Темы статей
Выбрать темы

Предприниматели-единоналожники без РРО: нужен ли им платежный терминал?

Редакция БН
Статья

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ-ЕДИНОНАЛОЖНИКИ БЕЗ РРО:

нужен ли им платежный терминал?

 

Благодаря изменениям в законодательстве, регулирующем вопросы применения платежных терминалов и расчетов банковскими карточками в торговой сети, с конца прошлого года значительно расширился круг лиц, обязанных их использовать.

Тем не менее в отсутствие новых подзаконных актов возникают вопросы: обязаны ли частные предприниматели-торговцы, не применяющие РРО, устанавливать у себя платежные терминалы, на каких условиях, грозят ли им штрафные санкции за их отсутствие.

Ответить на них и разобраться с некоторыми другими нюансами мы постараемся в данной статье.

Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», bn@id.factor.ua

 

 

Что такое платежный терминал

Прежде всего начнем с определения понятия «платежный терминал» (далее — ПТ) и других средств, с помощью которых осуществляются безналичные расчеты в торговой сети.

Итак, ПТ — это электронное устройство, которое может при операциях с применением электронного платежного средства (п. 1.321 Закона о платежных системах):

— делать перевод со счета покупателя на счет торговца;

— выдавать наличные;

— формировать справочную информацию;

— печатать документы.

Под электронным платежным средством (далее — ЭПС) понимается платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства, в том числе ПТ, получать информацию о принадлежащих денежных средствах и инициировать их перевод (банковские платежные карточки, мобильные платежные инструменты и т. д.).

Проще говоря, ПТ дает возможность предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли или услуг, принимать к оплате не только наличные средства, но и ЭПС и, возможно, тем самым привлечь больше клиентов.

Причем, для того, чтобы у предпринимателя работал ПТ, совсем не обязательно наличие РРО. Тем не менее его установка и обслуживание связаны с дополнительными хлопотами: необходимостью открыть текущий счет, оплачивать услуги банка за расчетно-кассовое обслуживание; дополнительными затратами на электроэнергию и т. д. Поэтому далеко не все предприниматели торопятся обзавестись ПТ и до сих пор взвешивают все «за» и «против».

Однако, как мы сказали в преамбуле, законодательство все больше расширяет круг лиц, которые должны обзавестись ПТ. Поэтому разберемся, насколько опасно отсутствие ПТ у единоналожников, будут ли за это к ним применяться штрафные санкции.

 

Экскурс в историю обязательного применения ПТ

История обязательного внедрения специальных платежных средств началась еще в конце 2004 года: именно тогда вступили в силу изменения, внесенные в Закон о платежных системах, которые обязали субъектов торговли и сферы услуг, но только применяющих РРО, также обеспечить прием специальных платежных средств (этот термин использовался до определения ЭПС).

Кабмин должен был утвердить условия перевода торговцев на обязательный прием ЭПС в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги), а также исключения по выполнению таких расчетов отдельными категориями торговцев. Так, вскоре было утверждено действующее и на сегодняшний день постановление № 878. Им были предусмотрены следующие условия перехода на обязательное использование ПТ:

1) до 1 июля 2011 года обязаны были обеспечить возможность использования ЭПС субъекты хозяйствования (кроме субъектов малого предпринимательства, т. е. в том числе кроме предпринимателей), осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

2) до 31 декабря 2011 года:

— субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек;

— субъекты хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 тыс. до 100 тыс. человек.

При этом количество ПТ согласно постановлению № 878 должно составлять не менее чем 50 % количества РРО, а при использовании одного РРО должен быть один ПТ.

Постановлением № 878 от обязанности применять ПТ освобождаются:

— субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 25 тыс. человек;

— заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;

— предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций).

Кроме того, из постановления № 878 следовало, что ПТ не обязаны применять субъекты хозяйствования, освобожденные от использования РРО, в частности, предприниматели на едином налоге (п. 6 ст. 9 Закона об РРО и п. 296.10 НКУ).

Поэтому до недавнего времени проблема с применением к ним штрафных санкций не стояла вообще. В свою очередь предприниматели, которые попадали под действие норм постановления № 878, должны были в указанные сроки установить ПТ, иначе на них мог быть наложен штраф за нарушение п. 21 Порядка № 833 (правил торговли) в размере от 17 до 170 грн. (от 1 до 10 нмдг) по ст. 155 КУоАП. Наложить такой штраф могли представители органов по защите прав потребителей.

Однако в конце 2012 года в Закон о платежных системах были внесены существенные изменения, которые в том числе изменили и перечень лиц, обязанных применять ЭПС, о чем мы скажем далее.

 

Ситуация на сегодня

Так, с 18.10.12 г. вступила в силу новая редакция Закона о платежных системах. Порядок установки и использования при расчетах ПТ теперь приводится в п. 14.19 данного Закона. В нем говорится, что при расчетах с покупателями за проданные товары или предоставленные услуги субъекты хозяйствования обязаны обеспечить возможность расчетов ЭПС, причем без уточнения важного момента: касается это только тех субъектов, которые должны применять РРО, или нет.

Также установлено, что требования к субъектам хозяйствования относительно приема ЭПС за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяет Кабмин, который, к сожалению, не обновил необходимый нормативный документ.

Добавим, что еще одним нюансом использования ПТ является предоставление возможности осуществлять расчеты с помощью ЭПС не менее трех платежных систем (VISA, Master Card и т. д.). Одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (например, прием карточек НСМЭП — Национальной системы массовых электронных платежей). Заметим, что сейчас в Украине используются несколько платежных систем, с их перечнем можно ознакомиться на сайте НБУ: www.bank.gov.ua.

Таким образом, получается, что, с одной стороны, действует общая норма п. 14.19 Закона о платежных системах, которая вроде бы обязывает всех субъектов сферы торговли и услуг обзавестись ПТ, с другой — не отменено и не подкорректировано постановление № 878, которое освобождает от этого предпринимателей-единоналожников.

Вместе с тем отстраниться от этого вопроса единоналожники не могут, так как вместе с новыми требованиями относительно ПТ увеличились и размеры штрафов за их отсутствие. Кроме того, право их налагать появилось не только у представителей органов по защите прав потребителей, но и у налоговиков.

В своих разъяснениях в ЕБНЗ, отвечая на вопрос, какие субъекты хозяйствования освобождаются от обязательного приема ЭПС, налоговики приводят мнение, которое вряд ли порадует единоналожников. Так, представители ГНСУ считают, что в настоящее время постановление № 878 не приведено в соответствие с Законом о платежных системах, поэтому должно применяться в части, не противоречащей ему. С учетом того, что освобождение отдельных субъектов хозяйствования от обязательного приема ЭПС этим Законом не предусмотрено, иметь ПТ для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) обязаны все субъекты хозяйствования, в том числе и предприниматели на едином налоге (консультация в разд. 07.07 ЕБНЗ).

К сожалению, НБУ в письме от 05.03.13 г. № 25-313/2725* не проясняет ситуацию, но подчеркивает, что применение штрафных санкций за отсутствие ПТ находится в компетенции органов ГНСУ, т. е. фактически соглашается с их точкой зрения.

* См. ком. «Платежные терминалы: Нацбанк и Минэкономики четко не говорят, кто их обязан применять» // «БН», 2013, № 16 — 17, с. 9.

Более приемлемой для единоналожников будет позиция Министерства экономического развития и торговли Украины, которую они изложили в письме от 07.02.13 г. № 3501-06/4370-12*. Представители этого ведомства склоняются к тому, что на сегодняшний день не применяющие РРО субъекты хозяйствования могут по собственному желанию оборудовать торговые точки ПТ для осуществления расчетов потребителями с использованием ЭПС, т. е. руководствоваться нормами действующего постановления № 878.

В то же время представители Министерства явно проявили осторожность и предложили для получения более обстоятельной информации по данному вопросу обратиться к «сведущей» ГНСУ.

Мы также считаем, что прежние исключения действуют до появления нового постановления КМУ, которым будут установлены правила использования ПТ при расчетах. Однако однозначных выводов на этот счет не прослеживается даже в кругу официальных органов, поэтому, как видим, все будет зависеть от лояльности налоговиков, уполномоченных контролировать соблюдение норм по применению ПТ, и штрафовать за их нарушение.

Самые смелые налогоплательщики в сложившейся ситуации могут не применять ПТ, аргументируя свою позицию тем, что постановление № 878 уже устарело и фактически не действует, так как было издано под старую редакцию ст. 14 Закона о платежных системах. А поскольку оно не действует и новое ему на смену еще не утверждено, то получается, что требования относительно круга лиц, которые обязаны устанавливать ПТ, сегодня, как таковые, не определены. И стало быть, до появления нового постановления применять ПТ можно только в добровольном порядке, тем более что и официальных разъяснений ГНСУ пока тоже нет.

При таком подходе до утверждения постановления КМУ с требованиями относительно приема ЭПС отсутствие ПТ у единононаложников нельзя считать нарушением, за которое будут применяться штрафные санкции.

Приведем еще один аргумент в пользу нашей позиции. Несмотря на то что применение ПТ способствует увлечению объемов безналичных расчетов, что в настоящее время всячески приветствуется на государственном уровне, его установка и обслуживание достаточно трудоемкие процессы, требующие в том числе технических возможностей (например, оборудование ПТ лотка вызовет вопросы в первую очередь технического порядка). В связи с чем соблюсти требование об установке ПТ в ряде случаев попросту невозможно. Поэтому надеемся, что КМУ для большинства единоналожников все же сделает исключение, утвердив требования к проведению расчетов с использованием ЭПС.

Вместе с тем предприниматели на едином налоге, которые не применяют РРО, могут добровольно установить ПТ для удобства своих покупателей. В этом случае обязанность применять РРО не возникает, а ПТ всего лишь обеспечивает проведение не только наличных, но и безналичных расчетов по месту нахождения ПТ.

Причем предприниматели, которые будут использовать ПТ, не применяя РРО, должны помнить о другой важной обязанности — выдаче расчетного документа покупателям или клиентам.

Далее мы все же доведем до сведения читателей перечень штрафных санкций, которые в настоящее время могут применяться за отсутствие ПТ, и их размеры.

 

Контроль и ответственность

В соответствии с п. 14.19 Закона о платежных системах и п.п. 191.1.3 НКУ контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС осуществляет ГНСУ. Еще раз подчеркнем, что пока правила для субъектов хозяйствования относительно расчетов с помощью ПТ установлены постановлением № 878, которое освобождает от их установки предпринимателей, не применяющих РРО (единоналожников).

Так, за правонарушения, связанные, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги), предусмотрен штраф, установленный ст. 16315 КоАП: в размере от 1700 до 3400 грн. (от 100 до 200 нмдг), за повторное нарушение в течение года — в размере от 8500 до 17000 грн. (от 500 до 1000 нмдг). В соответствии со ст. 2342 КоАП дела о таких нарушениях рассматривают органы ГНСУ, а об актуальности таких штрафов для единоналожников мы сказали выше.

Кроме этого, за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов должен следить специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Часть 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей устанавливает право потребителя рассчитаться ЭПС и запрещает продавцам как-нибудь ограничивать использование таких средств. Такое ограничение или отказ в реализации права использования в расчетах ЭПС влекут наложение штрафа в размере 8500 грн. (500 нмдг) (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

Заметим, что вместе с наложением указанного штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его неисполнения в установленный срок на предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КоАП в размере от 17 до 306 грн. (от 1 до 18 нмдг).

Вместе с тем на сегодняшний день на плановые проверки органов по защите прав потребителей у большинства единоналожников наложен мораторий. Что же касается внеплановых проверок, то с ними могут прий-ти только по жалобам потребителей, в данном случае тех, кто не сможет расплатиться у предпринимателя банковской карточкой или другим ЭПС. К счастью, пока большинство наших граждан по старинке доверяют наличным средствам, поэтому у многих не возникнет желания пожаловаться на отсутствие ПТ у предпринимателя.

В то же время, если исходить из намерения обеспечить всем потенциальным покупателям удобную форму расчетов, ПТ принесет пользу, а также на 100 % оградит от возможных штрафов при его правильном использовании.

Однако если учесть, что на сегодняшний день рассматриваемый вопрос законодательством до конца не урегулирован, то до появления нового постановления КМУ, оговаривающего требования к установке ПТ, отмеченные штрафы, по крайней мере к единоналожникам, которые работают без РРО, применяться не должны.

 

Документы и сокращения статьи

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Постановление № 878 — постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.10 г. № 878.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте Миндоходов: http://minrd.gov.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше