ПЛАТЕЖНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ
предпринимателями-единоналожниками не применяются
Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 29.04.13 г. № 2397/5/99-99-18-05-16
Письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.05.13 г. № 3502-06/16081-12
«Об использовании электронных платежных средств»
В комментируемых письмах Миндоходов и Минэкономразвития пришли к выводу, что субъекты хозяйствования, не применяющие регистраторы расчетных операций (РРО), не обязаны обеспечивать возможность осуществления покупателями расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств (ЭПС).
Напомним историю проблемы. В соответствии с п. 14.19 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III (далее — Закон о платежных системах) субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями ЭПС расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, причем одной из них является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.
Требования к субъектам хозяйствования по приему ЭПС в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяются Кабмином. На сегодняшний день Кабмин не принял нормативный документ во исполнение указанных норм. Поэтому, ориентируясь только на п. 14.19 Закона о платежных системах, налоговики (см. консультацию в разд. 109.06 ЕБНЗ) утверждали, что все субъекты сферы торговли и услуг, в том числе и плательщики единого налога, освобожденные от использования РРО, должны иметь платежные терминалы (ПТ), чтобы дать возможность потребителям рассчитываться за приобретенные товары (предоставленные услуги) с использованием
ЭПС.
В то же время пока что до сих пор формально продолжает действовать постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.10 г. № 878 (далее — постановление № 878). Это постановление в свое время было разработано во исполнение старой редакции Закона о платежных системах, в которой правила применения ЭПС отличались от действующих на сегодняшний день. Принципиальная разница заключалась в том, что обязательно использовать ПТ должны были только субъекты хозяйствования, использующие РРО. Следовательно, предприниматели — плательщики единого налога, которые освобождены от использования РРО, согласно постановлению № 878 освобождаются и от обязательного использования ПТ.
Итак, на данный момент существует юридическая коллизия: п. 14.19 Закона о платежных системах требует применять ПТ всеми субъектами хозяйствования с учетом требований, которые для них должен установить Кабмин, а постановление № 878, разработанное во исполнение уже недействительной нормы Закона о платежных системах, освобождает от такой обязанности субъектов, не использующих РРО. Впрочем, на наш взгляд, постановление № 878 и может быть тем самым документом, разработку которого от Кабмина требует обновленный п. 14.19 Закона о платежных системах.
С учетом этого у субъектов хозяйствования (в том числе предпринимателей-единоналожников) возникает вопрос: нужно им ли использовать ПТ, если такие субъекты освобождены от использования РРО? Ответ на него дали Миндоходов и Минэкономразвития в комментируемых письмах. В них эти два компетентных органа власти, проанализировав действующие на сегодняшний день нормативно-правовые акты, пришли к следующему выводу: субъекты хозяйствования, не применяющие регистраторы расчетных операций, не обязаны использовать ЭПС для осуществления расчетов за проданные товары и предоставленные услуги (см. «Если не применяем РРО, то ПТ тоже устанавливать не обязательно» на с. 10).
| Если не применяем РРО, то ПТ тоже устанавливать не обязательно Извлечение из письма Миндоходов от 29.04.13 г. № 2397/5/99-99-18-05-16 «В соответствии с пунктом 14.19 статьи 14 Закона контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований по осуществлению расчетов с использованием электронных платежных средств осуществляет Государственная налоговая служба Украины, а за обеспечением защиты прав держателей электронных платежных средств на осуществление указанных расчетов — специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Требования к субъектам хозяйствования по приему электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяет Кабинет Министров Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.09.10 г. № 878 «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» установлено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и в соответствии с законом использующие регистраторы расчетных операций, должны осуществить переход на обязательный прием электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги). Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено освобождение от обязательного приема электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) заведений общественного питания закрытого типа, обслуживающих определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий, предприятий торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций), а также субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек. Согласно статье 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» физические лица — предприниматели при осуществлении продажи товаров (предоставлении услуг) не применяют регистраторы расчетных операций и расчетные книжки при условии уплаты единого налога. В соответствии с пунктами 21 и 22 постановления КМУ от 15.06.06 г. № 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров» субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования специальных платежных средств при осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. Расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством. Исходя из изложенного действующим законодательством не установлена обязанность о необходимости использования электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами хозяйствования, не применяющими регистраторы расчетных операций». |
Таким образом, из комментируемых писем следует: и Миндоходов, и Минэкономразвития соглашаются с тем, что обязательно использовать ПТ должны только субъекты хозяйствования, использующие РРО. Те же субъекты хозяйствования, которые освобождены от их использовании (например, предприниматели-единоналожники), освобождаются от использования и ПТ.
Выводы контролирующих органов, сделанные в комментируемых письмах, полностью соответствуют позиции редакции, изложенной в статье «Предприниматели-единоналожники без РРО: нужен ли им платежный терминал?» // «БН», 2013, № 22, с. 42.
Таким образом, к должностным лицам предприятий и предпринимателей, не применяющих РРО, не может быть применена ответственность по ст. 16315 Кодекса Украины об административных правонарушениях*. Также, на наш взгляд, не может быть применена и ответственность к субъектам хозяйствования согласно п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
Однако хотим обратить внимание на то, что в разд. 109.06 ЕБНЗ до сих пор содержится консультация налоговиков, в которой речь идет о том, что использовать ПТ должны все без исключения субъекты хозяйствования. Надеемся, что налоговики на местах при рассмотрении этого вопроса будут ориентироваться на нормы комментируемых писем, а не на это фискальное разъяснение.
Сергей ДЕЦЮРА
* О введении этой ответственности читайте в ком. «Наличное обращение: новая ответственность за отсутствие платежных терминалов в рознице» // «БН», 2013, № 4, с. 4.
