Темы статей
Выбрать темы

Электронный кабинет: инструкция для «чайников»

Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, e.zhylenko@id.factor.ua
Время — это роскошь, которой бухгалтеру всегда не хватает. А уж тратить его на походы или звонки в налоговую и вовсе неприемлемо. Тем более, что есть некоторые полезные программы, с помощью которых можно получить необходимую информацию без личного общения с налоговиками. Например, фискалы стараются не отставать от жизни и усердно совершенствуют свое «ноу-хау» — Электронный кабинет плательщика. Если вы еще не знакомы с этой новинкой, наш материал будет вам интересен.

«Живет» Электронный кабинет плательщика (ЭКП) на официальном сайте ГФСУ. Долго искать не придется: он расположен на главной странице в ленте сервисов (см. рис. 1).

Обратите внимание! Выбрать нужно обновленную версию ЭКП. В ней два главных преимущества:

• во-первых, новый ЭКП работает в режиме онлайн — не нужно устанавливать программу на компьютер и соответственно привязывать к такому «прокачанному» компьютеру;

• во-вторых, ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП) можно загружать не с внешнего носителя (флешки, диска), а непосредственно с компьютера.

Важный нюанс! Обновленная версия есть только в украинском варианте страницы ГФСУ (в русской и английской версиях размещен только старый вариант). Выбрать язык страницы можно в левом верхнем углу начальной страницы сайта ГФСУ (возле логотипа). Далее мы будем говорить именно об этой обновленной версии ЭКП.

img 1

Рис. 1. Расположение ЭКП

Открытая часть ЭКП

ЭКП имеет две функциональные части: открытую и личную.

Открытую часть ЭКП (см. рис. 2) могут увидеть все пользователи, не идентифицируя себя. В этой части можно:

• найти информацию из реестров: налогоплательщиков, страхователей, плательщиков НДС и ЕН, топливного акциза*, пользователей РРО и КУРО (вкладка «Інформація з реєстрів»);

* Налоговики оперативно добавили в ЭКП возможность работать в системе электронного администрирования реализации топлива. Правда, пока можно проводить не все необходимые операции, но начало положено.

• ознакомиться с бланками отчетности (налоговой, финансовой), справок, запросов и заявлений (вкладка «Бланки податкової звітності»). Но только в ознакомительных целях (просмотреть и распечатать бланк) — заполнять формы не получится;

• посмотреть адреса, телефоны, режим работы Центров обслуживания плательщиков (вкладка «Контакти та адреси ЦОП»).

Полезно! В разделе «Допомога» (верхний правый угол окна ЭКП — см. рис. 2) можно найти подробную инструкцию с картинками по работе с ЭКП.

img 2

Рис. 2. Открытая (общедоступная) часть ЭКП

Личная часть ЭКП

Чтобы зайти в эту часть, нужно выбрать раздел «Вхід до особистого кабінету» (рис. 2) и далее идентифицироваться с помощью ЭЦП (рис. 3): выбрать поставщика ключа, загрузить ключ (указать путь к нему на вашем компьютере) и ввести пароль к этому ключу.

Нюанс! Теоретически в ЭКП можно работать с ключами ЭЦП, выданными многими аккредитованными центрами сертификации ключей. Необходимо лишь выбрать нужного «поставщика» в выпадающем списке (рис. 3). Однако на практике пока полноценно работать получается лишь с бесплатными ключами от АЦСК ИСД ГФС. С ключами от остальных поставщиков могут возникнуть проблемы уже на стадии входа в ЭКП.

img 3

Рис. 3. Выбор ключа ЭЦП

После того, как вы зайдете в личную часть ЭКП, перед вами открывается более полный функционал (рис. 4).

В этой части ЭКП намного больше возможностей. Можно:

• посмотреть личные учетные данные (вкладка «Облікові дані платника»);

• просмотреть поданную отчетность (вкладка «Звітність»);

• подать запрос (вкладка «Запити для отримання інформації») или заявление (вкладка «Подання заяв»), в частности запрос на получение извлечения из реестра плательщиков НДС, заявление о регистрации плательщиком топливного акциза. Причем формы документов в этих двух разделах дублируются;

• отправить письмо в орган ГФС (вкладка «Листування з ДФС»). Причем написать можно только областному налоговому или таможенному органу: выбрав нужный орган ГФС, нужно указать тип письма (заявление, жалоба, консультация и пр.), его тематику, написать пару строк краткого содержания и прикрепить файл (в формате pdf) с полным текстом письма;

• посмотреть состояние расчетов с бюджетом (вкладка «Стан розрахунків з бюджетом»);

• зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН (вкладка «Реєстрація податкових накладних»);

• проверить реестры операций и транзакций в системе электронного администрирования НДС (вкладка «СЕА ПДВ»).

На самых полезных функциях мы остановимся подробнее.

img 4

Рис. 4. Личная часть ЭКП

Отчетность

Естественно, все ждали того, что через ЭКП можно будет подавать отчетность. Но! «Не так сталося, як гадалося». В разделе «Бланки податкової звітності» можно только просмотреть формы отчетности, а в разделе «Звітність» — всего лишь просмотреть уже поданную отчетность.

Это, конечно, немного расстраивает. Но, с другой стороны, и здесь есть польза: через раздел «Звітність» можно увидеть отчетность «глазами налоговиков» и тем самым удостовериться, что они ее получили и приняли.

Расчеты с бюджетом

Пожалуй, один из наиболее полезных на сегодня сервисов ЭКП — проверка расчетов с бюджетом. Теперь не нужно подавать никаких запросов на получение справок о наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом. В разделе «Стан розрахунків з бюджетом» можно увидеть все в режиме реального времени* (рис. 5).

* Нужно дать пару дней банковской системе и налоговикам, чтобы информация попала в ЭКП.

img 5

Рис. 5. Состояние расчетов с бюджетом

Здесь можно посмотреть состояние расчетов по каждому налогу, взносу, платежу, плательщиком которого вы являетесь, в разрезе каждого налогового органа:

• начислено и уплачено в бюджет;

• возвращено из бюджета;

• недоимку или переплату;

• пеню и ее неуплаченный остаток.

Предусмотрена даже функция непосредственной уплаты налога через ЭКП (верхний правый угол каждого платежа — рис. 5). Правда, по факту она пока недоработана.

Вы также можете увидеть развернутую ведомость с хронологией начисления и уплаты налога/сбора и итоговым сальдо на начало каждого месяца, просто нажав на сам платеж.

Налоговые накладные и СЭА НДС

Для плательщиков НДС также есть два полезных сервиса.

Первый — регистрация НН в ЕРНН. Но все происходит по порядку: сначала создаем НН, затем при необходимости сохраняем черновик, далее подписываем и отправляем НН на регистрацию в ЕРНН. Также можно просмотреть информацию о ранее сформированных и зарегистрированных НН. Для этого нужно выбрать год и месяц, за которые необходимо просмотреть НН. После этого появится перечень НН со статусами (отправлено (принято/не принято) или черновик).

Второй полезный сервис — работа в СЭА НДС. Правда, работа ограничивается просмотром двух реестров: операций и транзакций.

В реестре операций (рис. 6) информацию можно отсортировать по дате (периоду), номеру документа и далее просмотреть имеющиеся данные о необходимой операции.

Данные из реестра транзакций можно отсортировать по дате (периоду), а также определенному признаку (рис. 7).

На этом, в общем-то, работа в ЭКП и заканчивается.

Еще раз напомним, что это тестовая версия — программа в процессе доработки, но уже дает неплохие возможности для налогоплательщика по проверке самого себя.

img 6

Рис. 6. Реестр операций в СЭА НДС

img 7

Рис. 7. Реестр транзакций в СЭА НДС

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше