом 135.4 этой статьи, и других доходов, которые определяются в соответствии с пунктом 135.5 этой статьи, за исключением доходов, определенных в пункте 135.3 этой статьи и в статье 136 этого Кодекса. Статьей 136 НКУ определен перечень доходов, не учитываемых для определения объекта налогообложения, однако доходы, полученные плательщиком налога — участником совместной деятельности как часть прибыли от такой деятельности, с которой лицом, уполномоченным вести учет результатов совместной деятельности, удержан налог на прибыль в соответствии с п.п. 153.14.3 п. 153.14 ст. 153 НКУ, в указанный перечень не включены. Учитывая указанное, часть прибыли от совместной деятельности, полученная плательщиком налога — участником совместной деятельности, включается в доход такого плательщика налога как прочие доходы за отчетный период на основании п.п. 135.5.14 п. 135.5 ст. 135 НКУ».

 

Хотелось бы, чтобы двойного обложения прибыли в данном вопросе не было.

Смелые налогоплательщики могут попробовать апеллировать к следующему. НКУ требует только того, чтобы прибыль, полученная в ДСД, была обложена налогом на прибыль. При этом НКУ устанавливает особый порядок обложения такой прибыли — уполномоченным лицом в учете ДСД при распределении прибыли между участниками. Из этого следует, что участники уже не должны повторно облагать прибыль от ДСД.

В-третьих, как уже указывалось выше,

НКУ четко не урегулировал правовой статус имущественных взносов. К тому же в Порядке № 113 ГНАУ не сохранила ранее действовавшую норму, четко приравнивавшую имущественные взносы к их продаже и приобретению. Как бы на этом фоне не возникла проблема, которая существовала ранее со взносом в уставный капитал товаров. Напомним, что в ряде своих разъяснений (см., например, консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 40, с. 43, а также отмененный фрагмент письма ГНАУ от 19.12.06 г. № 23881/7/15-0317), проводя параллель с тем, как урегулирован в Законе о налоге на прибыль порядок передачи в уставный капитал основных фондов, ГНАУ отказывала налогоплательщикам в формировании расходов по товарам, полученным в качестве взноса в уставный капитал.

Надеемся, таких проблем не будет с имущественными взносами в ДСД. По нашему мнению, данный вопрос должен решаться в прежнем порядке, а именно: взнос оборотных и необоротных активов в ДСД должен приводить к отражению такой операции в учете участников как продажи активов, а в учете ДСД — как их приобретения. В пользу такого подхода, наверное, говорит п.п. 153.14.5 НКУ.

 

Документы статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 3609

— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI («БН», 2011, № 33).

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (утратил силу с 01.04.11 г., кроме п. 1.20 этого Закона, который действует до 01.01.13 г.).

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (утратил силу).

Порядок № 113

— Порядок ведения учета результатов совместной деятельности без образования юридического лица, утвержденный приказом ГНАУ от 28.12.11 г. № 113. Порядок № 80 — Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 в редакции приказа от 17.11.98 г. № 552 (утратил силу).

Порядок № 979 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 979.

ФЛП

— физическое лицо — предприниматель.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше