Оба комментируемых закона были приняты с одной-единственной целью — создать благоприятные условия для развития благотворительности. Поэтому и рассматривать их будем вместе.
Начнем с первого. Для краткости назовем его Закон № 1664. Итак, благодаря данному документу:
• впервые введено понятие «благотворительное телекоммуникационное сообщение» (новый п. 41);
• а также прописан механизм сбора средств на благотворительные цели с помощью благотворительных телекоммуникационных сообщений (новая ст. 71).
Заметьте: согласно ему сбор благотворительных пожертвований операторами телекоммуникаций среди абонентов может осуществляться исключительно при наличии согласия оператора и заключении им договора с выбранной неприбыльной организацией.
2. Операции по отправке благотворительного телекоммуникационного сообщения абонентами освобождаются от уплаты пенсионного сбора ( п. 10 ст. 1 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР).
В связи с этим, в случае получения благотворительного телекоммуникационного сообщения суммы пенсионного сбора оператор сотовой мобильной связи может зачислить в счет уменьшения текущих платежей по этому сбору в течение текущего отчетного периода.
3. Операции операторов телекоммуникаций по перечислению средств на цели благотворительной деятельности выведены из-под действия:
• Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III;
• Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.01 г. № 2664-III (такие операции не являются финансовыми услугами).
4. Пользователи получили право на возврат от оператора неиспользованной части средств в случае отказа от предоплаченных телекоммуникационных услуг ( ст. 32 Закона о телекоммуникациях» от 18.11.03 г. № 1280-IV).
5. Операторам вменили в обязанность предоставлять потребителям бесплатно (ст. 39 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.03 г. № 1280-IV):
• доступ к телекоммуникационным сетям общего пользования для передачи благотворительного телекоммуникационного сообщения;
• услуги по передаче таких сообщений;
• услуги по перечислению средств на благотворительность;
• услуги по сбору благотворительных пожертвований с использованием благотворительного сообщения.
Неплохим дополнением к предыдущему Закону стал Закон № 1665, который внес изменения прямо в НКУ, а точнее:
• в п. 192.2 НКУ. Теперь данная норма содержит еще один абзац, который разрешает оператору телекоммуникационных услуг уменьшать налоговые обязательства по НДС в случае отказа абонента от предоплаченных, но не полученных телекоммуникационных услуг.
Но! Только на ту сумму НДС, которая была начислена на часть суммы предоплаты за телекоммуникационные услуги, перечисленную в качестве благотворительного пожертвования по поручению абонента;
• в ст. 197 НКУ тоже появился новый п. 197.24 НКУ. Вследствие чего (с момента вступления в силу комментируемого закона), операции по предоставлению телекоммуникационных услуг, которые осуществляет оператор телекоммуникаций, освобождаются от обложения НДС в части осуществления благотворительных телекоммуникационных сообщений на благотворительные цели.
Законы вступили в силу 06.11.16 г.