Аптечка на предприятии: покупаем, пополняем и учитываем

В избранном В избранное
Печать
Свириденко Алла, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Июнь, 2017/№ 24
Как известно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но, к сожалению, как бы блестяще ни была организована система охраны труда (ОТ) на предприятии, недомогания работников и производственные травмы все равно случаются. В таком случае на помощь придет аптечка первой медицинской помощи. У вас ее еще нет? Тогда самое время обзавестись ею. А мы со своей стороны расскажем вам о том, что в ней должно находиться, как отразить в учете приобретение аптечки и ее пополнение необходимыми лекарствами, ну и, конечно, как списать просроченные медикаменты.

Когда наличие аптечки обязательно?

Первое, что приходит на ум, — автотранспортные предприятия.

Дело в том, что согласно п.п. «є» п.п. 31.4.7 ПДД запрещена эксплуатация транспортных средств, в частности, при отсутствии медицинской аптечки.

Понятно, что все счастливые обладатели автомобилей должны иметь в нем соответствующую медицинскую аптечку.

Но ПДД не единственный нормативный документ, который требует обязательного наличия аптечки. Работа на производственных предприятиях часто сопряжена с определенным риском не только для здоровья, но и для жизни работников. При этом риски варьируются в зависимости от характера выполняемых на предприятии работ. В таких случаях обязательного наличия аптечки могут требовать отраслевые нормативно-правовые акты.

Самое важное здесь понимать: в некоторых случаях обязательное наличие аптечки в цехе или на рабочем месте — прямое требование законодательства. Поэтому для того чтобы знать, относитесь ли вы к таким «счастливчикам», нужно хорошенько изучить отраслевые нормативные акты.

Аптечка в офисе

Сразу отметим: действующее законодательство в этом отношении очень немногословно.

Как гласит ст. 13 Закона об охране труда, работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере ОТ. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления ОТ, в частности принимает срочные меры для помощи пострадавшим. За нарушение этих требований работодатель непосредственно несет ответственность.

Кроме того, согласно п. 8 Порядка № 1232 при наступлении несчастного случая непосредственный руководитель работ обязан, в частности, срочно организовать предоставление первой неотложной помощи пострадавшему, обеспечить в случае необходимости его доставку в лечебно-профилактическое учреждение.

Как видите, оба документа прямо об обязательном наличии аптечки ничего не говорят. В то же время сами понимаете: трудно принимать какие-то меры для помощи пострадавшим, как того требуют и Закон, и Порядок, без хотя бы минимального набора необходимых средств. При этом несчастный случай может произойти не только в цехе промышленного предприятия, но и в теплом офисе. А значит, можно сделать вывод: хоть действующее законодательство прямо и не требует наличия аптечки в «простых» офисах, без нее работодателю никак не выполнить возложенные на него требования Закона об охране труда и Порядка № 1232.

Другими словами, на наш взгляд, аптечкам в офисах торговых предприятий, банковских учреждений, страховых организаций и на предприятиях сферы услуг быть!

Аналогичные выводы на этот счет в свое время делали и специалисты Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее — ФСНС) в письме от 16.08.05 г. № 261-05-3.

Ну и, наконец, последний аргумент «за» офисную аптечку. Ни один сегодняшний офис нельзя себе представить без компьютера. Правила охраны труда во время эксплуатации электронно-вычислительных машин утверждены приказом Госгорпромнадзора от 26.03.10 г. № 65. Как предусмотрено п. 1.3 этого документа, рабочие места, оснащенные компьютерами, должны соответствовать требованиям самих Правил и Государственных санитарных правил и норм роботы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 10.12.98 г. № 7 (ГСанПиН 3.3.2.007-98). В свою очередь, п. 2.16 указанных Санитарных правил недвусмысленно требует, чтобы помещения с визуально-дисплейными терминалами были оснащены аптечками первой медицинской помощи.

Обратите внимание! Вопросы обеспечения предприятия аптечками следует решать на уровне коллективного договора в разделе «Охрана труда» (см. письмо ФСНС от 31.08.10 г. № 823-06-2). Если же у вас коллективный договор не заключен, приобретение аптечки достаточно оформить соответствующим приказом руководителя предприятия.

Итак, с необходимостью иметь аптечку мы с вами разобрались. Теперь давайте посмотрим, что в эту аптечку положить.

Содержимое аптечки

Наполняем аптечку. Проще всего дело обстоит с автомобильной аптечкой. Приказом Минздрава от 07.07.98 г. № 187 утверждены:

Перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой медицинской помощи для пассажирских легковых с количеством пассажиров до 9 человек и грузовых транспортных средств, — автомобильная аптечка-1 (АМА-1);

Перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой медицинской помощи для пассажирских транспортных средств с количеством пассажиров свыше 9 человек, — автомобильная аптечка-2 (АМА-2).

Какие медпрепараты должны входить в состав АМА-1 и АМА-2, вы узнаете из табл. 1.

Таблица 1. Содержимое АМА-1 и АМА-2

Состав аптечки

Количество

АМА-1

АМА-2

1. Средства для остановки кровотечения, наложения повязок при травмах

1.1. Жгут для остановки кровотечения

1 шт.

3 шт.

1.2. Бинт стерильный 5 м х 10 см

1 шт.

6 шт.

1.3. Салфетки с хлоргексидином 6 см х 10 см

2 шт.

9 шт.

1.4. Салфетки кровоостанавливающие с фурагином 6 см х 10 см

2 шт.

9 шт.

1.5. Пакет перевязочный стерильный

1 шт.

4 шт.

1.6. Лейкопластырь в рулоне 5 см х 5 м

1 шт.

3 шт.

1.7. Пластырь бактерицидный 2,3 см х 7,2 см

4 шт.

10 шт.

1.8. Косынка медицинская перевязочная 50 см х 50 см

1 шт.

3 шт.

1.9. Шворка для фиксации шин

10 м

2. Антисептические средства

2.1. Раствор йода 5 % (10 мл)

1 фл.

2 фл.

3. Обезболивающие и сердечные средства

3.1. Буторфанола тартрат 0,2 % (1 мл) в шприц-тюбике

2 шт.

6 шт.

3.2. Нитроглицерин 1 % в капсулах (0,0005)

20 капс.

40 капс.

4. Дополнительные средства

4.1. Ножницы с тупыми концами

1 шт.

2 шт.

4.2. Перчатки медицинские № 8 из полиэтилена

1 пара

4 пары

4.3. Пленка (клапан) для проведения искусственной вентиляции легких

1 шт.

4 шт.

4.4 Сульфацил натрия 20 % (1 мл) в шприц-тюбике

2 шт.

4 шт.

4.5. Булавки английские

6 шт.

12 шт.

4.6. Гипотермичный портативный пакет-контейнер

4 шт.

4.7. Термопокрывало

4 шт.

4.8. Воротники для фиксации шейного отдела позвоночника, комплект: 4 размера для взрослых и 1 детский

1 шт.

4.9. Шины эластичные типа SAM SPLINT:

• для верхних конечностей

4 шт.

• для нижних конечностей

6 шт.

4.10. Портативный аппарат для искусственной вентиляции легких типа «АМБУ»

1 шт.

5. Инструкция о пользовании средствами автомобильной аптечки

6. Футляр для аптечки

1 шт.

1 шт.

Обратите внимание! Автомобильную аптечку можно купить в готовом виде в аптечном учреждении, а можно укомплектовать самостоятельно. Основным требованием к самостоятельно собранной аптечке является ее соответствие требованиям ДСТУ 3961-2000 (см. письмо Нацполиции от 11.01.16 г. № 71/20/10/04-2016).

Теперь о неавтомобильных аптечках. Для некоторых везунчиков содержимое аптечек расписывают отраслевые нормативные документы.

Если же нормативными документами точный перечень медпрепаратов не установлен, тогда все, как говорится, в ваших руках. В таком случае перечень необходимых лекарственных средств, которыми следует укомплектовать медицинскую аптечку, определяется характером вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте.

По крайней мере, так разъясняли специалисты ФСНС в уже упомянутом ранее письме от 16.08.05 г. № 261-05-3 (ср. 025069200). При этом количество препаратов варьируется в зависимости от количества человек, которым может понадобиться помощь.

То есть нужно исходить из того, какие опасности подстерегают работника на рабочем месте. Кому-то хватит стандартных анальгетиков, спазмолитиков и сердечных препаратов, а также простейших материалов и медикаментов для обработки ран при незначительных травмах, а кому-то желательно обзавестись более широким перечнем лекарств и изделий медицинского назначения.

Перечень лекарственных средств, которыми должна быть укомплектована аптечка, место ее хранения, а также порядок ее использования и периодичность контроля за содержимым аптечки утверждают приказом руководителя предприятия. Этим же приказом назначают работника, ответственного за решение организационных «аптечных» вопросов. Именно он будет отвечать за приобретение аптечки, ее комплектацию и хранение, а также за использование препаратов из аптечки. Идеальным вариантом, естественно, является человек с медицинским образованием. При отсутствии такого ответственным разумно назначить специалиста службы ОТ предприятия.

И еще один очень важный момент! Обязательно нужно соблюдать сроки и условия хранения лекарственных средств из аптечки. Не стоит хранить там не пригодные к использованию препараты, если в них нарушена упаковка либо истек срок годности.

Возникает вопрос: а что делать с лекарствами, срок годности которых истек? Давайте вместе поищем на него ответ.

Избавляемся от просроченных лекарств. Конечно же, первый порыв — выбросить просроченные медикаменты в мусорное ведро. Но не спешите.

Если действовать по закону, то старые лекарства нужно утилизировать.

Смотрите: согласно п. 3 Правил утилизации этот документ обязателен для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом лекарственных средств, утилизацией и обезвреживанием отходов. При этом под оборотом понимаются виды деятельности, связанные не только с производством и торговлей, экспортом/импортом, но и с приобретением и использованием лекарств.

Важно, что никаких критериев объема использования лекарств Правила не устанавливают. Поэтому получается, что для целей этого документа не имеет значения, используете вы медикаменты в «больнично-аптечных» объемах или максимум, что у вас может «заваляться», — пластинка валидола и баночки йода. В любом случае их нужно утилизировать в порядке, прописанном Правилами утилизации.

Как это сделать? Должностные (уполномоченные) лица субъекта хозяйствования определяют наличие лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, и оформляют их Актом, форма которого приведена в приложении 1 к Правилам утилизации. Затем такие лекарственные средства передают для утилизации предприятиям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами (прямо или через поставщиков, если есть такая возможность).

После этого органам госконтроля по месту осуществления деятельности нужно подать информацию о передаче лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, на утилизацию или обезвреживание (приложение 2 к Правилам утилизации).

Конечно, странно говорить об утилизации оставшейся неиспользованной пластинки таблеток. Но надо — значит надо. Если же все лекарства будут использованы еще до истечения срока годности, заботиться об утилизации не придется.

Ну вот, с организационными «аптечными» вопросами мы с вами разобрались. А поскольку приобретение аптечек и наполнение их медикаментами сопряжены с расходами, пора выяснить все подробности бухгалтерского и налогового учета таких затрат.

Бухгалтерский учет «аптечных» расходов

Если вы приобрели укомплектованную медицинскую аптечку, то имеете дело с объектом МНМА.

Действительно, стоимость такой аптечки относительно невелика (как правило, не дотягивает до стоимостного предела для разграничения ОС и МНМА*), а срок ее службы превышает один год (один операционный цикл). Поэтому расходы на приобретение аптечки изначально группируют на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных активов», а затем списывают на субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

* Как правило, в бухучете стоимостный предел предметов, относящихся в состав МНМА, устанавливают на налоговом уровне (п.п. 14.1.138 НКУ), т. е. в размере 6000 грн. Хотя на усмотрение предприятия он может быть установлен в другом размере.

При этом стоимость каждого лекарственного препарата отдельно не выделяют.

Амортизацию стоимости аптечки начисляют одним из методов, предусмотренных п. 27 П(С)БУ 7:

• прямолинейным;

• производственным;

«50 %/50 %» (амортизацию начисляют в размере 50 % амортизируемой стоимости в первом и последнем месяцах использования МНМА);

«100 %» (амортизацию начисляют в размере 100 % амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта МНМА).

Для отражения накопленной суммы амортизации предназначен субсчет 132 «Износ прочих необоротных материальных активов».

А вот стоимость лекарств, которые вы покупаете отдельно (например, чтобы доукомплектовать свою аптечку или заменить просроченные лекарства), учитывают в составе запасов на субсчете 209 «Прочие материалы», а затем в периоде их «попадания» в аптечку списывают в состав расходов.

Статью затрат для начисления амортизации и списания стоимости лекарств выбирают в зависимости от того, где используют аптечку.

Например, если речь идет об автомобильной аптечке, то имеет значение направление использования автотранспорта. То есть, если автомобиль:

• обслуживает админперсонал, тогда «аптечные» расходы включают в состав административных (Дт 92 «Административные расходы»);

• используют для доставки продукции потребителям, тогда стоимость медпрепаратов попадет в состав расходов на сбыт (Дт 93 «Расходы на сбыт»).

Если нужно учесть «производственные» аптечки, находящиеся на территории цехов, тогда расходы на их приобретение должны осесть на счете 91 «Общепроизводственные расходы».

И наконец, для учета аптечек, которые хранятся на предприятиях торговли, услуг и ресторанного хозяйства, нужно исходить из направления деятельности самого предприятия или работников конкретного подразделения. Как правило, это будут либо административные расходы (Дт 92), либо расходы на сбыт (Дт 93).

Пример. Предприятие приобрело аптечку для офиса стоимостью 350 грн. (в том числе НДС 7 % — 22,90 грн.). Кроме того, для доукомплектования аптечки дополнительно приобретены медпрепараты стоимостью 107 грн. (в том числе НДС 7 % — 7 грн.).

В бухучете приобретение аптечки и медпрепаратов отражаем так (см. табл. 2):

Таблица 2. Учет медицинской аптечки и медпрепаратов

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1. Перечислена предварительная оплата стоимости аптечки и дополнительных медикаментов

371

311

457,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной налоговой накладной)

644/1

644/НДС

29,90

641/НДС

644/1

29,90

3. Оприходована аптечка

153

631

327,10

4. Оприходованы дополнительные медикаменты

209

631

100,00

5. Списан налоговый кредит по НДС

644/НДС

631

29,90

6. Произведен зачет задолженностей

631

371

457,00

7. Аптечка передана в эксплуатацию

112

153

327,10

8. Начислена амортизация методом «100 %»

92

132

327,10

9. Доукомплектована аптечка дополнительными лекарственными средствами

92

209

100,00

Налоговый учет

Налог на прибыль. В прибыльном учете все очень просто.

И у высокодоходников, и у малодоходников стоимость аптечки и медикаментов попадает в бухгалтерские расходы (лекарства напрямую, а аптечка — через амортизацию МНМА) и автоматически уменьшает объект обложения налогом на прибыль

И никаких налоговых разниц! Ведь с согласия самих налоговиков налоговые разницы по МНМА не считают (см., например, письма ГФСУ от 28.10.16 г. № 23357/6/99-99-15-02-02-15 и от 19.01.17 г. № 1000/6/99-99-15-02-02-15).

НДС. Как известно, согласно п.п. «в» п. 193.1 НКУ по ставке 7 % облагают операции поставки лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Госреестр лекарственных средств, а также медицинских изделий по Перечню № 410. Медицинские изделия, которые не включены в указанный Перечень, облагают НДС по ставке 20 %.

Получается, при приобретении аптечки, а также дополнительных лекарств (медприспособлений) предприятие, как обычно, отражает налоговый кредит по НДС. Главное условие известно: наличие правильно оформленной налоговой накладной, своевременно зарегистрированной в ЕРНН.

Что касается «компенсирующих» налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ, то их, на наш взгляд, тут не будет. Мы считаем, что «хозяйственность» аптечки не вызывает сомнений: наличия автомобильной аптечки требуют ПДД, а аптечки в производственных и даже офисных помещениях — следствие требований законодательства в сфере ОТ. А это, в свою очередь, дает нам право не компенсировать отраженный налоговый кредит условными налоговыми обязательствами.

НДФЛ, ВС и ЕСВ. Нашим читателям давно известно, что главное условие налогообложения доходов физлиц — возможность их персонификации. А вот «обезличенные» выплаты не включаются в налогооблагаемый доход физлиц, а значит, НДФЛ с них не удерживают.

В нашем случае мы имеем дело с неперсонифицированным доходом работников. Согласитесь: далеко не всегда можно зафиксировать факт использования работниками препаратов из аптечки.

Но даже если каждую продезинфицированную царапинку тщательно документировать, на наш взгляд, об НДФЛ все равно говорить не приходится. Действительно, лекарства из аптечки работникам предоставляют бесплатно, а значит, факт предоставления дохода в натуральной форме вроде как налицо. Но так ли это на самом деле? Ведь в этом случае невозможно выяснить главное — сумму «дохода» работника в виде одной условной таблетки анальгина, нескольких сантиметров лейкопластыря или пары капель йода.

Поэтому стоимость лекарств из медицинской аптечки не увеличивает налогооблагаемый доход работника и не облагается НДФЛ.

База обложения ВС, как известно, практически полностью совпадает с базой обложения НДФЛ. Отсюда еще один приятный вывод: объект обложения ВС в случае пользования бесплатными медицинскими аптечками не возникает.

Теперь о ЕСВ. Такой «выплаты» мы не найдем в Инструкции № 5 в составе фонда оплаты труда. В то же время расходы на проведение оздоровительных мероприятий можно увидеть в п. 10 разд. ІІ Перечня № 1170. А значит, стоимость лекарственных средств из аптечки не включается в базу начисления ЕСВ.

Документы статьи

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от14.10.92 г. № 2694-XII.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.04 г. № 5.

ПДД Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.01 г. № 1306.

Перечень № 1170 — Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.10 г. № 1170.

Порядок № 1232 — Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 30.11.11 г. № 1232.

Правила утилизации — Правила утилизации и уничтожения лекарственных средств, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 24.04.15 г. № 242.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить