Темы статей
Выбрать темы

Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа

Редакция БН
Приказ от 09.09.2013 г. № 452

Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа

Утвержден приказом от 9 сентября 2013 года № 452

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16 сентября 2013 года под № 1593/24125

 

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — требование) и на решения о начислении пени и наложении штрафа, предусмотренных частями десятой, одиннадцатой статьи 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон); жалоб банков на решения о наложении финансовых санкций, предусмотренных частью двенадцатой указанной статьи.

1.2. Не подлежит обжалованию плательщиком единого взноса в соответствии с настоящим Порядком требование, сформированное на основании обязательства по уплате единого взноса, самостоятельно определенного плательщиком единого взноса в отчете о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов, а также решений о начислении пени и наложении штрафов, которые обжаловались и были рассмотрены согласно требованиям настоящего Порядка.

1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на рассмотрение жалоб плательщиков единого взноса или банков (далее — жалобщики), указанных в пункте 1.1 настоящего раздела, на требования и на решения о начислениях пени и наложении штрафа, вынесенные по результатам проверок, проведенных на основании судебного решения суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенные ими в соответствии с законом.

Жалобщик имеет право обжаловать в суде требование, решение о начислении пени и наложении штрафа в любой момент после получения соответствующего требования или решения. Требование или решение органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа, относительно которых подан иск в суд, не подлежит обжалованию в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Одновременно жалобщик в письменном виде уведомляет орган доходов и сборов, рассматривающий его жалобу, о каждом случае судебного обжалования его требований либо решений о начислении пени и наложении штрафа.

1.4. Отказ в приеме жалобы на требования и решения о начислении пени и наложении штрафа, кроме случаев, указанных в настоящем разделе, запрещается.

Течение срока рассмотрения жалобы начинается со следующего рабочего дня после ее поступления в орган доходов и сборов. Регистрация жалоб на требования и на решения о начислении пени и наложении штрафа осуществляется работником органа доходов и сборов, уполномоченным на это руководителем данного органа, в журнале регистрации жалоб (приложение 1)*.

* Приложения не приводятся. — Примеч. ред.

1.5. В жалобе должны быть указаны:

полное наименование юридического лица, код по ЕГРПОУ, фамилия, имя, отчество должностного лица, подавшего жалобу; фамилия, имя, отчество гражданина или физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте;

наименование органа доходов и сборов, которым издано обжалуемое требование или решение о начислении пени и наложении штрафа, дата и номер;

суть затронутого вопроса, просьбы или требования;

информация об обжаловании требования либо решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа в суде.

Жалоба подписывается жалобщиком — физическим лицом либо уполномоченным им на то лицом, а для других жалобщиков — руководителем или представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством, и должна быть скреплена печатью жалобщика (для жалобщиков — физических лиц — при наличии).

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и направлена в орган доходов и сборов по почте либо передана лично или через представителя.

Если жалоба в интересах жалобщика подается его представителем, то к жалобе прилагается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.6. Жалоба, оформленная без соблюдения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего раздела, что не дает возможности рассмотреть ее по существу, остается без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

1.7. Не рассматриваются повторные жалобы одним и тем же органом доходов и сборов от одного и того же жалобщика по одному и тому же вопросу, если первая решена по существу.

1.8. В случае обжалования требования или решения о наложении штрафа в сроки, установленные настоящим Порядком, начисление пени приостанавливается со дня подачи жалобы в орган доходов и сборов либо иска в суд.

1.9. Решения по результатам рассмотрения жалоб в рамках процедуры обжалования требований и решений о начислении пени и наложении штрафа принимают:

в Министерстве доходов и сборов Украины — министр или его заместители в соответствии с распределением функциональных полномочий;

в главных управлениях Миндоходов в Автономной Респуб
лике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — начальники главных управлений или их заместители в соответствии с распределением функциональных полномочий.

1.10. Предварительное рассмотрение жалоб на требования и решения о начислении пени и наложении штрафа, а также подготовка проектов решений по жалобам в органах доходов и сборов осуществляются подразделениями правовой работы.

 

II. Подача первичной жалобы

2.1. В случае если жалобщик считает, что орган доходов и сборов в районе, городе (кроме городов Киева и Севастополя), районе в городе, объединенный или специализированный, неправильно определил сумму недоимки или принял решение о наложении штрафа и начислении пени, противоречащее законодательству об общеобязательном государственном социальном страховании или выходящее за рамки его компетенции, установленной законом, он имеет право обжаловать такое решение в соответствующем главном управлении Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

2.2. Жалоба на требования и на решения органов доходов и сборов в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, объединенных или специализированных, о начислении пени и наложении штрафа подается соответственно в главные управления Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в письменной форме вместе с документами, подтверждающими неправильность решения.

О подаче жалобы жалобщик обязан одновременно уведомить территориальный орган доходов и сборов, требование или решение которого обжалуется.

2.3. Первичная жалоба должна быть подана в соответствующее главное управление Миндоходов в Автономной Респуб
лике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения жалобщиком требования либо решения территориальных органов доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа.

Срок, установленный для подачи первичной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней переданы на почту.

2.4. К документам, свидетельствующим о неправильности определения суммы недоимки или принятия решения о наложении штрафа и начислении пени, относятся:

акт проверки плательщика единого взноса;

требование;

решение о начислении пени и наложении штрафа;

другие документы (расчеты), на основании которых определена сумма единого взноса, причитающаяся к уплате, или применен штраф, начислена пеня;

замечания и пояснения, если они были поданы плательщиком единого взноса при проверке и принятии решения;

выводы органа доходов и сборов относительно поданных замечаний и пояснений.

Плательщики единого взноса к жалобе могут прилагать надлежащим образом удостоверенные копии документов, расчеты и доказательства, которые они считают нужным предоставить. Если плательщик единого взноса к жалобе не приложил копии указанных документов, вышестоящий орган доходов и сборов, уполномоченный рассматривать жалобу, истребует копии указанных документов от органа доходов и сборов, требование или решение которого обжалуются. В жалобе плательщик единого взноса указывает о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа.

2.5. В случаях, предусмотренных статьей 8 Закона Украины «Об обращениях граждан», орган доходов и сборов, уполномоченный рассматривать жалобу, оставляет жалобу без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

2.6. В случае несогласия плательщика единого взноса с решением органа доходов и сборов, принятым в рамках процедуры согласования требования, последующее его обжалование осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка о рассмотрении жалоб на решения органов доходов и сборов или в судебном порядке.

 

III. Подача повторной жалобы

3.1. В случае если главные управления Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе направляют жалобщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой жалобщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в Министерство доходов и сборов Украины.

Срок, установленный для подачи повторной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней переданы на почту.

3.2. Жалоба в письменной форме подается непосредственно в Министерство доходов и сборов Украины. О подаче повторной жалобы в Министерство доходов и сборов Украины жалобщик обязан одновременно уведомить соответствующий территориальный орган доходов и сборов.

3.3. Жалобщик подает жалобу в Министерство доходов и сборов Украины вместе с необходимыми для ее рассмотрения документами, указанными в пункте 2.4 раздела II настоящего Порядка, удостоверяющими обстоятельства дела, и материалами рассмотрения первичной жалобы.

3.4. Если плательщик единого взноса к жалобе не приложил копии документов, указанных в  пункте 2.4 раздела II настоящего Порядка, Министерство доходов и сборов Украины истребует копии указанных документов от соответствующего главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, которым рассмотрена первичная жалоба. В жалобе плательщик единого взноса указывает о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа. В случаях, предусмотренных статьей 8 Закона Украины «Об обращениях граждан», Министерство доходов и сборов Украины оставляет жалобу без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

3.5. Если в повторной жалобе, полученной Министерством доходов и сборов Украины, затрагиваются вопросы, не рассматривавшиеся в решении, вынесенном по первичной жалобе, жалоба направляется на новое рассмотрение в соответствующее главное управление Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, решение которого обжалуется. При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленных настоящим Порядком , начинается со дня получения таким территориальным органом доходов и сборов решения о направлении жалобы на новое рассмотрение (приложение 3).

3.6. Решение Министерства доходов и сборов Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

 

IV. Рассмотрение жалоб

4.1. Орган доходов и сборов, рассматривающий жалобу плательщика единого взноса, обязан принять мотивированное решение и направить его плательщику единого взноса в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика единого взноса по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. Если в течение этого срока мотивированное решение органом доходов и сборов не направляется плательщику единого взноса, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика единого взноса.

4.2. Жалоба на требования и на решения о начислении пени и наложении штрафа, поданная с соблюдением порядка и сроков, определенных пунктом 2.3 раздела II и пунктом 3.1 раздела III настоящего Порядка, приостанавливает сроки их уплаты до вынесения решения вышестоящим органом доходов и сборов или дня вступления в законную силу судебного решения.

Сроки уплаты финансовых санкций также приостанавливаются до дня вступления в законную силу судебного решения в случае обжалования плательщиком требования, если наложение финансовых санкций связано с его возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

В случае если последний день сроков, указанных в пункте 4.1 настоящего раздела, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

4.3. Жалоба, поданная с нарушением порядка и сроков, определенных пунктом 2.3 раздела II и пунктом 3.1 раздела III настоящего Порядка, а также в случае ее отзыва в соответствии с настоящим Порядком не подлежит рассмотрению органами доходов и сборов, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

4.4. Орган доходов и сборов при рассмотрении жалобы проверяет законность и обоснованность вынесения обжалуемого требования или решения и принимает одно из следующих решений:

оставляет обжалуемое требование или решение без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

отменяет в определенной части обжалуемое требование или решение и не удовлетворяет жалобу в определенной части;

отменяет в полном объеме обжалуемое требование или решение и удовлетворяет жалобу;

направляет жалобу на новое рассмотрение в соответствующий территориальный орган доходов и сборов;

оставляет жалобу без рассмотрения.

4.5. В случае отмены требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа они считаются отозванными со дня принятия решения вышестоящим органом доходов и сборов о полном или частичном удовлетворении жалобы, о чем указывается в решении соответствующего органа доходов и сборов.

4.6. Решение, принятое по рассмотрению жалобы, может быть менее благоприятным для жалобщика, чем обжалуемое решение.

В случае увеличения органом доходов и сборов суммы единого взноса, пени и штрафов, причитающихся к уплате, или недоимки ранее направленные требования об уплате недоимки или решения о начислении пени и наложении штрафа не отзываются, а на сумму такого увеличения органом доходов и сборов направляется отдельное требование об уплате недоимки (решение о начислении пени, наложении штрафа).

Увеличенная сумма требования об уплате недоимки, штрафа и пени должна быть уплачена или может быть обжалована жалобщиком согласно процедуре и с применением сроков, определенных настоящим Порядком.

 

V. Решение по рассмотрению жалобы

5.1. Решение по рассмотрению жалобы принимает руководитель органа доходов и сборов или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий.

5.2. Решение о результатах рассмотрения жалобы (приложение 4) оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решение оформляется на бланке органа доходов и сборов, рассматривавшем жалобу.

Во вступительной части решения указываются: полное наименование юридического лица, код по ЕГРПОУ, фамилия, имя, отчество должностного лица, подавшего жалобу; фамилия, имя, отчество гражданина или физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте; сведения о предмете обжалования, которого касается жалоба; дата принятия жалобы к рассмотрению (дата и номер указываются по данным журнала регистрации входящей корреспонденции).

Описательная часть решения должна содержать перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы, дату и номер акта проверки и/или требования об уплате недоимки либо обжалуемого решения, сжатое изложение требований и ходатайства лица, подавшего жалобу.

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы и доказательства, на которых основываются выводы должностного лица органа доходов и сборов, рассматривавшего жалобу, а также ссылка на конкретные пункты и статьи законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обосновано принятое решение.

Резолютивная часть решения должна содержать заключение об удовлетворении либо частичном удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.

В решении также указывается, что в случае несогласия лица, подавшего жалобу, с принятым решением оно может быть обжаловано в вышестоящем органе доходов и сборов (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке.

5.3. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы в решении даются распоряжения органа доходов и сборов, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий.

5.4. Первый экземпляр решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы органом доходов и сборов, после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) жалобщику.

Решение считается направленным (врученным) юридическому лицу либо обособленному подразделению, если оно передано служебному лицу этого жалобщика под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Решение считается направленным (врученным) жалобщику, являющемуся физическим лицом, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю или направлено письмом по его адресу по месту жительства или последнему известному его местонахождению с уведомлением о вручении.

Если жалобщик на день направления ему органом доходов и сборов решения не уведомил в установленном порядке об изменении местонахождения (местожительства), решение считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как не нашедшего адресата, или в связи с окончанием срока хранения.

5.5. Второй экземпляр решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы органом доходов и сборов, направляется территориальному органу доходов и сборов по месту регистрации жалобщика (передается структурному подразделению (работнику), в полномочия которого входит подготовка требований об уплате недоимки) для выполнения (совершения установленных законодательством действий) и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы, прилагаемыми к делу жалобщика.

5.6. Третий экземпляр решения, принятого органом доходов и сборов по рассмотрению жалобы, остается в этом органе доходов и сборов и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы.

5.7. Если мотивированное решение по жалобе не направляется жалобщику в течение срока, установленного для рассмотрения его жалобы, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу жалобщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.

 

VI. Заключительные положения

6.1. Процедура обжалования в соответствии с настоящим Порядком заканчивается:

последним днем срока, предусмотренного пунктом 2.3 раздела II и пунктом 3.1 раздела III настоящего Порядка для подачи жалобы о пересмотре решения (требования) органа доходов и сборов, в том случае, когда такая жалоба не была подана в указанный срок;

днем получения жалобщиком решения органа доходов и сборов о полном удовлетворении жалобы;

днем получения органом доходов и сборов возвращенного первого экземпляра решения как не нашедшего адресата или в связи с окончанием срока хранения.

6.2. Плательщик единого взноса обязан самостоятельно уплатить согласованную сумму недоимки (суммы пени, штрафов) в течение десяти календарных дней после получения согласованного требования (решения).

6.3. Лицо, подавшее жалобу на решение органа доходов и сборов, имеет право:

присутствовать при рассмотрении жалобы, о чем указывает в этой жалобе. Уведомление органа доходов и сборов направляется (вручается) жалобщику заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично под подпись в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, которое составляется в письменной форме, соответствующим образом подписывается и в случаях, предусмотренных законодательством, заверяется печатью такого органа. В этом уведомлении указываются основания приглашения, дата и время, на которое приглашается жалобщик, а также местонахождение органа доходов и сборов, рассматривающего такую жалобу;

лично изложить аргументы лицу, рассматривающему жалобу, и принимать участие в рассмотрении поданной жалобы;

ознакомиться с материалами проверки;

предоставлять дополнительные материалы;

пользоваться услугами представителя;

получать письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы;

выражать устно или в письменном виде требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы;

отзывать поданную жалобу в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.

Отзыв жалобы производится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.

6.4. Структурные подразделения (работники) органов доходов и сборов, уполномоченные рассматривать жалобы на требования и решения, указанные в пункте 1.1 раздела I настоящего Порядка, имеют право получать в установленном порядке от должностных лиц органов доходов и сборов документы, справки, расчеты, пояснения и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них задач, а также привлекать к рассмотрению жалоб (с согласия руководителя) другие структурные подразделения (работников) органов доходов и сборов.

6.5. Ведение учета жалоб возлагается на структурные подразделения (работников) органов доходов и сборов, уполномоченные(ых) руководителями этих органов.

6.6. Жалобы и материалы, удостоверяющие обстоятельства дела, хранятся в течение 5 лет.

 

Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц В. БУСАРЕВ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше