Изучаем организационные моменты
Допороговые и сверхпороговые закупки
Начнем с того, что Закон № 922 распространяется на ( ч. 1 ст. 2 Закона № 922):
• заказчиков* при условии, что стоимость предмета закупки товаров, услуг равна или превышает 200 тыс. грн., работ — 1,5 млн грн.;
* Органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы социального страхования, а также юрлица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства, при наличии одного из следующих признаков:
— юрлицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;
— органы госвласти или органы местного самоуправления или другие «заказчики» владеют большинством голосов в высшем органе управления юрлица;
— в уставном капитале юрлица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.
• заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования (перечень таких сфер деятельности приведен в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 922), при условии, что стоимость предмета закупки товаров, услуг равна или превышает 1 млн грн., работ — 5 млн грн.
Это так называемые сверхпороговые закупки. Их заказчики обязаны осуществлять через веб-портал Минэкономразвития (prozorro.gov.ua).
При закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше указанной (это так называемые допороговые закупки), заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные Законом № 922, и могут использовать электронную систему закупок (ЭСЗ) с целью отбора поставщика товаров, исполнителя работ, услуг.
Особенности проведения допороговых закупок регламентирует Порядок № 35.
Обратите внимание! При осуществлении допороговых закупок на сумму, которая равна или превышает 50 тыс. грн., без использования ЭСЗ заказчики обязаны обнародовать отчеты о заключенных договорах в ЭСЗ в соответствии со ст. 10 Закона № 922. Срок для обнародования отчета составляет 1 календарный день со дня заключения договора. Форма такого отчета утверждена приказом № 490.
Важный нюанс! Все указанные стоимостные пороги учитывают НДС. То есть при определении стоимостного порога во время закупки товаров, работ или услуг берут их стоимость с учетом НДС.
Определиться с тем, нужно ли использовать ЭСЗ в зависимости от стоимости закупки, вам поможет табл. 1.
Таблица 1. Способы осуществления госзакупок в зависимости от их стоимости
Стоимость закупки | Способ осуществления закупки |
< 50 тыс. грн. | Закупку проводят либо путем заключения прямого договора, либо с использованием ЭСЗ (через prozorro.gov.ua) |
Товары, услуги ≥ 50 тыс. грн., но < 200 тыс. грн. | Как и в предыдущем случае, закупку проводят либо путем заключения прямого договора, либо через prozorro.gov.ua. Здесь добавляется еще обязательность обнародования отчета о закупке в системе ProZorro в течение 1 календарного дня со дня заключения договора |
Работы < 1,5 млн грн. | |
Товары, услуги ≥ 200 тыс. грн. | Закупку проводят только через систему ProZorro |
Работы ≥ 1,5 млн грн. |
Важно! Закон № 922 не распространяется на случаи, когда предметом закупки являются товары, работы или услуги, перечисленные в ч. 3 и ч. 4 ст. 2 Закона № 922. Следовательно, при таких закупках использовать ЭСЗ не нужно.
Со способами осуществления закупок разобрались. Теперь давайте посмотрим, кто в новых условиях должен заниматься этими самыми закупками.
Тендерные комитеты и уполномоченные лица
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 922 для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). Особенности деятельности тендерных комитетов и уполномоченных лиц представим в табл. 2.
Таблица 2. Тендерные комитеты и уполномоченные лица
Тендерный комитет (комитеты) | Уполномоченное лицо (лица) |
Состав тендерного комитета и положение о нем(1) утверждаются решением заказчика. Руководит работой тендерного комитета председатель, которого назначает заказчик своим решением. Решением председателя назначаются его заместитель (заместители) и секретарь. В состав комитета должно входить не менее 5 лиц. Если количество служебных (должностных) лиц меньше 5, то в комитет входят все служебные (должностные) лица заказчика. Никаких требований к должностям, которые должны занимать члены тендерного комитета, или к их образованию Закон № 922 не выдвигает. Решения принимаются коллегиально в присутствии на заседании не менее 2/3 членов комитета от его утвержденного состава. Решения комитета оформляют протоколами. Заказчик вправе создать несколько комитетов (например, в филиалах) | Уполномоченное лицо осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика. Иными словами, заказчик или назначает приказом (решением) уполномоченное лицо из работников, или заключает трудовой договор (контракт) с лицом извне. Уполномоченное лицо должно иметь высшее образование, знать законодательство в сфере публичных закупок и иметь опыт работы в этой сфере не меньше 2 лет. Уполномоченное лицо организует работу самостоятельно согласно условиям трудового договора (контракта) или положения(1). В зависимости от объемов закупок заказчик может назначить одно или несколько уполномоченных лиц, вплоть до создания отдельного структурного подразделения (отдела) закупок |
Для справки! И уполномоченное лицо, и председателя тендерного комитета заказчик может наделить правом подписывать договоры о закупках. Проходить обучение в сфере закупок председатель, секретарь и другие члены тендерного комитета, а также уполномоченные лица не обязаны. В ч. 2 ст. 11 Закона № 922 упоминается лишь о праве таких лиц пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок. | |
(1) Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах) утверждено приказом Минэкономразвития от 30.03.16 г. № 557. В нем прописаны основные функции, права и обязанности тендерного комитета и уполномоченного лица (лиц). Поскольку этот документ имеет статус примерного, заказчик вправе отступить от него при утверждении собственного положения. |
Внимание! Заказчик не имеет права назначать для проведения одних и тех же процедур закупок одновременно и тендерный комитет, и уполномоченное лицо (лиц). Чтобы не нарушать законодательство, тендерный комитет, к примеру, может заниматься сверхпороговыми закупками, а уполномоченное лицо — допороговыми.
После того, как заказчик определил тендерный комитет и/или уполномоченное лицо (лиц), самое время выбрать электронную площадку (ЭП), через которую будут проводиться закупки.
Электронные площадки
Новые публичные закупки проводятся в электронном формате. В общем виде механизм действия новой ЭСЗ представим на рис. 1.
Рис. 1. Механизм работы ЭСЗ
Для проведения закупок в ЭСЗ заказчик выбирает любую из авторизированных ЭП. Работать можно как с одной ЭП, так и с несколькими. Например, можно допороговые закупки проводить на одной ЭП, а сверхпороговые — на другой. Можно проводить процедуры закупок на разных ЭП.
Но помните! Если заказчик начал осуществлять закупку на одной ЭП, то завершать ее нужно на той же ЭП, на которой закупка была начата.
Объявление о закупке не стоит дублировать на нескольких ЭП. После того, как заказчик разместил объявление на одной ЭП, оно автоматически отражается на всех других ЭП. Так что потенциальные участники смогут увидеть объявленные заказчиком торги.
Аналогичная ситуация и у участника. Он выбирает подходящую для него ЭП и размещает на ней ТП, которое будет видно на всех ЭП.
Советуем заказчикам и участникам проанализировать несколько ЭП, попробовать провести тестовые закупки в режиме «обучение» и лишь затем выбрать подходящую площадку для себя по качеству сервиса и удобству пользования.
При выборе также следует учитывать уровень аккредитации ЭП, который зависит от того, кому ЭП предоставляет услуги (заказчикам или участникам) и какие закупки проводит (см. табл. 3).
Таблица 3. Уровни аккредитации ЭП
Вид закупок | Уровни аккредитации ЭП, предоставляющих услуги | |
заказчику | участнику | |
Допороговые закупки | I уровень аккредитации. ЭП предоставляет услуги только заказчику для осуществления им допороговых закупок | II уровень аккредитации. ЭП предоставляет услуги участнику, который участвует в допороговых закупках |
Сверхпороговые закупки | III уровень аккредитации. Позволяет заказчику проводить сверхпороговые закупки | IV уровень аккредитации. Через такую ЭП участники могут участвовать в сверхпороговых закупках |
Таким образом, для полноценного проведения и допороговых, и сверхпороговых закупок заказчик должен заключить договор с ЭП, аккредитованной по I и III уровням аккредитации, а участник — с ЭП, аккредитованной по II и IV уровням аккредитации.
На момент подготовки данного материала по всем четырем уровням аккредитации аккредитовано пять ЭП и еще пять — по двум из четырех уровней (см. табл. 4).
Актуальную информацию об аккредитованных ЭП вы можете найти на сайте prozorro.gov.ua.
ЭЦП
Поскольку новые публичные закупки проводятся в электронном формате, и заказчикам, и участникам придется создавать документы в электронном виде. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона № 922 во время использования ЭСЗ с целью подачи ТП и осуществления их оценки документы и данные создаются и подаются с учетом требований Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.03 г. № 851-IV. А это значит, что для оформления электронных документов необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).
На обязательное наложение ЭЦП на все формы «закупочных» документов указывает также п. 2 приказа № 490.
Кроме того, регистрация в ЭСЗ осуществляется, в частности, с помощью использования ЭЦП и подписания договора между пользователем и оператором авторизированной ЭП ( п. 3 Порядка № 166).
Поэтому вкратце напомним, как и где получить ЭЦП.
Прежде всего отметим, что ЭЦП обязательно понадобится заказчику для осуществления сверхпороговых закупок и опубликования отчетов о допороговых закупках.
Для полноценного и своевременного проведения закупок получить ЭЦП нужно для секретаря тендерного комитета. Советуем также оформить ЭЦП на еще одного члена комитета на случай временного отсутствия секретаря (в связи с болезнью, отпуском и т. д.).
Учитывая функции председателя тендерного комитета, нелишним будет также получить ЭЦП и на него.
Если же публичные закупки проводит уполномоченное лицо, то ЭЦП необходима такому лицу.
Заметьте! Законодательство не требует получать ЭЦП в случае проведения допороговых закупок. Но по допороговым закупкам, проведенным без применения ЭСЗ путем заключения прямых договоров, заказчик должен обнародовать отчет о заключенных договорах. А на него приказ № 490 требует налагать ЭЦП. Поэтому рекомендуем заказчику получить ЭЦП на лицо, ответственное за допороговые закупки.
Перечень аккредитованных центров сертификации ключей (АЦСК), которые выдают ЭЦП, ведет Центральный удостоверительный орган Минюста. Информацию о таких центрах вы можете найти на официальном веб-сайте указанного органа http://czo.gov.ua/ca-registry.
Наш совет! Прежде чем получать ЭЦП, выясните в службе поддержки выбранной ЭП, какие АЦСК поддерживает эта площадка, чтобы именно в одном из таких центров получить ЭЦП.
После того как заказчик получил ЭЦП, а также логин и пароль для входа в свой личный кабинет на ЭП, можно начинать проводить закупку. Как это правильно сделать, расскажем далее.
Участвуем в электронных торгах
Допороговые закупки
Прежде всего закупку нужно спланировать. Допороговые закупки указывают в приложении к годовому плану по форме, утвержденной приказом № 490. Годовой план и приложение к нему утверждают протоколом тендерного комитета (решением уполномоченного лица) и обнародуют в системе ProZorro в течение 5 календарных дней со дня их утверждения. После этого можно приступать непосредственно к проведению закупки.
Для справки. Порядок размещения информации о публичных закупках утвержден приказом Минэкономразвития от 18.03.16 г. № 477.
Алгоритм осуществления допороговых закупок с использованием ЭСЗ определяет Порядок № 35. Представим его на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм проведения допороговых закупок с использованием ЭСЗ
Сверхпороговые закупки
Сначала необходимо составить годовой план закупок, утвердить его протоколом тендерного комитета и в течение 5 календарных дней разместить в ProZorro. После этого можно начинать закупку. Для этого используют одну из трех процедур: открытые торги, конкурентный диалог или переговорную процедуру закупки.
Возможность проведения конкурентного диалога в ProZorro пока не реализована. Поэтому мы остановимся на открытых торгах и переговорной процедуре.
Открытые торги. Это основная процедура закупок, во время проведения которой предложения могут подавать все заинтересованные лица. Чтобы открытые торги состоялись, должно быть подано не меньше двух предложений.
В зависимости от стоимости можно выделить «украинские» и «международные» закупки. Процедура открытых торгов для них немного отличается.
«Украинские» закупки проводят, если стоимость товаров, услуг равна или превышает 200 тыс. грн., работ — 1,5 млн грн. А для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, эти пределы составляют соответственно 1 млн грн. и 5 млн грн.
Стоимость «международных» закупок для товаров и услуг — более 133 тыс. евро, для работ — более 5150 тыс. евро.
Давайте посмотрим, в чем разница в процедуре проведения открытых торгов по «украинским» и «международным» закупкам (см. рис. 3).
Рис. 3. Алгоритм проведения открытых торгов
Несколько слов скажем об обеспечениях, которые может потребовать заказчик от участников.
Обеспечение тендерного предложения. Заказчик вправе указать в объявлении о проведении процедуры закупки и в ТД требования о предоставлении обеспечения ТП. В этом случае в ТД должны быть указаны условия предоставления обеспечения, в частности, вид, размер, срок действия и оговорка о том, когда обеспечение ТП не возвращается участнику.
Обратите внимание! Обеспечение ТП может требоваться только в виде гарантии ( п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона № 922). Требовать обеспечение предложения участника в виде залога, задатка или депозита нельзя.
Размер обеспечения ТП в денежном выражении не может превышать 0,5 % ожидаемой стоимости закупки в случае проведения торгов на закупку работ и 3 % — при закупке товаров и услуг.
Обеспечение ТП возвращается участнику в течение 5 банковских дней со дня наступления основания для возврата в случае:
• окончания срока действия обеспечения ТП, указанного в ТД;
• заключения договора о закупке с участником, ставшим победителем тендера;
• отзыва ТП до окончания срока его подачи;
• окончания процедуры закупки в ситуации, когда договор о закупке не заключается ни с одним из участников, подавших ТП.
Перечень случаев, в которых обеспечение ТП не возвращается участнику, приведен в ч. 3 ст. 24 Закона № 922.
Обеспечение выполнения договора о закупке. Заказчик имеет право потребовать, чтобы участник-победитель внес не позднее даты заключения договора обеспечение выполнения такого договора, если внесение обеспечения предусмотрено ТД.
Размер обеспечения не может превышать 5 % стоимости договора.
Заказчик возвращает обеспечение после выполнения участником-победителем договора, а также в случае признания судом результатов процедуры закупки или договора о закупке недействительными. Возврат осуществляется в течение 5 банковских дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Переговорная процедура. Переговорная (неконкурентная) процедура закупки применяется в исключительных случаях, которые перечислены в ч. 2 ст. 35 Закона № 922. Алгоритм проведения переговорной процедуры представим на рис. 4.
Рис. 4. Алгоритм проведения переговорной процедуры закупки
Тарифы системы ProZorro
Система ProZorro предусматривает три вида расчетов:
• плата участников электронной площадке за каждое поданное ТП;
• плата электронной площадки системе ProZorro на поддержку функционирования центральной базы данных;
• плата от системы ProZorro электронной площадке за каждую успешно проведенную закупку.
Размер платы определен Порядком № 166. Там фигурируют следующие суммы (см. табл. 4).
Таблица 4. Размеры платы, взимаемой в системе ProZorro
Стоимость закупки | Плата, которая перечисляется | ||||
участником → ЭП(1) | ЭП → системе ProZorro | системой ProZorro → ЭП | |||
2016 год | 2017 год | 2016 год | 2017 год | ||
До 20 тыс. грн. | 17 грн. | 7 грн. | 5 грн. | 5 грн. | 3 грн. |
От 20 тыс. грн. до 50 тыс. грн. | 119 грн. | 50 грн. | 25 грн. | 20 грн. | 15 грн. |
От 50 тыс. грн. до 200 тыс. грн. | 340 грн. | 150 грн. | 80 грн. | 50 грн. | 40 грн. |
От 200 тыс. грн. до 1 млн грн. | 510 грн. | 250 грн. | 110 грн. | 75 грн. | 60 грн. |
Более 1 млн грн. | 1700 грн. | 700 грн. | 400 грн. | 350 грн. | 300 грн. |
(1) Если торги отменены или признаны не состоявшимися до момента раскрытия ТП и/или предложений участника процедуры закупки, авторизированная ЭП возвращает плату участнику. |
Защищаем свои интересы
Обжалование процедур закупки
Органом обжалования является АМКУ ( п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 922), а процедура обжалования происходит в электронной форме (см. рис. 5). Чтобы вы не пропустили сроки для подачи жалобы, приведем их в табл. 5.
Рис. 5. Механизм обжалования процедуры закупки
Таблица 5. Сроки обжалования процедуры закупки
Вид жалобы | Сроки подачи жалобы |
Жалобы, касающиеся ТД и/или принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли до окончания срока, установленного для подачи ТП | С момента обнародования объявления о проведении торгов, но не позднее чем за 4 дня до даты, установленной для подачи ТП |
Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников | В течение 10 дней со дня обнародования на веб-портале ProZorro уведомления о намерении заключить договор, но до дня заключения договора о закупке |
Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения ТП на соответствие техническим требованиям, определенным в ТД, и определения соответствия участников квалификационным критериям | В течение 5 дней со дня обнародования на веб-портале ProZorro протокола рассмотрения ТП |
В случае нарушения сроков, указанных в табл. 5, ЭСЗ автоматически не принимает жалобы.
Жалобы касательно заключенных договоров о закупке рассматриваются в судебном порядке.
Ответственность
Согласно ст. 38 Закона № 922 за нарушение требований, установленных этим Законом и нормативно-правовыми актами, разработанными под этот Закон, члены тендерного комитета заказчика, уполномоченное лицо (лица), члены АМКУ, служебные (должностные) лица Минэкономразвития, служебные (должностные) лица органов, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств (обслуживающего банка), несут ответственность согласно законам Украины.
Виды нарушений и ответственность за них приведем в табл. 6.
Таблица 6. Ответственность в сфере публичных закупок
Вид нарушения | Размер ответственности по ст. 16414 КоАП |
Осуществление закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок | Административный штраф на служебных (должностных), уполномоченных лиц в размере от 11900 грн. до 17000 грн. В случае совершения тех же действий повторно в течение года после наложения админвзыскания за одно из указанных правонарушений размер штрафа составит от 17000 грн. до 25500 грн. |
Оценка предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), ТП не по критериям и методике оценки для определения наилучшего предложений конкурсных торгов (квалификационного предложения), ТП, содержащегося в документации конкурсных торгов (квалификационной документации), ТД | |
Заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке по ценам и объемам, которые не соответствуют требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации), ТД | |
Необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства | |
Непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом |
Админвзыскание может быть наложено в течение 3 месяцев со дня его выявления, но не позднее 2 лет со дня его совершения ( часть третья ст. 38 КоАП).
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 16414 КоАП имеют право составлять уполномоченные должностные лица Счетной палаты и органов государственного финансового контроля (Государственной аудиторской службы Украины) ( ст. 255 КоАП).
Переходные закупки
Процедуры закупок, которые были начаты до 01.08.16 г. и не завершены до этой даты, завершаются в порядке и в соответствии с Законом о госзакупках (несмотря на то, что с 01.08.16 г. этот Закон утратил силу). Об этом нам говорит п. 7 разд. IX Закона № 922.
Заканчивать процедуры, начатые до 01.08.16 г., необходимо на портале tender.me.gov.ua. Переносить информацию с портала tender.me.gov.ua на портал prozorro.gov.ua не нужно.
На практике может сложиться ситуация, когда заказчик после 01.08.16 г. будет параллельно завершать «старые» закупки и начинать «новые». При этом первые будут проходить по правилам Закона о госзакупках, а вторые — по Закону № 922. Соответственно у заказчика на законных основаниях одновременно может действовать комитет по конкурсным торгам и тендерный комитет (или уполномоченное лицо).
Документы и сокращения статьи
Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.15 г. № 922-VIII.
Закон о госзакупках — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.14 г. № 1197-VII (утратил силу).
Порядок № 166 — Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.16 г. № 166.
Приказ № 490 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.16 г. № 490.
Порядок № 35 — Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом госпредприятия «Внешторгиздат Украины» от 13.04.16 г. № 35.
АМКУ — Антимонопольный комитет Украины.
ТД — тендерная документация.
ТП — тендерное предложение.
ЭП — электронная площадка.
ЭСЗ — электронная система закупок.
ЭЦП — электронная цифровая подпись.