Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам налогообложения туроператорской и турагентской деятельности

Редакция БН
Приказ от 16.02.2012 г. № 126

НДС В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Обобщающая консультация ГНСУ

Приказ Государственной налоговой службы Украины от 16.02.12 г. № 126

«Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам налогообложения туроператорской и турагентской деятельности»

 

Комментируемым приказом утверждена Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам налогообложения туроператорской и турагентской деятельности (далее — консультация № 126), в которой налоговики разъяснили особенности обложения НДС туристических услуг.

Налоговики напомнили, что в ст. 207 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) в основу налогообложения туристического продукта положен маржинальний принцип определения базы обложения НДС.

У туристического оператора базой налогообложения является вознаграждение, определяемое как разница между стоимостью поставленного туристического продукта (туристической услуги) и стоимостью расходов, понесенных туроператором в результате приобретения (создания) такого турпродукта (пп. 207.2 и 207.3 НКУ).

Если туроператор выступает посредником при заключении договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности, базой налогообложения является вознаграждение, начисляемое (выплачиваемое) ему таким иностранным субъектом туристической деятельности. Также и у туристических агентов базой налогообложения является комиссионное (агентское) вознаграждение. В обоих случаях такое вознаграждение может удерживаться из средств, полученных посредником от потребителя турпродукта (пп. 207.4 и 207.5 НКУ ).

В соответствии с п. 207.6 и абзацем четвертым п.п. 139.1.6 НКУ суммы входного НДС (уплаченного в составе расходов на приобретение товаров (услуг), входящих в состав расходов и основных средств или нематериальных активов, подлежащих амортизации) не учитываются при определении базы обложения НДС, а включаются в расходы или в стоимость соответствующего объекта основных средств или нематериального актива.

Кроме того, налоговики ответили на четыре вопроса по налогообложению турпродукта (см. «Особенности налогообложения турпродукта»).

 

Особенности налогообложения турпродукта

Извлечение из консультации № 126

«Вопрос 1. Включаются ли в базу обложения НДС туристического продукта суммы НДС, уплаченные (начисленные) туристическим оператором в составе расходов на приобретение товаров (услуг) для формирования туристического продукта?

Ответ. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные туристическим оператором в составе расходов на приобретение товаров (услуг) для формирования туристического продукта, в соответствии со статьей 139 Кодекса включаются в расходы и не учитываются при определении базы обложения НДС, т. е. не включаются в базу налогообложения.

Так, например, расходы, понесенные туристическим оператором в результате приобретения (создания) туристического продукта (туристической услуги), составили 18 тыс. грн. (в том числе НДС, уплаченный в составе расходов на приобретение (создание) такого туристического продукта (туристической услуги) — 3 тыс. грн.).

Вознаграждение (база обложения НДС) определено в сумме 2 тыс. грн., поэтому налоговые обязательства по НДС по такому туристическому продукту у туроператора будут равны 0,4 тыс. грн.

Следовательно, общая стоимость туристического продукта, подлежащего оплате покупателем, составляет 20,4 тыс. грн. (18 тыс. грн. + 2 тыс. грн. + (2 тыс. грн. х 20 %)).

При этом туроператор в налоговой накладной, выписанной турагенту, должен отразить базу налогообложения 2 тыс. грн. и сумму НДС 0,4 тыс. грн.

Вопрос 2. Как отражаются налоговые накладные, полученные от поставщиков товаров (услуг), формирующих туристический продукт, в Реестре выданных и полученных налоговых накладных?

Ответ. Учитывая, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в стоимости товаров (услуг), формирующих туристический продукт, не принимают участия в формировании объекта обложения НДС, данные суммы приравниваются к расходам, которые предназначены для операций, не являющихся объектом налогообложения, поэтому налоговые накладные, полученные от поставщиков товаров (услуг), формирующих туристический продукт, отражаются в Реестре выданных и полученных налоговых накладных в разделе II «Полученные налоговые накладные», где стоимость товаров (услуг) без учета НДС отражается в графе 11 «стоимость без НДС», а сумма НДС — в графе 12 «сумма НДС», предназначенных для отражения операций, которые освобождены от налогообложения или не являются объектами налогообложения.

Вопрос 3. В какой части туристический оператор имеет право на формирование налогового кредита?

Ответ. Учитывая, что базой налогообложения туристического оператора является полученное им вознаграждение, то такой туристический оператор имеет право формировать налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость только в части его расходов на приобретение товаров (услуг), непосредственно связанных с получением такого вознаграждения.

Вопрос 4. На какую дату у туристического оператора возникают налоговые обязательства?

Ответ. Налоговые обязательства по поставке туристического продукта у туристического оператора определяются в соответствии с общим правилом, установленным пунктом 187.1 статьи 187 Кодекса, по правилу «первого события»:

либо на дату зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке,

либо на дату отгрузки товаров, а для услуг — на дату оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога».

 

Итак, налоговики в ответе на вопрос 1 признали, что при определении базы налогообложения расходы на формирование турпродукта следует учитывать с учетом НДС.

Кроме того, заметим, что в приведенном примере налоговики рассмотрели идеальную ситуацию, когда на момент поставки турпродукта уже известна сумма расходов на его создание. Однако такая ситуация встречается нечасто. Как правило, туроператор сначала получает предварительную оплату от туриста (должен определить налоговые обязательства по первому событию, как указано в ответе на вопрос 4), а затем формирует расходы на его создание (по мере потребления турпродукта).

Напомним, что КВРУ в письме от 14.10.11 г. № 04-39/10-1038* предлагал начислять налоговые обязательства исходя из расчетного размера вознаграждения, а после определения стоимости сформированного турпродукта проводить соответствующий перерасчет налоговых обязательств по НДС по правилам, определенными ст. 192 НКУ. Мы тоже предлагали именно такой подход в статье «НДС по новым правилам. Туристические услуги» // «БН», 2011, № 22, с. 13.

* См. ком. «Туристическая деятельность: КВРУ разъяснил порядок обложения НДС» // «БН», 2011, № 46, с. 7.

В ответе на вопрос 2 налоговики предлагают отражать налоговые накладные (НН), полученные при приобретении товаров/услуг, формирующих турпродукт, в гр. 11 и 12 Реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр).

Отразив такие НН в графах Реестра, предназначенных для отражения в не облагаемых налогом операциях, на наш взгляд, их не стоит включать в декларацию по НДС. Дело в том, что приобретенные товары/услуги, хотя и предназначены для использования в налогооблагаемых операциях, однако их нельзя отражать в стр. 10.1 декларации по НДС (они не формируют налоговый кредит), также их не стоит отражать в стр.10.2 декларации по НДС, предназначенной для отражения операций по приобретению товаров/услуг для не облагаемых налогом операций.

Напомним, что в упоминавшемся письме КВРУ предлагал вообще не отражать такие операции ни в Реестре, ни в декларации по НДС.

В ответе на вопрос 3 налоговики указали, что туроператор имеет право на формирование налогового кредита в части его расходов на приобретение товаров/услуг, непосредственно связанных с получением его вознаграждения.

Следует уточнить, что, на наш взгляд, здесь идет речь о суммах НДС, связанных с административными расходами (канцелярские товары, аренда офиса, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и др.), которые напрямую не формируют себестоимость турпродукта, но связаны с хозяйственной деятельностью туроператора.

На возможность включения таких сумм НДС в налоговый кредит налоговики указывают в консультации, размещенной в разделе 130.32 ЕБНЗ**. Однако следует обратить внимание, что там налоговики говорят о частичном включении таких сумм НДС в налоговый кредит в той части, которая пропорциональна налогооблагаемым операциям в рамках хозяйственной деятельности. Скорее всего, налоговики здесь намекают на распределение входного НДС по ст. 199 НКУ.

** Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua

Однако следует заметить, что поставка туристического продукта не является основанием для распределения входного НДС. Ведь такая операция облагается НДС полностью, а не частично (такая операция не подпадает под действие ст. 196 или 197 НКУ , поэтому не отражается в стр. 3 — 5 декларации по НДС). Просто база налогообложения по такой операции определяется по специальным правилам, установленным ст. 207 НКУ (по маржинальному принципу).

Поскольку согласно ст. 5 Закона Украины «О туризме» в редакции от 18.11.03 г. № 1282-IV исключительной деятельностью туроператора являются организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, то туроператор не может осуществлять другие виды деятельности, не облагаемые НДС. Следовательно, оснований для распределения входного НДС и заполнения стр. 15 декларации по НДС у туроператора не должно быть.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше