Ну вот, вы и решили, что вашему автотранспорту совершенно необходимо газобаллонное оборудование (далее — ГБО). С чего начать и где переоборудовать автомобиль? Требования каких нормативных документов нужно при этом соблюсти? Это первые же вопросы, которые возникают сразу после того, как решение о необходимости ГБО принято. Вот с ответа на них мы и начнем.
Соблюдаем законность
Сразу скажем, что законодательство ничего не имеет против переоборудования автотранспорта и установки ГБО. Главное требование — соблюдать при этом правила, нормативы и стандарты Украины (ст. 32 Закона о дорожном движении).
Правила переоборудования транспортных средств для работы на газовом топливе устанавливает Порядок переоборудования ТС.
Как предусмотрено абзацем вторым п. 4 этого Порядка, перед переоборудованием транспортных средств для работы на газовом моторном топливе и альтернативных видах жидкого и газового топлива осмотр такого средства подразделением Госавтоинспекции МВД не производится. Это значит, что установка ГБО не требует предварительного обращения в ГАИ и получения каких-либо разрешительных документов.
То есть, приняв решение о дооборудовании своего авто, можно сразу начать с выбора СТО, которая этим и займется. Причем в этом случае Порядок переоборудования ТС, а также Порядок регистрации автомобилей несколько ограничивают свободу выбора предприятия.
Дело в том, что переоборудование транспортных средств для работы на газовом топливе могут производить исключительно субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность по переоборудованию пяти и более транспортных средств в течение года и имеют свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства на соответствующий вид переоборудования (абзац пятый п. 37 Порядка регистрации автомобилей и абзац второй п. 3 Порядка переоборудования ТС). Поэтому собственными силами установить ГБО не получится (если, конечно, это не один из видов вашей хоздеятельности) и в любом случае придется обратиться в автосервис. Но смотрите в оба: не обращайтесь к «самоделкиным», которые не имеют разрешения на проведение подобных работ.
Уже после установки нового ГБО предприятию* все же придется обратиться в ГАИ для государственной перерегистрации** уже переоборудованного транспортного средства. Этого от нас требует п. 37 Порядка регистрации автомобилей.
* Обратите внимание: в случае переоборудования арендованного авто перерегистрировать его может непосредственно передприятие-арендатор. Это следует из п. 2 Порядка регистрации автомобилей. Только не забудьте предварительно получить разрешение от собственника на установку ГБО.
** Если автомобиль новый, то его можно переоборудовать еще до постановки на учет и пройти регистрацию уже с установленным ГБО (но с соблюдением обычных 10 дней, предусмотренных Порядком регистрации автомобилей).
Отправляясь в ГАИ, при себе нужно иметь следующие документы, которые и послужат основанием для перерегистрации автомобиля (п. 37 Порядка регистрации автомобилей):
• свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения на такой вид переоборудования, оформленное государственным предприятием «ГосавтотрансНИИпроект» или Главным сервисным центром МВД (так называемое свидетельство ГБО);
• акт технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения по форме согласно приложению 5 к Порядку регистрации автомобилей либо сертификат соответствия, выданный уполномоченными субъектами (испытательной лабораторией (центром), органом по оценке соответствия и т. п.);
• акт приема-передачи транспортного средства по форме, приведенной в:
а) приложении 3 к Порядку регистрации автомобилей — если автомобиль переоборудован для работы на сжиженном нефтяном газе (например, пропан-бутане);
б) приложении 4 к Порядку регистрации автомобилей — если автомобиль переоборудован для работы на сжатом природном газе (например, метане).
Все эти документы, как правило, выдают автосервисные предприятия, которые переоборудуют авто и устанавливают на них ГБО.
Кроме перечисленных документов, в ГАИ нужно захватить и свидетельство о регистрации автомобиля (техпаспорт). Вместо него после перерегистрации переоборудованного авто вам выдадут новый документ (п. 39 Порядка регистрации автомобилей). В нем будут указаны новые особенности конструкции авто. Обычно в названии модели автомобиля, оснащенного ГБО, добавляют буквы «ЗНГ» («зріджений нафтовий газ») или «СПГ» («стиснений природний газ»), вносят изменения в поле «Тип топлива» (пишут «бензин або газ» или «S» — смешанный), а также может быть проставлена отметка об установке ГБО «Встановлене ГБО».
Переоформить техпаспорт необходимо в течение 10 суток с момента установки ГБО и получения соответствующих документов от установщика.
Если предприятие по каким-то причинам замешкалось и не сделало этого в срок, возникает угроза административной ответственности. Кому и за что — об этом мы расскажем дальше.
Кто не успел, тот опоздал… и несет ответственность
Итак, перерегистрация авто с ГБО, как вы поняли, — дело обязательное. Более того, эта процедура должна быть проведена в достаточно короткий срок. Ну а для того, чтобы собственники автомобилей не расслаблялись и не отлынивали от обязательной перерегистрации, законодатель предусмотрел административную ответственность за невыполнение требований Порядка регистрации автомобилей.
Причем ответственность несут как лица, непосредственно ответственные за техническое состояние, оборудование и эксплуатацию транспортных средств, так и водители, в компетенцию которых регистрационные мероприятия могут даже не входить (см. в таблице).
Ответственность за нарушение правил перерегистрации переоборудованного автотранспорта
Состав правонарушения | Ответственность | Норма КоАП |
Ответственность водителей | ||
1. Управление транспортным средством, не перерегистрированным в установленном порядке | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | |
2. Повторное в течение года нарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 121 КоАП (строка 1 таблицы) | Штраф в размере 15 ннмдг (255 грн.) или общественные работы на срок от 30 до 40 часов, с оплатным изъятием транспортного средства или без такового | |
Кроме того, при совершении любого из вышеприведенных правонарушений транспортное средство может быть временно заблокировано или задержано работником ГАИ и доставлено для хранения на специальную площадку или стоянку. Разрешается это исключительно в случае, если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению. О временном задержании делается запись в протоколе об административном правонарушении ( ст. 2652 КоАП). | ||
Ответственность должностных лиц, отвечающих за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств | ||
3. Выпуск на линию транспортных средств, переоборудованных без соответствующего согласования, не зарегистрированных в установленном порядке | Штраф в размере 40 ннмдг (680 грн.) | |
4. Повторное в течение года нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 128 КоАП (строка 3 таблицы) | Штраф в размере 50 ннмдг (850 грн.) |
Вот, собственно, и все организационные нюансы установки ГБО. Как видите, процедура несложная. Главное — соблюсти все законодательные условности, чтобы не было оснований привлечь вас к административной ответственности. А вот выгоду ГБО сулит нешуточную в виде экономии затрат на топливо. В любом случае решение за вами.
Выводы
Установку ГБО всегда следует доверять специалистам, которые имеют разрешение на проведение подобных работ.
Автомобиль, оснащенный ГБО, обязательно следует перерегистрировать в органах ГАИ.
Переоформить техпаспорт необходимо в течение 10 суток с момента установки ГБО.
Документы статьи
Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.
Порядок переоборудования ТС — Порядок переоборудования транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 21.07.10 г. № 607.
Порядок регистрации автомобилей — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.