«Серый кардинал» предпринимателя, или На что имеет право представитель

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2016/№ 46
Часто бывает, что предприниматель хочет увильнуть от учетно-налоговых и прочих формальностей. В этом случае возникает вопрос: может ли он выдать доверенность на ведение дел другому человеку? И каковы полномочия представителя? Раскладываем по полочкам.

Полномочия при регистрации

Зарегистрировать предпринимателя. Чтобы стать предпринимателем, необязательно лично посещать госрегистратора. Как вариант — можно доверить подачу документов на регистрацию доверенному лицу (п. 2 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона № 755*). Для этого выдайте ему соответствующую доверенность.

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Выбрать упрощенку. Одновременно с заявлением о госрегистрации можно подать: заявление о выборе упрощенки; заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС (п.п. 2 п. 1 ст. 18 Закона № 755).

И поскольку эти документы подаются сразу при госрегистрации, очевидно, что подать их может и представитель предпринимателя.

Но даже если сразу не было желания работать на упрощенке, а в дальнейшем такое желание появится, все в порядке. Представитель предпринимателя имеет право подать налоговикам заявление о том, что его бизнесмен переходит на упрощенку.

Об этом прямо сказано в ч. 1 п.п. 298.1.1 НКУ.

Зарегистрировать плательщиком НДС. А вот с НДС все не так просто. Если предприниматель сразу не стал плательщиком НДС, то в дальнейшем заявление на НДС-регистрацию он обязан подавать сам (лично или в электронном виде через Интернет с электронной подписью предпринимателя). Это прямо установлено п. 183.7 НКУ.

Но… с другой стороны, п. 19.3 НКУ наделяет представителя теми же правами, что и налогоплательщика. Выходит, что представитель тоже может подать такое заявление вместо предпринимателя. Тем не менее ввиду неясности в законодательстве лучше уточнить у своих налоговиков, как они характеризуют данную ситуацию.

Имейте в виду: налоговики примут от представителя только ту доверенность, которая заверена нотариально (п. 19.2 НКУ, категория 135.06 ЗІР ГФСУ)!

Что же касается электронного способа подачи заявления, то на практике предприниматель может передать свой электронный ключ представителю (для отправки заявления). В то же время стоит ли указывать, что формально такие действия являются фактом компрометации ключа?

Ведение деятельности

Получить разрешительные документы (лицензии, разрешения и др.). В целом, действующее законодательство не запрещает представителю оформлять разрешительные документы, необходимые для деятельности предпринимателя. Хотя прямого указания на то, что представитель может лично подавать документы для получения разрешений, в подзаконной нормативке нет.

Впрочем, если возникнут проблемы, то в большинстве случаев документы на получение того или иного разрешения можно отправить по почте (заказным письмом с описью вложения) или вообще через Интернет в электронном виде с наложением электронной цифровой подписи. Так что оформить разрешения вместо предпринимателя можно.

Учтите: в некоторых случаях подпись предпринимателя на документах, отсылаемых для получения разрешения, должна быть заверена нотариально.

Открыть счет в банке и распоряжаться средствами на нем. Представитель может открыть для предпринимателя счет в банке. Для этого ему достаточно предъявить паспорт и доверенность (п. 3.1 Инструкции № 492**). А для того, чтобы в дальнейшем осуществлять платежи с этого счета, при заключении договора на открытие счета ему стоит внести свою подпись в карточку с образцами подписей (п. 18.18 Инструкции № 492). Для этого в карточке есть специальное поле «Зразки підписів довірених осіб (ліквідатора)».

** Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением НБУ от 12.11.03 г. № 492.

Если же счет уже открыт, представитель может получить право распоряжаться им, подав в банк карточку с образцом своей подписи и предъявив доверенность.

Чтобы представитель мог распоряжаться счетом предпринимателя, его доверенность обязательно должна быть заверена у нотариуса (п. 5.6 Инструкции № 492).

Зарегистрировать РРО. Если предпринимателю нужен РРО, то и купить его, и зарегистрировать у налоговиков может представитель. Без проблем! Такое право дано представителю пп. 4 и 17 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 547***. Кстати, с собой нужно иметь паспорт и доверенность (в которой среди полномочий представителя должно фигурировать право регистрировать РРО).

*** Порядок регистрации и использования регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547.

Что касается перерегистрации РРО и снятия его с регистрации, то это тоже может сделать представитель при наличии доверенности.

Вести Книгу учета доходов (и расходов) и подписывать первичные документы. Если в доверенности указаны такие полномочия, то представитель может вести Книгу учета и составлять/подписывать первичные документы. Кстати, что касается права подписи представителя на документах о получении товарно-материальных ценностей, то его стоит отдельно прописать в доверенности.

При этом, поскольку ведение учета — не разовая услуга, а требует регулярных действий со стороны представителя, тут важно, чтобы налоговики не посчитали его наемным работником предпринимателя и не заставили платить НДФЛ, военсбор, ЕСВ с его доходов. Для этого можно либо:

1) указать в договоре, что представитель действует на бесплатной основе;

2) либо, если договор услуг заключен на платной основе, то:

• во-первых, предмет договора должен быть сформулирован так, чтобы предприниматель приобретал результат, а не процесс труда.

Например, правильно так: «получение бухгалтерских услуг и услуг по ведению налогового учета», а неправильно так: «предоставление услуг бухгалтера», «выполнение обязанностей бухгалтера»;

• во-вторых, представитель не должен подчиняться режиму труда предпринимателя и получать регулярно зарплату (вознаграждение за свои услуги он может получать на основании акта выполненных услуг в разные даты), ему не выплачиваются больничные и не предоставляется отпуск;

• в-третьих, представителю лучше все-таки быть предпринимателем или независимым профессионалом, поскольку он будет осуществлять систематическую деятельность (а не разовую).

Хотите избежать этих вопросов? Обратите внимание на возможность ведения книг учета в электронной форме. «Издалека» проверяющим не разглядеть, кто именно ведет Книгу.

Заключать договоры с партнерами. Можно стопроцентно. Именно для этого и предназначены отношения представительства (ст. 237 и 1000 ГКУ). Но учтите: представитель может совершать лишь те сделки, которые вправе совершать сам предприниматель (ч. 1 ст. 238 ГКУ). Например, если у предпринимателя нет лицензии на торговлю алкоголем, он не может выдать доверенность на это другому лицу.

При этом к форме доверенности предъявляется такое требование: она должна отвечать форме, в которой должен заключаться сам договор.

Нанимать работников. Заключить трудовой договор с физлицом представитель может. Подтверждение находим в несколько подустаревшем приказе № 260***.

Остальную часть (издание приказа, запись в трудовой книжке, уведомление налоговиков) предпринимателю, считаем, лучше выполнить самостоятельно.

Регистрировать налоговые накладные, составлять и подавать налоговую отчетность. Там, где царит электронизация (регистрация налоговых накладных, НДС-деклараций), проблемы с представительством как таковой нет — все можно подписать ЭЦП предпринимателя.

А что если имеем дело с «бумагой»? Согласно п.п. 48.5.2 НКУ подписать налоговый отчет может либо сам предприниматель, либо его представитель (он ставит свою фамилию и подпись).

Придерживаемся правила: кто декларацию заполняет, тот ее и подписывает.

Что касается декларации о доходах, то в п. 179.5 НКУ есть прямое разрешение на то, чтобы вместо предпринимателя ее составлял представитель (уполномоченное лицо). Разумеется, для этого ему понадобится нотариально заверенная доверенность (п. 19.2 НКУ).

Те же правила действуют и в отношении декларации единоналожника и других налоговых отчетов (категория 135.02 ЗІР ГФСУ).

Правда, есть исключение: форма № 1ДФ. Исходя из п. 48.6 НКУ этот Отчет формально должен быть подписан именно предпринимателем.

Уплачивать налоги. Представитель имеет право уплачивать налоги от имени предпринимателя на основании нотариально заверенной доверенности (п. 19.2 НКУ).

Принимать налоговиков-контролеров (ездить на проверки). И это тоже можно ввести в круг полномочий представителя (п.п. 20.1.1 НКУ). Даже налоговики с этим согласны (консультация в категории 136.07 ЗІР ГФСУ).

Представлять интересы предпринимателя в суде. Можно. Для этого представителю понадобится нотариально заверенная доверенность.

Итог. Сейчас предприниматели имеют возможность практически все действия по ведению бизнеса передать представителю. При этом рекомендуем прописать в доверенности полномочия представителя максимально подробно (все, о чем мы говорили выше).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить