Темы статей
Выбрать темы

О рассмотрении обращения по некоторым вопросам обложения налогом на добавленную стоимость рекламных операций

Редакция БН
Письмо от 04.02.2013 г. № 1673/6/15-3115

РАЗДАЧА РЕКЛАМНЫХ
 МАТЕРИАЛОВ АГЕНТСТВОМ:

по мнению ГНСУ,
 налоговые обязательства
 по НДС не возникают

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 04.02.13 г. № 1673/6/15-3115

«О рассмотрении обращения по некоторым вопросам обложения налогом на добавленную стоимость рекламных операций»

 

В комментируемом письме ГНСУ высказалась по вопросу обложения НДС операций раздачи рекламных материалов заказчика рекламным агентством. В письме рассматривалась следующая ситуация: стоимость рекламных материалов, которые передаются потребителям рекламных услуг, включена в стоимость рекламной услуги, предоставляемой рекламодателю (заказчику). В связи с этим возник вопрос: нужно ли при бесплатной раздаче таких материалов рекламному агентству начислять налоговые обязательства по НДС?

1. Для случая, когда бесплатная раздача осуществляется рекламным агентством, налоговики разъяснили эту проблему либерально (см. «Налоговые обязательства по НДС при раздаче рекламных материалов» на с. 6).

 

Налоговые обязательства по НДС
 при раздаче рекламных материалов

Извлечение из письма ГНСУ от 04.02.13 г. № 1673/6/15-3115

«В соответствии с письмом составной и неотъемлемой частью рекламных услуг, предоставляемых рекламодателю, являются приобретение и распространение (раздача) третьим лицам (потребителям) рекламных материалов, стоимость которых включена в общую стоимость таких услуг, что подтверждается условиями договора, сметой, первичными бухгалтерскими документами. При этом стоимость рекламных материалов включается в стоимость рекламных услуг, при поставке которых начисляются налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость и стоимость которых включается в состав доходов исполнителя рекламных услуг и облагается налогом на прибыль.

Таким образом, в случае если стоимость рекламных материалов (которые передаются потребителям рекламных услуг) включена в стоимость рекламной услуги, предоставляемой рекламодателю, и обложена налогом на добавленную стоимость, распространение (раздача) третьим лицам (потребителям) рекламных материалов не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

При этом сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная исполнителем рекламной услуги при приобретении рекламных материалов, может быть отнесена в состав налогового кредита такого исполнителя при условии отнесения стоимости таких рекламных материалов в валовые расходы исполнителя (в соответствии с разделом III Кодекса) и при условии выполнения требований, установленных ст. 198 Кодекса».

 

Заметим, что налоговики придерживались аналогичной позиции и в «докодексный» период (см., в частности, письмо ГНАУ от 18.01.07 г. № 463/6/17-0716).

Мы согласны с изложенной позицией. Правовая природа договоров о предоставлении рекламных услуг четко не определена. В то же время можно утверждать, что, оплачивая рекламную услугу, в состав которой включается и стоимость рекламных материалов, рекламодатель тем самым как бы «выкупает» их у агентства. Иными словами, рекламное агентство не раздает бесплатно собственные рекламные материалы, а вручает их потребителям рекламы от имени рекламодателя, который их оплатил в составе стоимости рекламной услуги. В связи с этим при раздаче таких материалов рекламное агентство не должно начислять ни налоговых обязательств по НДС, ни доходов по налогу на прибыль.

Для рекламного агентства такая раздача является составляющей услуги, которая в общем порядке облагается налогом на прибыль и НДС. То есть на дату составления акта оказанных услуг у рекламного агентства в соответствии с п. 137.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) возникают налоговые доходы, а себестоимость оказанных услуг, в состав которой входит стоимость рекламных материалов, включается в налоговые расходы
(п.п. 138.1.1, п. 138.4 НКУ).

Соответственно на дату первого события между оплатой рекламных услуг или составлением акта об их предоставлении агентство начисляет налоговые обязательства по НДС (п. 187.1 НКУ) и в общем порядке имеет право на налоговый кредит по материалам, израсходованным на оказание таких услуг (пп. 198.1, 198.2 НКУ).

Рекламодатель по документам получает от агентства комплексную рекламную услугу, а не рекламные материалы. Поэтому, по нашему мнению, он также не должен отражать налоговые обязательства и доходы от бесплатной раздачи материалов агентством*. У него стоимость полученных рекламных услуг включается в состав расходов на сбыт (абз. «г» п.п. 138.10.3 НКУ) и в налоговый кредит по НДС (пп. 198.1, 198.2 НКУ). Косвенно это в свое время подтвердили и налоговики (см. «Рекламодатель отражает бесплатные раздачи в составе расходов на сбыт»).

 

Рекламодатель отражает бесплатные раздачи
 в составе расходов на сбыт

Извлечение из письма ГНСУ от 21.06.12 г. № 10601/6/15-1415

«<...> бесплатная раздача товаров (работ, услуг), которая имеет целевой характер и связана с осуществлением хозяйственной деятельности (согласно предварительно разработанной рекламной стратегии), сопровождающаяся указанной выше информацией, соответствует определению рекламы.

Рекламные и маркетинговые услуги могут оплачиваться и осуществляться по инициативе производителя продукции. При этом расходы на маркетинговые и рекламные услуги несет непосредственно заказчик этих услуг.

Таким образом, расходы на оплату услуг сторонней организации по рекламной раздаче сувенирной продукции, содержащей в себе информацию о товаре либо производителе товара, заказанную таким производителем, учитываются в составе его расходов на сбыт, с учетом ограничений в соответствии со ст. 139 НКУ .

Для учета расходов на рекламные и маркетинговые услуги при исчислении объекта налогообложения необходимы доказательство непосредственной связи таких расходов с хозяйственной деятельностью плательщика налогов и подтверждение первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и другими документами, установленными разделом II Кодекса».

 

Между тем осторожным рекламодателям не помешает заручиться индивидуальной налоговой консультацией, разъясняющей порядок налогообложения в рассмотренной ситуации.

2. К сожалению, налоговики ничего не сказали о ситуации, когда рекламная кампания, в ходе которой проводится бесплатная раздача рекламных материалов, проводится собственными силами (без привлечения рекламного агентства). По нашему мнению, налоговики должны быть последовательны и также признать, что в этой ситуации бесплатная раздача рекламных материалов тоже не является объектом налогообложения, ведь на суть хозяйственной операции не влияет способ передачи заказчиком рекламных материалов потребителям рекламы: делает он это сам или через рекламное агентство.

Влада КАРПОВА

 

* В то же время в общем случае налоговики настаивают на отражении налоговых обязательств по НДС при бесплатной раздаче рекламных материалов и при этом отказывают рекламодателям в праве на налоговый кредит по ним (см. статью «Имиджевая реклама: особенности налогового учета» // «БН», 2012, № 38, с. 14).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше