(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 26
  • № 25
  • № 23
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
14/22
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июнь , 2017/№ 24

НеПЕЧАТный документ: ломаем стереотипы

http://tinyurl.com/y2dgd22y
Украина семимильными шагами идет в Европу! Законодатель активно укладывает в «прокрустово ложе» прогрессивных стандартов действующее законодательство. Сегодня разберем отмену обязательного наличия печати на документах. Что да как — читайте в этой статье.

Обсуждать сегодня мы будем Закон Украины от 23.03.17 г. № 1982-VIII // «БН», 2017, № 17, с. 6 (далее — Закон № 1982). Вступит он в силу с 19.07.17 г.

Наверняка песня с отменой печати вам уже знакома. Вспомните 2014 год. Именно тогда законодатель предпринял первую робкую попытку отказаться от этого «рудимента».

В чем же принципиальная разница между отменой по версиям 2014 и 2017 годов?

«Думайте сами, решайте сами…»

Первое и самое важное — Закон № 1982 меняет суть права хозсубъекта на печать.

Вся «соль» в том, что ранее вы могли ее иметь, а могли и не иметь. И мы приходили к выводу: если печать есть, то ее нужно использовать. Это влекло за собой ряд особенностей. Например, обязательность наличия оттисков на бланках документов строгой отчетности с реквизитом «М. П.».

Кроме того, абзац третий ч. 2 ст. 207 ГКУ предусматривал обязательность скрепления соглашения печатью, если стороны об этом договорились в письменной форме.

Что же будет с 19 июля? Юридические лица частного права не только могут (не)иметь печать (ч. 4 ст. 62 ХКУ). Они теперь самостоятельно решают — использовать ее или нет. И обновленная ч. 1 ст. 581 ХКУ акцентирует внимание на том, что использование хозсубъектом печати не является обязательным.

Соответственно, даже если у субъекта хозяйствования печать имеется, он может не ставить ее на любых документах. И в таком случае снимаются все вопросы по поводу наличия оттиска в документах на основании договоров, в бланках строгой отчетности и т. д. Об этом свидетельствует и исключение абзаца третьего из ч. 2 ст. 207 ГКУ.

Обратите внимание: право на (не)использование печати не касается госорганов и органов местного самоуправления (далее — ОМС). У них все по-старому.

В связи с переформатированием «права на печать» для субъектов хозяйствования нардепы подчистили и другие законодательные акты. Например, теперь оттиск печати не является обязательным реквизитом для векселя. Правда, некоторые акты законодатель все же упустил из виду. Так, НКУ еще оперирует «печатью при ее наличии». Поэтому с налоговиками могут быть проблемы. Ибо они в первую очередь руководствуются именно НКУ.

Могут ли потребовать печать?

Опасаясь таких смелых нововведений, осторожный бухгалтер обязательно задастся вопросом: а может ли орган госвласти или ОМС требовать печать?

Ведь очень часто власть имущие тяжело воспринимают подобные прогрессивные изменения. Поэтому высока вероятность того, что наиболее «матерые» их представители могут идти по накатанной, требуя печать от хозсубъектов.

На этот счет Закон № 1982 предусмотрел кое-какие «интересности».

Во-первых, ч. 2 ст. 581 ХКУ теперь гласит: оттиск печати не может быть обязательным реквизитом любого документа, который подается субъектом хозяйствования в орган государственной власти или ОМС.

Более того, копия такого документа считается удостоверенной в установленном порядке, если на ней проставлена подпись уполномоченного лица субъекта хозяйствования или личная подпись ФЛП.

Орган госвласти не вправе требовать даже нотариального удостоверения копии документа в случае, если последнее не установлено законом.

Во-вторых, подкрепляется такой запрет административной ответственностью.

В соответствии с новой ст. 16624 КоАП должностные лица госоргана или ОМС «схлопочут» наказание, если: (1) станут требовать оттиск печати на документе, который подается хозсубъектом, или нотариального удостоверения копии такого документа; (2) откажут в принятии документа в связи с отсутствием на нем оттиска печати хозсубъекта или нотариального удостоверения копии такого документа.

Штраф — от 850 до 1700 грн.

Составлять админпротоколы будут должностные лица ГРСУ* (п. 1 ч. 1 ст. 255 КоАП). Рассматривать же такие дела уполномочены местные суды (судьи) (ст. 221 КоАП).

* Государственная регуляторная служба Украины.

На первый взгляд кажется, что никто потребовать печать и не подумает. Однако осталась еще уйма неразрешенных вопросов. В каком порядке будет происходить привлечение к ответственности? Какова форма админпротокола в этом случае?

Пока не урегулированы подробные «правила игры», привлечь кого-либо к ответственности будет невозможно.

А могут ли контрагенты настаивать на проставлении оттиска? Поскольку использование печати — это право хозсубъекта, а не его обязанность, требовать от контрагента печать после 19 июля 2017 года нельзя.

Хотя админответственность за такое «вымогательство» для обычных субъектов хозяйствования (не госорганов или ОМС) отсутствует.

Ваш контрагент все-таки поставил печать? О дополнительной защите можно даже не мечтать. Причина — в новой ч. 3 ст. 581 ХКУ: наличие или отсутствие оттиска печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»

Выходит, что единственным барьером на пути действительности документов и подтверждения полномочий представителей юрлиц остается только подпись.

Конечно, невооруженным глазом вряд ли удастся отличить поддельный «росчерк пера» от настоящего. В этом случае только Фемида может помочь вам отделить «зерна от плевел». В рамках судебного обжалования действительности того или иного документа придется потратиться на почерковедческую экспертизу.

Как же обезопасить себя от недобросовестных контрагентов? Предлагаем вам несколько способов.

1. Обязательно сверять данные о предприятии и уполномоченных лицах в предоставляемых документах с данными в ЕГР**.

** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (см. по ссылке: https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch).

2. Подписывать документы с предъявлением паспорта подписанта в вашем присутствии.

3. Переходить на электронное «общение». Активно внедряйте в делопроизводство электронную цифровую подпись. Ее подделать сложнее, да и бумажной волокиты поубавится.

4. Воспользоваться механизмом нотариального удостоверения. Вы можете предусмотреть нотариальное удостоверение как самого договора, так и подписей уполномоченных лиц на них. Вариант затратный и не всем может прийтись по душе.

Эти методы борьбы, конечно, не являются «панацеей», но могут поумерить пыл недобросовестных контрагентов.

Стоит признать, что пока прогрессивная отмена печатей может принести только лишние хлопоты. Подпись ведь «нарисовать» проще, чем печать. Хотя ранее подделка последней тоже не была чем-то особо затруднительным.

В таком случае оттиск на документе окончательно становится лишь психологическим барьером на пути фальсификации подписи.

И все же от печатей рано или поздно избавляться пришлось бы. Особенно учитывая европейский вектор движения Украины. Однако, что немцу хорошо, то… Приживутся ли подобные правила — покажет практика.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
печать на документах, отмена печатей добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье